Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Зимняя дорога

Зима – прекрасная пора. Однако тем, кто не ставит на это время свою машину на прикол, она приносит и дополнительные трудности. Зимняя дорога всегда изобилует ситуациями, в которых навыки водителя проверяются по самому большому счету. Думается, несколько советов из многолетней практики автора будут полезны тем, кто не только не бросает руль зимой, но и захочет отправиться пусть не в очень дальнее путешествие. Например, к лесу или на рыбалку. Конечно, для тех, кто уже не первый год увлекается зимним автотуризмом, откровений здесь мало, но всегда есть люди, которые впервые собираются в зимнюю дорогу. Вот их-то мы и хотим предостеречь от ошибок.

Начнем с экипировки автомобиля. Неплохо, если на его ведущих колесах будут шины с рисунком протектора типа "снежинка". Правда, такая резина по сравнению с обычной дорожной имеет худшее сцепление с дорогой в гололед, но этот недостаток устраним с помощью шипов противоскольжения. Кроме того, зимой полезно иметь в багажнике цепи противоскольжения, лебедку, трос, кусок доски или фанеры под домкрат, топор и лопату. Некоторые возят с собой портативный топорик и саперную или туристскую лопату; эти инструменты малоэффективны; чтобы прокладывать дорогу через сугроб, нужна нормальная, большая лопата. Не будет лишним взять с собой валенки и шубу, а также паяльную лампу, на случай вынужденной остановки.

Итак, дорога. Если она лишь припорошена свежевыпавшим снегом, то для водителя не представляет трудностей. Надо только помнить, что под ним могут быть обледенелые участки. Когда такой снег лежит довольно толстым слоем, по нему надо двигаться равномерно, без крутых поворотов и резкого снижения скорости, своевременно и плавно переходя на низшие передачи. Все это позволит вам не сбиться с темпа и не застрять. Когда перед вами глубокая колея, то надо двигаться не очень быстро, чтобы не потерять управляемость и неожиданно не выскочить на большой скорости из колеи. А главное, не пытайтесь прокладывать свою колею, так как из этого ничего хорошего не получится.

При снегопаде уже при небольшом ветре на дороге могут образоваться заносы, переметы, сугробы из свежего снега. Если сугроб низкий и за ним видно продолжение дороги, то его можно преодолеть на скорости. Для этого надо разогнать автомобиль и пробиваться через снег в основном за счет инерции, не допуская пробуксовки колес. Если вы просчитались и чувствуете, что с ходу сугроб не пройти, не пытайтесь это сделать, нажимая на газ. Лучше остановитесь, дайте задний ход и повторите все по уже проложенной вами колее. Высокий, но короткий сугроб лучше вообще предварительно разгрести лопатой.

Когда вы видите, что впереди застрял автомобиль, не пытайтесь объехать его с ходу. Бесполезно и не по-товарищески. Остановитесь, помогите водителю выехать, а затем сами двигайтесь по его следу. Протяженные участки дороги, занесенные снегом, следует преодолевать только с предварительной разведкой, чтобы всегда иметь возможность обеспечить себе отступление. Лучше вовремя повернуть назад, чем надолго засесть в снегу на пустынной зимней дороге.

Что же делать, когда это все-таки случилось? Главное, как только почувствовали, что двигателем не удается сдвинуть машину ни назад, ни вперед, прекратите эти попытки. Дальнейшая пробуксовка приведет лишь к тому, что она сядет корпусом на снег, а колеса беспомощно повиснут. Поэтому не суетитесь и не действуйте наспех, без заранее продуманного плана, особенно в безлюдном месте и при отсутствии помощников – пассажиров вашей машины.

В сложившейся ситуации важно не ухудшить положение. Поэтому надо выйти из автомобиля, осмотреться и подумать, куда двигаться – вперед или назад. Затем решить, какими инструментами и приспособлениями из тех, что у вас есть, придется воспользоваться, чтобы выбраться из западни. Предположим, у вас есть только лопата. Не отчаивайтесь. Вычистите снег из-под автомобиля в том направлении, куда собираетесь двигаться, и сделайте хорошую колею. Не ленитесь, надо очистить участок пути вплоть до того места, где машина может остановиться, и затем самостоятельно тронуться с места.

Когда все подготовлено, надо поставить передние колеса строго прямо и движение начинать плавно, без пробуксовки колес. Умелая работа газом и сцеплением – залог успеха. Если все-таки сразу не удается тронуться с места, то под ведущие колеса надо подложить камни, ветки, кусок брезента или коврик, доски, солому – что найдется под рукой. Если колеса слишком зарылись в снег, надо поддомкратить автомобиль и углубление заполнить чем-нибудь или вообще перекрыть, например, доской. С помощью пассажира можно попробовать раскачать автомобиль, чередуя плавное включение и выключение сцепления, без пробуксовки шин. Умело пользуясь передней и задней передачами и сцеплением, нередко удается раскачать и вытащить автомобиль и без посторонней помощи. Утрамбовав снег на пути длиной 50–100 см, можно, тронувшись с места, набрать нужную скорость для преодоления заснеженного участка. Если все ваши попытки тщетны, попробуйте другое средство. Заглушите двигатель, включите первую передачу или задний ход и при помощи пусковой рукоятки (там, где она есть) вращайте коленчатый вал. Автомобиль начнет медленно передвигаться в нужном направлении.

Успешно преодолев все сугробы и заносы, вы оказываетесь на укатанной, но узкой дороге. Справа и слева снежная целина. Пока нет встречного транспорта, вы спокойны. Заноса можно не бояться – как только, хоть одним колесом, машина сползает к обочине, ее выталкивает на середину дороги. Хуже обстоит дело, когда предстоит разъезд или обгон. От обгона на таких дорогах рекомендуем сразу же отказаться до более подходящего участка, например до населенного пункта. При разъездах один из водителей, более вежливый, останавливается и освобождает часть укатанной дороги. Если дело происходит на подъеме, то уступает всегда тот, кто едет вниз.

Плохо, когда посередине узкой дороги выбита глубокая колея. С нее очень трудно свернуть, чтобы освободить хотя бы одну сторону. При движении по такой дороге надо быть вдвойне осмотрительным, заранее предвидеть и находить места для выхода из колеи, чтобы освободить дорогу встречному, не рассчитывая сделать это в последний момент, когда уже возникает непосредственная угроза столкновения.

В общем, надо всегда помнить о том, что на покрытых снегом и льдом дорогах справляться с автомобилем гораздо сложнее и вероятность стать участником ДТП значительно возрастает.

Под конец зимы снег начинает таять, становится мокрым, разжиженным. Когда его слой тонок и колеса автомобиля достают до покрытия дороги, езда здесь все равно опасна, как в гололед. Если такого снега много, он просто скользит под колесами, как грязь, и особенно коварен при поворотах и торможении. На таких дорогах ваша безопасность зависит в первую очередь от осмотрительность, правильно выбранной скорости и плавности маневров. И тогда вы наверняка с честью выйдете из любого сложного положения.

Н. Тимофеев,
автолюбитель
г. Свердловск


Адрес страницы:
Зимняя дорога
Тэги:
вождение
застрял
зима
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное