Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Карбюратор без секретов-1

Как бы хорошо и долго ни работал двигатель "Жигулей", наступает момент, когда затрудняется его пуск в холодном и горячем состоянии, ухудшается динамика автомобиля, гораздо чаще, чем раньше, приходится заливать в бак бензин. Одна из причин – неправильная работа карбюратора. Инженер А. Куликов систематизировал рекомендации специалистов, опубликованные в журнале "За рулем" и других изданиях, свои наблюдения и опыт по уходу за топливной аппаратурой "Жигулей" и делится ими с автолюбителями.

Для разборке, сборки и регулировки карбюратора вполне пригодны инструменты из штатного набора автомобиля. Дополнительно понадобятся отвертка с жалом шириной 4 мм (для регулировчных винтов пускового устройства и ускорительного насоса), штангенциркуль с нониусом 0,1 мм и оправки, изготовленные по прилагаемым чертежам.

Основными частями карбюратора являются крышка, корпус и корпус дроссельных заслонок, содержащие узлы, нуждающиеся в регулировке, ремонте и проверке. Каждой части будет посвящена отдельная статья.

Устройство крышки для карбюратора Озон, Вебер
Рис. 1. Устройство крышки для карбюратора "жигулей": 1 – крышка; 2 – эмульсионный жиклер эконостата; 3 – топливный жиклер эконостата; 4 – воздушная заслонка; 5 – картонная прокладка; 6 – воздушный жиклер эконостата; 7 – поплавок; 7б – кронштейн поплавка; 7в – язычок поплавка; 7г – упор поплавка; 8 – ось; 9 – рычаг; 10 – корпус пускового устройства; 11 – крышка; 12 – шток; 13 – телескопическая тяга; 14 – тяга; 15 – уплотнительное кольцо; 16 – жиклер пускового устройства; 17 – переходная втулка; 18 – диафрагма; 19 – регулировчный винт; 20, 27 – пробки; 21 – шарик демпфера; 22 – игольчатый клапан; 23 – металлическая (медь, алюминий) прокладка; 24 – седло; 25 – топливный фильтр; 26 – штуцер; 28 – оттяжная вилка; а – канал пускового устройства.

Начнем с крышки (рис. 1), которую для осмотра и преведения в порядок снимаем с карбюратора.

Устройство крышки для карбюратора Озон, Вебер

Перед тем как снять крышку с корпуса, вывертываем пробку 27 и извлекаем из колодца топливный фильтр 25.

Устройство крышки для карбюратора Озон, Вебер

Отвернув винты, крепящие крышку 1 к корпуск карбюратора, и приподняв ее вместе с прокладкой 5, стараясь не повредить последнюю, отсоединяем от трехплечего рычага телескопическую тягу 13 пускового устройства и отделяем крышку.

Оправкой (рис. 2) или стержнем диаметром 2–2,3 мм осторожно выталкиваем в сторону стойки с разрезом ось 8 (см. рис. 1), снимаем поплавок 7 вместе с игольчатым клапаном 22 и прокладку 5. Вывертываем седло 24 клапана вместе с прокладкой 23.

Оправка для демонтажа оси поплавка карбюратора Озон, Вебер
Оправка для демонтажа оси поплавка.

Отсоединям от рычага 9 телескопическую тягу 13. Отвернув винты, крепящие корпус 10 пускового устройства к крышке 1, снимаем его вместе с уплотнительным кольцом 15 и тягой 14. На этом разборка крышки закончена, и можно приступить к приведению в порядок узлов и деталей.

Промываем ацетоном и продуваем сжатым воздухом (понадобится шинный насос с наконечником) воздушный 6, топливный 3 и эмульсионный 2 жиклеры эконостата, канал "а" пускового устройства, входной топливный штуцер 26 поплавковой камеры карбюратора, седло 24 игольчатого клапана. Топливный фильтр 25 промываем бензином.

Отвернув винты, крепящие крышку 11 к корпусу 10 пускового устройства, снимаем ее вместе с диафрагмой 18. Все детали тщательно промываем чистым бензином. Проверяем целостность диафрагмы и надежность ее крепления на штоке 12. Поврежденную диафрагму необходимо заменить вместе со штоком. Если чашечки, между которыми зажата диафрагма, имеют люфт, осторожно расклепываем крепящий их конец штока.

На уплотняющих поверхностях крышки 11 и корпуса 10 не должно быть забоин и заусенцев. Перед сборкой пускового устройства желательно притереть поверхности крышки и корпуса, между которыми зажимается диафрагма, а также соприкасающиеся поверхности корпуса 10 и крышки 1 карбюратора. Для доступа к этим поверхностям необходимо пассатижами извлечь из корпуса пускового устройства жиклер 16 и переходную втулку 17. Чтобы не смять переходную втулку пассатижами, вставляем в нее металлический пруток или сверло подходящего диаметра.

