Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Торможение | Школа начинающего спортсмена

Для наглядности начнем с эпизода, рассказанного известнейшим финским раллистом Р. Аалтоненом.

"Большое ралли в Австралии. Третья ночь. Пройдено уже более половины пути длиной в четыре тысячи километров. Напарник Джон и я довольны: мы находимся на втором месте, наш "Датсун" еще неплохо себя чувствует, а его двигатель работает так же хорошо, как и в начале гонки. Впереди левый поворот. Помню, еще перед заходом в него я удивился большому скоплению зрителей. В то мгновение я и не подозревал, что эти "шутники" выкатили на дорогу камни и поджидали жертву, предвкушая любопытное зрелище.

Камень (он лежал на внутреннем радиусе) я увидел, когда машина уже была поставлена в поворот и шла правым боком вперед по заданной ей кривой. Считанные метры оставались до места неминуемой встречи с сюрпризом "заботливых" любителей остросюжетных сцен. Мгновение дано было на поиски решения. Собственно говоря, то, что случилось, нельзя назвать "решением". Это скорее всего инстинктивный поступок: бью по тормозам до полной блокировки колес, автомобиль срывается со своей траектории и по касательной к ней начинает скользить в сторону внешнего края поворота. Как только нос "Датсуна" минует злополучный камень, отпускаю тормоза и открываю "газ". Машина тут же цепко хватается за дорогу и, буксуя, выбирается из поворота".

Объезд препятствия в управляемом заносе автомобиля
Рис. 1. Схема эпизода с Аалтоненом в Австралийском ралли: 1 – подход к повороту; 2–3 – заход в поворот с управлямым заносом; 3–5 – торможение, колеса заблокированы; скольжение по касательной к первоначальной траектории; 5–8 – разблокирование колес и выход на новую траекторию большего радиуса.

Этот эпизод, схематично изложенный на рис. 1, демонстрирует работу гонщика экстра-класса. Высшее мастерство здесь проявляется не в самом выполнении приема "соскальзывания" с траектории (отработанный заранее и взятый на вооружение, он не представляет особой сложности), а в том, что за какие-то десятые доли секунды человек за рулем находит оригинальный выход, являющийся фактически единственным в данной критической ситуации. Способность к творческой работе даже в обстановке с беспощадно сжатым лимитом времени и является для гонщика одним из основных показателей мастерства. А фундамент его закладывается прежде всего безупречным владением элементарными базовыми приемами, основанными на знании того, как поведет себя машина в любой ситуации.

Сегодняшний раздел школы посвящен торможению. Тема эта обширна, и здесь мы ограничиваемся обязательными элементами торможения. Хотя речь пойдет о "спортивном" торможении, приемами его, пусть не в совершенстве, полезно владеть и рядовому водителю, они могут пригодиться в критической ситуации.

Нередко те, кто решил попробовать свои силы в автомобильных соревнованиях, задают вопрос, с чего им начать, на что обратить особое внимание. Здесь можно дать совет: научитесь правильно тормозить. К сожалению, довольно часто человек, пришедший в автоспорт, начинает свою самостоятельную деятельность не с повышения мастерства управления автомобилем, а ищет возможности увеличить мощность двигателя. При этом он забывает, а может и не ведает, что при любой мощности двигателя у автомобиля с любым приводом на колеса динамика торможения превышает динамику разгона и именно в торможении заложен резерв, который надо научиться использовать в первую очередь.

Будем считать очевидным, что максимальное замедление достигается при торможении на грани блокировки колес, и вся сложность заключается в том, чтобы суметь как можно ближе подойти к этому рубежу. Как же наилучшим образом распознать момент блокировки колес? Мы опросили на этот счет нескольких спортсменов высокого класса, но однозначного ответа не получили. Одни говорили, что в это мгновение автомобиль начинает ехать быстрее (то есть падает замедление). Другие – что блокировке предшествует еле уловимое рысканье (подергивание) машины. Некоторые же вообще не могли внятно определить, как они "нащупывают" необходимое усилие. И не удивительно: все зависит от субъективного восприятия колебаний в интенсивности замедления, а это вырабатывается только индивидуальным опытом.

И все-таки конкретные рекомендации можно сформулировать. Учитывая особенность спортивного торможения, которое всегда выполняется при остром дефиците времени и пути торможения, необходимо особое внимание обратить на первоначальное усилие, прикладываемое к педали. Ошибка здесь обходится слишком дорого. И вот почему. Предположим, вы погорячились и нажали слишком сильно. Колеса заблокировались. Это неминуемо повлечет, как минимум, необходимость разблокировать колеса и начать новую попытку. Если же принять во внимание ежесекундное нагнетание напряжения, нетрудно оценить значение промаха. Поэтому важно научиться, приложив к педали начальное усилие, плавно и быстро увеличить его до кратковременной блокировки колес, а лучше о первых ее признаков. Затем чуть-чуть ослабить усилие на педали, предотвращая юз, и опять увеличить. Со временем, когда появится опыт и процесс торможения будет контролироваться подсознательно, пульсации усилий на педали станут минимальными, близкими к оптимальной величине.

Положение ступни правой ноги
Рис. 2. Положение ступни правой ноги при одновременном торможении и "перегазовке": а – "перегазовка" пяткой; б – "перегазовка" носком; в – "перегазовка боковой стороной стопы.

