Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Защищаем кузов "Жигулей"

Руководитель лаборатории "Союзбытхим" при Волжском автомобильном заводе О. Сланин рассказывает о дополнительной обработке кузовов ВАЗ-2105 и "2107"

Комплекс лакокрасочных и гальванических покрытий, которые наносят на кузова "жигулей" в процессе производства, обеспечивает достаточно высокий уровень первоначальной защиты от коррозии. Кроме того, днище на моделях "2105" и "2107" покрывают диплазольной мастикой Д-11А, а в основных скрытых полостях распыляют защитный состав НГМ-МЛ. Однако на кузове остается много поверхностей, обработать которые в условиях массового конвейерного производства невозможно. Вот почему целесообразно сразу же после покупки машины по приведенным ниже рекомендациям (самостоятельно или с помощью специалистов СТО) дополнительно защитить одним из консервантов скрытые полости. В то же время не торопитесь наносить битумную или иную мастику на днище. Еще в течение полугод, а то и девяти месяцев в полимерном материале будут происходить процессы окончательного отверждения. Только после этого, не ранее, возможно дополнительное покрытие диплазоля антикорами из числа имеющихся в продаже и на СТО.

Комплект приспособлений для защиты скрытых полостей кузова автомобиля
Рис. 1. Комплект приспособлений для защиты скрытых полостей: 1 – плоский распылитель; 2 – форсунки (а – точечная, б – из трубки); 3 – гибкие шланги из полиэтилена (Д – длинный, 1 200 мм, К – короткий, 520 мм); 4 – штуцер-переходник; 5 – пистолет-распылитель СО-71.

Обработка кузовов последних моделей "жигулей" принципиально не отличается от защиты предыдущих. Начинать ее следует с приобретения необходимых материалов, инструмента и создания условий для работы. Понадобятся, прежде всего, консерванты "Мовиль" или "Резистин МЛ" – их распыляют в скрытых полостях, и антикоры на днище. Из инструмента мы рекомендуем проверенные в домашних условиях пистолет-распылитель СО-71 со штуцером-переходником и комплектом распылителей (рис. 1), кисти или эжекционный пистолет-распылитель для мастик (рис. 2). Сделать такой пистолет несложно самостоятельно из подручных материалов. Основные размеры деталей показаны на рисунке. Но следует иметь в виду, что для распыления мастики требуется сжатый воздух под давлением 4–6 кгс/см2.

Эжекционный пистолет-распылитель для антикоррозионной обработки кузова автомобиля
Рис. 2. Эжекционный пистолет-распылитель для антикоров: 1 – рукоятка; 2 – ствол; 3 – воздушный жиклер; 4 – сопло; 5 – патрубок; 6 – трубка; 7 – бачок; 8 – верхний штуцер; 9 – скоба; 10 – тяги зажима (2 шт.); 11 – пружина; 12 – шток; 13 – резиновая трубка; 14 – крышка; 15 – гайка; 16 – штуцер. На рисунке приведены лишь основные размеры деталей и схема их соединения, исходя из которых можно сделать инструмент из подручных материалов.

Для доступа к днищу автомобиля необходимы опрокидыватель, подъемник, эстакада или осмотровая канава – что доступнее. Удобнее всего работать с машиной, повернутой на опрокидывателе.

Качество антикоррозионной защиты зависит в первую очередь от качества мойки и подготовки поверхностей. Скрытые полости моют струей воды высокого напора с добавлением специального "Средства для мытья порогов". Оно позволяет удалить связанные битумно-масляные загрязнения. Обязательно следует промыть полости за передними крыльями, для чего, отвернув по четыре шурупа, снимают уплотнительные щитки. Перед мытьем порогов прочищают дренажные отверстия, а шланг вводят внутрь порога через отверстие в арке заднего колеса. Порог разделен на две части перегородкой, в которой по всей длине сделаны отверстия. Промывают обе половины, вводя шланг через небольшое отверстие в перегородке. О чистоте порога можно судить по воде, вытекающей из дренажных отверстий.

У автомобиля, эксплуатируемого более года, даже после струйной мойки в стыках, углах и труднодоступных местах на днище остаются связанные соединения. Здесь не обойтись без жесткой щетки и водного раствора "Средства для мытья порогов" или любого автошампуня.

Оставшуюся после мойки воду сдувают и влажные поверхности просушивают. Пороги хорошо сушить сжатым воздухом. Если его нет, то за большее время они высохнут и в естественных условиях – в вентилируемом помещении или на открытом воздухе.

Следующая операция – подготовка днища. Острым шпателем снимаем застаревшее и отслоившееся покрытие, металлической щеткой и шкуркой счищают ржавчину и тщательно обезжиривают металлические поверхности. Особое внимание уделяют опять же стыкам, швам, углам и т. п. Зачищенный металл грунтую "Фераном", "Цинконаполненной грунтовкой" или эпоксидной грунтовкой и просушивают. При отсутствии грунтовок антикоры можно наносить сразу.

Перед нанесением антикора все днище полезно обработать стальной щеткой и смочить растворителем – неэтилированным бензином или уайт-спиритом, чтобы слегка размягчить внешний слой диплазоля для лучшего сцепления с антикором.

При необходимости моют и сушат полости в дверях и стыки в моторном отсеке и багажнике. Кроме того, для доступа к полостям в передних стойках дверей снимают обивку боковин у ног водителя и переднего пассажира и выключатели освещения салона, а в центральных стойках – фонари освещения салона.

Для дальнейшей работы готовят консервант, растворитель, ветошь, антикор, грунтовки. Бензин или уайт-спирит нужен для разведения антикоррозионных материалов, удаления их пятен или капель с кузова, мытья и чистки инструмента, кистей, посуды и т. п. "Мовиль" и грунтовки продаются в готовом виде и не требуют разбавления. Антикоры (мастики) следует разбавлять до необходимой вязкости (густоты). Для первого слоя их разбавляют пожиже – до консистенции масляной краски, а для остальных слоев – делают значительно гуще.

Наносят "Мовиль" в скрытые полости самыми разными приспособлениями. Исследования в области технологии антикоррозионной обработки однозначно показали, что защитный эффект в значительной мере зависит от качества распыления препарата. Обработать днище можно кистью, но если есть возможность изготовить эжекционный пистолет, то этот инструмент поможет ускорить дело в несколько раз, облегчит и улучшит качество нанесения мастики, особенно в труднодоступных местах.

Рекомендуемая последовательность обработки скрытых полостей показана на рис. 3 порядковыми номерами мест обработки. Буквы К и Д возле номера позиции обозначают соответственно размер шланга: короткий (520 мм) или длинный (1 200 мм). Длинный шланг в обрабатываемую полость сначала вводят до конца, нажимают курок пистолета и постепенно выводят шланг из полости. Порог обрабатывают в два приема: вводят насадку и шланг через отверстие в перегородке в наружную полость, а затем, повторно, во внутреннюю.

Схема обработки скрытых полостей в кузовах автомобиля Жигули
Рис. 3. Схема обработки скрытых полостей в кузовах ВАЗ-2105 и "2107": 1 – верхняя поперечина передка; 2 – стойки брызговика; 3 – стыки и примыкания деталей; 4 – кронштейны и площадки аккумулятора; 5 – карманы на капоте и крышке багажника; 6 – кожухи фар; 7 – лонжероны пола задка; 8 – полости между задними крыльями и арками колес; 9 – поперечина пола задка; 10 – пол под бензобаком и запасным колесом; 11 – нижняя поперечина задней панели; 12 – верхняя поперечина задней панели; 13 – пол багажника; 14 – усилитель арки заднего колеса и чашка пружины задней подвески; 15 – передние стойки; 16 – центральные стойки; 17 – полости дверей; 18 – полости под передними крыльями; 19 – нижняя поперечина передка; 20 – полости в порогах; 21 – задние лонжероны; 22 – усилитель пола багажника; 23 – поперечина пола задка; 24 – кронштейны под домкрат; 25 – средняя поперечина пола; 26 – усилители лонжеронов; 27 – передние лонжероны; 28 – поперечина передней подвески; 29 – кронштейны буферов передней подвески; 30 – примыкания передней панели к брызговикам и другим деталям; 31 – примыкания задней панели к полу багажника. Буквы К и Д возле номеров позиций – обозначения длины шланга с насадкой.

В багажнике полезно защитить поверхности пола под бензобаком, запасным колесом и полости в задних крыльях, а также покрыть всю поверхность пола под пластиковым ковром. Защищаемые поверхности на схеме заштрихованы, отверстия для ввода инструмента показаны стрелками.

Практика показала коррозионную уязвимость усилителей арок задних колес. Чтобы добраться к этим скрытым полостям, с каждой стороны сверлят по два отверстия диаметром 6 мм.

"Мовиль" поможет сохранить уплотнители багажника и капота. Их снимают и напыляют препарат внутрь на металлический каркас, заделанный в резину. Эта обработка продлит срок службы и самих уплотнителей и не даст развиваться коррозии под ними, во фланцах кузовных деталей.

На рис. 4 заштрихованы места на днище, наиболее подверженные износу и коррозии. Эти поверхности следует периодически осматривать и дополнительно защищать. Обрабатывают днище в такой последовательности. Сначала по периметру, то есть места, наиболее подверженные коррозии и износу. Особое внимание обращают на углы, стыки и труднодоступные места. Затем все днище. И наконец, еще в один слой по периметру. По окончании работы ветошью и растворителем удаляют с лака, хромированных деталей и стекол следы мастики и "Мовиля". Сушат днище в течение 24 часов.

Места наиболее интенсивного износа и коррозии днища кузова автомобиля Жигули
Рис. 4. Места наиболее интенсивного износа и коррозии днища (заштрихованы).

Некоторые автолюбители дополнительно защищают пол кузова изнутри салона, предварительно сняв сиденья и коврики. Это полезно, если нанести сюда "Мовиль". Он надежно защитит металл от влаги, всегда попадающей под коврики и надолго остающейся здесь. Рекомендуем также кистью нанести антикор по наружному периметру порогов, на переднюю и заднюю "юбки", края колесных арок и крылья.

Повторяют обработку скрытых полостей кузова через год-полтора, а днища – через год. И конечно, в течение года восстанавливают нарушенное покрытие.



Адрес страницы:
Защищаем кузов "Жигулей"
Тэги:
коррозия
инструмент
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное