Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-01-29

[TIFLO] Конкурс

Конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире" 2005-2006.
Благотворительный фонд Владимира Потанина в третий раз проводит грантовый
конкурс, стратегической задачей которого является поддержка новаторских
образцов музейной практики и адаптация музейной сферы к современным
социально-экономическим условиям. Конкурс "Меняющийся музей в меняющемся
мире" ориентирован на поддержку управленческих инноваций, превращающих
музеи в реальных лидеров городского и регионального пространства,
привлекающих к организациям культуры внимание общественности, властных
структур, партнеров из сферы бизнеса, делающих музеи центром современного
культурного досуга. К участию приглашаются российские государственные и
негосударственные музеи и музейные организации.
[http://www.rsci.ru/MoreInfo.html?MessageID=4150] ИС RSCI.RU

Выпуск листа на новом месте: 1711

   2006-01-29 23:33:12 (#507270)

[TIFLO] Re: С Днем рождения

Здравствуйте дорогие друзья !
Здравствуйте, Ирина Николаевна !
Благодарю всех за поздравления !
К сожалению, мой возраст требует от меня, говоря спортивным языком,
перехода к активной обороне (от всяких болезней). Тем приятнее
ощущать, что моя активность еще заметна :).

С уважением и наилучшими пожеланиями,
Александр Альперт
mailto:al-alpe***@y*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1710

   2006-01-29 09:47:28 (#507015)

[TIFLO] Юнеско. Смолин

Смолин О.Н. Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте мне заметить, что сегодняшние
общественные слушания проходят в знаменательный день. Сегодня юбилей со времени
восстания декабристов. И мне хочется надеяться, что декабристы и образование
в России еще не перевелись.

Начну я с двух благодарностей. Благодарность первая, это всем, кто сегодня пришел
на общественные слушания и готов принять в них участие. Я надеюсь, что они вызовут
некоторый резонанс в виде некоторых практических действий.

Благодарность вторая традиционная. Мы благодарим фракцию Компартии Российской
Федерации, которая берет на себя организационные проблемы, организацию подобных
общественных слушаний уже далеко не в первый раз. Но хочу повторить, как в предыдущих
наших встречах, что мероприятие сегодняшнее никак не партийное. Организатором
мероприятия выступает Общероссийское общественное движение "Образование для всех",
в котором мы стремимся объединить людей самых разных политических взглядов, партийной
или безпартийной принадлежности, обеспокоенных проблемами нашего отечественного
образования и надеющихся, что именно с помощью научно-образовательного прорыва
Россия сможет занять достойное место среди других народов и государство и, в
конце концов, сохраниться, как великая держава.

Уважаемые коллеги! Совсем недавно мир отмечал юбилей ЮНЕСКО. Причем я не заметил,
чтобы этот юбилей особенно активно праздновался в России. И может быть это даже
не случайно. Если в свое время, когда появлялись: Конвенция ООН по образованию,
международные документы, мы были в области образования, если не впереди планеты
всей, то, по крайней мере, в числе народов, которые были самыми передовыми. Затем
произошло то, что происходит довольно часто. В результате революционного разрушения
предыдущей общественной системы, разрушение по принципу "до основания". А зачем?

Россия по многим параметрам развития образования пошла не впереди планеты всей,
а в прямо-противоположную сторону. Это, к сожалению, факт. Мировой банк признает,
что на рубеже 50-х годов мы тратили на образование 10 процентов от ВВП, в начале
70-х годов семь процентов. Сейчас индустриально-развитые страны тратят около
шести процентов и таково же требование международного сообщества. Россия около
трех процентов. Если прежде мы были страной сплошной грамотности, действительно
одной из самых читающих стран в мире, хотя я никогда не говорил, что система
образования была лучшая в мире, доказать это довольно трудно. Но что она была
одной из лучших, это, что называется, медицинский факт, подтвержденный сравнительными
социологическими исследованиями. Вам, наверное, известно, что сейчас мы оказались
далеко не самыми передовыми.

Более того, в середине 90-х годов различные министры образования спорили, сколько
все-таки детей оказалось вне системы школы. Одни называли цифры 300 тысяч, другие
до трех с половиной, 3,7 миллионов детей.

Вы, наверное, знаете, что за 90-е годы Россия по среднему числу лет обучения
существенно отстала от наиболее передовых стран, а среднее число лет обучения,
это один из тех показателей, которые считаются главными и напрямую определяют
экономическую эффективность при нормальном работающем экономическом механизме.
Есть, конечно, параметры, по которым мы пошли вперед. Например, сейчас в Российской
Федерации больше студентов в расчете на 10 тысяч населения, чем было в Советском
Союзе. Это действительно факт. Но, правда, по количеству студентов, обучающихся
за счет бюджетных средств, мы не достигли уровня 1980 года. И более того, в текущем
году вопреки общемировой тенденции количество бюджетных студентов, бюджетный
прием, точнее сказать, в вузы был сокращен на восемь процентов.

Короче говоря, образовательная политика России крайне противоречива. Если можно
говорить о некоторых позициях, которые стоит поддерживать и которые идут в направлении
международных документов "Образование для всех", я имею в виду в частности инициативу
о попытке вернуться к обязательному полному среднему образованию, высказанную
президентом, поддержанную Министром образования, 22 сентября текущего года, то
гораздо больше позиций, указывающих на намерения двигаться в противоположном
направлении.

Судите сами. Российское образование исчезло из числа бюджетных приоритетов. Если,
скажем, расходы на здравоохранение в следующем году вырастут на 70 процентов,
средние расходы бюджета на 40, то расходы на образование только на 30. Это первое.

Второе. Предполагается в следующем году активное введение, повсеместное введение
нового экономического механизма "деньги следуют за учеником". Но весь мировой
опыт показывает, что если все деньги будут гоняться за ребенком, то это приведет
к крайнему неравенству образовательных возможностей и закрытию очень многих школ,
в том числе сельских, небольших школ для детей с значительными способностями
и так далее.

Третье. Я уже говорил о том, что сокращен бюджетный набор впервые с 90-х годов.

Четвертое. В следующем году отменяются действия целого ряда налоговых льгот для
образования, включая налог на землю и налог на имущество. Значит, следует ожидать
повышения платы за обучения для внебюджетных студентов.

Пятое. Примерно вдвое замедлится рост заработной платы педагогических работников.
А я глубоко убежден в том, что невозможно развивать, двигаться в направлении
информационного общества и при этом хуже всех платить тем, кто задает человеческий
потенциал. Так просто не бывает. Этого не может быть, потому что этого не может
быть никогда, как сказал бы чеховский ученый сосед.

Ну, и, наконец, мы знаем о планах в следующем году. Фактической приватизации
образования под лозунгом: введение новых организационно-правовых форм с не очень
приличными аббревиатурами типа АУ или ГАНО, против которых высказались, между
прочим, профсоюзы, Российский союз ректоров и многие другие ведущие образовательные
организации.

В этой ситуации мы хотим непросто познакомиться с документами Организации Объединенных
Наций, с документами ЮНЕСКО. Мы хотим, чтобы в России сформировалось правильное
представление о том, куда движется образовательная политика так называемых цивилизованных
стран, и чего хочет образовательное сообщество, мировое образовательное сообщество
от тех государств, которые намерены двигаться вперед, а не отставать навсегда.

Известно, что не всегда бывают пророки в своем отечестве. Да? Мы хотим с помощью
опыта ЮНЕСКО, с помощью документов ЮНЕСКО еще раз обратить внимание российских
властей различных уровней и ветвей на то, какой должна быть образовательная политика
по-настоящему современного государства, намеревающегося двигаться в общество
знаний.

Выпуск листа на новом месте: 1709

   2006-01-29 07:09:21 (#506990)

[TIFLO] С Днем рождения

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки! Сегодня известный шахматист Александр
Лазаревич Альперт отмечает День рождения.Александр Лазаревич хорошо знаком участникам
рассылке не только как шахматист, но и по вдумчивому, неформальному участию в
дискуссиях на многие поднимаемые в рассылке темы. А его роль в популяризации
шахматного искусства в среде молодых незрячих трудно переоценить.
Александр Лазаревич! От модерирующей группы поздравляю Вас с Днем рождения! Желаю
Вам Здоровья, Счастья, Благополучия, Любви, интересной работы, успешных учеников
и всего Вам самого доброго и хорошего!
С уважением
Зарубина Ирина
e-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1708

   2006-01-29 04:54:00 (#506977)

[TIFLO] Юнеско. Бузгалин

Первое слово для доклада. Докладчик - Александр Владимирович Бузгалин, доктор
экономических наук, профессор МГУ, заместитель председателя оргкомитета Общероссийского
общественного движения "Образование - для всех" и лидер движения "Альтернативы".

Бузгалин А.В.

Сегодня я хотел бы в основном сосредоточить свое внимание на том, почему и как
образование для всех стало международно-признанной, обязательной для цивилизованного,
в кавычках или без, я бы сказал без, имея в виду не развитые страны, а наш мир,
как, действительно, цивилизованное сообщество, обязательным документом,
почему в России ситуация иная и какие шаги могут быть сделаны для исправления
этого положения, для устранения того разрыва, который становится очевидным.

Итак, прежде всего, фиксация. ЮНЕСКО и международные организации считают основной
стратегией именно образование для всех, а не что-либо другое. Обратите
внимание, коллеги, и это принципиально важно, я ссылаюсь на документ Организации
Объединенных Наций. На всемирные форумы в Джамтьене - 90-й год, Дакаре
- 2000-й год. Более того, эта тема подробно расписана в программных документах
ЮНЕСКО на ближайшую перспективу, как стратегия и тактика деятельности этой
организации.

Наконец, я приведу лишь одну цитату. Всемирный банк полностью привержен достижениям
цели образования для всех. Я бы сказал, даже Всемирный банк дошел до
того, что иначе нельзя. Почему, я скажу чуть позже. Пока зафиксируем, поставим
здесь первую точку, а, может быть, восклицательный знак.

В этой связи мне хотелось бы подчеркнуть, что в России, к сожалению, ситуация
иная. Лозунг "Образование - для всех" воспринимается если не как крамола,
то как диссидентство. И правительство, и президент, и парламентское большинство
в Думе, и министр образования фактически ведут линию на другую модель образования
- <элитарную>, то есть для узкого круга привилегированных людей, хорошее образование
- для всех остальных, что получится, ориентированную на конъюнктуру
рынка. Это совершенно другая модель, и так далее. Я еще к этому вернусь. Давайте
пока посмотрим, что такое образование для всех, с точки зрения ЮНЕСКО
и ее партнеров.

Первый тезис. Образование есть приоритетная ценность развития общества. Подчеркну,
не средство, для того чтобы повысить конкурентоспособность продукции.
Я доктор экономических наук, профессионал, поэтому говорю это со всей ответственностью.
А, наоборот, экономика есть средство, для того чтобы развивать
человеческие качества, прежде всего образование. Стратегическая, абстрактная,
но очень важная теза, из которой вытекает очень много конкретных средств.

Второй тезис. Это образование, удовлетворяющее, прежде всего, базовые потребности,
связанные с развитием человеческих качеств. Соответствующие документы
и цитаты приводятся в моем докладе. Что это означает? Это означает ориентацию
не на принцип: там, где больше заработная плата, туда я и пойду, то есть
в этом направлении я буду получать образование, для того чтобы затем делать карьеру.
Небезызвестные цитаты небезызвестных вам деятелей образования говорят:
тот вуз лучше, выпускники которого получают самую высокую заработную плату.

Соответственно рейтинг вуза определяется прежде всего этими качествами, с точки
зрения, к сожалению, весьма и весьма ответственных работников нашей системы
образования, государственных структур. Да, это заявил министр. Но на самом деле
не только. Это и многие эксперты заявляли, и советники, и так далее. Ситуация
крайне неприятная, поскольку в этом случае все базовые как раз образовательные
процессы оказываются практически по ту сторону в нашей стране.

Третье. Это система, которая должна обеспечить всеобщий равный, исключающий дискриминацию,
доступ к образованию представителей всех социальных, национальных,
и так далее, групп. Вот этот вопрос я прокомментирую потом, чуть ниже, но мне
принципиально важно отметить, что образование для всех - это именно для всех.
Для бездомного, для ребенка в Чечне, для девочки в мусульманской семье, для талантливого
мальчика, который родился в глухой российской деревне, для российского
мальчика, который живет в подвале на нарах со своей семьей дворников, и так далее,
и тому подобное.

Это очень сложный и очень важный вопрос, как это обеспечить. На самом деле ЮНЕСКО
и другие организации образовательные дают конкретный ответ с позитивными
примерами, с программами. И даже Всемирный банк что-то пытается финансировать,
для того чтобы решать эту задачу.

Наконец четвертое. Это ответственность за обеспечение образования для всех со
стороны, во-первых, государства. В документах ЮНЕСКО постоянно подчеркивается,
национальное государство обязано реализовать эту стратегию. Это является не неким
пожеланием, ничего, это обязанность. Почему, я скажу чуть ниже.

Во-вторых, это ответственность гражданского общества, то есть нас с вами. Мы
тоже обязаны это делать, для того чтобы развивалась наша страна и не только
наша страна. В-третьих, бизнеса. Тоже обратите внимание, это очень необычный
тезис. Это не дело доброй воли бизнеса - что-то делать. Это его обязанность
как части граждан, институтов той страны, где осуществляется эта деятельность.
Вот такая постановка ЮНЕСКО.

Мы на это смотрим чуть иначе. Дал тысячу рублей на образование со своих десяти
миллиардов - спасибо большое. Дал миллион - ты вообще благодетель. С точки
зрения ЮНЕСКО, не дал несколько процентов на образование - ты антисоциальный
бизнесмен, с которым нельзя иметь дело. Точно так же в отношении государства.

Почему именно образование для всех, а не другая стратегия. На этот вопрос дается
очень четкий ответ в международных документах, на самом деле в отечественных
документах это подчеркивается.

Прежде чем прокомментировать этот тезис, хотел бы специально отметить российские
традиции и наши отечественные культуры, и советскую модель образования
при всех недостатках ее действительной авторитарности, идеологической зашоренности
и всех других. Вполне соответствуют этим международным требованиям.

Более того, я бы сказал даже чуть иначе, не обвиняйте меня только в посконном
патриотизме. Но я бы все-таки сказал иначе. Традиционные лучшие достижения
российского, советского образования - это то, чему соответствуют современные
решения ЮНЕСКО. На самом деле мы были одними из первых, если не первыми, на
пути решения вот этих задач, этих постановок и многого другого.

А теперь по существу: почему все-таки образование для всех, а не что-то другое?
Ну, во-первых, документы ООН, не стесняясь, говорят о том, что это
вопрос, прежде всего, нравственный и вопрос социальной справедливости. Мы этих
слов сегодня стесняемся. В экономической среде сказать, что, исходя из
нравственных критериев, необходимо сделать что-то, неприлично, ну почти нецензурное
выражение. С точки зрения ООН и документов, это так.

Во-вторых, это вопросы демократии прав человек, педалируются постоянно, развивать
особенно не буду. Я к этому вопросу еще вернусь в связи с глобальными
проблемами человечества.

В-третьих, этот тезис я поясню, это вопросы экономической эффективности. Вот
здесь и международные сообщества, и ведущие эксперты-экономисты, профессионалы
Мануэль Констельс, Даниэль Белл, наши отечественные академики, университетские
профессора и так далее многократно показали, в современную эпоху ситуация
такова, что в стране для конкурентоспособности... Я возвращаюсь к тому, что покритиковал
раньше как высший критерий. Но даже, исходя из этого критерия
для достижения конкурентоспособности, необходимо, чтобы каждый талантливый ребенок
мог реализовать свой потенциал, чтобы людей с высшим образованием было
примерно более половины работающих в стране уже сейчас. Через 10 лет это будет
большинство. Иначе эффективности не добиться, конкурентоспособности не добиться.

Для этого нужно, чтобы развивались, прежде всего, инновационные свойства человека,
а не узкий профессионализм. То есть он должен быть креативен, открыт,
обладать широким фундаментальным образованием, иначе он не сможет быстро перенастраиваться,
а будет заполнять стандартные формы. Это провал в современной
экономике. И так далее, и тому подобное.

То есть нравственные и социально справедливые цели оказываются сугубо экономически
эффективными. Все остальное - это экономика газовой, нефтяной и прочей
трубы. Это многократно обосновано, раскрыто, и с этим особенно никто не спорит
на самом деле. Вот это то, почему так. То, что у нас, к сожалению, не так,
Олег Николаевич вам продемонстрировал с цифрами в руках.

Второй тезис, по поводу некоторых фундаментальных глобальных проблем человечества
и таких же проблем России, позиции ЮНЕСКО, и что мы можем сделать. На
первое место я бы выдвинул проблему бедности и нищеты. Здесь довольно известен
замкнутый круг. Традиционно либеральная позиция: почему страны являются
бедными, группы определенные населения бедны и так далее? Ленивые не хотят получать
образование. Без образования в наших условиях невозможно преуспеть
в экономике.

Вторая половина правильная - без образования преуспеть невозможно. Первая половина
- столь же лжива, сколь и поверхностна, кажется, очевидна. Вот здесь,
знаете, кажется одно, а на самом деле совершенно другое. Почему? Потому что
сегодня и в мире в целом, и в нашей стране созданы гетто нищеты, которые
воспроизводят сами себя, и из которых без помощи из вне, причем активной и решительной,
вырваться ни целые страны, ни большие социальные группы не могут.

У меня, к сожалению, нет времени для того, чтобы обосновать и развернуть этот
тезис, но он выглядит довольно очевидно. Я еще раз подчеркиваю, это замкнутые
гетто нищеты. Они есть везде. Последние события в Париже показали, что они есть
даже в столице одной из богатейших стран мира. А в России это 10-15 процентов
населения как минимум в нищете. Примерно половины среднего, квазисреднего класса.
То есть те, кто живет на обычную зарплату в 150-250 долларов, в 5-10
тысяч рублей. Примерно половины из этих людей живет тоже в таких условиях, когда
дать качественное образование ребенку невозможно.

Вторая, верхняя половина средних работающих в нашей стране с огромным трудом
может дать, как правило, плохое образование, либо с еще большим трудом обеспечить
одному ребенку в семье поступление в приличный вуз. Но это, как правило, перенапряжение
и исключение из правил.

И лишь квазисредний класс... Квази, потому что он не средний, он расположен наверху.
Вот в шутку я его определяю следующим образом. Если вы с семьей можете,
не задумываясь, сходить пообедать в "Макдоналдс", вы принадлежите к среднему
классу. Когда я читаю лекции в США, над этим смеются, потому что там только
самые бедные ходят в "Макдоналдс" покушать. А у нас это мечта, на самом деле.
Если посмотреть на Россию, так и для приличной публики это не всегда доступно.

Так вот, только вот эта прослойка может сегодня претендовать на то, чтобы обеспечить
более-менее качественное образование ребенку. Это социальная дискриминация
и это исключение. Вот этот момент я хотел бы специально подчеркнуть. К сожалению,
политика правительства идет сегодня вразрез с требованием ликвидации
этих гетто нищеты. Начиная с Трудового кодекса, который создает условия для,
извините, я бы на старом марксистском языке назвал это "сверхэксплуатацией
наемного работника", на современном языке это "неэквивалентные отношения работодателя
и работника". Но это ситуация, при которой человек работает примерно
вдвое больше на доллар продукции и получает заработную плату вдвое меньше на
доллар продукции, чем в любой другой стране. Я подчеркиваю, не вообще, а на
доллар выпускаемой продукции, то есть, наш работник приносит прибыли на свой
доллар заработной платы больше, чем американский, европейский или любой другой
своему работодателю. Это одна сторона медали.

Вторая сторона медали. То есть, здесь их много будет, сторон, поэтому, наверное,
не медаль уже, просто перечислю.

Трудовой кодекс, который был принят.

Следующая часть этой ситуации - монетизация льгот. Мы через это уже проходили.
Слава богу, были некоторые действия, которые приостановили этот процесс.

Следующий шаг - реформа жилищно-коммунального хозяйства.

То, что говорилось сегодня о системе образования.

Отмена прогрессивного подоходного налога. У нас одна из немногих стран мира -
Украина еще и несколько развивающихся стран, где нет прогрессивного подоходного
налога. США - самые либеральные из всех либеральных западных развитых стран,
30-ти процентный налог на богатых и ноль на бедных. В Швеции, Финляндии, других
странах с одними из лучших в мире достижений в области хай-тека и уровней эффективности,
50 процентов налог на богатых, ноль - налог на бедных.

У нас нет системы дифференциации на налогообложению различных учреждений. У нас
нет системы поддержки социально ответственного бизнеса, хотя в мире это
самая прогрессивная тенденция сейчас. Бизнес, который работает на среднюю прибыль,
все остальные деньги тратит на социальные проблемы. Это выглядит иррациональным
с точки зрения нашего сегодняшнего примитивно-капиталистического мышления, но
с точки зрения Западной Европы - это стандарт эффективного прогрессивного
бизнеса. Я готов продолжить эту цепочку, но у меня нет на это времени.

Вторая проблема, на которую я обратил бы большое внимание, это проблема "исключенных".
То, на что мы сегодня меньше обращаем внимания. После Парижа немножко
стали говорить больше. Между тем, у нас несколько категорий "исключенных" и
очень важных для проблемы образования.

Первое. Это люди без определенного места жительства и дети-беспризорники. Сколько
их? Никто не знает, но в общей сложности это, по крайней мере, несколько
миллионов человек. От двух, самые оптимистические оценки, до семи, самые пессимистические
оценки.

Второе. Это нелегальные мигранты. Проблема, как показал Париж, очень и очень
и опасная, и важная, и социально, так сказать, острая.

Я готов продолжать эту цепочку, но сейчас не в этом проблемы.

Еще одна важная, глобальная проблема - это равенство мужчин и женщин, на что
мы в нашей стране перестали обращать внимание. Между тем, у нас начинается
потихонечку развертываться дискриминация женщин, в том числе с точки зрения поступления
в образовательные учреждения, особенно это характерно для ряда
республик и регионов нашей страны. Образование для девочек. Документы постоянно
ЮНЕСКО, ООН об этом, так сказать, твердят на 70 процентов. Это важнейшая
проблема.

И последний аспект, который мы меньше всего рассматриваем, но который, мне кажется,
принципиально важным в связи с образованием, это проблема демократии,
прав человека и гражданской ответственности, развития гражданского общества.
Здесь тоже существует своего рода замкнутая цепочка - чем ниже уровень образования,
чем меньше его общедоступность, чем меньше мы реализуем модель образования для
всех, тем хуже ситуация с демократией. Чем хуже ситуация с демократией,
тем, как правило, более элитарным, закрытым, кастовым становится образование.
Вот разорвать этот замкнутый круг - это обязанность правительства, наша с
вами и бизнеса, равно как и все остальные задачи.

Разрывается он одним путем - через реализацию модели, когда осуществляется вот
это самое образование для всех. Я еще раз напомню некоторые компоненты, которые
принципиально важны, переходя к третьему и заключительному разделу доклада, об
ответственности правительства. Этот аспект, эта тема постоянно педалируется
в международных документах, то есть, они все заканчиваются тем, что исходя из
таких-то решений, исходя из таких-то объективных общественных задач правительства
национальных государств или других... федеральных государство обязаны сделать
то-то, то-то, то-то.

Вот эти пункты я бы специально резюмировал и краткие выдержки из международных
документов о том, что вот именно так, а не придумано профессором Бузгалиным,
приводится ниже. Можно посмотреть эти документы подробнее, и там это всё прописано.

Итак, первое: обеспечить реализацию именно равного общедоступного образования,
а не какого-либо другого.

Здесь этот тезис не прописан, но я добавлю, что для этого необходима решительная
социальная поддержка обездоленных и исключенных, бедных и так далее.

Сегодня в нашей стране это делается крайне ограниченно, задачей является принципиальное
решение этой задачи.

Второй тезис - это бесплатное общедоступное, как минимум, среднее образование
с переходом к такому же высшему образованию.

Я готов продолжить. Читайте Декларацию "Образование для всех", она составлена
на основе вот этих документов, вот, что такое равное общедоступное образование.
Она предложена к документу.

Второй тезис, на который редко обращают внимание: правительство, президент, государство
обязаны обеспечить или, если необходимо, создать четкие (в документах
подчеркнуто) обязательные механизмы, обеспечивающие активное участие гражданского
обществ в решении проблем образования.

Еще раз, это обязанность создать эффективно работающий механизм. Если не работает,
виновато государство. Вообще говоря, виноваты будем и мы тоже, конечно
же. Давайте не будем только всё пенять на власти наверху. Если мы ничего не делаем,
то никакие добрые шаги в нашу сторону не помогут. Но, если добрых шагов
не будет, нам делать будет неимоверно трудно, особенно в условиях России, и это
будет уже вина правительства. А обязанность создать предпосылки - на них,
на нас - реализовать предпосылки.

Ликвидировать все случаи дискриминации. Обращу внимание, речь идет очень часто
о сельских школах, Олег Николаевич упоминал этот сюжет, о целых регионах,
определенных группах населения, национальных меньшинствах, женщинах и так далее.
Но для нас это, прежде всего, сельские депрессивные районы, это дискриминация
по национальному признаку и ряд других.

Следующий пункт - обеспечить приоритетное развитие образования для вот этих дискриминированных,
угнетенных слоев населения. Это означает не равные условия
для ребенка бомжа и для ребенка олигарха, а специальные программы для развития
образования для бедных, целенаправленные, международные... национальные.

Поднять финансирование образования, как минимум, до шести процентов валового
национального продукта. Мы об этом уже говорили и не раз.

Разработать национальные планы действий, обеспечивающие решение этих задач. Подчеркну,
несмотря на общую приверженность идеям социальной, рыночной экономики,
эти документы пронизаны очень четкой постановкой.

Задача правительств и международных организаций - разработать, принять и реализовывать
кратко-, средне- и долгосрочные программы, четко фиксирующие конкретные
шаги по реализации тех задач, которые ставятся.

Вот правительство обязано принять программу, утвердить и отвечать за ее выполнение
в области образования, а не просто сегодня президент сказал одно, а министр
следом то же самое, завтра президент промолчал, министр сказал что-то совсем
другое, послезавтра ситуация вообще радикально изменилась, и Дума приняла
решение, которое идет вразрез с первым, вторым и третьим. Потому что кто-то из
администрации президента сказал кому-то в правящей фракции, что это надо
сделать.

На мой взгляд, для нас с вами документы ЮНЕСКО, ООН, Ассоциации неправительственных
организаций и даже Мирового банка являются очень полезными материалами,
которые, во-первых, показывают, что можно делать.

Во-вторых, показывают, как можно делать.

В-третьих, доказывают нашим властям, что это не собственный эксперимент некоторой
части образовательного сообщества, я бы сказал, все-таки большинства образовательного
сообщества, а то, что является вызовом времени и принято большей частью гражданского
общества на планете.

И, наконец, последнее. Что бы мы ни говорили об ответственности правительства,
бизнеса и всех остальных структур, если мы с вами не будем активны, ничего
не сдвинется с места. Как только начинается активность, некоторые подвижки происходят.
Даже закон о контроле государства над общественными организациями
начал несколько видоизменяться, когда начался шум и давление со стороны самых
разных структур от крайне левых до крайне правых, и, прежде всего, социальных
на правительство, президента и Думу с этой стороны. То же самое, мне кажется,
можно и должно делать в области образования.

Я не берусь хвастаться, но, если бы образовательное сообщество на протяжении
этих 15 лет не вело постоянную борьбу активную, иногда очень тяжелую против
власти за то, чтобы не допустить коммерциализации образования, у нас результаты
бы сейчас были такие же, как после ваучеризации в промышленности или в
сельском хозяйстве. У нас был бы разрушен основной вузовский потенциал полностью,
и создавались бы заново некие мелкие коммерческие структуры, плюс что-нибудь
вокруг нефти и газа, как в нашей экономике происходит.

Поэтому, завершая, я хотел бы обратиться к вам с предложением, просьбой и своего
рода пожеланием, включиться активно в деятельность движения "Образование
для всех", любых других неправительственных организаций и движений, в которых
вы участвуете или можете поучаствовать. И поучаствовать в подготовке и проведении
конгресса российского образовательного сообщества. И если он состоится, то тогда
мы сможем показать, что и Россия действует так, как этого требуют, и может
потребовать гражданское сообщество мира, ЮНЕСКО и другие организации.

Выпуск листа на новом месте: 1707

   2006-01-29 00:31:33 (#506920)

[TIFLO] сбои в работе рассылки

здравствуйте, уважаемые участники рассылки.
на subscribe.ru, очередные проблемы. Информирую, что вы в ответ на свои
письма в рассылку можете получить
уведомление от почтового робота, в котором будет написано, что вы отписаны
от рассылки. Ни один участник рассылки от нее не отписан.
Получение сообщений от робота вызвано сбоем на subscribe.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства.
с уважением
ведущая рассылки
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1706

   2006-01-29 00:18:52 (#506911)