Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Холодным утром... и умом

Когда мотор почему-то не заводится, одно из неизвестных в этой задаче – что плещется в бензобаке. И дело не в том, АИ-95 это, АИ-92 или какой-нибудь "супер"... При холодном пуске важен показатель, с октановым числом напрямую не связанный. Чтобы бензин воспламенился от искры, его надо сначала испарить и правильно смешать с воздухом. А испаряемость бензина, предлагаемого на российском топливном рынке, – дело не менее темное, чем октановое число "прямогонки", сдобренной ферроценом.

Согласно стандартам, бензины делятся на летние и зимние. В последних легких углеводородов больше – они испаряются лучше.

Процесс смесеобразования в карбюраторном двигателе начинается в диффузорах, продолжается в каналах впускного коллектора и головки блока, а завершается в цилиндрах. Путь немалый – возможности испариться наибольшие. К тому же управлять им можно вручную. Отсюда меньшая требовательность к составу бензина. Закрытая при пуске воздушная заслонка обеспечивает подсос дополнительного топлива – смесь обогащается. Исправный мотор у опытного автомобилиста заводится легко. По мере прогрева "подсос" уменьшаем: состав смеси станет близки к оптимальному, да и чрезмерные обороты холостого хода не нужны.

В двигателе с распределенным впрыском условия смесеобразования хуже: путь бензина короче, ведь он впрыскивается под впускной клапан. Если не успеет испариться – свече поджечь нечего, а она уже мокрая! Выходит, инжектору подавай строго зимний бензин, испаряемость которого как бы "зашита" в программу ЭСУД. Повлиять на эту жестко запрограммированную систему трудно – винтик не подкрутишь!

Практически стопроцентную гарантию зимнего пуска дают предпусковые подогреватели – при условии их исправности. Есть и "народные" способы. Например, накануне холодного пуска разбавляют масло бензином. Мера спорная, со своими плюсами и минусами, но пуск карбюраторного мотора упрощает. С впрысковым не проходит: риск залить свечи еще больше. Сегодня масел полно – лучше перейти на продукт с более подходящими характеристиками вязкости: например, 5W30, 0W30.

Чтобы свечи не заливало, некоторые перед пуском вместо родного датчика подключают другой, прогретый – хотя бы в руке. Контроллер, "думая", что мотор теперь теплый, снижает подачу бензина. А кто-то временно подменяет датчик регулируемым резистором. Наконец, нынче в ходу множество программ "зимнего пуска". Кстати, чтобы дважды в год не менять их, лучше сразу ввести в контроллер две – для лета и зимы.

Итак, системы питания и зажигания подводить не должны! Но у инжектора есть еще одна ахиллесова пята. Если стартеру по какой-то причине трудно провернуть коленвал, поршни словно зависают вблизи ВМТ. В этом случае индукционный датчик положения коленвала может воспринять это как остановку, и ЭБУ не выдаст импульсов на катушки зажигания и форсунки. Следовательно, состояние АКБ, стартера, проводов, контактов и т. д. для инжектора особенно важно. А если захотите от другой машины "прикурить", то не забудьте об опасности повреждения контроллера: электроника боится бросков напряжения. Лучше подсоединять и отсоединять провода при выключенном зажигании.

...Итак, у соседа мотор завелся. Скажете, ему просто везет?! Но ведь давно замечено: удачливей тот, кто машину к зиме хорошо подготовил.

Исправность мотора в механическом смысле – это не только хорошая компрессия или точные фазы газораспределения! Он может забастовать из-за любой мелочи – например, плохих маслоотражательных колпачков, ведь на замасленные свечи при пуске в мороз надежда слабая. В преддверии зимы есть смысл заменить свечи новыми. Безупречной должна быть и механика карбюратора, особенно его пускового устройства. При первых вспышках воздушная заслонка обязана приоткрыться. Просвет, оговоренный в инструкции, для холодного пуска стоит уменьшить на 0,5–1 мм в зависимости от модели карбюратора.

Электрооборудование – батарея, генератор, стартер, распределитель зажигания, провода, их разъемы, контакты и т. д. – должно быть исправно. Особое внимание контакту минусового провода АКБ с "массой": окисленный нарушает работу стартера. На "Самаре" полезно перенести катушку зажигания в более сухое место – на чашку опоры левой стойки.

Завершает дело проверка токсичности, причем для зимы значение СО лучше держать около верхнего допуска.

Для инжекторного мотора очень важна "профилактика нарушений" – чем-то еще помочь трудно. Вовремя поменять свечи, фильтры, чистить дроссельный патрубок и регулятор холостого хода – это закон!

Чистка форсунок не позже чем после пробега 70 000 км – тоже закон. Диагностика ЭСУД и модуля зажигания, особенно при первых неполадках, – закон! Например, мотор схватывает, и тут же глохнет: не исключено, что напряжение ДМРВ уже на уровне 1,05 В – и контроллер, решив, что смесь бедна, добавляет топлива, заливает свечи. Затруднить пуск может и неисправность датчика температуры. Остальные датчики не трогаем – они не при чем.

Анатолий Вайсман
Ссылки в тему:
Зима
Пуск двигателя в мороз
Пуск в любой мороз
Накануне зимы
«Жигули» зимой
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное