Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Учение Джона Виклифа, Ковчег Праведного Ноя и Сплот Правоверных Знакомился с диссертацией своей землячки Наталии Вячеславовны Щелоковой «Учение Джона Виклифа о церкви и государстве», выполненной в 2000 году на кафедре всемирной истории исторического факультета Арзамасского государственного педагогического института имени А.П Гайдара (http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats1/a215.htm). Привлекла эсхатология английского радикала, перекликающаяся с моей «прикладной эсхатологией». Джон Виклиф (1324-1384), следуя путем Августина, полагал, что каждый человек изначально предопределен или к спасению, или к погибели. Августин разделял людей по двум Градам, а Виклиф довел это разделение до логического конца – существующая церковь из союза верующих, которые у Августина даже не знают, к какому Граду они принадлежат, должна стать союзом избранных. Другими словами, Джон Виклиф утверждает, что человечество с его церквами существует ради взращивания в его недрах избраннического Сплота Правоверных. А ведь Господь Бог уже возвестил человечеству – спасутся не все, а лишь правоверные. Об этом прямо говорил Иисус Христос в Евангелиях (смотри мои предшествующие заметки). Спасение Ноя и его семейства из всего допотопного человечества – репетиция спасения Сплота Правоверных в грядущем Мировом Пожаре. Ковчег Праведного Ноя – прообраз Сплота Правоверных Программистов, призванных перезагрузить Матрицу сущего и сконструировать-спрограммировать-сотворить Новое Небо и Новую Землю. Спасшийся Ной (Нео?) со своими сыновьями – прообраз Элохим Начала (древнееврейское слово «Элогим» буквально означает «множество высших сил»), то есть Сплота Правоверных, которые в Конце Цикла Времени самопрограммируются на Воскресение в Начале Нового Цикла в качестве Царей Царства Божия – Града Небесного (Откровение Святого Иоанна Богослова 21;22). В диссертации отмечается, что каждая историческая эпоха, каждый исторический период развития общества рождает людей, которые наиболее полно представляют свое время. Джон Виклиф произвел революцию в религиозной философии Западной Европы, последствия которой очень велики. Он начал ту линию протестанской философии, которая отразилась в учениях Мартина Лютера и Жана Кальвина. Наталия Щелокова использовала источники нескольких типов. К первому типу относятся труды самого Джона Виклифа. Среди них трактат «О церкви» (De Ecclesia), в котором изложены взгляды Виклифа на организацию церкви. Работа «О евхаристии» (De Eucharistia) была написана приблизительно около 1379 г. Трактат интересен тем, что предвосхищал учение реформаторов XVI в., отвергавших транссубстантивацию. Самыми же значительными произведениями Виклифа являются трактаты «О богохульстве» (De Blasphemia), «Триалог» (Trialogus) и «Евангелический труд» (Opus Evangelicum), написанные в последние годы жизни. В данных работах изложены в окончательном варианте все идеи евангелического доктора, о которых он писал на протяжении всей своей жизни. Сохранились, благодаря Томасу Арнолду, англоязычные работы Виклифа и его учеников, среди которых важное место занимает трактат «О семи смертных грехах». Теоретическое содержание английских работ Виклифа значительно беднее его латинских трактатов. Он очень скупо излагает на родном языке свои взгляды на предопределение и совершенно избегает положений об общности имущества, которые обстоятельно изложены им в трактате «О гражданской власти» (De Civili Dominio). Однако практический аспект его учения, содержащий конкретные предложения о реформах, можно достаточно ясно понять из его трудов на английском языке. Среди источников важное место занимают работы учеников Виклифа. Такие работы, как «Жителям Линкольна» и «Жизнь священников» принадлежат ближайшим последователям евангелического доктора - Герифорду и Эстону. Секретарю Виклифа Джону Пэрви принадлежит «General Proloque», оправдывающий английский перевод Библии, «Управление церковью», «Бедный узник» и «Шестнадцать пунктов, в которых слуги епископов обвиняют людей, называемых ими лоллардами». Третью группу источников составляют летописи католических монастырей. Следует упомянуть «Английскую историю», составленную бенедиктинцами Сент-Олбенского монастыря. Здесь описаны многие события политической и церковной истории Англии. Джон Виклиф объявлен здесь «слугой дьявола». Такую же отрицательную позицию по отношению к Виклифу и его ученикам можно найти в другом сочинении - «Fasciculi Zizaniorum Vtagistri Johannis Wyclif cum Tritico» (Связки сорняков, смешанные с пшеницей магистром Иоанном Виклифом). Автором этого произведения является богослов ордена кармелитов Джон Неттер. По его мнению, Виклиф из-за злобы спровоцировал народ на восстание 1381 г. Эта точка зрения господствовала в английской историографии до последних лет правления Генриха VIII. Положение изменилось только после торжества тюдоровских реформ. Защитники новой церкви увидели в виклифитах своих предшественников. Первым представителем этого нового течения был Джон Фоке. Его труд «Документы и памятники церкви, содержащие историю страдания мучеников» вышел в 1563 г. Автор всю свою работу направил на то, чтобы возвеличить деятелей антикатолического движения. Степень изученности темы. Джон Виклиф и его ученики пользовались значительным вниманием у историков нового времени. Имеются книги специально им посвященные (Лехлер, Уоркмен, Тревельян). Обширные и принципиальные разделы посвятили им в своих работах такие известные ученые как М. Динсли, Р.Л. Пул. В середине XIX в. Виклиф и его ученики были предметом внимания специалистов Германии (Р. Вирт, Р. Буддензиг, Г.В. Лехлер). Но уже в конце века центр изучения лоллардизма перемещается из Германии в Англию благодаря созданию Дж. Форшеллом и Ф.Д. Мэтью «Виклифского общества» (The Wyclif Society). Общество издало 25 томов сочинений Виклифа. В зарубежной историографии существуют разные точки зрения на деятельность Виклифа. Представители первого течения (Р.Л. Пул, М. Динсли, Д.М. Тревельян, Г.Б. Уоркмен, Г.В. Лехлер) создают правдивый образ оксфордского еретика. Другое течение (Дж. Лингард, Дж. Гайднер, К.Б. Мак-Фарлен), наоборот, рисуют образ неврастеничного, заурядного неудачника. Обида на церковь, на невнимание заставили его выступить против католической церкви. В работах современных авторов (Дж. Стэси, Г.А. Мотес) подчеркивается влияние оксфордского еретика на реформацию XVI в. В отечественной историографии (Ю.М. Сапрыкин, А. А. Кириллова, ДМ. Петрушевский, Е.В. Гутнова) затрагиваются вопросы, связанные с классовой борьбой английского народа. Характеристике виклифитского этапа еретического движения в Англии посвящается монография Е.В. Кузнецова «Движение лоллардов в Англии». Кризисным событиям политической истории Англии посвящены работы Т.А. Леоновой и Т.Г. Минеевой. В довольно значительной по объему специальной литературе представлены многие аспекты изучаемой проблемы, но детального анализа взглядов Виклифа не было дано, и многие вопросы остались вне пределов исследований. Научная новизна диссератции Наталии Щелоковой состоит в том, что впервые в отечественной историографии был сделан всесторонний анализ работ Джона Виклифа, создана панорама его жизни и деятельности, выяснено влияние его учения на европейскую Реформацию XVI в. Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы при чтении соответствующих разделов лекций по истории средних веков, разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории Реформации, английского права. А самое главное – положение в Англии XIV в. в ряде отношений напоминает положение в России XXI в. Читаешь диссертацию – и находишь ту или иную ассоциацию с социальными и духовными российскими коллизиями наших дней. Виклифизм и правоверие – из стремления к субъектности в несубъектном обществе. Первый вопрос, с которым сталкивается исследователь виклифизма - это определение экономических и социально-политических факторов, стимулирующих развитие ереси. Стабильность юридического и социально-экономического положения английского крестьянства, существовавшая в «классический период» манориальной системы, ушла в прошлое. Борьба разнообразных, порой противоречивых тенденций стала характеризовать условия его существования. Процесс коммутации барщинных повинностей усилил связь крестьянского хозяйства с рынком. Последнее обстоятельство способствовало поляризации крестьянской общины. Рядом с зажиточной верхушкой в крестьянстве растет слой малоземельных хозяйств и лишившихся земли наемных рабочих. Потеряв связи с традиционным укладом жизни, страдая от тяжелых условий труда, сельская беднота становилась восприимчивой к новым идеям, направленным на изменение существующих порядков. Подобное же критическое отношение к традиционным мировоззренческим ценностям становится характерным и для городского плебейства, численность которого неуклонно росла, а положение ухудшалось. Но, разумеется, маргиналы и пауперы тогда в Англии, как и сегодня в России, создавали лишь социальный фон, а импульсы к переменам в базисе и надстройке генерировались теми, кто уже достиг экономической самодостаточности или стремился её обрести. Именно в среде состоятельных торгово-ремесленных элементов населения английских городов, отмечается в диссертации Наталии Щелоковой, было немало людей, без должного почтения относившихся к католическим прелатам. Большинство крупных городов Англии в конце XIV в. пережили острые конфликты между верхушкой городской общины и церковными феодалами. Причины конфликтов разнообразны: в Солсбери и Беверли горожане отстаивали права на самоуправление; в Бристоле, Честере, Оксфорде, Линкольне они боролись против сеньориальных прав на земельные участки, расположенные в пределах городских стен, и связанных с этими правами различных иммунитетов; в Кембридже и Винчестере - стремились отнять принадлежащие церкви ярмарочные и рыночные баналитеты. Церковники получали с принадлежащих им на территории города имуществ ренты и арендные платежи. Все это создавало для городского самоуправления значительные трудности, больно било по материальным интересам различных групп горожан. Обострились в XIV в. противоречия между различными сословными группами феодального класса. Кризис старой манориальной системы сокращал доходы феодалов, в то время как быстрое увеличение на рынке дорогостоящих товаров как заморских, так и отечественных - оружия и предметов туалета, пряностей и ювелирных изделий - предъявлял все более и более серьезные требования к пустеющим дворянским кошелькам. Их владельцам надлежало найти новые источники обогащения. Государственная служба, грабительские войны или перераспределение земельного фонда за счет церковных «temporalies» - таковы были возможные варианты решения этой задачи. Отсюда становится понятным враждебное отношение к церкви немалого числа представителей дворянства. Нельзя не сказать и о внутренних противоречиях, раскалывавших духовное сословие Англии в то время. Внутрисословные градации английского духовенства остались неизменными, однако произошли заметные сдвиги в сторону поляризации клира по имущественному положению отдельных его слоев. Если богатства прелатов и монашеских организаций увеличивались, то на другом полюсе все больше и больше нищали викарии, составлявшие едва ли не самый многочисленный слой духовенства, который выполнял большую часть работы в приходах. Еще одной характерной особенностью социального положения клира являлось использование его представителей на различных государствееных постах в гражданской администрации. И чем глубже внедрялись в «мирскую» жизнь прелаты английской церкви, тем яснее становилось их «несоотвествие» руководству духовными потребностями народных масс и тем явственнее звучали слова критики в их адрес. Как видим, социальная база, потенциально готовая к восприятию профетических антикатолических воззрений, была достаточно широка, и аналогично в социальной среде нынешнего десубъектизируемого псевдоправославного российского общества возникла социальная почва для взрастания Правой Веры. Сам Джон Виклиф был выходцем из семьи небогатого джентельмена Роджера Виклифа, владельца небольшого манора. Как младший сын Виклиф должен был принять духовное звание, поэтому он поступает в Оксфордский университет. Здесь большое влияние на его взгляды оказала философия Дунса Скота, а именно его учение о полной свободе божественной воли. Кстати, Мартин Хайдеггер посвятил свою докторскую диссертацию теме «Учение Дунса Скота о категориях и значениях» (Heidegger M. Die Kategorien – und Bedeutungslehre des Duns Scotus /Habilitation/, Tübingen, 1916). Значительное влияние на молодого Виклифа оказали преподаватели Оксфорда - Р. Фитцральф и Т. Бредвордин. В 1372 г. Виклифу была присвоена степень доктора теологии. Его популярность среди молодежи растет год от года. Особым вниманием пользовались его лекции-комментарии на евангельские тексты Нового Завета. Поэтому сторонники и противники Виклифа звали его «Doctor evangelicus» (евангелический доктор). Обострение социально-экономических противоречий проявилось и в области идеологии. Во второй половине XIV в. в Англии развернулось широкое движение за реформу церкви. В этой обстановке и выступил Джон Виклиф. Его проповеди и лекции привлекли внимание короля. В период с 1371 по 1378 гг. Виклиф вовлечен в королевскую церковную политику. Осенью 1378 г. произошел великий раскол, получивший название «великой схизмы», которая разделила Европу на два лагеря - урбанистов и приверженцев Климента. Раскол заставил Виклифа по-новому отнестись к папской власти. Теперь евангелический доктор выступает против всего института папства. А в 1381 году, когда у нас на Руси в Москве вызрела «критическая масса» раннебуржуазных «небывальцев», которые 8 сентября 1380 года одержали великую победу на Куликовом Поле, в Англии разразилось великое восстание за экономическую самодостаточность и политическую субъектность – великое крестьянское восстание под предводительством Уота Тайлера и Джона Болла. Восстание 1381 г., которое я уподобляю нашему антифедальному (и аннтиколониально-антикомпрадорскому) восстанию 1991 г., сыграло большую роль в отмене крепостного права в Англии. В ходе восстания были сформулированы и записаны требования восставших (Майл-Эндская и Смисфилдская программа), что дает нам возможность понять те причины, которые привили к восстанию. Восстание Уота Тайлера охватило большую часть Англии и было наиболее массовым по своему характеру. К тому же восстание произошло в Англии, в стране, где все большее распространение получал процесс коммутации рент и процесс личного освобождения крестьян. В Англии того времени в сельском хозяйстве был дефицит рабочих рук, вызванный эпидемией чумы 1348 г., и оттоком населения из деревень в города. Ряд законов, получивший название “Рабочего законодательства”, также сдерживал развитие товарно-денежных отношений. По мнению известного историка А. Мортона («История Англии»), в 1381 году восстали частично свободные люди, которые хотели добиться большего. Беглые вилланы создавали региональные повстанческие организации, которые поначалу играли роль примитивных профессиональных союзов крестьян. В конечном счете, местные организации объединились в общеанглийский “Великий союз”. Это объединение занималось подготовкой восстания, разработкой программы требований. Отдельные моменты, высказанные А. Мортоном, находят подтверждение в работах других историков. Некоторые либеральные историки, например, Дж. Тревельян в “Социальной истории Англии”, утверждает, что в восстании 1381 г. приняли участие обеспеченные крестьяне. Они хотели юридически закрепить свою самостоятельность, которая возникла в ходе экономического развития сельского хозяйства. Тревельян отвергает наличие общеанглийской революционной организации. По его мнению, почву для восстания подготовили крестьянские союзы. А восстание в Эссексе и Кенте послужило сигналом для восстания, которое в момент охватило большую часть Англии. Существует также религиозная версия восстания Уота Тайлера. Например, Хоменс отводит ведущую роль в восстании лолардам. По его мнению, восстание было вызвано упадком авторитета католической церкви в Англии. Ведь к 1381 г. широкую известность получило выступление Виклифа против догмата пресуществления. Подробности можно прочесть в работе Всеволода Н. Сергеева «Восстание крестьян под руководством Уота Тайлера» (http://narmo.nm.ru/m/hum/h1.html). Восстание 1381 г. сыграло отрицательную роль в жизни Виклифа. В конце 1381 г. он покинул Оксфорд и переехал в Люттерворт., где провел последние годы. Здесь окончательно сложилось его учение, и здесь он занимался переводом Библии на английский язык. 31 декабря 1384 г. Виклиф умер, не раскаявшись в своих убеждениях. Основным вопросом учения Виклифа был вопрос о власти на земле. Евангелический доктор считал, что Бог жалует власть людям без посредничества церкви, в силу своей милости, обязывая за это жить праведно. Это положение было направлено против господствовавших взглядов католической церкви на власть, согласно которым Бог разделил власть на духовную и светскую, и подчинении светской власти духовной. Виклиф же - последовательный приверженец светской супрематии над церковью. Он много раз повторял, что духовенство необходимо избавить от собственности, которая позволяет ему роскошно жить и заниматься мирскими делами. Доказав первенство светской власти над духовной, Виклиф приступает к рассмотрению обязанностей короля и границ королевской власти. По его мнению, все живущие на английской земле, должны подчиняться королю и выполнять его законы. Особенно много внимания Виклиф уделил критике католического учения о таинствах и обрядах и главного, на его взгляд, таинства - евхаристии. В отличие от официальной позиции, согласно которой после консекрации в святилище алтаря происходит превращение хлеба в тело, а вина в кровь Иисуса Христа, причем полностью без какого-либо материального остатка, евангелический доктор утверждал, что после сакральных действий священника гостия представляет из себя «тело Христа в форме хлеба». Основным аргументом является то, что гостия «является хлебом и телом Христа одновременно, подобно тому как Иисус Христос был истинным богом и истинным человеком». Негативное отношение к основе католического богопочитания логично вело к осуждению менее существенных атрибутов культа: поклонение святым, крещение, публичная исповедь, поклонение иконам, паломничество. На страницах «Триалога» утверждается, что «Закон Христа превосходит безгранично все остальные законы», а «Правила веры, изложенные в Священном Писании, вполне достаточны для управления церковью, и не только ею». Нагорная проповедь может служить законом для регулирования жизни каждого человека. Рядом с идеей об универсальности библейских заповедей, Виклиф переосмысливает концепцию предопределения. Все люди волею бога делятся на две категории: одних после земных трудов ждет предвечная слава, другим же предназначены вечные муки. Первые являются членами тела Христа, другие - дьявола. Виклиф подчеркивает, что невозможно из предопределенного стать осужденным, и наоборот. Воля человека бессильна изменить или даже предугадать божественное предначертание. В «Евангелическом труде» Виклиф однажды, с большой осторожностью, высказал мнение, что к церкви бога принадлежат только те, кто живет в соответствии с законом Евангелия. И, наоборот, кто длительное время поступает вопреки новозаветным заповедям, тот не может быть членом церкви Христа. Итак, евангельский закон - вот то зеркало на земле, которое позволяет уяснить принадлежность того или иного человека к спасению или к погибели. В работах «О божественной власти» и «О гражданской власти» изложено оригинальное учение Виклифа о милости. Каждый человек прямо связан с богом без каких-либо посредников. Следовательно, ненужной становится посредническая сила католической церкви. Одно следствие из положения о непосредственной связи всех людей с богом эффективно повлияло на дальнейшее творчество евангелического доктора. Он почувствовал необходимость познакомить народ с Божьим законом, т.е. перевести Библию на английский язык. Виклиф является не только новатором церковной жизни европейцев, он много способствовал культурному обновлению Европы, прежде всего Англии. Великий культурный проект виклифитов - перевод Библии на английский язык – позволил систематизировать лингвистические характеристики английского языка и практически создать тот английский язык, на котором англичане говорили до великой эпохи Шекспира. Евангелический доктор отрицает взгляд на римского понтифика как на викария Христа. Виклиф доказывает, что жизнь папы - прямая противоположность христовым заветам. «Папа - это антихрист на земле». Такая оценка папы, соответственно, привела Виклифа и к отрицанию остальных священнослужителей. Все церковники обвинялись им в том, что они нарушают Христовы заповеди, пытаются подчинить себе светские власти, безмерно алчут сокровищ. Целесообразность монастырей отрицается полностью. Виклиф утверждает, что церковь не нуждается ни в каком централизованном управлении. Если суммировать все суждения Виклифа о церкви и религии, то напрашивается вывод, что к концу жизни он полностью и безоговорочно порвал с ними. В то же время на страницах своих последних работ Виклиф, пишет Наталия Щелокова, предстает убежденным сторонником незыблемости традиционного сословного деления на лордов, работников, священников. «Каждый человек в его сословии обязан служить богу». Он утверждает, что причина недовольства, которая привела к восстанию - не в самой эксплуатации крестьян лордами, а в стремлении лордов ее увеличить. Интересен его трактат «О семи смертных грехах», который занимает особое место. Он поделен на тридцать две главы. Все они о грехах - точнее о наиболее тяжких грехах - «смертных». Вот как выглядит этот небольшой «каталог». Три греха людей имеют «дьявольское» происхождение. Это - гордость, зависть и гнев. Наиболее страшным грехом виклифит считает гордость или гордыню. Лень или безделье – следующий смертный грех. Ибо труд – это служение Богу. Тот, кто добросовестно, трудолюбиво и усердно исполняет свой жребий на земле – удостоверяет свою угодность Богу. Пятым смертным грехом является жадность. Виды этой жадности среди клириков весьма разнообразны: симония, продажа церковных даров и т.п. Последние главы трактата касаются таких смертных грехов, как обжорство и разврат. Внимание по-прежнему фиксируется на католическом клире. «Религиозные люди потребляют больше пищи и напитков, чем это полезно им». Избыточное потребление наносит ущерб бедноте. Виклиф говорит, что если бы Англия хорошо управлялась, то продуктов хватало бы всем и не было бы голодных, нищих, несчастных. Виклифиты стремились обойтись без кровопролития и революции. Отсюда те призывы к социальному миру, которыми пестрят работы евангелического доктора. Сродни этому и вера Виклифа в просветительскую силу своих идей - неоспоримая правота их казалась ему очевидной. Его учение не подрывало всех устоев феодализма, но он стремился сокрушить его главную твердыню - римскую церковь с тем, чтобы создать благоприятные условия для хозяйственной жизни страны. Его основное требование создания простой, «дешевой» церкви укладывается в рамки той разновидности антикатолической доктрины, которую называют «бюргерской (=буржуазной) ересью». В диссертации подчеркивается, что учение Виклифа привлекало людей из широкого круга сословий английского общества. Несмотря на неудачу планов Виклифа, реформационное движение продолжалось и активно влияло на политику английских королей. Были моменты, когда чаша весов склонялась в пользу идей Виклифа (1395, 1410, 1415). Только после того, как Генрих V и стоявшая за его спиной элита решила судьбу страны в пользу военной интервенции на территорию Франции, виклифиты стали терять своих приверженцев и постепенно к середине XV в. выродились в обычную еретическую секту, каковых в Западной Европе было немало. Но, потерпев поражение в Англии, виклифизм не прекратил своего существования. Победу ему принес XVI в. Идеи Виклифа развивались и распространялись его учениками. Главный триумф ждал виклифизм в Чехии. Жизнь учения Джона Виклифа на материке связана с именами прежде всего Яна Гуса, а затем Жана Кальвина и Мартина Лютера. Виклифизм был истоком того могучего реформационного движения в Европе, которое изменило жизнь значительной части населения, во многом подтолкнуло Европу к строительству современной европейской цивилизации. Находясь под большим впечатлением записок Бориса Шумяцкого о Иосифе Сталине, я думаю о его сверхчеловеческой попытке преобразовать человека и привести человечество в Царство Небесное. Он не спал ночами, готовя духовную пищу для своего народа, заботясь о его силе и вере. Он мечтал об «Ордене Меченосцев», а подразумевался Сплот Правоверных. Боже мой, какой величайшей миссии удостоился мой народ всего несколько десятилетий назад! Сейчас, читая «Исповедь» Августина, я все больше убеждаюсь, что его концепция Предопределения, продуманная затем Джоном Виклифом и особенно Жаном Кальвином, предполагает, что Программист/ы/ программируют свое воздействие на космическо-микрокосмическо-исторический процесс после Начала Времен путем некоего бутстрепа в определенный момент саморазгрузки «Программы сущего» и адресного воздействия импульса пассионарности на предизбранных к Царствию Небесному (благодать, нисхождение Духа Святого). Человек Конца сам по себе не запрограммирует Круг Времени и не повернет его, если не получит импульс (помощь) свыше от Бога Начала. Иначе говоря, Прапрограммирование сущего (Arche-ecriture у Жака Деррида) предполагает такой бутстреп, который в решающий миг побуждает праведного Ноя и нынешних меченосных правоверных программировать-конструировать-строить Ковчег Завета (Ковчег Прапрограммы) и включать-загружать (embedding) в Него весь Сплот Правоверных, которые и спасутся Святым Духом (надо продумать смыслы ворона и голубя и сорока и семи дней в Бытие 8) после Всемирного Потопа, сопряженного с Мировым Пожаром. Правоверные Конца сами себя программируют, исходя из себя, с тем, чтобы воспроизвестись в нужный момент следующего Круга Времени при саморазвертывании-бутстрепе Прапрограммы Начала.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||