Следующий обязательный элемент – умение делать "перегазовку" для перехода на низшие передачи без прекращения торможения. Напомним, что оно осуществляется только комбинированно, то есть с включенной передачей, соответствующей скорости движения, это исключает блокировку задних колес и гарантирует стабилизацию автомобиля. Для этого необходимо научиться стопой правой ноги совершать два самостоятельных движения (рис. 2): верхней частью тормозить, а пяткой делать "перегазовку". Сложность этого приема в том, что движения значительно различаются по прилагаемым усилиям и амплитудам. И тем не менее именно здесь необходимо достичь совершенства.

А вот что говорят о торможении чемпионы, участники международных соревнований. Их имена вам хорошо знакомы.

Мастер спорта международного класса Виталий Богатырев. В кольцевых автогонках есть своя специфика торможения. Она обусловлена применением специальных шин без протектора – сликов, которые в разогретом рабочем состоянии способны обеспечивать настолько сильное сцепление с дорогой, что сорвать их в юз при обычных условиях довольно сложно. Поэтому нет необходимости выходить на грань блокировки колес – столь велико замедление. Другое дело, когда начинает накрапывать дождик или к концу гонки (перед поворотами) асфальт из-за интенсивного торможения покрывается тонким слоем резины и коэффициент сцепления катастрофически падает. Вот здесь надо ухо держать востро.

Рекомендации начинающим предельно просты – развивайте глазомер. Многие на тренировках, "пристреливаясь" к поворотам, точно замечают места начала торможения. Я никогда этого сам не делаю и другим не советую. Потому что такой ориентир приковывает к себе внимание и мешает видеть ситуацию, а она на каждом круге своя.

Заслуженный мастер спорта Стасис Брундза. Виртуозного исполнения требует торможение зимой на скользкой дороге. Здесь, переходя на низшие передачи, я делаю, если можно так выразиться, затяжную "перегазовку", избегая таким образом при включении сцепления проскальзывания задних колес и потери стабилизации автомобиля.

К нестандартным приемам можно отнести ударное торможение при прохождении элементов трассы, называемых "трамплин-полет", когда автомобиль в прыжке отрывается от дороги. Внешне это выглядит очень эффектно, но не надо забывать, что в полете автомобиль не разгоняется. Если же помешать ему оторваться от земли, пусть даже ценой незначительной потери скорости, то потом он пойдет с ускорением и не только успеет наверстать отставание, но и наберет большую, чем у летящей машины, скорость. А если учесть, что в момент приземления, как правило, возникают какие-то сложности, то станет очевидным: автомобиль не должен терять контакта с дорогой.

Методика выполнения приема такова. Когда машина на большой скорости подходит к крутому спуску, где неизбежен полет, нужно в момент, предшествующий отрыву передних колес, не снимая правой ноги с педали "газа", левой сильно, почти ударом, кратковременно нажать на тормоз. Автомобиль в этом случае прижимается к земле, после чего продолжает ускорение.

Мастер спорта международного класса Владимир Гольцов. В классическом понимании я редко торможу. Обычно гашу скорость перед входом в поворот тем, что ставлю автомобиль боком к направлению движения, нацеливая его нос на выход. Если этого недостаточно и скорость велика – увеличиваю угол заноса или чуть подтормаживаю. Но вот способ, которым я пользуюсь на очень скользкой дороге, когда эффективность тормозов столь мала, что колеса при малейшей попытке остановиться мгновенно срываются в скольжение и автомобиль теряет устойчивость. В таких ситуациях я торможу, естественно, на передаче, с малым "газом", то есть правой ногой чуть нажимаю на педаль акселератора, а левой на тормоз.

Торможение левой ногой при одновременном нажатии на педаль акселератора правой ногой
Рис. 3. Торможение левой ногой при одновременном нажатии на педаль "газа" правой ногой для предотвращения полного отрыва автомобиля при прохождении элемента "трамплин-полет"; увеличение радиуса поворота при движении в управляемом заносе; торможение на скользкой дороге.

Мастер спорта международного класса Николай Больших. Хочу сказать о торможении в аварийной обстановке. Как это ни парадоксально, но приучите себя в любой критической ситуации не начинать с торможения. В противном случае вы оставляете слишком мало времени для дальнейших действий, а отпустить педаль тормоза под гипнозом надвигающейся опасности до окончательного исхода редко кому удается. Поэтому в любых обстоятельствах старайтесь оценить сложность создавшегося положения, а потом уже действуйте. Личная практика убедила меня, что в подавляющем большинстве случаев можно вообще обойтись без торможения. Это может быть чем угодно: объезд (чаще всего), вращение, касательный удар... Умозрительно предугадать трудно. Но если вам удалось подавить в себе паническое желание затормозить, то выход обязательно найдется.


Как видим, высшее мастерство индивидуально. И мы привели высказывания наших ведущих гонщиков не для копирования, а прежде всего для того, чтобы дать представление о том, как надо анализировать собственные возможности и опыт для достижения практических результатов.

Э. Цыганков
кандидат технических наук
О. Богданов


Адрес страницы:
Торможение | Школа начинающего спортсмена
Тэги:
вождение
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное