Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Черная коробка в "Жигулях"

Пластмассовая коробка (монтажный блок) под капотом ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107, где установлены реле и предохранители, для некоторых автолюбителей представляется таинственной и непонятной. При самостоятельных поисках и устранении неисправностей в электрооборудовании автомобиля незнание устройства и связей, коммутирующихся в этой коробке, приводит к большой потере времени и необоснованной замене приборов.

Вот почему читатели просят рассказать об устройстве и возможном ремонте блока реле и предохранителей.

Слово имеет специалист НИИавтоприборов кандидат технических наук Л. Корец.

Появление этого прибора продиктовано логикой развития автомобильного электрооборудования – неуклонным ростом числа потребителей электроэнергии в машине и, как следствие, значительным усложнением электропроводки, собранной в жгуты. В связи с этим и возникла необходимость применения на автомобилях центрального устройства, которое позволяло бы удобно подключить к источникам электроэнергии приборы электрооборудования и соответствующим образом соединить между собой в единую цепь жгуты проводов, идущих из разных зон автомобиля.

Эту роль выполняет блок реле и предохранителей, который можно условно представить как прибор, подключенный к генератору и аккумуляторной батарее и распределяющий по своим внутренним цепям электроэнергию между потребителями.

Конструктивно блок состоит из пластмассового корпуса, закрытого съемной прозрачной крышкой. Основа его – две печатные платы – изоляционные панели с нанесенными токоведущими перемычками, закрытые сверху пластмассовой пластиной – основанием. На платах укреплены наружные штекеры для установки промежуточных электромагнитных реле и пружинные контактные стойки, удерживающие плавкие предохранители.

Заканчиваются платы специальными контактными пластинами шириной 6,35 мм – внутренними штекерами, выведенными в специальные колодки, к которым подключаются жгуты проводов.

На основании индексами Р1–Р6 отмечены места установки шести электромагнитных реле, назначение которых указано символами, нанесенными с внутренней стороны прозрачной крышки.

Таблица 1

Обозначение и назначение реле

Условное обозначение реле Символ Назначение
(включаемая цепь)
Р1 Обогрев заднего стекла
Р2 Фароочиститель
Р3 Звуковые сигналы
Р4 Вентилятор двигателя Электродвигатель вентилятора охлаждения радиатора
Р5 Дальний свет
Р6 Ближний свет

На крышке блока реле и предохранителей изображены символы, обозначающие цепи, защищаемые плавкими предохранителями.

Таблица 2

Защищаемые предохранителями цепи

Номер предохранителя Номинальный ток, А Защищаемая цепь Условный симовол
1 8 Электродвигатель отопителя, свет заднего хода
2 8 Стекло- и фароочистители, омыватели, освещение вещевого ящика
3 8 Резерв  
4 8 Резерв  
5 16 Элемент обогрева заднего стекла
6 8 Прикуриватель, патрон переносной лампы, фонари сигнализации открытой двери, часы
7 16 Звуковые сигналы, электродвигатель вентилятора охлаждения радиатора
8 8 Аварийная сигнализация, указатели поворотов
9 8 Обмотка возбуждения генератора
10 8 Указатели поворота, контрольные приборы, реле контроля заряда, вольтметр, приборы ЭПХХ
11 8 Плафон внутреннего освещения, сигнал торможения
12 8 Дальний свет правой фары
13 8 Дальний свет левой фары
14 8 Габаритные огни, освещение номерного знака, освещение багажника, лампа подкапотная, освещение приборов
15 8
16 8 Ближний свет правой фары
17 8 Ближний свет левой фары, задние противотуманные фонари

Реле Р3 и Р4 установлены на блоке, предназначенном только для автомобилей ВАЗ-2107. На месте реле Р3 у ВАЗ-2105 сделана заглушка. Реле Р1, Р3–Р6 имеют нормально разомкнутые контакты, реле Р2 – перекидные контакты.

На пластмассовом основании блока нанесена также маркировка штекеров электромагнитных реле: 85 и 86 – выводы обмоток, 30 – "плюс" контактов, 87 – нормально разомкнутый контакт, 88 – нормально замкнутый контакт.

Для защиты цепей электрооборудования от перегрузок в блоке расположены 17 плавких предохранителей и 4 запасных. Номинальные токи предохранителей – 8 А (корпус из черной пластмассы) и 16 А (корпус из зеленой пластмассы).

Таблица 3

Маркировка колодок у жгутов

Обозначение колодок Цвет вставки
Ш1, Ш10, Ш14 черный
Ш2, Ш7 зеленый
Ш3, Ш6 красный
Ш4, Ш8 голубой
Ш5, Ш11 желтый
Ш9, Ш12, Ш13 белый

Внутренние штекеры блока объединены в специальные колодки: 12 колодок – восьмиштекерных, 1 колодка – шестиштекерная, 1 колодка – одноштекерная. Чтобы не перепутать подключение жгутов проводов, каждой колодке дан определенный номер и цвет вставки. К колодкам блока реле и предохранителей подключены четыре основных жгута проводов, составляющие в целом электропроводку автомобилей ВАЗ-2105. ВАЗ-2107.

Таблица 4
Обозначение колодок Наименование проводов Подключаемые цепи
Ш6, Ш7, Ш8 жгут левого брызговика Зажигание, звуковые сигналы, левая блок-фара, фаро- и стеклоочистители, фаро- и стеклоомыватели, блок управления ЭПХХ, боковой указатель поворота, датчики указателя температуры воды, контрольной лампы давления масла, уровня тормозной жидкости, лампа подкапотная
Ш9, Ш10, Ш11 жгут правого брызговика Тяговое реле стартера (вывод 50), генератор (выводы 30 и 15), фароочиститель, правая блок-фара, реле контроля заряда, электромагнитный клапан
Ш1, Ш2, Ш3, Ш4, Ш5, Ш14 жгут панели приборов Реле указателей поворота, реле стеклоочистителя, отопитель, контрольные приборы, прикуриватель, освещение вещевого ящика, подрулевой переключатель, выключатели: зажигания, сигнала торможения, света заднего хода, отопителя, обогрева заднего стекла, наружного освещения, задних противотуманных фонарей; прерыватель контрольной лампы ручного тормоза
Ш12, Ш13 Жгут проводов задний Фонари задние, освещение номерного знака, плафон салона, обогрев заднего стекла

Содержание жгутов проводов ВАЗ-2105 и "2107"

В блок вмонтированы также два диода, позволяющие включить цепь реле фароочистителя только при включенном свете фар.

Блок приходится открывать, когда возникает неполадка в электрооборудовании автомобиля. Если перестала работать сразу группа потребителей, цепи которых защищены предохранителем, нет сомнения, что он перегорел или потерял контакт со стойками блока. "Виновника" можно найти по символам на крышке или по табл. 2. Если предохранитель цел, надо проверить исправность реле, входящего в цепь отказавшего потребителя. Проще всего это сделать, установив вместо "подозреваемого" реле однотипное исправное, которое временно снимают с этого же блока. В тех случаях, когда и с ним потребитель не работает, можно утверждать, что нарушена цепь в блоке или подходящих к нему и отходящих от него проводах.

Сначала проверяем, подается ли питание на катушку реле. Если при включении отказавшего потребителя, например ближнего или дальнего света фар, отчетливо слышен щелчок в реле, значит и цепь питания катушки и обмотка самой катушки исправны, поскольку якорь реле притягивается к сердечнику катушки (это и сопровождается щелчком). Если щелчка нет в исправном реле – питание к нему не подается.

Исправность цепи питания и обмотки катушки, а также цепей контактной группы реле можно проверить и контрольной лампой при неработающем двигателе и снятом реле.

Реле Р1. Поставьте ключ замка зажигания в первое рабочее положение и включите обогрев заднего стекла. Подсоедините лампу между выводами 85 и 86 на основании блока. Если лампа горит, то цепь питания обмотки реле Р1 исправна.

Затем включите контрольную лампу между выводом 87 основания блока и "массой" автомобиля. Горящая лампа свидетельствует об исправности цепи, идущей через контактную группу этого реле.

Реле Р2. Включите замок зажигания и дальний или ближний свет фар. Подсоедините контрольную лампу между выводами 85 и 86 основания блока и нажмите на рычаг включения омывателя лобового стекла. Если контрольная лампа горит, то цепь питания обмотки реле Р2 исправна. Затем подключите контрольную лампу между выводами 87 и 88 основания блока. Горящая лампа свидетельствует об исправности цепей, проходящих через контактную группу реле Р2.

Реле Р3. Подключите контрольную лампу между выводами 85 и 86 основания блока и нажмите на выключатель звукового сигнала. Контрольная лампа горит – цепь питания обмотки реле Р3 исправна.

Подключите контрольную лампу между выводом 30 основания блока и "массой" автомобиля. Лампа горит, следовательно, цепь питания контактной группы реле Р3 исправна. При наличии заглушки на месте реле Р3 (ВАЗ-2105) следует подключить контрольную лампу между выводами 30 и 87 основания блока и нажать на выключатель звукового сигнала. Контрольная лампа должна загореться.

Реле Р4. Поставьте ключ замка зажигания в первое рабочее положение. Соедините с "массой" автомобиля "ключевой" вывод термовыключателя (не отсоединяя подключенный к нему провод электровентилятора) и подключите контрольную лампу между выводами 85 и 86 основания блока. Контрольная лампа загорается – цепь питания обмотки реле Р4 исправна. Далее подключите контрольную лампу между выводом 30 и "массой" автомобиля. Контрольная лампа должна загореться.

Реле Р5 и Р6. Поверните ключ замка зажигания в первое рабочее положение и включите дальний свет фар (для проверки реле Р5) или ближний свет фар (для проверки реле Р6). Подключите контрольную лампу между выводами 85 и 86 основания блока. Горящая лампа свидетельствует об исправности цепей питания обмоток реле. Затем подключите контрольную лампу между выводом 30 и "массой" автомобиля. Цепь нормальная – контрольная лампа должна загореться.

Убедившись, что цепи питания реле Р1–Р6 исправны, следует проверить работоспособность самих реле, схема которых представлена на рисунке. Для этого перемкните между собой выводы реле 85 и 30 и подайте на них "плюс" от аккумуляторной батареи, а "минус" ее подключите к выводу 86 реле. При этом контрольная лампа, подключенная к выводу 87 и "минусу" аккумуляторной батареи, должна загореться.

Схема проверки нормально разомкнутого реле автомобиля Жигули
Схема проверки нормально разомкнутого реле (Р1, Р3–Р6).

Для проверки исправности контакта с выводом 88 (реле Р2) следует вывод 30 подключить к "плюсу" аккумуляторной батареи, а контрольную лампу – к выводу 88 и ее "минусу". При этом контрольная лампа должна загореться.

Если реле неисправно, можно осторожно снять его крышку, предварительно отогнув края от основания. Подать напряжение 12 В на выводы 85 и 86 и посмотреть, притягивается ли якорь к обмотке реле. Якорь не притягивается – следовательно, сгорела обмотка реле или нарушена заделка концов обмотки на выводах 85 и 86. В последнем случае следует, аккуратно зачистив и облудив эти выводы, припаять к ним концы обмотки. Целостность обмотки можно проверить омметром, измерив сопротивление обмотки, которое должно составлять 80±5 Ом.

При износе контактов необходимо снять с них нагар и промыть спиртом или чистым бензином. Если при движении якоря не происходит замыкания контактов 30 и 87, следует отогнуть контакт 87 до надежного замыкания с контактом 30 в нижнем положении якоря.

Проверка целостности электрических цепей на печатных платах блока, неисправности и возможные способы их устранения – тема отдельной статьи.



Адрес страницы:
Черная коробка в "Жигулях"
Тэги:
реле
предохранитель
пробник
масса
монтажный блок
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное