Учебно-информационный компьютерный центр УТОС: вчера, сегодня и завтра
С. А. Васин, директор Учебно-информационного
компьютерного центра УТОС, кандидат экономических наук
Я думаю, участникам конференции хотелось бы больше узнать о ее организаторах,
т.е. об Учебно-информационном компьютерном центре УТОС, который находится здесь,
в помещении библиотеки, и который Я возглавляю.
Коротко о себе. Я закончил Киевскую, а затем Харьковскую школу для слепых детей,
экономический факультет Киевского университета им. Шевченко, там же защитил кандидатскую
диссертацию по политэкономии и работал девять лет научным сотрудником в лаборатории
социально-экономических проблем региональных народно-хозяйственных комплексов
у нас на факультете.
В конце 93-го года появилась идея создания такого места, где бы слепые могли
пользоваться компьютерами, с учётом того, что в то время в личном пользовании
у незрячих компьютеров практически не было. Естественно, вопрос ставился так,
что надо создать общественную структуру, где люди могли бы учиться, получить
представление о возможностях компьютера, приобретать навыки применения компьютерных
технологий в профессиональной деятельности.
Идея была поддержана председателем Центрального правления Бильчичем Владиславом
Николаевичем, который тогда только приступил к исполнению обязанностей после
смерти предыдущего председателя ЦП УТОС. Мне было предложено создать проект (концепцию)
этого центра.
Мы ездили в Москву, знакомились с работой Центра компьютерных технологий, что-то
позаимствовали, что-то придумали сами.
Придумать придумали, но тогда денег нам не дали, по крайней мере, в том варианте,
который мы хотели создать, а именно, комплекс рабочих мест. Было решено реализовать
проект постепенно. Мне предложили возглавить, по сути, эксперимент.
Нам дали в здании Центрального правления маленькую комнату, где раньше находилась
спецчасть отдела кадров. В советское время эта комната считалась как бы режимной
территорией, снабжённой крепким замком, так как доступ был строго ограничен.
Там и установили первый компьютер, и мы начали работать, т.е. Сначала учиться
сами.
Лосик Григорий Васильевич привёз из Белоруссии программу озвученного доступа
<эхо поиска>, С неё мы и начали Знакомство с компьютерными технологиями. Потом
нам предоставили большее помещение, увеличили чуть-чуть штаты.
Сейчас в Центре работает 5 сотрудников, включая бухгалтера. Все пять - инвалиды,
что само по себе уже показательно, 4 инвалида по зрению, а бухгалтер - инвалид
по слуху.
Я думаю, что это очень важный пример для пользователей, которые к нам приходят,
потому что часто среди них встречаются люди разуверившиеся в своих возможностях,
не верящие в возможность освоения такого сложного, загадочного инструмента, но,
видя, как незрячие на практике работают и помогают другим в освоении этой техники,
психологически настраивают себя на учёбу, на реальное использование компьютера.
С другой стороны, если уж мы не будем использовать труд инвалидов, то тогда разговоры
о том, что нужно решать вопросы трудоустройства инвалидов по зрению, будут восприниматься
как фарисейство.
Проблема эффективного труда слепых на компьютере в сравнении со скоростью, с
которой могут выполнять те или иные, скажем, редакционные задачи, зрячие или
слабовидящие работники, была и остаётся, и эта проблема ставит перед нами, незрячими,
задачу всё время работать над поиском более эффективных форм своего труда и повышением
своей квалификации. Я убеждён, что, если мы будем что-то делать лучше других,
только тогда с нами будут считаться. Моя учёба и моя работа в зрячих коллективах
подтвердила это моё убеждение.
Конечно же, побуждение к самосовершенствованию, постоянное самообучение - то
одна из основных, на мой взгляд, форм нашей деятельности. Если нормально, скажем,
для повышения квалификации считается 10 процентов рабочего времени, то мы не
должны успокаиваться, достигнув этого уровня. Я думаю, что в нашем труде удельный
вес этой работы должен быть существенно выше.
Мы впервые в Украине начали применять ряд методов преобразования текстов. В 1996
году мы купили сканер. Тогда это было очень дорого, больше 300 долларов. В то
время никто из нас не знал, сможем ли мы управиться самостоятельно с этой технологией.
Научились, сканировали, распознавали и вычитывали тексты, затем печатали их шрифтом
Брайля. В основном это были учебные материалы: книга для начинающих пользователей
персональных компьютеров Фигурнова, инструкции по работе с озвученными программами
и т.п. Брайлевским принтером тогда служила нам печатная машинка "Ятрань", если
кто ещё помнит такую. Мы с ней намучились, нужно было закладывать бумагу по одному
листику, механизмы часто сбоили, но мы были упорны, потому что хотели получить
продукт на выходе.
К концу того же года мы купили у "Логоса" брайлевский принтер "эверест" и брайлевский
дисплей на 20 знаков. Тога всё это работало в ДОС, но уже тога мы пришли к убеждению,
что брайль необходим и для работы с компьютером, и для работы с печатными материалами.
Для меня, собственно, это было очевидно всегда, я не представлял свою жизнь без
брайля и всегда активно его использовал, даже краткопись во время учёбы.
Дальнейшие наши усилия были направлены на то, чтобы накапливать технический потенциал
Центра и проводить его перевооружение, потому что, как вам известно, компьютеры
достаточно быстро устаревают. На сегодняшний день, у нас три комнаты: в самой
маленькой - мой кабинет, во второй - бухгалтерия и деловодство, и в большой комнате
собственно компьютерный класс, где сосредоточено 7 машин -две для наших сотрудников
и 5 пользовательских. Компьютеры почти все - пентиум 4, процессоры 2,8 гигагерц;
5 Брайлевских дисплеев; 2 Брайлевских принтера; сканеры, лазерные принтеры и
другие необходимые для комфортной работы приборы. Все машины связаны локальной
сетью, и большинство имеют выход в интернет по выделенной линии.
Собственно говоря, именно эта выделенная линия сегодня наиболее привлекает наших
пользователей, потому что, естественно, контингент пользователей меняется - те,
кто обзавелись персональным компьютером и научились работать висев меньшей степени
нуждаются в нашей помощи, они достаточно квалифицированы, чтобы справиться с
возникшей проблемой, получив консультацию по телефону. Приходят, конечно, и начинающие,
но основной соблазн - бесплатный интернет в любое время и возможность получить
подсказку непосредственно в процессе работы.
Следует заметить, что регулярного, лицензированного обучения, как это делает
"окно в мир", мы не проводили и не проводим. Отчасти, может быть, потому, что
поначалу были не готовы к этому, а отчасти потому, что этим уже занимается "окно
в мир" и дублировать эту деятельность нецелесообразно и некорректно. К нам обычно
приходят люди с уже сложившимися потребностями и наша задача - научить работать
с конкретным приложением: то ли это текстовый редактор, то ли Fine reader, программа
для записи или воспроизведения звуковых дорожек и т.п.
Мы считали своей задачей дать возможность пользователям освоить какие-то вещи
с помощью наших специалистов, которые постоянно находятся рядом. Кроме того,
предоставлялась возможность пользоваться инструкциями в озвученной форме или
по Брайлю, чтобы люди приобретали навыки максимально самостоятельно осваивать
новые технологии. Мне кажется, что когда этот процесс действительно идёт в режиме
ответственного самопоиска, самосовершенствования, он проходит быстрее и придаёт
уверенность в себе. Исходя из восточной мудрости, не нужно вести человека за
руку, он должен идти сам, ему только следует вовремя помочь.
Я думаю, что здесь представлены альтернативные методы. Мы не должны и не хотим
конкурировать с родственной организацией <окно в мир>, наша общая Задача сейчас
не в том, чтобы доказывать свою собственную необходимость, а в том, чтобы найти
формы взаимодействия и решать те проблемы, которые стоят перед инвалидами по
зрению в целом.
В Москве закрыли Центр компьютерных технологий для слепых. Я думаю, что для
подобных решений есть не только субъективная, но и своя объективная основа. Можно
сказать, что первичный этап компьютеризации прошёл: те, кто заинтересован, имеют
доступ к компьютерам, к методической базе (различным инструкциям, учебникам,
электронным конференциям и т.д.). Технология сканирования стала общепринятой
и легко реализуемой. С другой стороны, мы не можем в области программирования
догнать Freedom scientific, где собраны в один коллектив 40 программистов. Под
"ДОСом" у нас создавались хорошие полезные программы, у нас есть чтец, читающий
с ударениями, умеющий читать таблицы; у нас сделан ряд полезных утилит, таких,
как Gch - программа глобальной замены фрагментов в тексте, умеющая интеллигентно
подготовить текст, особенно полезна при подготовке к брайлевской печати. Под
Windows создать что-либо новое гораздо сложнее. Впрочем, ряд наработок в этом
направлении у нас тоже есть. Я бы обозначил два направления: первое - написание
скриптов для JAWS и второе направление - это WEB-дизайн, это развитие нашего
сайта, чем мы, по преимуществу, сегодня занимаемся.
Что касается скриптов, то здесь есть одно интересное применение, которое, возможно,
является уникальным. Я всю сознательную жизнь серьёзно занимаюсь шахматами, в
составе сборной команды Украины четырежды был призёром всемирных олимпиад слепых,
занимал второе место в мире, второе место в Европе, т.е. для меня шахматы, я
бы сказал, вторая профессия. Хотя в последнее время играю меньше - дефицит времени,
но благодаря компьютеру уровень удаётся поддерживать и даже добиваться новых
результатов. Так вот, для того, тобы незрячий шахматист сегодня мог иметь полноценный
доступ к информации, нужно освоить достаточно сложные системы, такие, как Chessbase,
Fritz. Есть альтернативные, но эти признаны лучшими в мире как по работе с базами
данных, так и по игре с шахматными программами и анализу партий. И нам удалось
создать мощные скрипты именно для работы с этими системами. Они умеют культурно
читать шахматные тексты, т.е. называют фигуры по-русски, читают поля и прочую
актуальную информацию. Часть скриптов следит за определёнными участками экрана
и выдаёт сообщения по вызову пользователя или при изменении ситуации на экране.
Технология декодирования текста, заложенная в интерпретаторе символов на экране,
передающая информацию в текстовой форме, может иметь и другие приложения. В частности,
на этой же базе мы создали комплекс скриптов для украинизации произношения JAWS.
Эту разработку нельзя считать уникальной, есть и другие аналогичные разработки,
однако приобретённый опыт доказывает перспективность самой этой идеологии интерпретации
кодов различных приложений, таких систем кодирования может быть задействовано
несколько для различного рода текстов. Это даёт возможность и для математиков,
и в других отраслях интерпретировать кодированную информацию в речевую форму.
Сейчас мы активно разрабатываем скрипты к Soundforge. Здесь ещё будет работа
и на будущий год. Вы, конечно же, знаете, что цифровые диктофоны уже стали достаточно
распространённой вещью, доступны многим незрячим, и, безусловно, в ближайшие
годы они станут основным инструментом для незрячих специалистов. Но в отличие
от магнитофонов, они требуют средств обработки звука, записанного на диктофон,
т.е. сброс на компьютер и последующее редактирование звуковым редактором. Есть
стандартные скрипты для SoundForge, можно обходиться ими, но пользователям с
недостаточной квалификацией это достаточно затруднительно, с моей точки зрения.
И потому необходимо серьёзно доработать как саму систему скриптов, так и создать
методические материалы, которые бы облегчили обучение процессу использования
звукового редактора, а также нужны и рекомендации по использованию цифровых диктофонов.
В частности, потому, что инструкции по эксплуатации написаны для зрячих, где
пишут о том, что появляются те или иные надписи на дисплее самого диктофона,
что недоступно незрячим. Даже определить, работает или нет прибор в данный момент
- тоже проблема. Это, конечно, частная задача, однако она стала достаточно актуальной.
Почему я подчёркиваю, что это частная задача? Мы уже вспоминали о закрытии Центра
компьютерных технологий для слепых в Москве. Может быть, что решение именно таких
частных задач и станет новым перспективным направлением в нашей работе. Сейчас
мы больше ориентируемся на создание методических пособий, написание инструкций,
выработку подходов, как облегчить пользователю работу с этими технологиями.
Второе направление - это помочь незрячим специалистам на рабочих местах, которые
сейчас создаются в Украинском обществе слепых. Каждый год закупается порядка
50- 60 компьютерных рабочих мест за счёт средств из государственного бюджета.
На сегодняшний день, закупку осуществляет Фонд социальной защиты инвалидов и
передаёт Украинскому обществу слепых, а президиум Центрального правления уже
распределяет закупленную технику.
К сожалению, опыт последних лет показывает, что зачастую эта техника до слепых
специалистов так и не доходит. Компьютер понадобился в бухгалтерии, принтер ещё
в какой-либо очень важный отдел предприятия, и далеко не всегда, на самом деле,
так называемые тифлокомплексы доходят до слепых даже там, где предоставлена такая
возможность. Часто тифлокомплексы дают не тому, кому они действительно нужны,
а тем, кто в дружеских отношениях с чиновником, от которого зависит распределение.
Много случаев, когда получая эту технику, просто не знают, что с ней делать,
как её использовать.
В связи с этим мы сделали методическую разработку о создании рабочих мест на
предприятиях УТОС, а с другой стороны, постоянно пытаемся как-то воздействовать
на то, чтобы закупалась адекватная техника: готовим технические требования к
закупаемым компьютерным тифлокомплексам и стремимся к тому, чтобы на местах
сначала составляли что-то вроде бизнес-плана с обоснованием предполагаемого использования
данного рабочего места. Уже по представленным обоснованиям можно определить и
квалификацию, и степень необходимости, и желательный комплекс периферийных устройств.
Очевидно, что нет смысла устанавливать приборы, которые не будут использоваться
просто потому, что это бесплатно.
Есть и ещё один достаточно неприятный аспект. Сложилась такая система, когда
государство осуществляет какую-то закупку, тендерное законодательство предполагает
конкурс поставщиков и определение наиболее выгодных условий закупок. Аукцион
наоборот - чем дешевле, тем лучше. Но в том и парадокс, что поскольку закупку
осуществляют конкретные чиновники, то именно они и определяют и цену, и фирму-поставщика.
На практике сегодня тифлокомплекс закупается за 2000 долларов. Как всем известно,
компьютер не стоит и половины этих денег, а всё остальное - это умение ловкачей
воспользоваться той экономической и социальной ситуацией, которая сегодня существует,
для удовлетворения своих собственных материальных интересов. От этого страдает
и УТОС, и конкретные люди. В этом году, например, мы могли бы получить 47 дополнительных
рабочих мест для инвалидов. Достаточно серьёзные потери.
И мы с этим боремся как средствами административного порядка, так и на уровне
общественной активности через Совет по реабилитации нашего Общества, заместителем
председателя которого я являюсь. Пока что эти наши усилия не эффективны, коррупция
сильнее всякой общественной активности. Тем не менее сдаваться мы не будем. Будем
бороться и дальше, это наша святая обязанность перед теми людьми, которые за
нами.
Кроме вопросов эффективности использования техники и трудоустройства инвалидов
в системе УТОС, есть ещё и проблема трудоустройства инвалидов по зрению вне системы,
и вопросы образования незрячих, и вопросы применения ими компьютерных технологий.
Собственно, понимание актуальности этих вопросов и привело к тому, что мы попытались
соединить тифлопедагогов с одной стороны и компьютерщиков - с другой, собрать
представителей общественных организаций, учёных, занятых в данной области и смежных
областях, чтобы найти новые подходы, чтобы заявить о наших проблемах, чтобы принести
реальную пользу. А проблем, как показал обмен мнениями, накопилось уйма.
Для нашего Центра, к примеру, одно из узких мест - отсутствие достаточного количества
помещений и сотрудников. Из-за этого мы не можем осуществлять ряд вещей. Ну например,
ещё в позапрошлом году в Германии я ознакомился с новым американским принтером
"Tiger", который открывает большие возможности для печати рельефной графики.
Я бы хотел подчеркнуть, что роль рельефной графики явно недооценивается. здесь
была дискуссия о роли Брайля и аудио в интерпретации информации, но рельефная
графика как носитель информации занимает особое место. Ею могут пользоваться
и те, кто брайля не знает, и она может быть одинаково понятна и слепому и зрячему,
что облегчит взаимопонимание при объяснении сложного учебного материала. В плане
формирования пространственного представления в учебном процессе,- а это математика,
Физика, химия, география и даже история и биология,- рельефные пособия просто
незаменимы. Кое-что мы делаем, например, мы отпечатали по Брайлю терминологический
словарь по экологии и сборник тифлографических рисунков, иллюстрирующих описанные
в статьях словаря природные процессы, способы воздействия человека на природу
и схемы логического представления некоторых закономерностей как приложение к
нему. Издатель и один из соавторов этого словаря - наш коллега Войтюк Юрий Александрович,
с которым мы давно и плодотворно сотрудничаем.
Мы это сделали на "эвересте", но возможности "Tiger" гораздо выше. Так вот, из-за
отсутствия помещений я даже не ставлю вопрос о приобретении такой необходимой
техники. Это нужно прежде всего для системы образования, для реабилитационных
учреждений, для каждого из нас.
Жизнь всё время меняется и нужно соответствовать требованию времени. Что-то удаётся,
на что-то требуется больше труда и времени, но тот факт, что нам удалось провести
эту конференцию - залог того, что в нашей работе есть перспективы и что мы всё-таки
будем соответствовать требованиям завтрашнего дня.
Выпуск листа на новом месте: 1653