Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Система зажигания | Обсуживаем "Жигули"

Система зажигания, будучи несложной по конструкции, зачастую оказывается для автолюбителя крепким орешком. Именно с ней связано множество "необъяснимых" явлений в поведении двигателя. Ясно, что во избежание сюрпризов на дороге обслуживать эту систему следует особенно тщательно.

Как строить облуживание? Сначала – осмотр. Колпачки проводов высокого напряжения не должны иметь видимых трещин. Если они есть, временно можно обмотать колпачки несколькими слоями хлорвиниловой ленты. Выверните и внимательно осмотрите свечи. Они обычно отражают техническое состояние системы зажигания, питания и двигателя в целом. Сухой черный нагар на юбочке изолятора – свидетельство переобогащения смеси из-за неправильной регулировки системы холостого хода карбюратора, а чаще всего – позднего зажигания. Если свечи покрыты толстым слоем черного влажного нагара, который образуется через небольшой промежуток времени после замены или очистки свеч, – значит в камеру сгорания проникает много масла и пора менять маслоотражательные колпачки клапанов или поршневые кольца. Юбочка чистая, белого цвета – это признак слишком раннего зажигания; менее вероятная причина – "беднит" карбюратор. Напомним: нормальный цвет конуса изолятора свечи от темно-серого до коричневого.

На автомобилях, только что сошедших с конвейера, свечи завернуты очень туго. Поэтому, не дожидаясь очередного ТО, пока они не пригорели, слегка ослабьте затяжку, иначе есть риск сломать их при выворачивании в дороге. Зазоры между электродами регулируйте строго по инструкции. Надо иметь в виду, что в процессе эксплуатации зазор постоянно растет, и, если его вовремя не корректировать, он может достичь недопустимой величины (за 25–30 тысяч километров пробега увеличивается на 0,4–0,5 мм). Это влечет значительное повышение вторичного напряжения, которое способно вывести из строя элементы системы зажигания – сами свечи, бегунок, крышку прерывателя, катушку. Кроме того, такое увеличение зазора существенно сказывается на аппетите автомобиля. Экспериментально установлено, что зазор около 1 мм (вместо положенных 0,5–0,6 мм) повышает расход топлива на величину до 0,5 л/100 км.

Критерием годности свечи может служить состояние центрального электрода. Если он выгорел настолько, что уже не выступает над изолятором, ее надо выбросить. Свечи "Изолятор" (ГДР), независимо от их технического состояния, к зиме лучше заменить отечественными А17ДВ. Дело в том, что "Изолятор" несколько "холоднее", поэтому пуск двигателя с ними будет затруднен. Кстати, для двигателей "жигулей" подходят и "москвичовские" свечи А20ДВ, но, поскольку они немного "холоднее" штатных, их лучше использовать в теплое время.

Перед тем как счищать нагар со свечи, ее желательно на 20–30 минут опустить в баночку с бензином или ацетоном. Чистить свечи лучше всего металлической кисточкой, которую удобно изготовить из троса диаметром 2–3 мм. Особенно тщательно очищайте юбочку изолятора, причем на возможно большую глубину. Применять для этого острый инструмент, например отвертку или надфиль, не рекомендуется. Они оставляют на поверхности изолятора риски, перерастающие в микротрещины, через которые происходит утечка тока, и свеча, естественно, начинает "барахлить".

Удалите пыль и грязь с высоковольтных проводов, крышки распределителя и катушки зажигания. Внимательно осмотрите пластмассовую крышку катушки. Она не должна иметь видимых трещин. Проверьте затяжку гаек крепления проводов, подходящих к катушке.

Теперь приступайте к распределителю. Снимите крышку, удалите с внутренней поверхности пыль, а затем осмотрите ее. Особое внимание обратите на зону между контактами и центральным электродом. Если там обнаружится трещина (она, как правило, имеет неровную нитевидную форму и идет от центрального электрода к одному из контактов), крышка подлежит замене. В крайнем случае, когда под рукой нет новой, можно разделать трещину острым предметом и залить эпоксидным или другим клеем, но при первом удобном случае ее надо заменить. Случится эта неприятность в пути – отключите свечу, контакт которой пострадал от пробоя. Это поможет вам добраться своим ходом до ближайшей СТО.

Проверьте подвижность угольного электрода. Он должен свободно перемещаться в гнезде. Очистите от окислов и нагара контакты в крышке остро заточенной отверткой или торцом плоского надфиля. Проверьте затяжку винтов, крепящих бегунок к корпусу. Ослабление их приводит к тому, что бегунок при больших оборотах, чаще всего это случается в пути, срывается с посадочного места и на куски разносит крышку распределителя.

Прерыватель распределителя зажигания автомобиля Жигули
Рис. 1. Прерыватель распределителя зажигания: 1 – неподвижный контакт; 2 – кулачок; 3 – рычажок с подвижным контактом; 4 – изолирующая шайба.

Следующий этап – проверка состояния контактов прерывателя. Если на них и на рычажке подвижного контакта обнаружатся следы масла, которое, кстати, чаще всего появляется после чрезмерно обильной смазки валика распределителя, сотрите их тряпочкой, смоченной в чистом бензине или спирте, не забыв и пластмассовую шайбу, к которой крепится провод прерывателя. Для этого шайбу снимите со стойки контактов, отогнув слегка пружину рычажка.

Проверьте отсутствие люфта подвижной пластины распределителя. Для этого покачайте ее в горизонтальной плоскости, взявшись рукой за металлический корпус фильтра. У исправного прерывателя Р125, Р125Б (с ручным октан-корректором) люфта не должно быть, иначе даже при малом изменении положения ручного октан-корректора угол опережения может изменяться намного больше, и это в итоге отрицательно скажется на работе двигателя. У распределителей, снабженных вакуумным корректором, подвижная пластина должна поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол, соответствующий ходу штока корректора, а затем возвращаться в исходное положение под действием пружины. Покачивание площадки, даже самое незначительное, не допускается. Оно приводит к тем же последствиям, что и люфт у распределителей с ручным октан-корректором.

Зачистите контакты прерывателя и отрегулируйте зазор между ними, как это рекомендует инструкция. Отворачивать винты крепления контактов удобнее всего специальным ключом. Регулировать зазор подгибанием стойки, несущей неподвижный контакт, недопустимо – плоскости контактов станут непараллельными, резко повысится их износ, а также изменится момент зажигания в разных цилиндрах. Практикой установлено, что в процессе эксплуатации зазор между контактами постепенно сокращается. Это приводит к тому, что начальный угол опережения зажигания тоже уменьшается. Машина становится "тупой" и "прожорливой". Так, изменение зазора всего на 0,08–0,1 мм изменяет угол опережения зажигания на 8–10о, а это ощутимая потеря мощности и одновременно увеличение расхода топлива на величину до 1 л/100 км. Поэтому корректировать зазор необходимо при каждом техническом обслуживании, а в случае необходимости и раньше.

Теперь можно приступить к регулировке опережения зажигания. Хотелось бы еще раз обратить внимание на методику установки начального угла опережения. Напомним, этот угол не обязательно является наивыгоднейшим для данного двигателя и может колебаться в значительных пределах. Если, скажем, для двигателя ВАЗ-2101 начальный угол опережения, согласно технической характеристике, равен 5–7о, то наивыгоднейший момент может достигать 15–18о. Установка наивыгоднейшего угла может дать по сравнению с начальным ощутимый прирост мощности двигателя при существенном снижении расхода топлива. Корректируя момент зажигания, надо помнить, что поворот корпуса распределителя против часовой стрелки (навстречу направлению вращения кулачка) приводит к увеличению угла опережения, и наоборот.

В заключение рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности системы зажигания, составляющие около 90% случаев отказа, и методы их устранения.

Двигатель не пускается, и нет даже редких вспышек. К системе питания претензий нет.

Извлеките центральный провод из крышки распределителя и проверьте (искрой) наличие высокого напряжения на нем. Если оно есть, снимите крышку и протрите ее насухо изнутри. Влага на внутренней стенке – частая причина отказа, особенно после мытья двигателя. Если с крышкой все в порядке – поднесите провод к центру токоразносной пластины бегунка и включите стартер. Искра есть – значит электрически пробит бегунок. Подложите под него сложенную в несколько слоев полиэтиленовую пленку или резину. Не поможет – замените бегунок.

Проверка бегунка в распределителе зажигания Жигули
Рис. 2. Проверка ротора "бегунка" на пробой: 1 – провод высокого напряжения; 2 – токоразносная пластина.

Если нет искры на центральном проводе, в первую очередь проверьте наличие ее между контактами прерывателя. Искра есть, – вероятнее всего, вышла из строя катушка зажигания, и ее надо заменить.

Искры нет – проверьте чистоту контактов и зазор между ними. Не помогает – возьмите контрольную лампу; включите зажигание при разомкнутых контактах; присоедините один провод лампы к "массе", а другим последовательно касайтесь входной и выходной клемм катушки. Отсутствие накала в лампе, присоединенной к вводной клемме ("+Б") катушки, указывает на обрыв в цепи до нее. Скорее всего, может "грешить" контактная группа замка зажигания. Менее вероятная причина – обрыв в цепи между замком и катушкой. Но, как правило, лампочка исправно загорается при подсоединении к вводной клемме катушки и упорно не хочет гореть при присоединении к выводной (без обозначения). Не спешите менять катушку. Причина, как показывает опыт, чаще не в ней, а в нарушении изоляции подвижного контакта – в той самой пластмассовой шайбе, к которой крепится присоединительный проводник прерывателя и которая бывает в этом случае замаслена.

Случай второй. Двигатель пускается с трудом и неустойчиво работает в режиме холостого хода. Автомобиль при езде дергается.

Одна из основных причин – неисправна свеча или несколько свечей. Признаки неисправности – более холодный, чем у остальных, корпус и более темная юбочка изолятора. При отключении провода от такой свечи двигатель не сбрасывает ощутимо обороты. Если замена свечей заведомо исправными не дает положительного результата, нужно вновь обратиться к распределителю. Осмотреть крышку изнутри, чтобы убедиться в отсутствии трещины. Если к ней претензий нет, а неустойчивая работа двигателя сопровождается перегревом катушки зажигания, можно предположить, что "сгорел" резистор бегунка, который внешне ничем не отличается от исправного. Дефект этот, кстати, встречается очень часто.

Как быть, когда под рукой нет тестера и нового бегунка? Возьмите проволоку и обмотайте ее вокруг разносной пластины бегунка или вставьте в виде скобки вместо резистора. Пустите двигатель. Дефект на пропал? Тогда можно предположить, что он связан с неисправностью конденсатора распределителя, что встречается гораздо реже. Но все-таки снимите крышку распределителя и включите стартер. Если конденсатор неисправен, контакты прерывателя будут сильно искрить. Можно применить другой, более надежный метод проверки. Отсоедините провод конденсатора, поверните коленчатый вал до полного замыкания контактов прерывателя, включите зажигание, подведите центральный провод высокого напряжения к проводу конденсатора, оставив небольшой (4–5 мм) зазор. Несколько раз рукой разомкните контакты, заряжая тем самым конденсатор, а затем поднесите провод конденсатора к "массе". Должен раздаться щелчок – разряд конденсатора. Если его нет – значит конденсатор не заряжается из-за неисправности. Замените его.

А. Вайсман


Адрес страницы:
Система зажигания | Обсуживаем "Жигули"
Тэги:
Вайсман
свечи
бегунок
распределитель зажигания
зажигание контактное
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное