Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Черная коробка в "Жигулях"-2

В предыдущем материале кандидат технических наук Л. Корец рассказал о функциях монтажного блока, применяемого на ВАЗ-2105, "2104" и "2107", о жгутах и проверке его реле. Сегодня – о самом блоке.

Поскольку все электрические цепи автомобиля, связывающие источники питания – аккумулятор и генератор с потребителями, проходят через блок предохранителей и реле (БПР), его нередко ошибочно считают неисправным, когда не работает какая-нибудь система. Поэтому, чтобы убедиться в отказе блока, надо сначала проверить, исправны ли подходящие к нему и отходящие от него участки цепей. Это проще всего сделать, соединяя цепь в обход блока отдельными проводами. Площадь их сечения 1,0–1,5 мм2, на концах – обжатые штекеры заводского изготовления или самодельные припаянные пластинки толщиной 0,8–0,9, шириной 6,3 и длиной 15–20 мм. При проверке исправности цепей указателей поворота и обогрева заднего стекла понадобятся три провода (перемычки), стеклоочистителя – четыре, для остальных цепей – достаточно двух.

На рис. 1 приведены схемы основных систем электрооборудования с обозначением номеров колодок (Ш1–Ш14) и номеров их штекеров (1–8), расположение которых в колодках показано на рис. 2 (цвета вставок на БПР, соответствующие тем или иным колодкам, и содержание жгутов указаны в предыдущей статье.

Расположение штекеров в соединительных колодках монтажного блока автомобиля Жигули
Рис. 2. Расположение штекеров в соединительных колодках: а – Ш1-Ш12; б – Ш13; в – Ш14.

Для проверки цепей интересующей нас системы отстыковываем от БПР нужные колодки жгутов (Ш6–Ш11 в моторном отсеке, остальные – в салоне), которые определяем по соответствующей схеме, и проводами-перемычками соединяем штекеры в них, обходя таким образом блок. Включив отказавший потребитель (фары, звуковой сигнал и т. п.), отмечаем, что за этим следует. Если потребитель не работает – значит неисправна цепь (нарушены соединения, обрыв проводов и т. п.), если работает – виноват БПР, к проверке которого обратимся позже. Поскольку при этом из цепи исключены плавкие предохранители и реле, включать ее следует лишь на 3–5 секунд, не более.

Для тех, кто испытывает трудности при работе со схемами, расскажем, как проверять системы, пользуясь таблицей.

Прежде всего следует определить, поступает ли питание от источников электроэнергии к штекерам Ш9/2 и Ш10/2. Для этого провод с контрольной лампой одним концом подсоедините к штекеру Ш9/2 или Ш10/2, другим – к корпусу автомобиля. Контрольная лампа должна загореться. Далее проверяем цепи систем.

Цепь включения стартера (рис. 1, а). Одной перемычкой соедините штекеры Ш9/2 и Ш2/1, а другой – штекеры Ш4/5 и Ш11/8. Включите кратковременно выключателем зажигания стартер – он должен заработать.

Схемы проверки цепей систем монтажного блока автомобиля Жигули
Рис. 1. Схемы проверки цепей систем в обход БПР: а – включение стартера; б – включения системы зажигания; в – звуковых сигналов; г – дальнего света фар; д – обогрева заднего стекла; е – вентилятора отопителя; ж – габаритных огней; з – указателей поворота. 1 – аккумуляторная батарея; 2 – БПР; 3 – замок зажигания; 4 – генератор; 5 – звуковые сигналы; 6 – выключатель звуковых сигналов; 7 – выключатель наружного освещения; 8 – переключатель света фар; 9 – фары дальнего света; 10 – контрольная лампа; 11 – выключатель обогрева заднего стекла; 12 – элемент обогрева; 13 – переключатель; 14 – вентилятор отопителя; 16 – выключатель наружного освещения; 17 – контрольная лампа; 18 – правый задний габаритный огонь; 19 – лампа освещения номерного знака; 20 – лампа освещения приборов; 21 – реостат; 22 – левый задний габаритный огонь; 23 – правый передний габаритный огонь; 24 – левый передний габаритный огонь; 25 – выключатель аварийной сигнализации; 26 – левый задний указатель поворота; 27 – реле указателей поворота; 28 – переключатель указателей поворота; 29 – правый задний указатель поворота; 30 – передний правый указатель поворота; 31 – передний левый указатель поворота. Черным цветом обозначены перемычки, используемые для проверки.

Цепь системы зажигания (рис. 1, б). Одной перемычкой соедините штекеры Ш10/2 и Ш1/4, другой – Ш1/6 и Ш8/2. Выключатель зажигания переведите в положение пуска двигателя – он должен заработать.

Цепь звуковых сигналов (рис. 1, в). Одной перемычкой соедините штекеры Ш9/2 и Ш6/7, другой – Ш6/3 и Ш4/3. Нажмите выключатель звуковых сигналов – они должны работать.

Цепи дальнего света фар (рис. 1, г). Поставьте выключатель зажигания в первое положение, включите выключатель наружного освещения и дальний свет фар. Соедините одной перемычкой штекеры Ш9/2 и Ш8/1 – должен гореть левый дальний свет; Ш1/2 и Ш9/8 – правый дальний свет; Ш1/2 и Ш5/6 – контрольная лампа дальнего света фар.

Цепь обогрева заднего стекла (рис. 1, д). Соедините штекеры Ш9/2 и Ш2/1, Ш14/1 и Ш3/4, Ш3/1 и Ш12/4. Поставьте выключатель зажигания в первое положение, затем включите обогрев заднего стекла – он должен работать.

Цепь вентилятора отопителя (рис. 1, е). Одной перемычкой соедините штекеры Ш9/2 и Ш2/1, другой – штекеры Ш14/1 и Ш3/4. Поставьте выключатель зажигания в первое положение. Затем включите переключатель отопителя – он должен работать.

Цепи габаритных огней (рис. 1, ж). Поставьте выключатель зажигания в первое положение. Включите наружное освещение. Соедините одной перемычкой штекеры Ш9/2 и Ш2/1. Затем другой перемычкой последовательно соедините штекеры Ш2/3 – Ш6/2 – должен гореть передний левый габаритный огонь; Ш2/3 – Ш9/4 – передний правый габаритный огонь; Ш2/3 – Ш5/8 – контрольная лампа включения габаритных огней; Ш2/3 – Ш13/3 – правый задний габаритный огонь и освещение номерного знака; Ш2/3 – Ш12/8 – левый задний габаритный огонь.

Цепи указателей поворота (рис. 1, а). Поставьте выключатель зажигания в первое положение. Соедините одной перемычкой штекеры Ш9/2 и Ш1/4, другой – штекеры Ш1/6 и Ш4/1, третьей перемычкой, состоящей из двух проводов – штекеры Ш3/5, Ш8/5 и Ш12/5. Включите переключателем левые указатели поворота – фонари левой стороны должны мигать. Для проверки правых указателей поворота той же перемычкой, состоящей из двух проводов, соедините штекеры Ш2/5, Ш10/3 и Ш12/6. При включении должны мигать фонари правой стороны.

Теперь, если выяснено, что неисправен блок БПР, займемся его проверкой. Для этого надо снять блок, который закреплен четырьмя гайками М6 со стороны салона. Отсоедините от блока все колодки в салоне. Торцовым гаечным ключом, предназначенным для крышки воздушного фильтра, отверните три гайки (две нижние и правую верхнюю). Левую верхнюю гайку легче всего отвернуть при помощи торцовой головки из набора, выпускаемого промышленностью.

Отсоедините от БПР все колодки в моторном отсеке, снимите блок.

Принципиальная электрическая схема монтажного блока автомобиля Жигули
Рис. 3. Принципиальная электрическая схема блока предохранителей и реле: Р1 – реле включения обогрева заднего стекла; Р2 – реле включения фароочистителя; Р3 – реле включения звуковых сигналов (у "2104" и "2105" вместо него – перемычка); Р4 – реле включения вентилятора системы охлаждения (у "2104" и "2105" – отсутствует); Р5 – реле включения дальнего света фар; Р6 – реле включения ближнего света фар.

Основная, наиболее вероятная причина отказа блока (если целы предохранители, исправны реле и штекерные соединения) – перегорание внутренних его перемычек между штекерами. Поверить их целостность можно известным способом прозвонки посредством тестера или контрольной лампы, пользуясь схемой БПР (рис. 3), где показаны его внутренние связи. Например, чтобы проверить перемычку между штекерами Ш2/1 и Ш9/2, соединяем одним проводом первый из них с батареей, а второй, через контрольную лампу, с корпусом автомобиля. Лампа горит – перемычка цела.

Схема проверки цепей реле обогрева заднего стекла в монтажном блоке автомобиля Жигули
Рис. 4. Схема проверки в БПР цепей реле обогрева заднего стекла. Провода 1 и 3 – к источнику питания; 2 – к корпусу автомобиля; 3 – к контрольной лампе.

Перемычки, связывающие цепи электромагнитных реле Р1–Р6, проверяют так. К штекерам обмотки реле подводят питание, а к штекерам контактов реле – контрольную лампу (рис. 4 и 5). При исправных перемычках лампа горит.

Схема проверки цепей реле включения фароочистителя в монтажном блоке автомобиля Жигули
Рис. 5. Схема проверки в БПР цепей реле включения фароочистителя. Провода: 1 – к корпусу автомобиля; 2 и 3 – к источнику питания; 4 – к контрольной лампе.

Если проверкой установлено, что в блоке перегорела какая-нибудь перемычка, надо разобрать его. Для этого снимаем с блока все предохранители и реле. Затем отворачиваем четыре винта, крепящие основание к печатной плате, которая состоит из двух спаянных пластин. Сняв основание, получаем доступ к наружной поверхности верхней пластины, а для осмотра наружной стороны нижней пластины выдвигаем плату из корпуса. Для этого надо расчистить ножом места их склейки (клей – пластмасса АБС, растворенная в ацетоне).

Перегоревшую перемычку восстанавливают при помощи отрезка провода сечением 1,0–1,5 мм2, припаивая его в месте повреждения. Место ремонта покрывают электроизоляционным лаком (УР-231).

Если перегорела перемычка на внутренних сторонах пластин, придется заменить плату или блок, так как распаять и спаять пластины очень трудно.

После ремонта блок собирают и ставят на автомобиль, затем подключают колодки жгутов.

Проверяемая цепь Соединяемые штекеры Включенные коммутационные приборы
Стартер Ш9/2-Ш2/1 и Ш4/5-Ш11/8 Выключатель зажигания
(положение II)
Система зажигания (катушка) Ш10/2-Ш1/4 и Ш1/6-Ш8/2 Выключатель зажигания
(положение II)
Звуковые сигналы Ш9/2-Ш6/7 и Ш6/3-Ш4/3 Выключатель звуковых сигналов
Дальний свет фар Ш9/2-Ш2/1 и Ш1/2 поочередно с Ш8/1, Ш9/8, Ш5/6 Выключатель зажигания
(положение I).
Выключатель наружного освещения,
выключатель света фар
Ближний свет фар Ш9/2-Ш2/1 и Ш1/2 поочередно с Ш10/5, Ш8/6
Обогрев заднего стекла Ш9/2-Ш2/1 и
Ш14/1-Ш3/4 и
Ш3/1-Ш12/4
Выключатель зажигания
(положение I).
Выключатель обогрева
заднего стекла
Отопитель Ш9/2-Ш2/1 и
Ш14/1-Ш3/4
Выключатель зажигания
(положение I).
Выключатель отопителя
Габаритные огни,
освещение номерного знака,
освещение приборов
Ш9/2-Ш2/1 и Ш2/3 поочередно с Ш6/2, Ш9/4, Ш5/8, Ш13/3, Ш12/8 Выключатель зажигания
(положение I).
Выключатель наружного освещения
Указатели поворота Ш9/2-Ш1/4 и Ш1/6-Ш4/1 и поочередно:
Ш3/5-Ш8/5-Ш12/5
Ш2/5-Ш10/3-Ш12/6
Выключатель зажигания
(положение I).
Переключатель указателей поворота
Сигнал торможения Ш9/2-Ш2/4 и Ш1/1-Ш12/2 Выключатель сигналов торможения
Омыватель лобового стекла Ш9/2-Ш2/1 и Ш1/8-Ш7/2 и Ш7/8-Ш3/2 Выключатель омывателя лобового стекла
Стеклоочиститель Ш1/8-Ш2/2 и Ш1/8-Ш7/2 и Ш3/7-Ш8/3 и Ш3/6-Ш7/4 Выключатель зажигания
Переключатель стеклоочистителя
Фароочиститель и фароомыватель Ш9/2-Ш2/1 и Ш1/8 поочередно с Ш7/2, Ш9/5 Выключатель фароочистителя и фароомывателя
Задние противотуманные фонари Ш9/2-Ш2/1 и Ш1/3 поочередно с Ш1/5, Ш3/3, Ш13/1 Выключатель зажигания
(положение I).
Выключатель наружного освещения,
ближний свет фар,
выключатель противотуманных фонарей


Адрес страницы:
Черная коробка в "Жигулях"-2
Тэги:
реле
монтажный блок
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное