[TIFLO] Киев. Евсевьев

Собственный опыт использования
информационных технологий в учебном процессе
Г.А.Евсевьев, студент факультета правоведенья
Открытого международного университета
развития человека <Украина>
Применение информационных технологий в образовании для меня, инвалида второй
группы по зрению, началось с перехода в Межобластную школу для слепых и слабовидящих
детей. До этого, учась в киевской школе-интернате # 4 для слабовидящих, я информационных
технологий не использовал, если не считать уроков информатики, проводившихся
факультативно.
Заочная форма образования предполагает самостоятельную работу учащегося. Контроль
за самообучением в заочной школе состоит в выполнении заданий. Именно для выполнения
заданий я и начал использовать компьютер, который стал для меня незаменимым помощником.
Во-первых, перестал переводить бумагу на черновики.
Во-вторых, стал понимать написанное, поскольку с трудом распознаю написанное
от руки.
В-третьих, быстрее и проще работать с текстом, чем от руки.
Жизнь заставила освоить Microsoft Word, WordPad, Microsoft Excel и другие программы.
Для написания рефератов пришлось использовать электронные библиотеки и Интернет,
ища там нужную информацию.
Это оказалось гораздо быстрее и эффективнее, чем подбирать материал из плоскопечатной
литературы.
Во-первых, плоскопечатный материал изучаешь глазами, а электронный аналог изучает
машина, которой можно указать, что искать.
Во-вторых, электронная библиотека всегда под рукой.
В-третьих, интернет-библиотеки экономят время, не требуя поездок в них.
Работа с плоскопечатным текстом значительно облегчилась благодаря возможности
его сканирования и распознавания. Распознанный материал оставался у меня, использовался
по необходимости, а плоскопечатный возвращался библиотеке или человеку, у которого
он был одолжен. Так мною была создана своя электронная библиотека. И подобных
маленьких библиотек столько, сколько таких, как я.
Я работаю за компьютером без звукового сопровождения, но при этом не отказываюсь
от звуковых программ. Программы чтения электронных текстов голосом позволили
мне поберечь и не перегружать глаза чтением.
Так компьютер помог мне получить полное среднее образование и помогает до сих
пор, но уже как студенту. Кроме привычной работы над текстами добавился еще один
способ применения компьютера в образовательных целях - работа с аудиоматериалом.
Суть способа заключается в следующем. Записываешь лекцию на диктофон, желательно
цифровой, а потом программой-аудиоредактором выбрасываешь лишнее и слушаешь в
результате лекцию в том виде, в котором считаешь оптимальным.
Во-первых, этот способ избавляет слабовидящего от сложного для нас дела - конспектирования.
Во-вторых, избавляет от необходимости чтения конспекта глазами, что позволяет
лишний раз не перегружать глаза. Если диктофон кассетный, то дополнительно придется
осваивать технологию перезаписи с диктофона на компьютер.
Еще одна методика, освоенная мною, заключается в следующем. Я начитываю при помощи
микрофона на компьютер материал, подлежащий изучению, например, готовясь к экзамену.
Прослушиваю начитанное, слушаю столько, сколько необходимо. И в результате сдаю
экзамен. Пока метод себя оправдывал.
Не знаю, как для кого, а для меня компьютер - это незаменимый
помощник в учебе.
Выпуск листа на новом месте: 1662