Притирку проводим на притирочной плите с абразивной пастой или на любой ровной поверхности, например на толстом стекле, положив на него мелкозернистую наждачную бумагу. О качестве работы будет свидетельствовать появление сплошного следа на всей уплотняющей поверхности.

В некоторых карбюраторах 2105-1107010, 2107-1107010 и его модификациях переходной втулки 17 нет. Ее функции возложены на измененный для этого жиклер 16. В таких приборах поверхность корпуса пускового устройства, которой он соприкасается с крышкой карбюратора, притирать нельзя, так как на ней имеется поясок для уплотнительного кольца 15.

После притирки все детали тщательно промываем в бензине, продуваем сжатым воздухом каналы в крышке и корпусе, ставим на место жиклер 16 и переходную втулку 17 и собираем пусковое устройство. При сборке необходимо обратить внимание на то, чтобы диафрагма 18 зажималась между крышкой и корпусом без складок.

Проверяем собранное пусковое устройство на герметичность следующим образом. Отвернув пробку 20, вывертываем регулировочный винт 19 так, чтобы зазор между ним и плотно завернутой пробкой 20 был около 0,5 мм, что требуется только для увеличения хода штока 12 при проверке. Необходимый зазор устанавливаем, замеряя штангенциркулем длину резьбовой части пробки 20 и расстояние от торца крышки 11 до торца регулировочного винта 19.

Утапливаем до упора шток 12 и, плотно закрыв пальцем отверстие жиклера 16, отпускаем шток. Если пусковое устройтство герметично, шток под действием пружины сначала выйдет из корпуса пускового устройства на 3–4 мм, а затем останется неподвижным или будет медленно возвращаться в исходное положение. Если возвращение присходит быстро, необходимо найти и ликвидировать место подсоса воздуха.

Поставив на место уплотнительное кольцо 15, прикрепляем собранное пусковое устройство к крышке карбюратора и тягой 14 соединяем шток 12 с рычагом 9. Еще раз, прежним способом, только закрыв плотно пальцем отверстие "а" канала в крышке 1 карбюратора, проверяем герметичность пускового устройства и легкость вращения воздушной заслонки 4.

При установке на место топливного фильтра 25 и пробки 27 обращаем внимание на то, чтобы фильтр не был деформирован и на его посадочной поверхности не оказалось заусенцев. Смятый и неплотно сидящий на выступе в крышке фильтр не сможет выполнять своих функций.

Уровень топлива в поплавковой камере зависит от состояния седла 24 и игольчатого клапана 22. Клапан должен свободно перемещаться в седле, поэтому надо следить, чтобы внутренняя цилиндрическая поверхность седла была без царапин и заусенцев. Если они есть, их необходимо удалить мелкой наждачной бумагой. Шарик 21 демпфера в игольчатом клапане должен перемещаться свободно, не зависая. На рабочем конусе клапана недопустима большая выработка, так же как и заусенцы на его направляющих ребрах. Приведя в порядок, ставим на место седло 24 с прокладкой 23 и надежно затягиваем его. Сильно расплющенную прокладку заменяем новой. Ее можно сделать из мягкой меди или мягкого алюминия.

Обязательно проверяем состояние поплавка 7. Он должен быть герметичным, без повреждений и искажений формы. На язычке поплавка, по которому скользит шарик, недопустимы заусенцы и забоины, так что если они есть, аккуратно удаляем их. Вес поплавка должен быть в пределах 11–13 г.

Герметичность поплавка можно проверить погружением его в воду с температурой не ниже +80оС и не менее чем на полминуты. Нарушение герметичности проявится пузырьками воздуха, выходящими из нагревающего поплавка. Худой поплавок надо запаять, предварительно удалив (выпарив) из него бензин. После пайки вновь проверяем герметичнось и вес. Лишний вес убираем только за счет припоя, не нарушая герметичность поплавка.

Следующий этап сборки крышки – установка на место прокладки 5, поплавка 7 с игольчатым клапаном 22. Прокладка, безусловно, должна быть без каких-либо повреждений. В крайнем случае расслоившуюся прокладку можно склеить бензостойким клеем. Если ось 8 легко перемещается в отверстиях стоек на крышке 1, пассатижами немного обжимаем стойку с разрезом, уменьшая тем самым отверстие.

Собрав узел, проверяем герметичность игольчатого клапан. Для этого поворачиваем крышку поплавком вверх, через входной топливный штуцер 26 вбираем ртом в себя воздух и закрываем отверстие на штуцере языком. Если в течение 8–10 секунд язык "не отклеится", игольчатый клапан герметичен. В противном случае рабочий конус клапана придется притереть к седлу с абразивной пастой. При большом износе конуса иногда удается восстановить герметичность клапана следующим образом. Снимаем оттяжную вилку 28 и через оправку (рис. 3), опирающуюся на торцы ребер клапана, наносим несколько легких ударов молотком. Ни в коем случае нельзя стучать по шарику 21 (см. рис. 1) демпфера, иначе игольчатый клапан будет окончательно испорчен. После такой процедуры седло и конус плотно соединяются при контакте.

Оправка для осадки конуса игольчатого клапана и седла карбюратора Озон, Вебер
Оправка для осадки конуса игольчатого клапана и седла.

Если ни одним из указанных способов не удается восстановить герметичность клапана, его заменяют вместе с седлом.

При сборке проверяем параллельность образующей линии поплавка 7 крышке 1, легкость вращения поплавка на оси 8 и легкость перемещения игольчатого клапана 22 в седле 24. Параллельность проверяем при помощи штангельциркуля, замеряя с двух сторон поплавка расстояние от него до крышки, а добиваемся ее подгибанием кронштейна .

Собрав узел, регулируем положение поплавка относительно крышки карбюратора, чтобы обеспечить необходимый уровень топлива в поплавковой камере.

При герметичном поплавке допустимого веса и надежном игольчатом клапане должный уровень топлива обеспечивается зазором между поплавком 7 и прокладкой 5, плотно прижатой к крышке 1. Рекомендованный заводом зазор для карбюраторов: 2101-1107010-03, 2101-1107010-11, 2101-1107010-20, 2103-1107010-01, 2105-1107010, 2105-1107010-10, 2105-1107010-20, 2106-1107010, 2107-1107010 и 2107-1107010-20 равен 6,5±0,25 мм, а для 2101-1107010, 2101-1107010-02 и 2103-1107010 он составляет 7,5±0,25 мм.

Проверяем зазор при вертикальном положении крышки, когда она направлена штуцером 26 вверх. Контрольным инструментом может служить калибр (цилиндрический пруток длиной 90 мм и диаметром 6,5 или 7,5 мм), помещаемый поочередно между крышкой и обеими сторонами поплавка. Язычок поплавка должен быть перпендикулярен оси игольчатого клапана 22 и слегка касаться шарика 21 демпфера, не утапливая его. При необходимости регулируем зазор подгибанием язычка. Эта регулировка нуждается в особой тщательности, так как от уровня топлива в поплавковой камере существенно зависит работа двигателя на всех режимах.

Ход поплавка у всех моделей карбюраторов одинаков и равен 8±0,25 мм. Проверить его так же легко при помощи калибра (цилиндрический пруток длиной 100 мм и диаметром 14,5 мм для карбюраторов с зазором между поплавком и крышкой 6,5 мм и 15,5 мм – для карбюраторов, где зазор 7,5 мм). Калибр помещаем между поплавком и крышкой с прокладкой. Ход поплавка регулируем подгибанием упора .

Здесь не случайно уделено столько места поплавковому механизму. Важно помнить, что уменьшенный зазор между поплавком и крышкой, увеличенный вес поплавка, заедание его на оси, негерметичность и заедание игольчатого клапана в седле, зависание шарика демпфера в клапане обязательно приводят к увеличению уровня топлива в поплавковой камере, что, в свою очередь, влечет работу двигателя на обогащенной смеси и перерасход топлива. И наоборот, увеличенный зазор между поплавком и крышкой, уменьшенный вес и недостаточный ход поплавка с той же закономерностью приводят к понижению уровня топлива в камере и к перебоям в работе двигателя. Увеличенный ход поплавка может повлечь заедание игольчатого клапана из-за перекоса в седле.

Последний узел, с которым придется поработать, прежде чем собрать крышку, – телескопическая тяга 13. Промываем ее чистым бензином, после чего она должна работать четко, без заеданий. Иначе пусковое устройство не будет нормально выполнять свои функции. Причиной заедания корпуса тяги в кожухе может быть искривление ее оси. Ось надо подправить, а затем разработать тягу до полной ликвидации заедания. Смазывать тягу ничем не надо, чтобы не было заеданий из-за скопления в ней пыли. Чистую и исправную тягу соединяем с рычагом 9 на оси воздушной заслонки /4.



Адрес страницы:
Карбюратор без секретов-1
Тэги:
Озон
уровень
жиклер
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное