Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Лак на кузове

Кузов красят прежде всего с целью защитить его металл от коррозии. Попутно лакокрасочное покрытие выполняет роль декоративной отделки автомобиля. Для владельцев машины важны обе функции краски, но первая, защитная, определяет еще и расходы на ее содержание, и это, при известном дефиците сервисных услуг, заставляет особо бережно относиться к покрытию кузова.

Что же надо делать, чтобы продлить срок службы лакокрасочного покрытия автомобиля? Есть и общеизвестные рекомендации и такие, о которых могут рассказать только специалисты. Руководитель лаборатории "Союзбытхима" при АЗЛК инженер Ю. Зарудный систематизировал рекомендации по уходу за окрашенными поверхностями кузова.

Предлагаем его работу вниманию читателей.

Лакокрасочное покрытие составляет наибольшую и самую видную часть поверхности автомобиля. Это вызывает стремление у большой части автолюбителей к поддержанию окрашенных поверхностей кузова в первозданно чистом виде при любых погодных условиях и любыми доступным средствами. Нередко можно видеть водителя, старательно оттирающего запыленный, а то и грязный кузов сухой или немного смоченной тряпкой. Иные моют машину водой после каждого выезда при самой сухой погоде, когда на ней лишь едва заметный слой пыли. Моют автомобили горячей водой в холодную погоду.

Сохранность защитно-декоративного покрытия кузова существенно и непосредственно зависит от обращения с ним в повседневной эксплуатации. Эмали на основе меламино-алкидных смол, которыми покрывают все легковые автомобили ВАЗ, АЗЛК, ИЖ, ЗАЗ и ГАЗ, отличаются большой твердостью, блеском, хорошим декоративным видом. У них высокая светостойкость, стойкость к действию моющих средств, а также, в определенной мере, к бензину, минеральным маслам, слабым растворам кислот и щелочей. Следует иметь в виду, что не все эти свойства проявляются в достаточной мере сразу после окраски и сушки. Например, твердость и устойчивость эмалей к воздействию названных выше веществ после сушки и печи продолжает заметно возрастать еще в течение двух-трех месяцев. Это необходимо учитывать, чтобы в начальный период эксплуатации не повредить не окрепшее еще покрытие.

Окружающая среда оказывает на лакокрасочное покрытие только отрицательное влияние. Со временем оно стареет, постепенно окисляется и тускнеет поверхностный слой, на нем образуются поры и микротрещины. Этому способствуют перепады температуры, солнечная радиация, влажность, промышленные газы и другие агрессивные вещества, находящиеся в атмосфере и осадках.

Кроме естественных условий, разрушающих покрытие, существуют так называемые эксплуатационные факторы. Это неграмотный уход за окрашенными частями кузова, непредусмотрительность и небрежность в обращении с ними. Например, протирка кузова сухой или влажной тряпкой даже от пыли, не говоря уже о грязи, обязательно приведет к потере блеска, потускнению эмали. Мелкие, порой незаметные ее повреждения от ударов камнями и царапины, особенно до металла, неизбежно приводят к появлению коррозии, разрушающей лакокрасочное покрытие. Развитию микротрещин и трещин в нем очень способствует мытье холодного кузова (зимой) горячей водой или нагретого (летом на солнце) холодной. От неаккуратных заправок и обслуживания автомобиля, при которых на окрашенную поверхность попадают бензин, кислота, тормозная жидкость, на лаке остаются следы, как от несвоевременно удаленных битумных и масляных пятен.

Если рассчитывать на то, что ресурс автомобиля будет использован в течение 10 лет и более, то прежде всего следует не сокращать срок службы эмали. Это не влечет каких-то дополнительных затрат времени и сил – просто в процессе эксплуатации надо помнить о том, что вредит кузову и избегать этого.

Назовем главные "способы" испортить защитные свойства краски.

При хранении самое худшее – держать машину под воздухонепроницаемым чехлом, прилегающим к поверхности кузова. Лучше хранить ее открытой, только не на солнце. Еще лучше – под тентом, не прикасающимся к кузову, так чтобы была хорошая вентиляция, под навесом или в холодном гараже. То есть автомобиль по возможности всегда целесообразно защищать от солнечных лучей, соли, осадков, резких перепадов температуры.

При эксплуатации, при техническом обслуживании избегайте даже несильных ударов твердыми предметами по эмали. Так, не следует быстро ездить даже по мелкому гравию. От его ударов по краске обязательно появятся незаметные для глаза повреждения, которые послужат очагами коррозии и позже проявят себя сразу вспухшей ржавчиной.

Нельзя ставить автомобил под незнакомые деревья, особенно под цветущие, так как падающие с них капли смолы, листики и т. п. могут испортить окрашенную поверхность. Известно, что липовый цвет оставляет на ней невыводимые зеленые следы, особенно заметные на светлых эмалях. Нужно быть аккуратным при заправке и обслуживании, не оставлять нестертыми случайные капли эксплуатационных жидкостей, не класть на окрашенную поверхность инструмент и детали, не облокачиваться на машину в одежде с открытыми пуговицами и "молниями".

Никогда не следует тереть ни сухой, ни влажной тряпкой немытый, даже только запыленный кузов. И мельчайшая пыль является абразивом, который при трении разрушает блестящую поверхность и верхний слой эмали.

Нельзя мыть машину морской водой, содовым раствором, керосином, бензином и минеральными маслами. Да и вообще не нужно мыть кузов, когда в этом нет необходимост. Особенно в сухую погоду. При мытье вода попадает во все щели, швы, закрытые полости и способствует развитию коррозионных процессов.

Надо также иметь в виду, что машинная мойка – существенно более жесткий способ, чем правильная ручная, и ускоряет механический износ эмали. Поэтому избегайте лишних моек, особенно машинных.

В настоящее время существует достаточно средств для ухода за кузовом, которые помогают намного продлить срок жизни эмали. Здесь мы приведем другие сведения, полезные автолюбителям, о которых они могут не знать.

Защита лакокрасочного покрытия кузова

На новом или свежеокрашенном автомобиле прежде всего необходимо защитить слабые места. К ним относятся привалочные поверхности кузовных деталей, собираемых на болтах как до окраски, так и после, многие швы точечной сварки и фальцевые соединения наружных и внутренних панелей дверей, капота, крышки багажника и т. д. Сюда легко попадает влага, зачастую с солевыми составами, которыми зимой обрабатывают дороги. Вода здесь очень плохо сохнет и потому держится долго. Пыль и грязь еще больше затрудняют высыхание, образуя нечто вроде компресса. Поэтому начинающаяся здесь коррозия активно распространяется внутри и выходит на лицевую окрашенную сторону, разрушая лакокрасочное покрытие.

Чтобы предотвратить появление и развитие в этих местах коррозии, важно снизить их способность набирать и удерживать влагу. Обе задачи решаются сразу, если все имеющиеся щели тщательно просушить и напитать, заполнить "Мовилем". Он способен смачивать поверхность, растекаться и легко проникать в сухую щель. Если вдоль нее пустить каплю консерванта, то он будет затекать между деталями, и, подпитывая "Мовилем" эту каплю до тех пор, пока она уходит с поверхности, можно закупорить щель, продотвратив в дальнейшем проникновение сюда воды. Подпитывать каплю можно заостренной палочкой или тонкой кисточкой. Вертикальные и круто наклоненные щели начинают обрабатывать сверху, пуская каплю и подпитывая ее по мере протекания вниз. Горизонтальные – заполняют консервантом последовательно в каждой точке.

Не следует опасаться растекания "мовиля" по окрашенной поверхности. Его легко снять даже после высыхания тряпкой, слегка смоченной уайт-спиритом или очистителем битумных пятен. Кстати, на нелицевых и не пачкающих одежду местах его можно оставлять, не стирая излишки. Некоторые окрашенные места можно специально покрыть "Мовилем", потому что они труднодоступны для ухода и нуждаются в защите. Это, например, передние торцевые стороны дверей (где расположены петли) и противолежащие им и закрываемые ими поверхности стоек кузова. Обработку кузова "Мовилем" следует повторять в зависимости от условий и интенсивности эксплуатации в среднем через один-два года. При этом надо смотреть на состояние пленки консерванта и возобновлять ее там, где она стерлась и попортилась.

Есть еще ряд мест, которые, будучи полноценно окрашены, все-таки нуждаются в дополнительной защите. Это нижние наружные стороны порогов, отбортовки крыльев и другие части кузова, обращенные вниз, к дорожному полотну. При езде их интенсивно "обрабатывают" песок, гравий, камни, вода. Защитить эти места можно мастиками, предназначенными для днища.

Всю доступную для полирования окрашенную поверхность кузова следует постоянно, по возможности круглый год, содержать полированной. Образующаяся при этом на поверхности эмали тончайшая пленка полироля предохраняет от непосредственного контакта с влагой, заполняет микротрещины, снижает склонность эмали к пыленакоплению и способствует сохранению ее цвета и блеска.

Нужно четко представлять себе, что основным назначением полиролей является защита, консервация поверхностей, а не косметический эффект – блеск, который при этом получается. В настоящее время в продажу поступают отечественные и зарубежные полирующие средства для автомобиля.

Все эти средства одного назначения и различаются в основном по способу нанесения, легкости полировки и стойкости. Автополироли в аэрозольной упаковке легче располировываются, чем, например, автополироль консервирующий, но первыми надо обрабатывать машину в четыре-пять раз чаще. При средних условиях эксплуатации первые сохраняют на обработанной поверхности пленку в тесение двух-трех недель (выдерживая одну-две мойки с шампунями), последний – сохраняет пленку в течение двух-трех месяцев. Остальные полироли занимают по стойкости промежуточное положение. Вообще же следует иметь в виду, что износ пленки полироля больше всего зависит от частоты и интенсивности мытья автомобиля.

Каждый автолюбитель может выбрать для пользования любой полироль в соответствии со своими возможностями, своим режимом обслуживания, эксплуатации машины, а эффект будет практически одинаков, если соблюдать соответствующую применямому полиролю периодичность обработки кузова.

Периодически всю окрашенную поверхность кузова надо внимательно осматривать для выявления повреждений эмали. Вначале они бывают малозаметными, но именно в этом состоянии их легко "залечить". Через год такие повреждения с обнажением металла могут образовать площадь, пораженную коррозией, уже в десятки, а то и сотни раз большую.

При осмотрах следует обращать внимание и на появляющиеся на поверхности эмали пятна ржавчины – свидетельство того, что в этом месте покрытие повреждено до металла.

Обнаруженные повреждения – еще не сигнал к немедленному ремонту, но надо взять их "на учет" и сразу же изолировать обнажившийся металл до будущего ремонта. Просушенную обнажившуюся металлическую поверхность покрывают автоконсервантом, смазкой ВТВ-1 или "Мовилем". Если их нет под рукой – любой консистентной смазкой.

Заделывать мелкие повреждения лакокрасочного покрытия целесообразно не реже одного раза в год. Работа эта несложная, но выполнять ее надо тщательно, особенно подготовительные операции.

Прежде всего надо снять "пломбирующее" покрытие и обезжирить поврежденные места. Лучше всего это сделать уайт-спиритом или автоочистителем битумных пятен. В крайнем случае – бензином (неэтилированным), но при этом надо сначала проверить, не оказывает ли бензин вредного действия на эмаль, которой окрашена машина.

Затем остро заточенным кончиком стального ножа очистить металл от ржавчины до блеска, чуть-чуть увеличив открытую площадь. Вздутия и трещины осторожно вскрыть кончиком ножа, стараясь сохранить по возможности меньшей площадь повреждения, и так же зачистить ржавую поверхность. Если остатки ржавчины не удалось или трудно снять полностью, следует воспользоваться автоочистителем ржавчины (не преобразователем). Автоочиститель ржавчины, представляющий собой желеобразную пасту, наносят на очищенные от пластовой и рыхлой ржавчины поверхности.

Попадание автоочистителя на лакокрасочное покрытие вокруг поврежденного места за время его применения – 30 минут никакого вреда эмали не принесет (вредно его попадание на хромированные поверхности),

После снятия автоочистителя ржавчины поврежденное место вытирают, снова обезжиривают чистым уайт-спиритом, просушивают и сразу покрывают грунтом, иначе очищенное место быстро начнет снова ржаветь и обработку придется повторить.

Не обработанные автоочистителем места также обезжиривают и грунтуют. Грунт надо наносить так, чтобы он полностью закрывал обнаженную металлическую поверхность вплотную к окружающему краю лакокрасочного покрытия. Это удобно делать кончиком тонкой кисточки для рисования.

После высыхания грунта поврежденное место, также при помощи кисточки, покрывают прилагаемой к автомобилю ремонтной нитроэмалью в два-три слоя с промежуточной сушкой.

Уход за лакокрасочной поверхностью кузова

Мыть кузов, покрытый дорожной грязью, следует мягкой щеткой или губкой, обильно поливая водой отмываемое место и предварительно смочив весь кузов. Грязь смывают сверху вниз легкими горизонтальными движениями.

Если после мытья предполагают полировать кузов или на нем остались не смываемые водой жировые и другие пятна, освобожденный от грязи кузов моют с автошампунем. Шампунь разводят водой, губкой или щеткой наносят раствор на поверхность кузова и моют. Остатки шампуня тщательно удаляют чистой водой. Вымытый кузов (особенно важно перед полировкой) просушивают мягкой тканью или замшей.

Полировать можно только свежевымытый и очищенный от загрязнений кузов. Не следует заниматься полировкой нагретого на солнце кузова, а также при тумане, в дождливую и снежную погоду, в мороз.

Бывает, что через два-три года эксплуатации эмаль несколько тускнеет и обветривается. Ее можно освежить автополиролем для обветренных покрытий. В их состав входят мягкие абразивы мелкой дисперсности, под действием которых с поверхности покрытия удаляют микронеровности и тончайший тусклый слой. Цвет эмали восстанавливается, блеск тоже, поскольку образуется такая же защитная пленка, как при обработке автополиролями для новых покрытий. Автополиролями для обветренных покрытий не следует обрабатывать кузов чаще одного-двух раз в год. Остальное время надо применять полироли для новых покрытий.

При работе с полиролями надо иметь в виду, что на поверхности эмали не должно оставаться нанесенного и нерасполированного полироля.



Адрес страницы:
Лак на кузове
Тэги:
мойка
покраска
коррозия
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное