[friend] статья - жил-был пёс
www.nsad.ru
Жил-был пес
В кинологическом центре <Ордынцы> дети-инвалиды дрессируют собак, учатся ухаживать
за ними, а те помогают ребятам :избавиться от болезней
Одна из собак-докторов, немецкая овчарка Чен -- ветеран Чеченской войны. Остальные
девятнадцать -- специально воспитаны с щенячьего возраста для занятий
с детьми-инвалидами.
СПРАВКА
Фонд находится в Подмосковье при кинологическом центре <Ордынец>, где действует
клуб дрессировки, гостиница для собак и прочие коммерческие проекты, приносящие
владельцам прибыль и дающие возможность содержать благотворительный фонд.
Кинологический центр <Ордынцы> находится в 13 км от МКАД по Калужскому шоссе:
Ленинский район, вблизи деревни <Десна>.
Телефон/факс в офисе:
546-95-38, 546-97-14, 546-97-15
Пенсионер ФСБ
ЧенСемь из девяти лет жизни Чен проработал в спецслужбах. В марте 2000 года он
раскрыл тайное убежище бригадного генерала боевиков Салмана Радуева. За это
начальство представило четвероногого бойца к награде -- именному ошейнику. Через
год он раскрыл схрон, где прятался Абу Умар (тот входил в пятерку наиболее
влиятельных главарей боевиков и был лично знаком с бен Ладеном). В Грозном о
бесстрашном Чене складывали легенды. Боевики предлагали за его голову 10 тысяч
долларов. У овчарки много и других подвигов, но большинство из них до сих пор
засекречено: <Мы мало что о нем знаем. Сотрудники ФСБ не слишком-то распространяются.
Чен побывал во многих "горячих точках">, -- рассказал президент благотворительного
кинологического фонда <Ордынцы> Юрий Михайлович Карепин. -- Овчарка
обучена искать взрывчатку и схроны диверсантов. Таких собак специально натаскивают
на специфические запахи боевиков: потного тела, оружейного масла, пороха
и баранины. Если овчарка чувствует что-то неладное, она молча садится на место
и ждет, пока бойцы обратят на нее внимание. Дальше в дело вступает группа
захвата>.
Чен -- единственный в стране пес, получающий персональную пенсию от ФСБ. Ежемесячно
на счет четвероногого ветерана перечисляется 1200 рублей. Обычно после
8 лет службы собак списывают с довольствия и пускают в расход. Но этот пес за
особые заслуги был передан в кинологический центр <Ордынцы>, где, несмотря
на пенсионный возраст, продолжает работать. Почетный пенсионер делает ровно все
то же, что и остальные собаки центра. То есть слушает команды детей и выполняет
их. Дети с ним играют, гладят его, ласкаются. Дети счастливы, что он их понимает;
Чен тоже -- что не надо схроны искать. <Психика у собаки железная, --
рассказывает Юрий Карепин -- никакой опасности для детей быть не может. Он обучен
вести себя в толпе -- не реагировать на раздражители. Правда, не так
давно Чену исполнилось девять лет, мы приглашали журналистов и вот тогда я кое-что
заметил. Фотографы начали щелкать затворами камер, а псу, похоже, это
напомнило службу, где совсем другие затворы были -- автоматов. Но все равно он
и виду почти не подал. Молодец>.
Игривое создание
В отличие от лошадей собаки по своей природе игривы. На этом основывается тайное
взаимопонимание и особая любовь между собакой и ребенком. Рыбки, птицы
и черепашки обладают терпимым и покладистым характером, но они пассивны и не
проявляют инициативы. Собаки же деятельны и активны. Животные фонда <Ордынцы>
с раннего возраста проводят время с детьми -- это их родная среда и нет опасности,
что они укусят <своих>.
<Когда у нас появилась идея попробовать собак в работе с детьми-инвалидами, мы
разработали программу и опробовали ее сначала на здоровых детях -- рассказывает
Юрий Карепин. -- Около 1500 мальчиков и девочек прошли наш курс юного кинолога.
После двенадцати занятий, где мы учим ухаживать за собакой, готовить ее
к выставке, обучать некоторым цирковым номерам, мы принимаем у ребятишек экзамен
и выдаем диплом юного кинолога>.
Во время этих пробных занятий все собаки, хоть и были специально обучены, работали
только в намордниках, так что никаких внештатных ситуаций никогда не
было. Об эксперименте узнали в Специальной образовательной школе-интернате ?
20 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и попросили сотрудников
фонда провести несколько занятий с детьми. <Картина впечатляла, -- вспоминают
кинологи, -- одно дело здоровые дети, другое, когда заходишь, а там в ряд
человек семьдесят на колясках. Сейчас прошло уже несколько лет, как мы занимаемся
с детьми-инвалидами, а первое время было очень тяжело в психологическом
плане нам самим>.
Ущипни овчарку!
Собаки, радостно виляя хвостами, бегут к малышам: видно, что детей они знают
и это общение им приятно. Дети помнят всех собак по именам. С инвалидами работает
двадцать собак разных пород -- среднеазиатская овчарка, ротвейлер, шелти ("маленькая
колли"), лабрадор, фокс-терьер, карликовый пинчер, ньюфауленд, боксер....
Местные псы, с щенячьего возраста обученные работать с детьми, знают все положенные
команды и даже исполняют некоторые цирковые трюки. Ребята по очереди
пробуют себя в качестве дрессировщика, учатся различать породы, ухаживать за
собакой. <Это самый настоящий курс кинолога, -- рассказывает Юрий Михайлович,
-- но в немного упрощенном детском варианте>. Дети ценят преданность и любовь
своих питомцев, а собаки купаются в детской ласке и тем счастливы.
Никакой цирк, как бы там собаки ни прыгали, не дает детям той радости, которую
они получают при непосредственном общении с животным, имея возможность потрогать
и главное -- ухаживать за ним. Дети-инвалиды привыкли сами быть объектом заботы.
Для такого ребенка очень важно осознавать, что он сам может кому-то быть
полезным, что живое существо зависит от него, нуждается в нем. Для детей с различными
заболеваниями были разработаны свои программы. Например, аутистам
достаточно просто поиграть с собакой, погладить ее, потрепать по голове. Собака
лизнула руку такому малышу, и ему этих радостных впечатлений уже достаточно.
Трехлетний Данила с диагнозом <аутизм> до занятий не мог говорить, а вскоре после
общения с животными начал произносить отдельные слова. Дети с ослабленным
слухом тоже развивают здесь свою речь. В школе-интернате их учат произносить
слова, но там нет такой сильной мотивации. Произнести что-то правильно учительнице
на уроке, если ты сам ничего не слышишь, не так интересно, как произнести команду
собаке, которая может это понять и выполнить.
Методика кинологической терапии была сформулирована в 1960-х гг. детским психиатром
Борисом Левинсоном. Он заметил, что его собака, находившаяся в кабинете
во время приема пациентов, положительно влияла на детей. Улучшалось их психологическое
состояние и, как следствие, физическое: уменьшалось число эпилептических
припадков, в общении с собакой у больных детей развивались моторика и речь.
Существует четыре направления терапии с участием животных: дельфинотерапия, иппотерапия
(верховая езда на лошадях), тюленетерапия (аналогичная дельфинотерапии,
но с участием тюленей) и лечебная кинология. Рассказывает Юрий Михайлович Карепин:
<Иппотерапия и дельфинотерапия используются много лет в работе с инвалидами,
но в городских условиях содержать лошадей очень дорого, а дельфинов или тюленей
-- еще дороже. Завести собаку, содержать ее дома и дрессировать дело не
такое затратное. Температура тела у нее горячая, как и у лошади -- около 39 градусов,
что играет важную роль в лечении детей-аутистов>.
В выборе щенка для занятий с инвалидами есть один важный момент: у детей с ДЦП
часто плохо развиты руки, ненароком они могут сделать собаке больно -- для
них надо выбирать щенков с пониженным болевым порогом. Не так важно, какой породы
собака, главное, чтобы она была доброй и незлобивой! Существуют тесты,
позволяющие характер животного определить в молодом возрасте. Скажем, если предполагаемого
для покупки щенка ущипнуть, он или постарается укусить, или
увернется. Тот пес, который укусит в детстве, укусит, и став взрослым -- это
инстинкт.
Работой кинологов заинтересовались ученые РАМН и ВНИИ Педиатрии г. Москвы. Провели
эксперимент: пятнадцать детей во время курса кинологии не принимали никаких
лекарств. Исследование показало, что у них естественным образом происходит оптимизация
функций головного мозга. <Мы запатентовали нашу программу, -- продолжает
Юрий Михайлович, -- так как ничего подобного в мире до сих пор не делалось. Желающих
заниматься у нас много, мы стараемся не отказывать. Хотя последнее
время это трудно дается -- у нас мало людей. Лечебная кинология на стыке четырех
профессий: кинологии, психологии, педагогики и медицины. Трудно найти
таких людей, которые бы совмещали в себе навыки работы в каждой из них. Пришел
как-то ко мне один военный кинолог, но работать с детьми-инвалидами не смог>.
И все-таки центр на Калужском шоссе действует уже четыре года. Занятия проходят
под девизом: <Нет ограниченных возможностей, есть ограниченный взгляд на
возможности>. Общение с собаками принесло пользу 5 тысячам ребят из Москвы и
Подмосковья с диагнозами ДЦП, аутизм и гиперактивность.
<Единственно чего я боюсь, -- поделился в конце нашего разговора Юрий Карепин,
-- что уж очень много рекламы идет в прессе о нас, про нашу методику. Найдутся
какие-нибудь <умельцы>, которые скажут: <У нас тоже лечебная кинология!> И не
дай Бог, какая-нибудь собака у них ребёнка хватанёт. Тогда из-за таких непрофессионалов
всем запретят проводить эту работу>.
Екатерина СТЕПАНОВА
With all the best wishes
Olga
--
Выпуск 1278
Количество подписчиков: 84
Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru