Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

С прицепом на буксире

Легковая машина, буксирующая прицеп, стала привычной на наших дорогах.

В кемпингах для автомобилистов, путешествующих со своим домом-дачей, отводятся специально оборудованные площадки. Любители отдыхать в лесном уединении и в то же время с комфортом приобретают туристический автоприцеп "Скиф", раскладывающийся на стоянке в палаточный домик. Для владельцев дачных, садовых и огородных участков промышленность выпускает небольшие грузовые прицепы. Многие умелые автомобилисты строят прицепы к своим машинам самостоятельно, сообразуясь с личными возможностями и умением.

Вместе с количеством "мини-автопоездов" на дорогах растет число писем в редакцию, в которых автолюбители просят рассказать об особенностях эксплуатации машин с прицепом, вождении их по разным дорогам, дать советы по изготовлению прицепа.

Ответить на них редакция попросила опытного автомобилиста инженера А. Соколова.

Когда автомобиль эксплуатируют с прицепом? Если это прицеп-дача, то, естественно, он служит только во время летнего отпуска, а остальное время находится на стоянке в роли склада редко нужных автомобилисту вещей. Грузовой прицеп у горожанина занят значительно больше, а у сельского жителя может быть в работе почти круглый год. Выходит, что нет никаких сезонных и дорожных ограничений для езды с прицепом, а потому важно знать, как себя ведет при этом машина и как управлять ею, в чем особенности вождения хотя и небольшого, но все-таки автопоезда в самых разных условиях.

Влияние прицепа на машину начинается уже с момента их соединения. Даже не трогаясь с места, можно сказать, как себя поведет такая пара. Покажет это загрузка прицепа.

Груз размещен правильно (рис. 1, а) – дышло прицепа легко поднять руками и соединить с тягово-сцепным устройством на машине. После соединения задняя часть машины останется практически на той же высоте, и распределение массы, приходящейся на ведомые и ведущие колеса автомобиля-тягача, не меняется.

Влияние загрузки прицепа на распределение массы автомобиля-тягача
Рис. 1. Влияние загрузки прицепа на распределение массы автомобиля-тягача, приходящейся на передние и задние колеса: а – нейтральная загрузка; б – задние колеса тягача перегружены; в – передние колеса тягача перегружены.

Груз смещен вперед (рис. 1, б) – машина "сядет" на задние колеса, разгрузив передние. Управляемость автомобиля ухудшится, передние колеса будут "плавать" по дороге вместо надежного сцепления с ней. При торможении загруженный таким образом прицеп будет стремиться еще больше придавить задние колеса к земле, освобождая передние, на которые, кстати, падает львиная доля работы при остановке.

Груз, смещенный к задней стенке прицепа (рис. 1, в), повлечет разгрузку задних колес автомобиля с естественными для этого последствиями: стремлением их к пробуксовке, заносу машины и складыванию всего поезда при резких замедлениях. Как себя поведет автомобиль, у которого в момент резкого торможения будет так же резко подниматься задняя часть, представить нетрудно. Последствия такого торможения тоже очевидны.

Не должен груз и перемещаться в прицепе во время поездки. Иначе в каждом новом случайном положении он будет то загружать, то разгружать ведущие колеса тягача, а значит, бессистемно будет меняться управляемость автомобиля и устойчивость на дороге всего поезда. Опасность такого явления очевидна. Поэтому советуем взять за правило: уж если к автомобилю присоединен прицеп, то загружать его надо очень аккуратно и равномерно, так, чтобы центр тяжести груза располагался над серединой колесной оси. Вертикальная нагрузка, которую прицеп может создать на шар сцепного устройства, по рекомендации заводов не должна превышать 25 кгс.

Манера вождения автомобиля с прицепом одна для людей с любым темпераментом. Об этом не надо забывать. Трогаться с места, разгоняться, двигаться как в потоке, так и на свободной дороге, тормозить и останавливаться следует очень мягко, спокойно, без резких рывков при включении сцепления и нажатии на педали "газа" и тормоза. 300 кг – такова записанная в инструкциях к автомобилям разрешенная полная масса прицепа без тормозов, это нешуточный груз, который будет дергать и толкать машину при резком вождении, создавая возмущающие усилия, которых как раз стремится избежать водитель. И чем резче будут его действия, тем грубее будет вносить в них свои поправки прицеп.

Особенно внимательно надо вести автопоезд на поворотах и скользкой дороге. Действующие на машину и прицеп центробежные силы (рис. 2) в сумме станут больше всего влиять на ведущие колеса автомобиля. А если учесть еще и такие факторы, как перераспределение веса по сторонам машины, некоторое снижение коэффициента сцепления у вращающегося ведущего колеса, то будет понятно, что возможностей для заноса у автопоезда больше, чем у одиночной машины.

Влияние загрузки прицепа на поведение автопоезда на повороте
Рис. 2. Влияние загрузки прицепа на поведение автопоезда на повороте: а – нейтральное при размещении центра тяжести (ЦТ) прицепа над осью колес; б – смещенный вперед центр тяжести прицепа создает при движении автопоезда на тягово-сцепном устройстве усилие, стремящееся развернуть автомобиль.

Еще активнее дестабилизирующее влияние прицепа сказывается при торможении на повороте. В этом случае (рис. 3) его толкающая сила направлена на то, чтобы развернуть автомобиль. То же самое, но в меньшей степени происходит и при резком "сбрасывании газа" на повороте. Стабилизировать же начавший складываться автопоезд можно только увеличением тяги на ведущих колесах.

Поведение автомобильного прицепа на повороте при резком замедлении
Рис. 3. При резком замедлении на повороте прицеп стремится развернуть автомобиль.

Большого внимания требует вождение автопоезда по проселку, тем более зимой. На одиночном автомобиле водитель легко маневрирует даже при езде по дороге с глубокими колеями. Его можно направить так, чтобы колея проходила между колесами, при случае воспользоваться колеей или просто ехать по обочине. Прицеп несколько ограничивает возможности маневрирования. На разбитой дороге он хотя и стремится катиться по следу тягача, но легко соскальзывает в сторону с бугров и гребней (рис. 4). Учитывайте эту склонность прицепа, выбирая дорогу. Спокойнее вести автопоезд по колее, если она неглубока, чем лавировать между ямами и рытвинами, рискуя посадить в одну из них прицеп, а в другую автомобиль.

Прицеп стремится столкнуть заднюю часть автомобиля в противоположную сторону
Рис. 4. Прицеп, соскочивший с дорожного гребня в колею, стремится столкнуть заднюю часть автомобиля в противоположную сторону.

С того момента, как за вашим автомобилем покатится прицеп, необходимо забыть о любых скороспелых маневрах на любой дороге. Перестроения, обгоны, объезды, как известно, требуют заботы не только о собственном благополучии, но и о спокойствии других водителей. На легковой автомобиль, в отличие от грузовика, не ставят никаких дополнительных сигналов и знаков, предупреждающих об увеличенной из-за прицепа длине этого транспортного средства. Поэтому встречные, да и те, кого придется, может быть, обогнать или объехать, смогут увидеть низкий прицеп за автомобилем, только оказавшись рядом. Предупредительно подумать о том, как безопасно разъехаться со встречным транспортным средством или объехать попутное, должен прежде всего водитель автопоезда.

Есть несколько простых заповедей, которые надо помнить при обгоне на машине с прицепом. Главная из них – лучше воздержаться от обгона и спокойно ехать до более удобного и безопасного участка дороги. Но уж если решение об этом маневре принято, он подготовлен и условия для этого есть, то обгонять надо с большой разницей в скорости. Начинать разгон и подать сигнал о предполагаемом маневре надо заблаговременно, а не вдруг выкатываться из своего ряда в левый из-за спины едущего впереди. Заново перестраиваться в прежний ряд надо гораздо позже, почти с тройным запасом по сравнению с одиночным автомобилем (рис. 5).

Завершение обгона на автомобиле с прицепом
Рис. 5. Занимая прежний ряд после обгона, на автомобиле с прицепом надо иметь почти тройной запас места по сравнению с одиночным.

Немаловажно и еще одно обстоятельство. Для качения машины с прицепом, а тем более для разгона нужна бОльшая, чем обычно, мощность. При обгоне приходится даже достаточно мощный мотор заставлять работать "на полном дросселе", расходуя при этом очень большое количество топлива.

Чтобы спокойно и уверенно водить автомобиль с прицепом, конечно, нужна практика, опыт. Набирать его надо постепенно и обдуманно. За одну поездку, насыщенную многими острыми впечатлениями, можно только убавить здоровья себе и окружающим автомобилистам.

Первый свой выезд на автопоезде начните с того, что сначала попробуйте, как он останавливается. Проверьте, насколько увеличился тормозной путь. Попытайтесь уловить и осознать новые ощущения на руле и педалях. Чаще, чем обычно, заглядывайте в боковое и внутреннее зеркала заднего вида, чтобы привыкнуть к большой длине автопоезда. Не полагайтесь на прежние навыки и ощущения в управлении машиной, и тем более на мокрой или скользкой дороге. Послушность, с которой прицеп катится за автомобилем, обманчива. Она проявляется только при мягком и аккуратном вождении. В противном случае прицеп грубо забирает себе право управлять машиной со всеми вытекающими из этого последствиями.



Адрес страницы:
С прицепом на буксире
Тэги:
вождение
буксировка
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное