Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Киев. Медведева

Дистанционное обучение
и информационное сопровождение незрячих

с помощью тематических дискуссионных листов

С.А.Медведева, студентка 3-го курса философского факультета Одесского национального
университета им.Мечникова

В современном информационном обществе главной целью и задачей любого социально
активного индивида является получение знаний, приобретение нового опыта, обмен
материалами. Поэтому не удивительно, что в последнее время наблюдается серьёзный
всплеск интереса к образовательным процессам, высшим и средним учебным заведениям,
совершенствованию и модификациям методик обучения детей и молодёжи. Результатом
развития данной тенденции на территории Украины стало введение 12-летней общеобразовательной
школьной программы и постепенное вхождение большинства государственных и национальных
ВУЗов в так называемый "Болонский процесс".

Наравне с изменениями и преобразованиями традиционных методов и форм приобретения
знаний, благодаря ускоренным темпам технического прогресса, начали формироваться
своеобразные инновационные способы получения образования. В частности, дистанционное
обучение, доступное посредством всемирной сети Интернет.

Что же такое дистанционное образование, ставшее таким популярным в последние
годы? Под дистанционным обучением понимаются образовательные технологии, реализуемые,
в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при
опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии
обучающегося и педагогического работника.

Особенно актуальной и востребованной данная область педагогической деятельности
оказалась для людей с различными нарушениями здоровья. Причём, как опорно-двигательного
аппарата, так и незрячих, пользующихся при озвучивании экрана компьютера специальными
программами.

Но, к сожалению, две трети ресурсов, предоставляющих услуги дистанционного образования,
позиционируют себя в качестве коммерческих учреждений, а потому в девяти случаях
из десяти оказываются неприемлемыми для людей, живущих зачастую на одну пенсию
и при поддержке сердобольных родственников. Пожалуй, только в этом заключается
единственный минус данного новообразования.

Поскольку социальная сфера, долженствующая обеспечивать инвалидов всем необходимым
для поддержания наиболее полноценного жизненного статуса, на постсоветском пространстве
практически не развита и всё ещё находится на зачаточной стадии, большинство
реабилитационных центров и общественных организаций по делам инвалидов не справляются
с возложенными на них обязательствами. В связи с этим и на базе основ дистанционного
образования в интернет-среде сформировалось и получило широкое распространение
такое популярное явление, как дискуссионные листы, рассылки, конференции, форумы.

Конечно, нельзя с абсолютной уверенностью сказать, что хоть один из выше перечисленных
видов социальных объединений может считаться полновесной заменой очно-заочной
или дистанционной формы обучения. Тем не менее, информационные каналы с узкой
или широкой тематической направленностью, создаваемые по интересам или в качестве
профессионально-рабочих площадок, сделались прекрасной альтернативой, доступной
практически любому человеку, имеющему выход в Интернет и начальные навыки обращения
с электронной почтой.

На настоящий момент в инвалидной среде существует несколько дискуссионных листов
с чётко выраженной обучающей тематикой. К примеру, конференция М.В.Шишминцева
"EDU-MAIL" или рассылка для незрячих музыкантов Александра Медведева. Со временем
были даже разработаны и появились в открытом издательстве специальные интернет-справочники,
содержащие все официальные сведения об инвалидных ресурсах. На сегодня расхожими
изданиями представленной тематики являются справочник М.В. Шишминцева и сравнительно
молодой проект под рабочим названием "Незрячие странички".

Другую часть рассылок и форумов условно можно назвать культурно-просветительскими
и коммуникационными. Они созданы и функционируют в виде offline-журналов или
калейдоскопных обзоров, где можно познакомиться со статьями на разнообразные
темы (от политики до философии и от психологии до юриспруденции), а также общаться
и дискутировать, обсуждая насущные проблемы и опубликованные материалы. Такие
площадки бывают смешанными, состоящими из неоднородного слоя людей с физическими
осложнениями разных категорий и здоровыми пользователями.

К их числу можно отнести литературно-творческий проект Интернет-города "LIB-TOWN",
представляющий собой объединение талантливых инвалидов, занимающихся поэтической
и прозаической деятельностью [{http://lib-town.ioso.ru, http://subscribe.ru/catalog/rest.interesting.libtown],
а также открывшийся не столь давно offline chat "Люди и судьбы" [http://subscribe.ru/catalog/rest.interesting.peoplefates].
Кроме того, сюда относятся "Поможем друг другу" [http://subscribe.ru/catalog/science.health.illnesshelp]
и "Клуб любителей чтения".

Помимо уже перечисленных типов электронных изданий, есть также информационно
насыщенные рассылки, акцентирующие внимание на поиске материалов заданного направления
или на определённого рода помощи своим подписчикам. Обычно их специализация достаточно
узка, и администрация таких ресурсов строго следит за тем, чтобы установленные
рамки или границы не переходились. К данной категории принадлежат конференции
"Решение бытовых вопросов незрячих", "Электронная книга", "Поиск юридической
литературы" и другие.

Однако есть и четвёртый вид дискуссионных листов, синтезирующий в себе основные
черты и характерные особенности трёх предыдущих разновидностей. Эти форумы умело
совмещают психолого-педагогическую и коммуникативно-интегративную функции, предоставляя
своим подписчикам не просто место для совместных бесед на волнующую и актуальную
тематику, но помимо этого ещё и широкое поле для образовательных процессов, обмена
опытом, получения совета или рекомендации от специалистов и профессионалов. Среди
наиболее популярных рассылок упомянутого типа можно назвать "Вопросы пространственной
и социально-бытовой ориентации незрячих и слабовидящих" (psychology.orientation),
разработанную на базе одноимённого интернет-проекта [http://orientation.ioso.ru],
на примере которой очень хорошо прослеживается развитие основных тенденций и
особенностей дистанционного образования с помощью дискуссионных листов и электронных
рассылок.

Что касается первой из выше упомянутых интернет-ассоциаций, о которой здесь и
пойдёт речь, то это своего рода реабилитационный центр, психологическая консультация
и школа ориентирования как для новичков, так и для опытных "ходоков". Иными словами,
добровольное объединение незрячих и слабовидящих с целью взаимообмена опытом,
изучения методик, практических рекомендаций, технических средств и научно-публицистических
материалов, а также учебных пособий по теме пространственного ориентирования
в условиях города, общественного транспорта, закрытых помещений и т.п.

В рамках конференции рассматривается обширная тематика, связанная с пространственной
и социально-бытовой проблематикой. Описываются и разбираются конкретные или гипотетические
случаи на дорогах, перекрёстках, в трамваях, троллейбусах, метро и т.д. Изучаются
и вырабатываются способы поведения незрячего или слабовидящего человека, оказывающегося
в тех либо иных затруднительных обстоятельствах. Ставятся и решаются вопросы
психологического характера: коммуникабельность, раскованность, незакомплексованость
инвалида на маршруте и в повседневной жизни. Подвергаются всестороннему исследованию
этические и педагогические моменты, относящиеся к материнству и воспитанию незрячими
матерями зрячих детей или, наоборот, зрячими матерями незрячих детей. Проводится
активная работа по сканированию и распространению специализированной литературы
по данным аспектам образования и жизнедеятельности людей с ограниченными физическими
возможностями.

На сегодняшний день дискуссионный лист насчитывает 75 подписчиков, 199 выпусков
и более или менее стабильную ежедневную периодику. Кроме педагогического, реабилитационного
и психологического воздействия, в качестве достижений стоит также упомянуть и
терапевтический эффект, достигаемый в процессе обучения и общения участников
дискуссий. Субъективный опыт, которым обмениваются подписчики, наряду с разносторонним
анализом наиболее общих ситуаций, переработанные и переосмысленные конкретным
индивидом, дают замечательные результаты, повышая активность и профессионализм
незрячего или слабовидящего "ходока". Новички, подбадриваемые положительным примером,
избавляются от страха первых самостоятельных шагов, а опытные пользователи охотно
делятся своими личными наработками и вносят поправки и дополнения в несовершенную
официальную методику.

Итогом и одним из достижений работы дискуссионного листа стала публикация выборочных
материалов из рассылки в московском журнале для незрячих и слабовидящих "Чистый
голос" в октябре текущего года.

Данная область психолого-педагогических исследований на базе технического оборудования
и телекоммуникационных средств является весьма перспективной и многообещающей.
Работы в этом направлении ведутся уже в течение года и будут вестись в будущем.
Мы всегда открыты для плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества на дружеской
основе. Приглашаем всех желающих и заинтересованных принять участие в нашем проекте.

Обращайтесь по адресам:

orientati***@b*****.ru

orientati***@m*****.ru

http://orientation.ioso.ru

Выпуск листа на новом месте: 1681

Ответить   Tue, 17 Jan 2006 02:19:08 +0300 (#502560)