Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Водитель и очки

Водителя в очках встречаешь сегодня довольно часто. И не только владельца личного автомобиля, но и профессионального шофера. А что удивляться, если, к сожалению, чуть ли не каждый четвертый выпускник средней школы страдает близорукостью или астигматизмом. Бывают и скрытые до времени дефекты зрения, не вполне точно именуемые "дальнозоркостью". Пока ты молод, никаких жалоб на глаза. Но в зрелом возрасте не только читать без очков уже невозможно, но и для дали нужна отдельная пара. А пожилых людей за рулем немало. Наконец, многие с нормальным зрением пользуются противосолнечными очками.

Как и со всяким тонким прибором, с очками надо обращаться грамотно и бережно. Их надо подобрать у специалиста-офтальмолога, приобрести точно по рецепту, правильно носить и аккуратно хранить. При несоблюдении этих условий очки окажут не помощь, а вред.

То, что водителю автомобиля надо видеть хорошо, ни у кого сомнений не вызывает. Прежде всего, он должен иметь нормальную остроту зрения вдаль. Обычно человеческий глаз способен разглядеть пальцы раскрытой руки с расстояния не более 50 метров. Значит, уже на этом удалении можно, скажем, попытаться предугадать намерения пешехода, увидеть лежащий на дороге предмет. Даже при скорости 90 км/ч это все же 2 секунды – время достаточное для маневрирования или торможения. Прочитать дорожный знак можно еще раньше – метров с двухсот. Но, как известно, водительские права выдаются и лицам с неполной остротой зрения. А при близорукости даже в слабой степени граница ясного зрения приближается катастрофически – метров до 10–12. Где уж тут управлять машиной без очков: огни светофора сливаются в размытую полосу неопределенного цвета, а препятствие на дороге совсем не разглядишь, особенно в сумерки, когда зрачки расширяются и дефекты глаз становятся наиболее ощутимыми. Хорошее зрение не сводится к высокой способности различать отдаленные объекты. Не видя показаний приборов на щитке, тоже, как говорится, далеко не уедешь. Поэтому человек за рулем одновременно должен обладать высокой остротой центрального зрения как вдаль, так и вблизь. А этого в возрасте после 50 лет без очков добиться совершенно невозможно.

Очень важную роль для водителя играет поле зрения. Он должен быть способен видеть одновременно обоими глазами объекты и предметы дорожной обстановки в широком пространстве – в пределах 180о по горизонтали и 130о по вертикали. Правда, обычные очки не исправят здесь ваши дефекты. Но они могут ухудшить положение, искажая порой правильное восприятие пространства, изменяя реальные размеры предметов или вызывая их двоение. Наконец, просто перекрывая какие-то участки поля зрения. И учитывать это должен каждый, кто пользуется очками.

Чем конкретно могут помешать автомобилисту столь необходимые ему очки? Поговорим сначала о помехах, свойственным любым очковым системам вообще. Прежде всего, об их оправах, форма и конструкция которых, как известно, подвластна моде. Сегодня "престижны" изящные металлические оправы, вчера – были массивные пластмассовые. Сейчас заушник снова опустили примерно на середину оправы, а недавно еще он крепился где-то на уровне лба. Безразлично ли это для человека, управляющего машиной?

Возьмем размер стекла. Казалось бы, чем оно больше, тем лучше. Но это не так. Чем поперечник линз больше, тем очки тяжелее, сильнее давят на переносицу, тем утомительнее их ношение. К тому же "модные" очки не соответствуют по общим размерам индивидуальному расстоянию между глазами: они много больше, чем требуется, а необходимую поправку при сборке оптик, как правило, по техническим причинам сделать не может. В результате очки начинают действовать еще как призмы, и у нас при взгляде на дорогу вдаль глазные оси оказываются не параллельными, а в положении вынужденного косоглазия – с некоторым сведением или разведением. А это весьма утомительно для глазных мышц. Ведь наши глаза поворачиваются в стороны не на столь уж большой угол – примерно на 45о. Значит, не имеет смысла носить такие очки, в которых стекла столь велики, что заходят к виску намного больше, чем может сместиться сюда зрительная ось глаза.

Проверьте свои очки по этому важному показателю сами. Посмотрите на какой-либо одиночный далекий предмет. Сначала двумя глазами, а затем, попеременно прикрывая один из них куском бумаги. Если наблюдаемый предмет при этом остается неподвижным, очки правильные. Если его изображение смещается скачком вправо и влево, то для вождения автомобиля очки не годятся. Заодно посмотрите до предела в сторону. При правильных очках ваш взор должен доставать обода оправы. Стоит обратить внимание и на то, не мешает ли заушник видеть периферическим зрением – мимо очков предметы на уровне глаза. Водителям совершенно не подходят оправы с широкими заушниками, которые создают для левого глаза мертвую зону, скрывая обгоняющий вас автомобиль на наиболее опасном участке его движения, когда он уже не отражается в зеркале заднего вида. Тут и поворот головы иногда не поможет: когда вы заметите обгоняющую машину в просвете оправы, будет уже поздно.

Нетрудно сообразить, что и излишне массивные ободки линз могут перекрывать на какие-то доли секунды, а на высоких скоростях это не мелочь, движущиеся объекты, людей. Поэтому оправа очков водителя всегда, независимо от прихотей моды, должна быть легкой, тонкой, с узким, высоко расположенным заушником и соответствовать его межзрачковому расстоянию (последнее особенно важно, если оптическая сила стекол велика – 4,0–5,0 диоптрий и более). И еще одно замечание: при положении головы и посадке за рулем, привычных для вас, стекла очков должны находиться почти в вертикальной плоскости. Однако если заушники отходят не прямо, а под значительным углом, то линзы будут располагаться перед глазами с избыточным наклоном. Это удобно для чтения, но при взгляде вдаль вызывает искажение хода лучей – астигматизм, который сразу снижает остроту зрения. Особенно если вы привыкли за рулем держать голову слегка опущенной, смотреть на дорогу исподлобья, через верхние части очковых стекол.

Теперь о самих линзах. Независимо от их оптического действия и окраски стекла, которым придается сегодня выпукло-вогнутая форма, обладают побочным зеркальным эффектом. За счет внутреннего отражения от кривых поверхностей таких стекол возникают дополнительные изображения наблюдаемых предметов. Днем они очень слабы и обычно незаметны. Но в темноте, когда навстречу движется машина с ближним или, еще хуже, дальним светом, дополнительные блики от фар в очковых стеклах не только способствуют ослеплению водителя, но и могут закрыть для наблюдения какой-то участок дороги. Причем, чем грязнее очки, чем больше на них следов от пальцев, тем сильнее они бликуют. И протиранием стекол носовым платком делу не поможешь. Возьмите за правило перед ночной поездкой мыть очки в теплой воде со щепоткой стирального порошка или с мылом, тщательно прополаскивать в струе холодной воды и затем просушивать, а не вытирать. Что касается самих бликов в очках от встречных фар, то уменьшить эту помеху можно легким поворотом головы в сторону при разъездах в темноте. Тогда они расходятся к краям оправы, освобождая наиболее важную центральную часть поля зрения.

Тот, кто из-за большой близорукости или после удаления катаракты пользуется сильными очками, должен знать и о другом опасном очковом феномене. Дело в том, что сильные выпуклые линзы увеличивают изображение предметов, и в стеклах умещается не весь соответствующий сектор поля зрения, а лишь его центральная часть. А вне корригирующей линзы, можно сказать, "черная дыра", вернее кольцо: в него может "провалиться" светофор, дорожный знак или пешеход. В сильных вогнутых линзах для близоруких возникает противоположное явление. Вся кольцевая часть пространства, которое водитель в "плюсовых" очках не воспринимал, здесь удваивается! Не так страшно, когда покажется, что на пути два дорожных знака. Хуже, если этот феномен проявит себя, скажем, в такой ситуации. Вы подъезжаете к перекрестку, наперерез едет мотоциклист. И вдруг уже два мотоциклиста. Первый проехал перекресток, а где второй? И вот вы тормозите перед пустым местом, а сзади... В общем, невиноватый человек без очков платит за разбитый багажник человеку виноватому, но в очках.

Мгновенно избавиться от опасного дубля в изображении, взять под контроль "мертвую зону" очков можно, лишь поворачивая голову на 10–20о вправо или влево, смотря по ситуации. Если же просто перевести взгляд, не поворачивая головы, то картина станет более ясной, но не перестанет быть ошибочной!

И вообще не ленитесь поворачивать голову. Особенно при движении задним ходом. К сожалению, часто водители легковых автомобилей ограничиваются здесь полумерами. А ведь надо развернуть зрительную ось на 180о. Иначе исправляемая очками часть центрального поля зрения размещается с таким перекосом, что видеть ясно все пространство сквозь заднее остекленение никак не удается. Поэтому водителю в очках мы советуем при движении назад развернуться всем корпусом.

Несколько слов об очках-светофильтрах. Не пытайтесь применять их для профилактики ослепления. Они лишь затрудняют езду в сумерках и в темноте, "гася" ваши собственные фары. Не выручают и столь модные нынче фотохромные (самозатемняющиеся) очки, так как на изменение их оптической плотности уходят не секунды, а минуты. Самое надежное, и это старый, хорошо зарекомендовавший себя прием, с приближением к источнику яркого света закрыть один глаз и открыть его (не ослепленный!), когда встречный автомобиль проедет.

Вот против солнца светофильтры помогают. Но здесь надо отдавать предпочтение стеклам, а не пластмассе, которая очень быстро покрывается царапинами и теряет прозрачность. Кроме того, необходимо при возможности приобретать очки с неокрашенными, нейтрально-серыми стеклами. Только они обеспечивают полную сохранность естественного восприятия цветов спектра, а значит надежное распознавание знаков, сигналов светофора в любых погодных условиях. Наиболее распространенные "пляжные" очки со стеклами коричневых, зеленых или синих оттенков немного искажают цветоощущение и потому для автомобилистов не очень подходят. Естественно, все сказанное ранее об очковой оправе целиком относится также к светозащитным очкам.

И последнее. Если вам за сорок, в машине нужно иметь еще одну пару очков – для чтения. Не для того, чтобы то и дело заглядывать в правила движения, хотя время от времени делать это невредно, а чтобы с возникновением неисправности не оказаться при самостоятельном ремонте безоружным перед, в прямом смысле этого слова, мелочами.

А. Горбань,
доктор медицинских наук
О. Горбань,
дизайнер


Адрес страницы:
Водитель и очки
Тэги:
вождение
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное