Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Киев. Синева

Проблемы информационного обеспечения

образования инвалидов по зрению в Украине

Е. П. Синева, зав. кафедрой тифлопедагогики

института коррекционной педагогики и психологии

Национального педагогического университета

имени М.П.Драгоманова, профессор

Уважаемые коллеги! я лично и кафедра тифлопедагогики знакома с Георгием Евсеевичем,
Сергеем Анатольевичем уже очень много лет. Очень давно знакомы, и, мне кажется,
я достаточно ознакомлена с теми проблемами и их решением, которые есть в Украине.
Поэтому я и наш Институт позволили себе принять участие в этой конференции,
ну, почти на равных, хотя нам, конечно, очень далеко до вашего уровня именно
в этой проблематике.

Готовясь к этому выступлению, я буквально вчера пыталась вспомнить, а что же
я в последнее время узнала об использовании компьютерных технологий в образовании,
- может быть, в других странах, не только в Украине. Ближе всего по опыту мне
были воспоминания о последней конференции, которая проходила в Германии в Хемнице,
летом в этом году.

Конечно, моя поездка и участие в этой конференции не были посвящены вопросу
использования компьютерных технологий в образовании. Где-то так в числе остальных
проблем, конечно, обратила внимание и на это. На этой конференции мне удалось
прослушать по этой тематике два доклада из Белоруссии Георгия Лосика и из Испании.
И с утра, опять-таки готовясь к этой конференции, я просмотрела материалы конференции
в Германии и больше докладов не нашла.

Почему все-таки два доклада? Возможно, для западной Европы это уже не проблема
создания, а развития этого направления. Может быть, в Белоруссии, так же как
и в Украине, эта проблема стоит особенно остро. И они тоже стараются ее поднимать
на всех уровнях, в том числе и на международном. Украина не представляла на этой
конференции свой доклад. Я предполагаю, что не потому, что у нас не о чем говорить,
а опять-таки по проблемам финансового характера. Если бы была возможность финансово
поехать в эту поездку, то, конечно же, наши представители тоже бы выступили на
этой конференции.

Что касается использования компьютерных технологий в образовании инвалидов по
зрению в Украине, то, как мне кажется, здесь можно выделить такие направления.
Это - компьютерные технологии в в общеобразовательной школе, компьютерные технологии
в вузе и промежуточный этап подготовки выпускников школ для детей с нарушением
зрения вузовскому обучению.

У нас есть определенный опыт обучения незрячих в вузе, поскольку у нас, на нашей
кафедре, на нашей специальности за последние пять лет обучалось приблизительно
60 инвалидов по зрению. Проводится соответствующее исследование, оно посвящено
несколько другой теме, теме адаптации инвалидов по зрению в условиях вуза. Таких
исследований достаточно много и в мире и в СНГ, но мы взяли как раз направление
подготовки специалистов по работе в специальных школах - инвалидов по зрению,
именно тифлопедагогов - инвалидов по зрению.

Наши наблюдения показали, что они сталкиваются с большими трудностями в процессе
обучения. Об этом говорил и Георгий Евсеевич, и эта проблема абсолютно никак
не решается в том плане, о котором мы сегодня говорим.

Что касается обеспечения школы. Многие школы Украины имеют компьютерные классы.
У меня нет, к сожалению, такой информации об обеспеченности школ для слепых и
слабовидящих детей компьютерными классами, но большинство из них их имеет. Но
здесь возникает проблема школьного обучения, связанная с тем, что, как тоже
правильно говорил Георгий Евсеевич, не все учителя школ для детей с нарушением
зрения владеют методикой обучения таких детей компьютерным технологиям.

Здесь очень большую роль играет та работа, которую проводит школа "В?кно в св?т".
Конечно, я не берусь об этом говорить, но, как мне кажется, очень трудно охватить
всю Украину Вашей работой. Мы часто приезжаем в школы? наблюдаем, как это происходит.
Конечно, еще очень много проблем в этом направлении предстоит решить. В том числе
и обеспечение интернет-системой школ, которая дорого стоит для школ.

Я вам могу привести такой пример. Недавно преподаватель нашей кафедры ездила
в одну из школ Украины на повышение квалификации и рассказывала об опыте дистанционного
обучения у детей. Она использовала, правда, опыт сурдошкол, поскольку прошла
обучение в Америке, как раз по системе дистанционного обучения глухих. И хотела
бы перенести полученные ею знания на тифлошколы. И когда она заговорила о системе
дистанционного обучения, слушатели, учителя школ очень этим заинтересовались
и попросили ее поближе ознакомить с этой системой. И она сказала: ну, вот завтра
есть день и мы посвятим этой проблеме, и я вам все покажу просто на конкретном
примере.

На следующий день они пришли в класс, начали работу. Через полчаса прибежала
перепуганная директор школы и сказала: что вы, что вы! Больше получаса я вам
дать не могу, поскольку это дорого. А, конечно, этого времени им не хватило
для того, чтобы действительно дать нужные знания учителям.

И опять-таки встает проблема переходного периода от обучения в школе к вузовскому
обучению. Мы много раз сталкивались с такой ситуацией, когда приходилось обращаться,
- не приходилось, а с радостью обращались! - к Вам, Георгий Евсеевич, к школе
"В?кно в св?т", когда на специальность поступали студенты, не владеющие компьютерными
технологиями в должной мере, хотя и обучались им в школе, но использовать в вузовском
обучении они их не могли.

Конечно, нам бы хотелось иметь такую, как у вас школу у себя в институте. Конечно,
очень хотелось бы. Очень большие проблемы с финансированием, с помещением, с
наличием нужного количества компьютеров, ставок на преподавание, времени в учебном
плане, выделенного на эту проблему.

Но мы готовы были бы найти общие какие-то варианты решения этой проблемы. Поскольку
это действительно очень актуально.

От чего страдает современный студент Вуза? От отсутствия специально оборудованных
персональных компьютеров, которыми мог бы пользоваться студент дома или, если
даже не дома, то в таком компьютерном классе, который можно было бы создать
на базе нашего университета, института. И мы надеемся, как говорится, что заграница
нам поможет. Буквально в ближайшее время Голландская организация, Голландский
университет обещают нам этот класс создать, но опять-таки это будет класс, не
приспособленный для незрячих студентов.

Очень хорошая мысль о создании опорных конспектов, которыми могли бы пользоваться
студенты в процессе обучения. Мы пользуемся этим приемом, но опять-таки для зрячих
студентов. Мы предварительно в аудитории даем опорный конспект, который заполняют
зрячие студенты, ну, и незрячие, когда могут. Лектор читает материал, и студент
может дописывать то, что он считает нужным, важным для себя в этот опорный конспект.
Мы делаем такие конспекты с увеличенным шрифтом для слабовидящих, но для незрячих
у нас такой возможности нет.

Ну, и опять-таки проблема дистанционного обучения студентов. Хотелось бы ее решить.
Интернет в институте у нас есть, но только в деканате. Если голландцы помогут,
то сделаем и для остальных. И здесь почти такая же решаемая проблема, если мы
с коллегами договоримся.

Мы готовы открыть специализацию на уровне магистратуры по специализации Тренер
по компьютерным технологиям. На уровне бакалавра определенное количество студентов
переходят в магистратуру и выпускаются по этой специализации. Мы внесли название
этой специализации в перечень предлагаемых. Надеемся, что нам ее утвердят, и
тогда мы сможем еще больше расширить наше взаимодействие.

Выпуск листа на новом месте: 1641

Ответить   Fri, 6 Jan 2006 22:15:23 +0300 (#498045)