Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Монтеру-любителю

Электрооборудование – ахиллесова пята автомобиля. Ведь чаще всего машина останавливается не из-за поломки коленвала или коробки передач – куда вероятней отказ системы зажигания. Впрочем, не только в двигателе дело. Погаснет ночью свет – придется встать на обочине. То же самое вас ждет в дождь при отказе дворников. Крайне неуютно ехать в авто с отказавшим отопителем, неработающим клаксоном или обогревом заднего стекла. Подобных примеров можно привести немало. Причем даже в простом электрооборудовании локализовать и устранить дефект порой непросто – делать это на реальном автомобиле совсем не то, что изучать схему в книжке.

Напомню начинающим "монтерам", что в электрооборудовании автомобиля сэкономлено немало проводов – тем, что общим "минусом" для всех систем служит кузов ("масса", "земля"). А по "плюсовым" проводам подается питание многочисленным потребителям. Конечно, в реальной проводке все-таки есть и "минусовые" (обычно они короткие) провода – без них не обойтись. Из-за чего же может не работать потребитель? (Конечно, подразумеваем исправный, иначе тут и искать нечего.) Частая причина – отсутствие "плюса". Он, например, не доходит до моторчика вентилятора, потому что оборван провод. Или все провода в порядке, а отказал выключатель. Впрочем, у новичков случаются курьезы – ищут пропавший "плюс", а села батарея. Или, не дай бог, украдена.

Но и "минус" для потребителя жизненно важен. Чаще всего он пропадает из-за окисления соединений провода с кузовом.

Довольно часто, особенно на старых автомобилях, побывавших в руках гаражных "самородков", мастер обнаруживает "плюс" там, где его не должно быть. Ведь самодельщик, имея под рукой провода, паяльник и изоленту, даже простейшую проводку способен превратить в головоломную.

Особенно опасная неисправность – короткое (то есть без нагрузки) замыкание "плюсового" провода на "массу". Если этот участок цепи не защищен предохранителем, беды не миновать. Ладно, если просто обгорит проводка – но случаются настоящие пожары.

Обрыв провода – классическое повреждение цепи. Угроза ее целостности возникает не только на стыках дверей со стойками, капота с кузовом и т. д., то есть деталей с большими перемещениями. Если провод проложен неудачно, натянут, то со временем порвется и от вибраций, либо протрется изоляция – тогда жди замыкания.

Иные неисправности очевидны даже для новичка: нашел – устранил, анализировать нечего. Для выявления других нужен инструмент вроде пробника, которым мы часто пользуемся в мастерской. Штучка миниатюрная, недорогая – и надежная. Попрактикуемся!

Схема пробника для проверки электрооборудования автомобиля
Рис. 1. Схема пробника

Схема приборчика – на рис. 1. Запомните: цвет свечения – зеленый или красный – зависит от направления тока. Если щуп на "плюсе", а зажим на кузове, свечение красное (например, контакты целых предохранителей). Если щуп тоже попал на "минус", свечение зеленое.

Порядок проверки простейшей цепи электрооборудования автомобиля
Рис. 2. Порядок проверки простейшей цепи

На рис. 2 – фрагмент типовой автомобильной электросхемы: АКБ – предохранитель – выключатель – потребитель. Как проверить этот участок пробником? (Потребитель исправен.)

Начнем с аккумуляторной батареи. Если в точке 1 "плюс" есть, придется проверять цепь дальше. Если "плюса" нет, то либо АКБ разряжена или у нее обрыв внутри, либо ее "минусовый" вывод отсоединен от кузова, либо оборван провод между АКБ и точкой 1. (Если бы на этом участке было замыкание, владелец узнал бы о нем сразу. Запах горелой изоляции незабываем.)

Батарея в порядке? Проверим предохранитель. Коснемся щупом точки 2. Свет красный – предохранитель в порядке. Зеленый? Значит, между точками 1 и 2 цепь прервана – предохранитель сгорел или не порядке (например, окислились) его контакты в гнезде.

Что у нас с выключателем? Если в точке 3 пробник светится красным, выключатель замкнут. Зеленым – разомкнут. Либо... неисправен. Наконец, дошли до потребителя. Пробник – в точку 4. Свет красный – лампа исправна, но у цоколя нет связи с "массой". Например, окислилось соединение (бич автомобильной электротехники!). Если же свет зеленый, значит, неисправна лампа (обрыв цепи внутри) – можете спокойно ее менять.

В большинстве случаев отказ какого-то потребителя лучше исследовать, начиная с предохранителя. Велика вероятность того, что он сгорел. Как вы уже поняли, если предохранитель в порядке, то свечение пробника в точках 1 и 2 должно быть одного цвета. Если он под напряжением – значит, красного. Если цепь отключена – зеленого. Но если в точке 1 свет красный, а в точке 2 зеленый, то вот вам и место, где гнездится неисправность. Сам предохранитель можете проверить отдельно от цепи. Зеленый свет – предохранитель жив. Нет свечения – цепь оборвана. Точно так же проверяют электрическую цепочку, целостность обмотки моторедуктора, многих реле и т. п.

Проверка пробником целости предохранителя автомобиля
Предохранитель перегорел – пробник не светится

Но отчего сгорел предохранитель? Вряд ли из-за штатной нагрузки (если он ей соответствовал, конечно). Чаще всего это следствие короткого замыкания защищаемой цепи. "Чайник" легко в этом убедится, спешно заменив предохранитель, – новый сгорит при первом же щелчке выключателя. Но даже в простейшей цепи место замыкания иногда найти непросто, а мы-то имеем дело с разветвленными цепями, когда один предохранитель страхует несколько потребителей. Для начала надо хотя бы отмести заведомо исправные ветви. Профессиональным электрикам, как и опытным автолюбителям, давно известен классический прием такого поиска. Изготовим свой пробник в виде лампы 12 В, 21 Вт с двумя припаянными проводами и штырьками на концах. (Любитель всего основательного может оснастить проводами патрон, в который вставит лампу. Этот "прибор" можно всегда возить в машине, в случае чего недолго вставить новую лампочку.)

Ищем самодельным пробником цепь с коротким замыканием в электрооборудовании автомобиля
Рис. 3. Ищем самодельным пробником цепь с коротким замыканием

Пробник включаем вместо сгоревшего предохранителя, как на рис. 3 – если какая-то ветвь (на рисунке – В) "коротко замкнута", лампа засияет в полный накал. Теперь будем последовательно отключать потребители, пока лампа пробника, наконец, не погаснет. Лучше всего отсоединять их провода прямо от коробки предохранителей, а не надеяться на выключатели: в показанном на рис. 3 случае короткое замыкание при переключении выключателя сохраняется! Найдя ветвь, в которой "плюс" сбежал на "массу", мы уже не будем попусту возиться с другими. Пробник оставим на месте предохранителя, пока не устраним неисправность. Теперь при включении потребителей лампа пробника горит вполнакала или вообще не светится. Ведь она включена последовательно с потребителями, – а ток в цепи зависит от всей получившейся нагрузки.

Геннадий Непряжин
Ссылки в тему:
Массовик-затейник
Правило "номер раз"
Отказало тяговое реле стартера
Пятна на Солнце
Под подозрением – датчики
Пропавшая искра
А если заглох?
Есть контакт!
Запуск впрысковых ВАЗ "с толкача"
Потеря заряда батареи
Ни минуты покоя
Датчик электровентилятора системы охлаждения
Ремонт указателя топлива
Ремонт дополнительного стоп-сигнала
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное