Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

ВАЗ-2108. Карбюратор

Как большая часть приборов для приготовления горючей смеси, он эмульсионного типа, вертикальный. Две его смесительные камеры работают последовательно и имеют механический привод дроссельных заслонок.

Карбюратор ВАЗ-2108 объединяет девять функциональных систем и устройств. Рассмотрим назначение и работу каждой из них.

Наружные приводные и подводящие детали карбюратора Солекс
Наружные приводные и подводящие детали карбюратора: 1 – рычаг привода дроссельных заслонок; 2 – штифт рычага блокировки; 3 – регулировочный винт приоткрытия дроссельной заслонки пусковым устройством; 4 – винт крепления троса для управления пусковым устройством; 5 – фигурный рычаг пускового устройства; 6 – поводок привода воздушной заслонки; 7 – пружина поводка; 8 – шток пускового устройства; 9 – электромагнитный клапан в системе холостого хода; 10 – штуцер подвода топлива; 11 – штуцер перепуска топлива; 12 – упорный кронштейн для оболочки троса воздушной заслонки; 13 – регулировочный винт дроссельной заслонки второй камеры; 14 – рычаг дроссельной заслонки второй камеры; 15 – промежуточный рычаг блокировки; 16 – пружина; 17 – рычаг дроссельной заслонки первой камеры.

Поплавковая камера балансированная. Благодаря двум ее сообщающимся объемам, которые охватывают смесительные камеры с двух сторон, обеспечена надежная подача к ним топлива даже при сильных кренах автомобиля. Из других необычных для карбюратора ВАЗ деталей отметим двойной поплавок 7 из микропористого эбонита (ремонт его провести проще, чем латунного) и систему, перепускающую излишки топлива обратно в бензобак.

Главная дозирующая система карбюратора Солекс
Главная дозирующая система: 1 – главные воздушные жиклеры с эмульсионными трубками; 2 – распылители (малые диффузоры); 3 – балансировочное отверстие; 4 – топливный фильтр; 5 – штуцер для перепуска топлива; 6 – игольчатый клапан; 7 – поплавок; 8 – дроссельная заслонка первой камеры; 9 – главные топливные жиклеры; 10 – дроссельная заслонка второй камеры.

Главные дозирующие системы первой и второй камер одинаковы по конструкции и выполнены по общепринятой сегодня для карбюраторов эмульсионного типа схеме. Они готовят горючую смесь необходимого состава при работе двигателя с частичными нагрузками и при полном открытии дроссельной заслонки. Топливо из поплавковой камеры через жиклеры 9 поступает в эмульсионные колодцы, в которых находятся эмульсионные трубки (в отличие от ВАЗ-2105 они сделаны заодно с воздушными жиклерами 1), и смешивается с воздухом. Топливоздушная эмульсия поступает в распылители 2. Так она смешивается с воздухом, протекающим через смесительную камеру.

Система холостого хода корректирует состав горючей смеси на режимах карбюратора до вступления в работу главной дозирующей системы, а также на режимах холостого хода, малых и средних нагрузках, режимах максимальной мощности.

Количество смеси (то есть минимальную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу) устанавливает упорный винт рычага дроссельной заслонки, состав – винт 9.

Система холостого хода и переходные системы карбюратора Солекс
Система холостого хода и переходные системы: 1 – электромагнитный запорный клапан; 2 – топливный жиклер холостого хода; 3 – воздушный жиклер холостого хода и переходной системы первой камеры; 4 – топливный жиклер переходной системы второй камеры; 5 – воздушный жиклер переходной системы второй камеры; 6 – переходное отверстие второй камеры; 7 – главные топливные жиклеры; 8 – переходная щель первой камеры; 9 – винт состава смеси.

Взаимодействие систем холостого хода и главной дозирующей улучшено в новом карбюраторе благодаря тому, что воздух к воздушному жиклеру первой из них поступает через канал в зоне диффузора. С той же целью переходное отверстие сделано в виде узкой длинной щели 8.

Экономайзер принудительного холостого хода отключает при таком режиме систему холостого хода. Топливный канал холостого хода у него в нужный момент перекрывается запорным клапаном 1 (см. рис. 3), управляемым электронным блоком. При замедлении вращения коленчатого вала на принудительном холостом ходу до 1 900 об/мин блок сигнализирует о возобновлении подачи топлива.

Переходная система второй камеры (см. рис. 3). При открытии ее поток воздуха раздваивается и горючая смесь переобедняется. Чтобы избежать этого явления, сопровождаемого обратными вспышками в воздушном фильтре и толчками в трансмиссии, вторую камеру оснащают переходной системой, которая работает подобно системе холостого хода первой камеры.

Переходная система питается топливом через жиклер 4 непосредственно из поплавковой камеры. Далее оно смешивается с воздухом, поступающим через жиклер 5, и образовавшаяся эмульсия по каналу направляется к переходному отверстию 6.

Эконостат работает, когда нужно обогатить горючую смесь, только в зоне высоких скоростей воздушного потока при средних и больших нагрузках на двигатель. При полностью открытых дроссельных заслонках топливо начинает поступать через жиклер 3 к трубке эконостата 13, который, как обычно для эконостата, размещен выше распылителя главной дозирующей системы.

Экономайзер мощностных режимов карбюратора Солекс
Экономайзер мощностных режимов: 1 – дроссельная заслонка второй камеры; 2, 4 – главные топливные жиклеры; 3 – топливный жиклер эконостата; 5 – дроссельная заслонка первой камеры; 6 – воздушный канал экономайзера; 7 – диафрагма экономайзера с пружиной; 8 – шариковый клапан экономайзера; 9 – жиклер экономайзера; 10 – канал подвода топлива; 11 – воздушная заслонка первой камеры; 12 – главные воздушные жиклеры с эмульсионными трубками; 13 – распылитель эконостата.

Экономайзер мощностных режимов служит для обогащения смеси на мощностных режимах работы (полностью открытый дроссель), тем самым обеспечивая соответствующий этим режимам состав горючей смеси.

При открытии дроссельной заслонки 5 на большой угол разрежение во впускной трубе (и соответственно его воздействие через канал на диафрагму 7) уменьшается. В результате пружина отжимает вправо связанные с ней диафрагму 7 и клапан 8. Теперь дополнительное топливо может через жиклер 9 по каналу 10 поступать в главную дозирующую систему, обогащая смесь.

Ускорительный насос карбюратора Солекс
Ускорительный насос: 1 – распылители; 2 – шариковый клапан ускорительного насоса; 3 – диафрагма ускорительного насоса с пружиной; 4 – толкатель; 5 – рычаг привода ускорительного насоса; 6 – кулачок; 7 – дроссельная заслонка первой камеры; 8 – обратный клапан ускорительного насоса; 9 – дроссельная заслонка второй камеры.

Ускорительный насос кратковременно обогащает смесь при разгоне автомобиля. Его особенность – наличие распылителя 1 в каждой из смесительных камер.

Пусковое устройство карбюратора Солекс
Пусковое устройство: 1 – диафрагма; 2 – винт для регулировки пускового зазора; 3 – шток; 4 – фигурный рычаг (4.1 – выпуклая кромка паза, 4.2 – вогнутая кромка паза, 4.3 – кулачковая часть рычага); 5 – воздушная заслонка; 6 – поводок привода воздушной заслонки; 7 – пружина поводка; 8 – трос управления воздушной заслонкой; 9 – упорная скоба; 10 – регулировочный винт привода воздушной заслонки; 11 – промежуточный рычаг; 12 – дроссельная заслонка первой камеры.

Пусковое устройство обеспечивает пуск и прогрев холодного двигателя. В нем предусмотрен механизм для закрытия воздушной заслонки 5 и приоткрытия на определенную величину дроссельной 12. После пуска диафрагменный механизм через шток 3 приоткрывает воздушную заслонку.

Особенность этого механизма у ВАЗ-2108 заключается, во-первых, в использовании фигурного кулачка на рычаге 4, который задает взаимосвязанные углы поворота воздушной и дроссельной заслонок, а во-вторых, в оснащении специальным блокирующим устройством (его нет на "Озоне"), которое препятствует открытию дроссельной заслонки второй камеры при вытянутой рукоятке управления пусковым устройством. Карбюратор имеет также систему отсоса картерных газов за дроссельную заслонку и подогрев зоны выхода топлива в системе холостого хода.

На новом карбюраторе водитель может изменять регулировку только в отношении уровня топлива в поплавковой камере и числа оборотов холостого хода.

Необходимые указания по уходу даны в прилагаемой к каждому автомобилю инструкции. Тарировочные параметры карбюратора приведены здесь в таблице. При знакомстве с этими данными надо иметь в виду, что маркировка жиклеров определяется по их пропускной способности (см3/мин, эта величина и показана в таблице) посредством микроизмерителей, которые настраиваются по эталонным жиклерам.

Таблица жиклеров карбюратора Солекс
М. Афанасьев
инженер-констуктор УГК ВАЗа


Адрес страницы:
ВАЗ-2108. Карбюратор
Тэги:
Солекс
жиклер
ЭПХХ
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное