Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-01-09

[TIFLO] Киев. Крицкая

Проблемы и перспективы
обучения инвалидов по зрению

в Национальной металлургической академии Украины

Л.И. Крицкая, методист Регионального центра

образования инвалидов НМетАУ

Проблема социальной интеграции инвалидов в общество приобретает все большее значение
в условиях перехода Украины к рыночным отношениям.

Конечно, инвалиды по зрению имеют ограниченные физические возможности, поэтому
задача общества и государства состоит в том, чтобы помочь этим людям как можно
более полно реализовать себя в обществе, сделать достойную жизненную карьеру.
Комфортно в жизни инвалиды по зрению будут чувствовать себя при условии овладения
ими профессиями, которые пользуются спросом на современном рынке труда.

Учитывая тематику конференции, я остановлюсь на специальном обучении студентов-инвалидов
по зрению, хотя в нашу проблему входит работа и с инвалидами по слуху.

Национальная металлургическая академия Украины с 2002 года занимается проблемой
создания благоприятных условий для получения высшего образования инвалидами.
Мы начали работу с инвалидами по слуху. Затем к нам обратилось руководство Днепропетровской
областной организации УТОС с предложением о сотрудничестве. К тому времени, учитывая
положительный опыт работы НМетАУ в этом направлении, приказом Министерства образования
и науки Украины # 319 от 19.04.2004 г. впервые в Украине был создан Региональный
центр образования инвалидов как структурное подразделение Академии.

В задачи Центра входит обеспечение методического сопровождения процесса обучения
студентов-инвалидов.

Основные задачи Центра:

- социальная интеграция инвалидов по зрению в общество;

- разработка методик их обучения;

- подготовка преподавательского состава к работе со студентами-инвалидами.

Важным аспектом работы центра является социальная адаптация и психологическая
реабилитация студентов-инвалидов.

Свою работу по организации обучения слепых и слабовидящих молодых людей мы начали
с создания подготовительных курсов, поскольку первичное тестирование их знаний
по программе средней школы показало недостаточный уровень для обучения в ВУЗе.
В программу курсов входили занятия по математике, физике, украинскому языку,
информатике.

Летом 2004 года были набраны первые две спецгруппы студентов - инвалидов по зрению
дневной и вечерней форм обучения по специальности экономика предприятия. Специальность
эта выбрана не случайно, таково было пожелание УТОС.

Мы знаем о существующей в зарубежных странах тенденции максимального включения
инвалидов в общий поток на всех этапах обучения. При этом выделяются серьезные
ресурсы для организации системы индивидуальной поддержки людей с ограниченными
возможностями.

В НМетАУ было принято решение об обучении слепых и слабовидящих студентов в
отдельных группах. В условиях украинского ВУЗа, на наш взгляд, наиболее оптимальным
вариантом обеспечения качественного образования студентов-инвалидов является
создание отдельных небольших студенческих групп (10-15 чел.). В таком случае
действительно возможны индивидуальный подход к студентам и применение специальных
методик их обучения.

При организации занятий серьезное внимание уделяется освещенности аудиторий,
в которых обучаются студенты с нарушениями зрения. Каждое рабочее место оборудовано
настольной лампой. Свет из окон в этих аудиториях падает слева. Аудитории оборудованы
мультимедийными проекторами и сенсорными досками, что позволяет укрупнять любые
изображения. Студенты обеспечиваются линзами и брайлевской бумагой.

У студентов - инвалидов по зрению ограничены возможности конспектирования. Поэтому
преподаватели готовят для них конспекты своих лекций в электронном варианте.

В Региональном центре образования инвалидов на средства Фонда социальной защиты
инвалидов оборудован Компьютерный центр, оснащенный современными компьютерами,
принтерами, сканерами, наушниками, установлена программа озвучивания. В первой
половине дня в Центре проходят лекции и практические занятия, а после обеда он
открыт для самостоятельной работы студентов, которые могут прослушать конспекты
лекций, сканировать необходимый учебный материал с дальнейшей его озвучкой. В
Центре собрана электронная библиотека, включающая материал по различным дисциплинам,
в том числе и художественная литература.

Можно сказать, что наши студенты с нарушением зрения практически без ограничения
могут пользоваться любой необходимой информацией. Решается вопрос о подключении
Центра к сети Интернет.

В Компьютерном центре техниками работают два студента-второкурсника, инвалиды
по зрению, один из них тотально слепой инвалид первой группы.

Студенты - инвалиды по зрению хорошо развиты интеллектуально. Однако, к сожалению,
уровень знаний в рамках программы средней школы часто недостаточен для обучения
в высшей школе, что является основной причиной трудностей, возникающих у студентов
в процессе обучения. Кроме того, круг областей, из которых приезжают ребята,
расширяется, сейчас у нас обучаются студенты - инвалиды по зрению из 10 областей
и хотя бы еженедельное посещение подготовительных курсов невозможно. Мы, сотрудники
центра, считаем, что необходимо создание подготовительного отделения стационарного
типа с возможным проживанием иногородних абитуриентов в интернате при академии.

На сегодняшний день в НМетАУ обучается 8 специальных групп - 93 студента-инвалида,
из них 3 группы студенты - инвалиды по зрению, в которых учится 43 человека.

В 2005-2006 учебном году был осуществлен набор спецгруппы дневной формы обучения
по специальности экономика предприятия. На следующий год мы также намерены принять
одну группу студентов - инвалидов по зрению с дневной формой обучения.

В перспективе мы планируем расширить перечень специальностей для ребят с проблемами
зрения, а пока мы нарабатываем методики, готовим преподавательский состав, собираем
электронную библиотеку, работаем над созданием мультимедийных учебников.

Выпуск листа на новом месте: 1659

   2006-01-09 11:48:55 (#499074)

[TIFLO] Киев. Бруль

Анализ регулярного обучения работе с компьютером
людей с недостатками зрения

К. Э. Бруль, преподаватель реабилитационной школы ОО <Окно в мир>

При киевском Общественном объединении "Окно в мир" существует компьютерная школа,
в которой с 2002 года проходят регулярные компьютерные курсы для незрячих. За
это время накопился некоторый опыт, наметились тенденции и проблемы, возникающие
при обучении незрячих и слабовидящих работе на компьютере. Всё это я и попробую
осветить в своём докладе.

Общие тенденции компьютерных курсов.

Работа людей с проблемами зрения на компьютере происходит при помощи говорящих
программ и при помощи такого тифлосредства как брайлевская строка. Мир компьютеров
очень быстро изменяется, расширяется и прогрессирует. Происходит постоянная смена
операционных систем, основных и специализированных программ, а также специализированных
компьютерных тифлосредств и обычных периферийных устройств.

Все эти изменения необходимо отслеживать. Поэтому состав курса обучения довольно
часто корректируется. Приходится отказываться от устаревших программ и систем
и вовремя переходить на новые, более современные. Так, например, за два года
работы мы отказались от изучения операционной системы DOS и перешли к более углублённому
изучению сети интернет. Кроме того, несколько раз в году происходит появление
новых версий основных озвучивающих программ и появляется несколько новых специализированных
говорящих программ.

Всё это требует от преподавателя постоянного повышения своего уровня владения
компьютером. Преподаватель должен первым осваивать все новые программы и вовремя
вносить корректировки в состав курса обучения.

Что даёт освоение компьютера людям с проблемами зрения.

Освоение компьютера для незрячих начинается с овладения слепым десятипальцевым
методом набора текста с клавиатуры. На это уходит от 2 до 4 недель. Эти навыки
остаются на всю жизнь и служат базой для всего дальнейшего освоения компьютера.

Первое и очень важное, что осваивает человек с проблемами зрения - это чтение
с помощью компьютера всевозможных текстов. Это могут быть как учебники и другая
специальная литература, так и художественные тексты вплоть до поэзии.

Следующим шагом в освоении компьютера является освоение офисных приложений -
редакторов текстов, табличных процессоров и другого. Это даёт возможность самостоятельно
составлять письма, заявления и другие документы, необходимые в быту и на работе.

Большое внимание уделяется освоению работы в сети Интернет. Это и работа в web-сети,
и работа с электронной почтой, и работа с поисковыми системами. Навыки работы
в сети Интернет позволяют находить нужную информацию для работы и для личной
жизни. Это - новые книги, статьи, обзоры, прогнозы погоды, новые знакомства и
многое другое.

Навыки работы с компьютером позволяют человеку с проблемами зрения получать образование,
приобретать и совершенствовать профессиональные навыки. Это повышает шансы на
трудоустройство в будущем.

Компьютер сильно обогащает и досуг человека. Кроме чтения книг, компьютер даёт
огромные возможности по прослушиванию музыки, просмотру видеофильмов и тому подобное.
Помимо удовольствия, это очень увеличивает стимулы к общению и помогает не отставать
от современной жизни.

Для молодых людей с проблемами зрения освоение компьютера - это, прежде всего,
возможность дальнейшей учёбы. Возможности компьютера по чтению, сканированию
книг и поиску их в Интернете позволяют слабовидящим и незрячим учиться в вузе
наравне со зрячими. Очень облегчают обучение появившиеся недавно цифровые диктофоны
и mp3-плееры, обладающие способностью обмениваться информацией с компьютером.

Проблемы при обучении незрячих и слабовидящих.

Компьютерное обучение людей с проблемами зрения требует большого внимания преподавателя
к каждому из обучающихся. Поэтому группа обучающихся не может быть большой. Мой
субъективный личный опыт говорит о том, что в группе должно быть не более четырёх
тотально незрячих, а общее количество обучающихся не должно превышать 8-10 человек.
Иначе практические занятия становятся неэффективными.

Очень неблагоприятно сказывается на процессе обучения разный уровень начальной
подготовки учеников. Ученикам, не имевшим навыков работы с компьютером, поначалу
тяжело поддерживать нужный темп работы. А ученики, уже знакомые с компьютером,
могут быстро потерять интерес к обучению и упустить тот момент, когда им пора
включаться в работу на полную силу.

Вообще, проще работать с учениками, не имеющими опыта работы с компьютером. Они
сразу начинают учиться правильно работать. Те же, кто имеет приличный остаток
зрения и уже научился работать на компьютере при помощи глаз, очень тяжело поддаются
переобучению. Как правило, они не владеют слепым методом набора текстов на клавиатуре
и уже привыкли работать при помощи мышки и глаз. Весьма трудно отучать их от
этого, потому что работа без мышки на слух происходит поначалу намного медленнее.
И у них просто не хватает терпения освоить новый стиль работы до такой степени,
чтобы работа на компьютере стала быстрой и приятной. Они продолжают перенапрягать
своё слабое зрение, всматриваясь из последних сил в экран и в клавиатуру, потому
что успели привыкнуть так работать.

Обязательным условием успеха обучения является наличие компьютера дома. Полученные
на занятиях навыки нужно многократно закреплять и углублять самостоятельной работой
на компьютере. Иначе эти навыки теряются в течение двух недель.

Первый месяц занятий является критическим. Поначалу работа на компьютере кажется
тяжёлой и неподдающейся освоению. Это происходит потому, что на человека обрушивается
много новой и непривычной информации. И не на кого равняться. Мало ещё примеров
для подражания. Слишком мало ещё незрячих освоили работу с компьютером.

Есть ещё одно очень большое психологическое препятствие. Для освоения компьютера
большинству людей с проблемами зрения пока не хватает стимулов. Исключение чаще
всего составляют студенты и старшие школьники. Они хорошо понимают, зачем им
нужен компьютер. Люди же более старшего возраста часто не чувствуют насущной
необходимости осваивать компьютер. Они не верят, что освоение компьютера поможет
им трудоустроиться. Они прекрасно понимают, что система трудоустройства инвалидов
по зрению, которая бы учитывала их образование и склонности, пока просто отсутствует.
Поэтому многие бросают курсы, столкнувшись с первыми же трудностями. К тому же,
ни ученики, ни государство не оплачивают сейчас курсы. Поэтому со стороны учащихся
отсутствует ответственность за собственное обучение. Многие воспринимают это
обучение как факультатив.

Выводы.

Для успешного проведения компьютерных курсов среди людей с проблемами зрения
нужна помощь опытных педагогов и психологов, а также помощь со стороны государства.

Педагоги и психологи должны помочь в разработке программ курсов. Такие программы
должны помочь начинающим преодолеть первоначальный психологический барьер и поверить
в свои силы. Нужно каким-то образом нейтрализовать различные уровни начальной
подготовки учеников. Видимо, должно быть несколько ступеней компьютерных курсов,
чтобы на каждой из ступеней занимались люди с примерно одинаковым уровнем владения
компьютером. И очень желательно хотя бы на начальном этапе обучать раздельно
незрячих и слабовидящих, поскольку скорость усвоения навыков работы у них отличается
по началу в несколько раз.

Важна как материальная, так и организационная поддержка со стороны государства.
С одной стороны, для проведения компьютерных курсов требуется дорогая современная
компьютерная техника. С другой стороны, учащиеся должны быть стимулированы к
обучению перспективой трудоустройства.

Выпуск листа на новом месте: 1658

   2006-01-09 11:27:07 (#499068)

[TIFLO] Киев. Зелинский

Развивающая ро ль звуковых компьютерных игр

А. Л. Зелинский, кандидат исторических наук,
доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Университета <Восточный мир>, преподаватель истории в Межобластной школе для
слепых и слабовидящих

Я не открою Америку, если скажу, что компьютерные игры могут оказывать на детей
как положительное, так и отрицательное влияние. Это, как говорится, всем известно
и никому не интересно. Однако мы редко задумываемся над тем, что подобную позитивную
или негативную нагрузку несут в себе не только обычные графическо-звуковые игры,
но и специальные - звуковые, рассчитанные на людей с дефектами зрения.

Разумеется, значительный процент любителей этого вида развлечений составляют
дети. Поэтому родителям, а также учителям и воспитателям, работающим в спецшколах-интернатах,
желательно хорошо ориентироваться в достаточно большом и относительно многообразном
ассортименте звуковых компьютерных игр, предлагаемых российскими, польскими,
немецкими, английскими, американскими, датскими, шведскими и израильскими производителями.

К сожалению, не вся эта продукция корректна с морально-этической точки зрения.
Классическим примером подобного безобразия, по моему мнению, является игра под
названием <Месть Бобби> (Bobby's Revenge). В этом творении компании BSC Games
игрок выступает в роли семилетнего мальчика, со вкусом терроризирующего Санта-Клауса
за то, что последний имел неосторожность принести не тот подарок, о котором мечтал
милый ребенок. Особенно возмутительно в этом случае то, что вышеупомянутая игра
является рождественским подарком малолетним геймерам от производителей.

Не всегда чистоплотными бывают игры на развитие незрячих - реакции и мелкой моторики.
Ярким примером подобной игры, которую я не стал бы рекомендовать детям, можно
считать <Whopas" - симулятор бытового мордобоя в ковбойском салуне, созданый
группой ESP softworks. Более подробно тему приемлемых звуковых игр на реакцию
я освещу чуть позже.

Сейчас же хочу отметить тот факт, что подобные игры составляют если не подавляющее,
то, по крайней мере, значительное большинство от основной массы продукции, рассчитанной
на незрячих геймеров. На мой взгляд, это явление вызвано тем, что примитивный
экшен или шутер (боевик или стрелялку) написать сравнительно проще, чем создать,
к примеру, сложную многофункциональную пошаговую стратегию. А кроме того, работа
над играми, призванными развивать реакцию (еще раз подчеркиваю, что речь здесь
идет, в основном, о развитии мелкой моторики, а значит - о навыках, которые редко
можно полномасштабно применить в реальной жизни), часто является неотъемлемым
этапом профессионального роста программистов, работающих в этом направлении.

В любом случае, результат на лицо. В распоряжении незрячих любителей компьютерных
игр оказалось огромное количество однообразных и малоинтересных стрелялок, часто
на космическую тематику. Иногда у меня даже складывается впечатление, что это
происходит в рамках секретной программы, готовящей нашего брата на случай войны
против инопланетных супостатов!

Вместе с тем, имеется много интересных и полезных звуковых компьютерных игр,
способствующих развитию навыков, необходимых незрячему как в жизни, так и в учебе.
Начну с игр, позитивно влияющих на развитие общей эрудиции, логического мышления
и работы с системой координат.

В первую очередь, разумеется, в этом контексте следует упомянуть озвученные шахматные
программы. Поскольку же их положительная роль в формировании вышеупомянутых качеств
беспорна, в этом случае я позволю себе ограничится одним лишь упоминанием.

Серьезным подспорьем для педагогов, желающих способствовать развитию у детей
общей эрудиции и логического мышления, может стать ряд игр, разработанных сотрудниками
группы Red storm. Среди этих игр: <Магистр слов> - игра, похожая на известную
многим <виселицу> (но без самого процесса подвешивания); <Быки и коровы> - игрок
должен путем логического сопоставления в течение ограниченного промежутка времени
угадать предложенное компьютером число или слово; карточные игры <дурак> и пасьянсы
- кто сказал, что карточные игры со сложными правилами и развитие логического
мышления - вещи несовместимые? Жаль, конечно, что у наших программистов вероятно
долго еще руки не дойдут до создания озвученного преферанса.

И, наконец, жемчужина среди логических игр, созданных группой - ставший любимцем
представителей различных возрастных и профессиональных слоев <Сапер>. Это - прекрасная
логическая игра, помогающая, кроме всего прочего, развивать навыки работы с системой
координат, а значит - оказывающая существенную помощь для последующей работы
на уроках алгебры, геометрии и географии.

Помимо работ, созданных сотрудниками группы Red storm, существуют несколько других
логических игр, в той или иной степени доступных незрячим. Речь идет об играх:
<О, счастливчик> (производитель - компания Melcord software) - думаю, что здесь
комментарии излишни; <не бери последние деньги> (М.Г. Квашнина) - простая в создании
и обращении, но тем не менее замечательная многоуровневая логическая игра, цель
которой состоит в том, чтобы в различных ситуациях заставить компьютер забрать
с игрового поля последнюю денежную купюру; а также <Что? Где? Когда?> (созданная
и постоянно усовершенствуемая в рамках проекта молдавских программистов DKSoft)
- игра, хотя и не без изъянов, но в некоторые версии можно играть при помощи
JAWS-курсора.

Среди англоязычных игр подобного рода, не требующих серьезного знания языка,
могу назвать несколько работ компании WIPgameszone. А именно: <звуковую головоломку>
(Sound puzzle), в которой требуется за как можно меньший отрезок времени разместить
в каждом ряду объекты с одинаковым звучанием, а также игру <Пес и кот> (Dog and
cat) - игрок за сто ходов, двигаясь по таблице 25 на 25, должен загнать кота
на дерево, не давая ему выскочить на забор.

И, наконец, достойна внимания близкая родственница <Сапера> - игра <Укротитель
мин> (Mine buster) - детище фирмы GMA games. Эта игра не является полным аналогом
русскоязычной. Во-первых: мины в ней не обезвреживаются, а только помечаются
флажками. В результате, они даже будучи рассекреченными, никуда не деваются с
игрового поля, что, в свою очередь, усложняет дальнейшую работу сапера. И во-вторых,
в игре предусмотрена возможность обезвреживания минного поля на время. Этому
способствует толково продуманная дополнительная система навигации.

Особое место среди игр, интересующей нас дидактическо-функциональной группы,
занимают онлайновые пошаговые стратегии, постепенно привлекающие к себе все больше
и больше незрячих геймеров. Игры эти весьма разноплановы. Это - футбольная стратегия
<Хеттрик>, космическая стратегия <Огейм>, ряд фентезийных боевых мад-стратегий
и симулятор градоправителя <Черная звезда> (нечто, отчасти напоминающее игру
<Цезарь>).

Разумеется, подобные стратегии могут стать весьма полезными для развития качеств
и способностей, необходимых при обучении в школе. Прежде всего, это умение представлять
многоплановую картину, обрисовывающую ту или иную ситуацию, и учитывать все факторы,
могущие на эту ситуацию повлиять. Согласитесь, что ребенок, обладающий подобными
способностями, сможет намного эффективнее усваивать знания, касающиеся фактически
всех школьных дисциплин.

Но, к сожалению, подобные игры пока еще имеют существенные недостатки. Они доступны
незрячим в лучшем случае процентов на 90. При этом, такие игры содержат в себе
все неудобства, сопряженные с их онлайновым характером. В них нельзя играть в
автономном режиме, а кроме того, игрок отчасти зависит от желания партнеров или
соперников продолжать игру. Я уже не говорю о том, что полноценный доступ к интернету
имеют далеко не все интересующиеся подобными играми. В особенности это касается
учащихся школ-интернатов.

Учитывая значительный интерес, который незрячие проявляют к развитию своих музыкальных
данных, хочу сказать несколько слов об играх, способствующих развитию музыкальной
памяти. Прежде всего, это две русскоязычные игры, перекликающиеся с небезызвестной
музыкальной викториной <Угадай мелодию>. Первая игра, автором которой является
SirotaSOFT, собственно и носит соответствующее название. Единственным неудобством
в ней стала необходимость пользоваться JAWS-курсором или производить специальные
адаптационные работы, связанные с менеджером фреймов, встроенным в JAWS. Вторая
игра, получившая название <Попкорн> (Popcorn), была создана в рамках работы группы
Red storm. Как говорится в аннотации к игре, она объединяет в себе элементы викторин
<Угадай мелодию> и <Два рояля>.

Развитию музыкальной памяти могут способствовать также некоторые нерусскоязычные
игры. Среди них: игра <Музыкальный тетрис> (Metris), созданная Брайеном Робисоном,
и пока единственная польская игра <Пиратская память>, написанная в рамках проекта
Salon Klango. Смысл последней заключается в том, чтобы в течении ограниченного
отрезка времени найти на игровом поле имеющиеся там пары одинаково звучащих музыкальных
фрагментов. При этом, чем выше уровень, тем больше музыкальных фраз оказывается
на все увеличивающемся игровом поле.

Как я уже упоминал выше, звуковые компьютерные игры могут быть задействованы
также при развитии умений и навыков, необходимых не только для учебы в школе,
но и для использования в повседневной жизни. Речь идет, конечно, об умении ориентироваться
в пространстве, ну, и, в конце концов - о выработке быстрой реакции.

Для развития качеств, помогающих незрячему при передвижении как в помещении,
так и по улице, я предлагаю использовать игры, связанные с запоминанием различных
маршрутов. Во-первых, это - различные лабиринты. Среди самых эфективных могу
назвать игру <Ора> (Aura), написанную компанией Tursiops Truncatus Software,
и <Безумный лабиринт> (Maze craze), созданный в рамках проекта Danz Games. Важной
особенностью <Безумного лабиринта>, на мой взгляд, является возможность незрячим
самим создавать новые лабиринты (кстати, базируется эта игра на все той же системе
координат, что тоже говорит в ее пользу).

Существуют звуковые игры, одновременно способствующие развитию как ориентирования
в пространстве, так и хорошей реакции. Это - симуляторы автогонок и, если можно
так выразиться, осмысленные боевики. Среди первых особой популярностью пользуется
<Винкарт> (Wincart) Джима Китчена и, недавно появившаяся, русскоязычная игра
"Ru-Racing> Владимира Довыденкова. Но этим ассортимент виртуальных симуляторов
автомобилей далеко не исчерпывается. В этом жанре написаны такие игры, как <Аудио
формула 1> (Audio Formula 1), автор - Кристофер Льюис, <Драйв> (Drive), созданная
компанией SoundSupport, и <Высшая скорость> (Topspeed), выполненная в рамках
проекта Playing in the Dark.

Кроме автогонок в распоряжении незрячих геймеров имеется игра <Танк Коммандер>
(Tank commander), созданная компанией GMA Games. Здесь приходится не только истреблять
ненавистных супостатов, но и вести танк довольно запутанным маршрутом по весьма
пересеченной местности.

К осмысленным боевикам, бесспорно, следует отнести широко известную игру "Тень
погибели> (Shades of doom), написанную сотрудниками все той же GMA Games. В этой
игре приходится не только расправляться со всевозможными монстрами, но и блуждать
по бесчисленным коридорам, комнатам и переходам секретной научно-исследовательской
базы. Подобная русскоязычная игра под названием <Техношок> сейчас создается Анатолием
Камыниным.

Говоря о развитии реакции при помощи звуковых компьютерных игр, хочу отметить,
что для улучшения этого безусловно полезного качества не обязательно использовать
набившие оскомину узкофункциональные шутеры. Намного больше для этой цели подходят
симуляторы спортивных игр.

Лучшей из них, по моему мнению, является виртуальный теннис (Winpong), созданный
Джимом Китченом. Любителям попрыгать по клавишам могу также порекомендовать игру
компании BSC Games <Охотник> (Hunter). Во-первых, как сказал бы герой известного
мультфильма, <Это - и охота, и зверей убивать не надо> (ну, разве что змей, зловредных
насекомых и скорпионов), а во-вторых, игра обладает весьма разноплановым и насыщенным
сюжетом.

В заключение я хочу еще раз повторить то, с чего начал. Компьютерные игры могут
приносить как пользу, так и вред. Все зависит от того, когда, как и во что играть.
Поэтому не следует забывать, что они должны лишь способствовать развитию навыков,
необходимых в жизни и учебе, а не заменять реальное обучение. Как говорится,
делу - время, потехе - час.

Чтобы облегчить обзор имеющихся в распостранении звуковых компьютерных игр, могу
порекомендовать два сайта, на которых размещаются дистребютивы подавляющего большинства
игр, а также информация об этой продукции. Так, все имеющиеся материалы, касающиеся
русскоязычных игр, размещены на специальном сайте, созданном в рамках проекта
Тифлокомп http://www.tiflocomp.ru/games/index/php

В случае интереса к играм, созданным за пределами постсоветского

пространства, рекомендую обратиться к сайту audiogames

http://www.audiogames.net

http://www.dksoft.chgk.info.

Правда, следует заметить, что последнее обновление игры было осуществлено еще
в сентябре прошлого года.

http://www.hattrick.org.

http://www.ogame.ru.

О них можно получить детальную информацию на сайте http://www.mud.ru. http://bs.inbn.ru.

На Тифлокомпе выложена бета-версия этой многообещающей игры, которая активно
обсуждается завсегдатаями сайта.

Выпуск листа на новом месте: 1657

   2006-01-09 10:08:12 (#499044)

[TIFLO] Киев. Шишминцев

Проблемы изучения информационных технологий

в специализированных школах-интернатах

для детей с недостатками зрения

М.В. Шишминцев, воспитатель
Киевской школы-интерната # 5 для слепых детей

В этом году исполнилось ровно 10 лет с начала реализации проекта Международного
фонда "Возрождение" по внедрению информационных технологий в образование детей
с проблемами зрения. Пользуясь возможностью, хочу выразить свою признательность
людям, которые первыми поддержали этот проект, особенно завучам Киевской школы-интерната
# 4 Синяченко Ивану Николаевичу и Коваль Людмиле Сергеевне, которая работает
теперь директором Киевской школы-интерната # 5 для слепых детей, директору столичной
школы-интерната # 11 Поповськой Галине Михайловне и преподавателю Харьковской
гимназии-интерната для слепых детей Шевченко Ирине Валентиновне.

С тех пор многое изменилось в образовании, обществе и технологиях, но главные
концептуальные проблемы в изучении информационных технологий остались почти такими
же, как и 10 лет.

В Киевской школе-интернате # 5 для слепых детей, где я работаю, изучение компьютерных
технологий начинается в третьем классе на кружке "Компьютерная грамота". Младшие
школьники учатся читать, слушать музыку, писать и считать с помощью компьютера
и специальных озвученных программ. Для младших школьников оборудован с помощью
спонсоров отдельный компьютерный класс.

Кроме незрячих учеников, которые учатся по общеобразовательной учебной программе,
этот класс охотно посещают незрячие и слабовидящие ученики с задержкой умственного
развития, которые учатся по учебной программе вспомогательной школы.

Необходимость и целесообразность таких занятий не вызывает сомнения, ведь благодаря
этим занятиям формируется информационная культура детей, создается основа для
адаптации детей в современном информационном обществе. Благодаря прослушиванию
музыкальных и литературных произведений с помощью компьютера повышается общий
культурный и образовательный уровень школьников.

Начиная с 9-го класса ученики изучают информатику, в 10-12-м классе совместно
с ПТУ проводится изучение специальности оператора компьютерного набора. К сожалению,
после окончания школы никто из наших учеников не работает оператором в системе
УТОС, хотя государством выделяются довольно значительные средства для закупки
компьютерного оборудования в системе УТОС и создания там компьютерных рабочих
мест для инвалидов по зрению.

Можно объяснить это тем, что большинство выпускников школы-интерната после окончания
школы поступают в высшие учебные заведения, в музыкальные училища или продолжают
изучение профессии массажиста в Высшем медицинском училище. С другой стороны,
отсутствует взаимодействие между профессиональной подготовкой в школе и системой
УТОС.

Это приводит к тому, что после окончания школы ученик, который получил государственное
свидетельство о профессии оператора, не может применить свои знания по приобретенной
профессии на предприятиях Общества слепых. Ни один выпускник нашей школы не получил
приглашение работать оператором в структуры общества слепых. Если так относятся
к молодым незрячим специалистам в организации, в которой рациональное трудоустройство
инвалидов по зрению является одним из основных требований устава, то что мы можем
говорить о трудоустройстве инвалидов в учреждениях других министерств и ведомств!

Честно говоря, наши выпускники не всегда имеют тот уровень знаний, который нужен
для практического использования компьютерных технологий в современном производстве.
Объяснять это можно разными причинами. Одна из основных - это слабая материальная
база, на которой проводится изучение информационных технологий в школах для детей
с недостатками зрения. В школах нет большинства тех программных и аппаратных
средств, которыми оснащаются компьютерные рабочие места в системе УТОС, старое
оборудование, которое есть в школах, не может работать с современной операционной
системой Windows XP.

Для того, чтобы обучение незрячих детей было приближено к реальности, целесообразно,
возможно с помощью УТОС, оборудовать хотя бы одно полноценное рабочее место,
оснащенное устройствами и программными средствами, которые необходимы человеку
с проблемами зрения для работы в современном офисе.

Большинство детей хотят изучать компьютерные технологии, но не все желают изучать
профессию оператора компьютерного набора, так как имеют другие жизненные планы
и предпочтения. Например, большинство детей желают продолжать обучение в высших
учебных заведениях. Бесспорно, что такие дети должны быть ориентированы на изучение
информационных технологий, которые помогут им в дальнейшем обучении и работе
по выбранной профессии.

Подготовка ко вступлению в вуз особенно интересует учеников выпускных классов.
В нашей школе кое-что делается в этом направлении. Так в прошлом учебном году
каждый выпускник получил лазерный диск "Ключи от будущего", в котором были собраны
в электронном виде часть учебников и учебных материалов, необходимых для подготовки
к вступлению в вузы, а также для дальнейшего обучения по гуманитарным специальностям.
Перед этим была проведена подготовительная работа по обучению практическим навыкам
озвучивания с помощью компьютера этих учебных материалов.

Вместе с тем работа по подготовке школьников к обучению в вузе нуждается в объединении
усилий всех заинтересованных в этом сторон. Она должна включать установку в вузах
автоматизированных компьютерных комплексов, с помощью которых дети с проблемами
зрения могли бы сдавать экзамены при вступлении и обучении в вузе. Нужно обеспечить
знакомство с этими комплексами будущих абитуриентов, должна быть проведена большая
разъяснительная работа среди незрячих учеников и их родителей по всем юридическим
и практическим аспектам вступления и обучения инвалида в украинском вузе и возможностям
дальнейшего трудоустройства по выбранной специальности.

Наши дети хорошо понимают необходимость изучения информационных технологий для
своего будущего. Так, ученица 12-го класса Надя Коробчук самостоятельно записывает
с магнитофонных кассет на компьютер озвученные книги, которые понадобятся ей
для обучения в школе и вузе. Компьютер она получила благодаря руководителю организации
"Лицом к истине" Владимиру Николаевичу Турскому. Выпускница прошлого года Оксана
Павловская пошла на курсы повышения квалификации УТОС для того, чтобы получить
больше знаний по работе с компьютером. Она справедливо считает, что без совершенного
знания современных информационных технологий ей будет тяжело учиться любой выбранной
специальности. Много киевлян - учеников нашей школы посещают в выходные учебные
центры общественных организаций инвалидов, там они имеют возможность получить
дополнительные знания и навыки по информационным технологиям.

Хочется, чтобы наши дети могли иметь возможность выбора профиля изучения информационных
технологий. Наряду с профессией оператора они должны изучать другие профессии,
где применяются информационные технологии. Например, работодатели довольно часто
могут предложить инвалидам работу диспетчера на домашнем телефоне", иногда эта
профессия называется просто телефонист. На самом деле, это не только работа с
телефоном: это отправка и получение информации с помощью факса, электронной почты,
Интернета, работа с компьютерными базами данных и документами.

Большое значение информационные технологии имеют для организации качественного
образования и в самой школе, особенно это касается изучения предметов гуманитарного
цикла. Ведь с помощью современных Mp3-плейеров учебники и литературные произведения
можно слушать где угодно и когда угодно, например на прогулках и во время переменки.

К сожалению, школа не может приобрести такие плейера не только для каждого школьника,
как это необходимо, но и просто для того, чтобы показать их ученикам и продемонстрировать
их возможности. Это касается и других устройств, умение пользоваться которыми
необходимо каждому современному человеку, например, мобильных телефонов.

Сейчас некоторые аудиоучебники можно скачать и заказать с помощью интернета,
но для этого нужен скоростной интернет, который не зависит от телефонной линии.

О применении аудиокниг в школьном образовании можно ознакомиться в моей статье,
опубликованной на сайте Министерства образования "Остров знаний". Ее можно прочитать
по адресу: http://ostriv.in.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=1742&Itemid=-5

Я очень признателен сотрудникам "Острова знаний", которые предоставляют возможность
получать через Интернет учебные и методические материалы в электронном виде,
и хочу обратиться к присутствующим здесь представителям Министерства образования
с просьбой помочь получить разрешение на публикацию здесь учебников для средних
школ в электронном виде. Они будут способствовать образованию незрячих школьников,
ведь с помощью современных информационных технологий незрячим легче прочитать
электронные учебники, чем бумажные.

Внедрение информационных технологий в образование детей с недостатками зрения
требует не только решения проблем оснащения новейшим оборудованием. Большое значение
имеет решение проблем с кадрами, которые будут учить детей. Идеально было бы,
чтобы каждый учитель-дефектолог изучал применение компьютерных технологий для
обучения детей-инвалидов, еще учась в педвузе, как это делается в развитых странах.
Но пока что это - дело неопределенного будущего, и поэтому в нашей школе на каникулах
по инициативе администрации школы организовывается свое собственное обучение
педагогов основным навыкам работы на компьютере.

Хороший специалист по компьютерным технологиям не пойдет на ставку воспитателя,
на которой работаю я. Нонсенс, но в штатном расписании современной школы-интрната
нет должности для человека, который занимается внедрением информационных технологий
во все сферы школьной жизни. Должностной инструкцией воспитателя не предусмотрен
ремонт и обслуживание компьютерной техники, поиск и написание компьютерных программ
для незрячих, обучение детей компьютерному делу не только в классе, а и через
Интернет. Понятно, что администрация школы, понимая важность информационных технологий,
старается хоть как-то решить вопрос об оплате необходимого специалиста, но очевидно,
что такое отношение к квалифицированным кадрам недопустимо.

Необходимо на государственном уровне решить вопрос о регламентации оплаты труда
людей, которые наряду с обучением занимаются внедрением современных технологий
и обслуживанием компьютерной техники. Законодательством предусмотрено много разных
доплат педагогам, например за проверку тетрадей, но никто не учитывает то, что
в современную информационную эру тетрадь может быть и в электронном компьютерном
виде.

Основное программное обеспечение закупается органами образования централизованно.
Но для школ, где учатся слепые и слабовидящие дети, нужны специальные компьютерные
программы, о которых имеют мало представления даже очень квалифицированные специалисты,
знающие толк в стандартном программном обеспечении. В связи с этим необходимо
разработать механизм участия специалистов по программному обеспечения для незрячих
в отборе и закупке оборудования и программного обеспечения для специализированных
школ.

В завершение хочу поблагодарить организаторов конференции за возможность высказать
свою точку зрения на проблемы изучения информационных технологий детьми с проблемами
зрения.

Выпуск листа на новом месте: 1656

   2006-01-09 09:09:38 (#499027)

[TIFLO] Киев. Приходько

Использование компьютерных технологий в образовании

(исторический аспект)

О. П. Приходько, воспитатель киевской специальной
школы-интерната # 11,

соискатель лаборатории тифлопедагогики

Института специальной педагогики АПН Украины.

В развитии компьютерных технологий обучения (КТО) как одного из видов наглядности
можно выделить несколько этапов становления. Если первые попытки привлечь ресурсы
персональных компьютеров в целях обучения были связаны с периодом создания компьютеров,
то по мере совершенствования аппаратного и программного обеспечения возникали
новые идеи его педагогического использования. Таким образом, с развитием компьютерной
техники происходил пикообразный подъём педагогических исследований в области
применения КТО в процессе обучения школьников.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов, выделяя его характерные черты и особенности.

1. Программированное обучение.

Первые попытки использовать компьютер в обучении осуществлялись в 60-ые годы
XX в. на базе самых простых компьютеров. Такие компьютеры могли выполнять разнообразные
алгоритмические действия, но процесс программирования для них был очень громоздким
и малоэффективным. Такие компьютеры имели небольшие объемы памяти и низкое быстродействие.

Данный период развития КТО можно связать с появлением моделей так называемого
программированного обучения (Б. Скинер и др.). Они заключались в том, чтобы заложить
в компьютерную программу определенные возможности управления учебным процессом.
Предполагалось, что с помощью компьютера можно представлять учебную информацию
в заданной последовательности, предлагать упражнения на закрепление материала
и оценивать результаты знаний.

Со временем исследования идей и моделей программированного обучения показали,
что попытки формализировать учебный процесс путем построения определенного алгоритма
деятельности учителя и соответствующей компьютерной программы оказались не продуктивны.
Ведь такая программа не в состоянии учесть все многообразные аспекты конкретной
учебной ситуации.

Недостатки, которые стали очевидными после широкой апробации программированного
обучения, способствовали формированию нового понимания роли компьютерных средств
в образовании. Компьютер способен не только руководить процессом обучения, а
быть эффективным средством, дающим возможность учителю обучать, а ученику учиться.

2. Программы учебного назначения.

В 60-х и в начале 70-х годов начался новый этап в развитии КТО. Этому способствовало
появление новых языков программирования высокого уровня (Бейсик, Паскаль и др.).
С усовершенствованием аппаратного и программного обеспечения компьютерные технологии
в обучении становятся мощнее, эффективнее. Появляются многочисленные прикладные
программы учебного назначения. Западный термин computer-aided instruction более
точно отображает суть данного этапа, когда компьютер начинают рассматривать именно
как <помощника> в образовании, как средство, которое улучшает и облегчает преподавание.

Одной из особенностей прикладных программ учебного назначения стало применение
так называемой модели субъекта обучения. Программа на основе такой модели давала
возможность прогнозировать действия пользователя и в соответствии с этими действиями
предлагать ему последовательные шаги.

Среди компьютерных систем, которые возникали в этот период, были системы тестирования,
игровые и справочные, прикладные программы с подбором учебных заданий и объяснений
к ним. Программы часто содержали подсистему генерации учебных заданий, коррекции
ответов и оценивания результатов. Появлялись новые возможности относительно коррекции
уровня сложности учебного материала в соответствии с тем, как быстро ученик овладевает
материалом. Например, система MALT была предназначена для изучения машинно-ориентированных
языков; COACH - для решения арифметических задач.

Характерно, что модели субъекта обучения на данном этапе не были направлены на
поиск внутренних механизмов интеллектуальной деятельности ученика. Функционирование
моделей повторяло поведение человека по его результатам, а не по способу деятельности.
Разработчики смотрели на мышление человека как на <черный ящик>, в котором случайно
совпадали правильные результаты решения одних и тех же задач.

3. Системы искусственного интеллекта.

Следующий этап в развитии КТО был связан с появлением и распространением систем
искусственного интеллекта (ИИ). Начало этого периода приходится на конец 70-х
годов 20 в. Основным отличием систем искусственного интеллекта было то, что моделирование
интеллекта и процесса обучения основывалось на концепции понимания знаний и процесса
обучения как процесса приобретения и превращения знаний. Например, система ПОЭТ
предназначалась для обработки экономических текстов и содержала подсистему ведения
диалога на основе семантической системы понятий; система WHY - использовала семантическую
сеть геофизической информации; игровая программа <Отгадай животное> из раздела
зоологии использовала базу знаний репродуктивного типа.

Концепции моделирования знаний, заложенные в программах Искусственного интеллекта,
на этапе становления данной отрасли были достаточно поверхностными. Они не отображали
психологические механизмы мышления и обучения, присущие человеку. Однако они
больше всего были приближены к тому, чтобы показать и повторить пусть некоторые
аспекты и особенности, но действительно свойственные функционированию человеческого
интеллекта.

4. Имитационное моделирование научного знания.

Четвертый этап в развитии системы КТО начался в 80-ые годы и продолжается в настоящее
время. Этот этап характеризуется тем, что прикладные программы и программы искусственного
интеллекта начинают все шире применяться в обучении, они становятся мощнее, диапазон
их использования возрастает. Главным отличием их от программ предыдущего периода
развития является то, что они основываются на более сложных комплексных и многоуровневых
массивах и моделях знаний субъекта обучения.

При помощи компьютера теперь показывают и повторяют такие процессы, как генерация
эвристик и гипотез, применение и выведение моделей, понятий, правил, осуществление
дедуктивных и индуктивных выводов, проведение рассуждений на основе имеющегося
опыта. Например, GTE - система и программа для обучения решению задач на доказательство
по геометрии; OTTER - решение проблемных ситуаций; EURICA - применение алгоритма
действий для решения заданий и выведения новых схем деятельности; AFEX - решение
задач на основе репрезентации моделей и другие.

Состояние развития компьютерной техники на сегодняшний день такое, что можно
говорить о появлении нового направления исследований - имитационного моделирования
научных знаний. Прикладные компьютерные программы уже приближаются к тому, чтобы
играть роль экспериментальных моделей новых концепций и теорий. Таким образом,
программы в большей степени получают признаки имитационного моделирования своего
объекта - интеллекта, знания и информации в целом.

Выпуск листа на новом месте: 1655

   2006-01-09 06:55:43 (#499022)