Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Киев. Шишминцев

Проблемы изучения информационных технологий

в специализированных школах-интернатах

для детей с недостатками зрения

М.В. Шишминцев, воспитатель
Киевской школы-интерната # 5 для слепых детей

В этом году исполнилось ровно 10 лет с начала реализации проекта Международного
фонда "Возрождение" по внедрению информационных технологий в образование детей
с проблемами зрения. Пользуясь возможностью, хочу выразить свою признательность
людям, которые первыми поддержали этот проект, особенно завучам Киевской школы-интерната
# 4 Синяченко Ивану Николаевичу и Коваль Людмиле Сергеевне, которая работает
теперь директором Киевской школы-интерната # 5 для слепых детей, директору столичной
школы-интерната # 11 Поповськой Галине Михайловне и преподавателю Харьковской
гимназии-интерната для слепых детей Шевченко Ирине Валентиновне.

С тех пор многое изменилось в образовании, обществе и технологиях, но главные
концептуальные проблемы в изучении информационных технологий остались почти такими
же, как и 10 лет.

В Киевской школе-интернате # 5 для слепых детей, где я работаю, изучение компьютерных
технологий начинается в третьем классе на кружке "Компьютерная грамота". Младшие
школьники учатся читать, слушать музыку, писать и считать с помощью компьютера
и специальных озвученных программ. Для младших школьников оборудован с помощью
спонсоров отдельный компьютерный класс.

Кроме незрячих учеников, которые учатся по общеобразовательной учебной программе,
этот класс охотно посещают незрячие и слабовидящие ученики с задержкой умственного
развития, которые учатся по учебной программе вспомогательной школы.

Необходимость и целесообразность таких занятий не вызывает сомнения, ведь благодаря
этим занятиям формируется информационная культура детей, создается основа для
адаптации детей в современном информационном обществе. Благодаря прослушиванию
музыкальных и литературных произведений с помощью компьютера повышается общий
культурный и образовательный уровень школьников.

Начиная с 9-го класса ученики изучают информатику, в 10-12-м классе совместно
с ПТУ проводится изучение специальности оператора компьютерного набора. К сожалению,
после окончания школы никто из наших учеников не работает оператором в системе
УТОС, хотя государством выделяются довольно значительные средства для закупки
компьютерного оборудования в системе УТОС и создания там компьютерных рабочих
мест для инвалидов по зрению.

Можно объяснить это тем, что большинство выпускников школы-интерната после окончания
школы поступают в высшие учебные заведения, в музыкальные училища или продолжают
изучение профессии массажиста в Высшем медицинском училище. С другой стороны,
отсутствует взаимодействие между профессиональной подготовкой в школе и системой
УТОС.

Это приводит к тому, что после окончания школы ученик, который получил государственное
свидетельство о профессии оператора, не может применить свои знания по приобретенной
профессии на предприятиях Общества слепых. Ни один выпускник нашей школы не получил
приглашение работать оператором в структуры общества слепых. Если так относятся
к молодым незрячим специалистам в организации, в которой рациональное трудоустройство
инвалидов по зрению является одним из основных требований устава, то что мы можем
говорить о трудоустройстве инвалидов в учреждениях других министерств и ведомств!

Честно говоря, наши выпускники не всегда имеют тот уровень знаний, который нужен
для практического использования компьютерных технологий в современном производстве.
Объяснять это можно разными причинами. Одна из основных - это слабая материальная
база, на которой проводится изучение информационных технологий в школах для детей
с недостатками зрения. В школах нет большинства тех программных и аппаратных
средств, которыми оснащаются компьютерные рабочие места в системе УТОС, старое
оборудование, которое есть в школах, не может работать с современной операционной
системой Windows XP.

Для того, чтобы обучение незрячих детей было приближено к реальности, целесообразно,
возможно с помощью УТОС, оборудовать хотя бы одно полноценное рабочее место,
оснащенное устройствами и программными средствами, которые необходимы человеку
с проблемами зрения для работы в современном офисе.

Большинство детей хотят изучать компьютерные технологии, но не все желают изучать
профессию оператора компьютерного набора, так как имеют другие жизненные планы
и предпочтения. Например, большинство детей желают продолжать обучение в высших
учебных заведениях. Бесспорно, что такие дети должны быть ориентированы на изучение
информационных технологий, которые помогут им в дальнейшем обучении и работе
по выбранной профессии.

Подготовка ко вступлению в вуз особенно интересует учеников выпускных классов.
В нашей школе кое-что делается в этом направлении. Так в прошлом учебном году
каждый выпускник получил лазерный диск "Ключи от будущего", в котором были собраны
в электронном виде часть учебников и учебных материалов, необходимых для подготовки
к вступлению в вузы, а также для дальнейшего обучения по гуманитарным специальностям.
Перед этим была проведена подготовительная работа по обучению практическим навыкам
озвучивания с помощью компьютера этих учебных материалов.

Вместе с тем работа по подготовке школьников к обучению в вузе нуждается в объединении
усилий всех заинтересованных в этом сторон. Она должна включать установку в вузах
автоматизированных компьютерных комплексов, с помощью которых дети с проблемами
зрения могли бы сдавать экзамены при вступлении и обучении в вузе. Нужно обеспечить
знакомство с этими комплексами будущих абитуриентов, должна быть проведена большая
разъяснительная работа среди незрячих учеников и их родителей по всем юридическим
и практическим аспектам вступления и обучения инвалида в украинском вузе и возможностям
дальнейшего трудоустройства по выбранной специальности.

Наши дети хорошо понимают необходимость изучения информационных технологий для
своего будущего. Так, ученица 12-го класса Надя Коробчук самостоятельно записывает
с магнитофонных кассет на компьютер озвученные книги, которые понадобятся ей
для обучения в школе и вузе. Компьютер она получила благодаря руководителю организации
"Лицом к истине" Владимиру Николаевичу Турскому. Выпускница прошлого года Оксана
Павловская пошла на курсы повышения квалификации УТОС для того, чтобы получить
больше знаний по работе с компьютером. Она справедливо считает, что без совершенного
знания современных информационных технологий ей будет тяжело учиться любой выбранной
специальности. Много киевлян - учеников нашей школы посещают в выходные учебные
центры общественных организаций инвалидов, там они имеют возможность получить
дополнительные знания и навыки по информационным технологиям.

Хочется, чтобы наши дети могли иметь возможность выбора профиля изучения информационных
технологий. Наряду с профессией оператора они должны изучать другие профессии,
где применяются информационные технологии. Например, работодатели довольно часто
могут предложить инвалидам работу диспетчера на домашнем телефоне", иногда эта
профессия называется просто телефонист. На самом деле, это не только работа с
телефоном: это отправка и получение информации с помощью факса, электронной почты,
Интернета, работа с компьютерными базами данных и документами.

Большое значение информационные технологии имеют для организации качественного
образования и в самой школе, особенно это касается изучения предметов гуманитарного
цикла. Ведь с помощью современных Mp3-плейеров учебники и литературные произведения
можно слушать где угодно и когда угодно, например на прогулках и во время переменки.

К сожалению, школа не может приобрести такие плейера не только для каждого школьника,
как это необходимо, но и просто для того, чтобы показать их ученикам и продемонстрировать
их возможности. Это касается и других устройств, умение пользоваться которыми
необходимо каждому современному человеку, например, мобильных телефонов.

Сейчас некоторые аудиоучебники можно скачать и заказать с помощью интернета,
но для этого нужен скоростной интернет, который не зависит от телефонной линии.

О применении аудиокниг в школьном образовании можно ознакомиться в моей статье,
опубликованной на сайте Министерства образования "Остров знаний". Ее можно прочитать
по адресу: http://ostriv.in.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=1742&Itemid=-5

Я очень признателен сотрудникам "Острова знаний", которые предоставляют возможность
получать через Интернет учебные и методические материалы в электронном виде,
и хочу обратиться к присутствующим здесь представителям Министерства образования
с просьбой помочь получить разрешение на публикацию здесь учебников для средних
школ в электронном виде. Они будут способствовать образованию незрячих школьников,
ведь с помощью современных информационных технологий незрячим легче прочитать
электронные учебники, чем бумажные.

Внедрение информационных технологий в образование детей с недостатками зрения
требует не только решения проблем оснащения новейшим оборудованием. Большое значение
имеет решение проблем с кадрами, которые будут учить детей. Идеально было бы,
чтобы каждый учитель-дефектолог изучал применение компьютерных технологий для
обучения детей-инвалидов, еще учась в педвузе, как это делается в развитых странах.
Но пока что это - дело неопределенного будущего, и поэтому в нашей школе на каникулах
по инициативе администрации школы организовывается свое собственное обучение
педагогов основным навыкам работы на компьютере.

Хороший специалист по компьютерным технологиям не пойдет на ставку воспитателя,
на которой работаю я. Нонсенс, но в штатном расписании современной школы-интрната
нет должности для человека, который занимается внедрением информационных технологий
во все сферы школьной жизни. Должностной инструкцией воспитателя не предусмотрен
ремонт и обслуживание компьютерной техники, поиск и написание компьютерных программ
для незрячих, обучение детей компьютерному делу не только в классе, а и через
Интернет. Понятно, что администрация школы, понимая важность информационных технологий,
старается хоть как-то решить вопрос об оплате необходимого специалиста, но очевидно,
что такое отношение к квалифицированным кадрам недопустимо.

Необходимо на государственном уровне решить вопрос о регламентации оплаты труда
людей, которые наряду с обучением занимаются внедрением современных технологий
и обслуживанием компьютерной техники. Законодательством предусмотрено много разных
доплат педагогам, например за проверку тетрадей, но никто не учитывает то, что
в современную информационную эру тетрадь может быть и в электронном компьютерном
виде.

Основное программное обеспечение закупается органами образования централизованно.
Но для школ, где учатся слепые и слабовидящие дети, нужны специальные компьютерные
программы, о которых имеют мало представления даже очень квалифицированные специалисты,
знающие толк в стандартном программном обеспечении. В связи с этим необходимо
разработать механизм участия специалистов по программному обеспечения для незрячих
в отборе и закупке оборудования и программного обеспечения для специализированных
школ.

В завершение хочу поблагодарить организаторов конференции за возможность высказать
свою точку зрения на проблемы изучения информационных технологий детьми с проблемами
зрения.

Выпуск листа на новом месте: 1656

Ответить   Mon, 9 Jan 2006 09:25:19 +0300 (#499027)