Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

<<В 2008 году оборот рынка интернет-игр в России составил $1 млрд>>


     slon.ru
2009-07-16
«В 2008 году оборот рынка интернет-игр в России составил $1 млрд»
об игровых медиа:

Любую лотерею или розыгрыш можно превратить в нормальное игровое интернет-приложение – в зависимости от возраста целевой аудитории. Мне кажется, это должно быть актуально, например, для табачников. У интернет-игры, разработанной под конкретного рекламодателя, непочатый край возможностей – можно использовать тотализаторы, создавать нематериальные призы и т.д.

Меня самого удивили эти цифры: в 2008 году оборот рынка интернет-игр в России составил $1 млрд. Причем $800 млн ушли в руки одной компании.

2009-07-16
«Это – мера поддержки малого и среднего бизнеса»
о принятой сегодня поправке в законопроект о торговле:

Это было поручение правительства, а не инициатива ФАС. Сделано это было для того, чтобы сохранить конкуренцию на локальных рынках. И это – мера поддержки малого и среднего бизнеса. И это – мера, которая будет стимулировать развитие торговых сетей по горизонтали. Понятие муниципального района и городского округа уже почти три года как определено в 131 законе об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, и при разработке поправки мы на это как раз опирались. Жалобы на то, что этого нет, – просто попытка дезинформировать. Никаких дискриминационных условий для ритейла не предлагается, это те же условия, что и для остальных отраслей, к примеру, в Лесном кодексе они давно действуют и никто от них не пострадал.

2009-07-16
«С нами никто не советовался»
о принятой сегодня поправке в законопроект о торговле:

С нами при подготовке этой поправки никто не посоветовался и принята она была в последний день. Не совсем понятно, что значит определение муниципального округа, если в его рамках существует 30 деревень, а мы откроем магазины в 20, то получается, что в остальных мы уже не имеем права открываться, а как же интересы покупателей? Тем более, что выручка в 1 млрд руб. в год, – это всего 12 – 13 магазинов.

2009-07-16
«Мы уступаем крупнейшему федеральному каналу только в прайм-тайм»
о преимуществах рекламы в интернете:

Мы сравнили аудиторию основных медиаканалов с аудиторией интернет-проектов, в частности, поиска и почты «Яндекса» и Mail.ru, и исследования показали, что по охвату интернету уступает уже даже телевидение – например, в дневные часы доля аудитории «Первого канала» существенно ниже доли выбранных интернет-проектов. Мы уступаем крупнейшему федеральному каналу только в прайм-тайм, хотя еще два года назад в любое время суток разница между аудиториями была в 10 раз. Мы отыграли этот разрыв за какие-то два года. За это время изменения произошли и в телевизионных предпочтениях россиян – теперь НТВ популярнее «России», и вот «Россия» уже почти полностью проигрывает интернету, даже в прайм-тайм, когда идет передача «Вести» или показывают сериалы. Мой любимый пример с телеканалом ТНТ – здесь единственное время, которое по-прежнему «держит» канал – 9 вечера, когда начинается передача «Дом-2».

Что уж говорить про прессу – интернету по AIR уступает даже «Московский комсомолец». Крупнейшая радиостанция России «Русское радио» чуть опережает онлайн по утрам, когда люди едут на работу. По дороге домой с 6 до 8 автомобилисты слушают «Авторадио», но потом пальма первенство снова уходит к интернету.

2009-07-16
«Некоторый процент фрилансеров возвращается в офис»
о фрилансерах во время кризиса:

Некоторый процент фрилансеров после завершения проектов уходит в офис, это естественный процесс. Они рассматривают фриланс как временное замещение офиса. Есть несколько типов людей: те, которые живут только фрилансом, другие совмещают офис и фриланс – их большинство, третий тип – это те, кто как-то зарабатывают деньги между одним офисом и другим.

Из-за кризиса количество регистраций [на Free-lance.ru] увеличилось в разы, количество заказов возросло. Я всегда шучу: компании, которые сократили штатных сотрудников в начале кризиса, они же приходят к нам на сайт, ищут своих же сотрудников и нанимают их фрилансерами. Потому что задачи, которые стоят перед компаниями, остались прежними, к примеру, у компании остался сайт, который нужно поддерживать, переделывать, доделывать. Или, к примеру, кто-то должен разрабатывать дизайн визиток и печатать их.

Наш рынок очень мал относительно традиционной работы в офисе, поэтому он ежегодно увеличивается в два раза, а в связи с кризисом начал расти еще быстрее. Мы работаем с людьми, которые могут работать удаленно на компьютере, это не только копирайтеры, дизайнеры, программисты. В последнее время мы начали пробовать новые направления, предлагать работу бухгалтерам и юристам. Пока мы не добились тех же результатов, что с копирайтерами и дизайнерами, но мы будет продолжать развиваться в этом направлении.

Работодатели, которые в принципе отказываются от фриланса, всегда есть. Это компании, которые пришли, попробовали и ушли, те, кто не умеет работать с фрилансерами, как с видом. Но этот процент очень низок, в пределах одного процента.

Доходы фрилансеров остались те же самые. Есть топовые фрилансеры, которые зарабатывают до $100 000 в год, фрилансеры средней руки – $50 000 - 60 000, и начальный уровень – все, что ниже. Количество заказов увеличилось, появилась возможность работать с несколькими работодателями, поэтому общая сумма дохода может быть даже выше.

2009-07-16
«Мы судимся по выводу активов поручителями «Заводов Гросс»
о раскрытии информации поручителями по выпускам облигаций:

Примеров вывода активов поручителями более чем достаточно. Мы, в частности, судимся с компанией «Завод Гросс», основные активы которой заключались в оборудовании для производства алкогольных напитков и торговых марках. Оборудование числилось на одном поручителе, торговые марки – на другом. Приблизительно за полгода – год до оферты компания начала вывод этих активов на третье лицо. И к моменту исполнения оферты у поручителей эмитента уже ничего не было, сам же эмитент начал процедуру банкротства.

Сейчас сформирован комитет кредиторов этого эмитента, в который входит не только «Уралсиб», но и еще ряд крупных банков. В него входят 80% держателей облигаций.

Похожие вещи с выводом активов поручителями творились в компаниях Sanway и Сорус, в РБК и МАИРе. В «Нутритеке» тоже был произведен вывод активов, но схема была несколько иная: активы были проданы эмитентом, а деньги потом исчезли.

2009-07-16
«Банки должны кредитовать, а не играть в бирюльки»
о доходах западных банков, вызванных операциями на фондовом рынке:

Ввиду слабого состояния реальной экономики, ввиду низкого качества корпоративного заемщика, ввиду роста просроченной задолженности, риски, связанные с кредитованием реального сектора, высоки. А если эти риски покрываются процентной ставкой, то она неподъемна для многих заемщиков. Они сами под такую ставку брать не хотят. Так или иначе, у банков нет интереса наращивать кредитование в условиях жесточайшего экономического спада. А денег много, их надо куда-то размещать. Очевидно, что эти деньги идут на фондовый рынок: в акции, облигации, commodities и т.д.

Это очень волатильные доходы: сегодня они есть, а завтра – нет. Рынки растут – все зарабатывают, рынки падают – все теряют деньги. Сейчас рынки растут, но от притока ликвидности, а не оттого, что в экономике все наладилось. Рано или поздно придет время платить по счетам. Как показал недавний опыт, в течение одного квартала может съедаться десятилетняя прибыль. Основным бизнесом для банков должно оставаться кредитование реального сектора, а не игра в бирюльки.

2009-07-16
«Поисковая оптимизация не подходит для кратковременных акций»
о путях привлечения посетителей на сайт:

Поисковая оптимизация не подходит для кратковременных акций – для таких целей лучше использовать контекстную рекламу. Затраты на оптимизацию окупаются только в течение 4 – 5 месяцев при проведении постоянной рекламной активности. Зато цена посетителя варьируется от 3 до 20 рублей, что значительно ниже, если сравнивать с контекстной рекламой. То есть ежемесячный бюджет в 30 000 рублей даст вам 700 человек в месяц по контексту и 3 500 посетителей при использовании поисковой оптимизации.

2009-07-16
«Я бы не опасался усиления Китая»
о проблемах Китая:

Китай находится в фазе длительного роста, в стадии поздней индустриализации. Кризис для него является временным барьером, который он возьмет и продолжит развиваться. Главный его резерв – 200 млн крестьян, которые могут переехать в город и там работать за деньги, которых [в развитых странах] хватит на содержание небольшой собачки. Через какое-то время эти сельские жители приобретают квалификацию и их зарплата повышается, и их заменяют на следующую волну крестьян. Этого резерва хватит на 15 – 20 лет. Пока он не будет исчерпан, Китай будет расти. И всем будет казаться, что КНР становится новым мировым лидером. Но до лидерства далеко по двум основным причинам.

Первая проблема – это китайский юань, который сегодня прикреплен к доллару на низком уровне 6 – 7 юаней. Это не намного больше, чем было 2 – 3 года назад. Предположим, они захотят сделать юань мировой резервной валютой. В принципе это возможно, но им придется [сделать] юань свободно конвертируемым. Тогда доллар вырастет до 2 - 3 юаней, тогда экспорт подорожает, сократится, и экспортно-ориентированную модель придется менять, переориентируясь на внутренний рынок. Китай уже сейчас встал перед этой проблемой.

Вторая проблема – инновации. Это культурная проблема, потому что дальнейшее развитие Китая зависит от того, сможет ли он производить достаточно большое количество инноваций, которые будут покупать другие и которые он сможет закладывать в развитие своей экономики так, чтобы добиваться конкурентоспособности экономики не за счет дешевой рабочей силы, а за счет новизны и качества продукции. Это требует глубокой трансформации культуры. Вот тогда встанет вопрос, станет ли он демократической страной, сможет ли построить такую систему образования, которая позволит китайцам мыслить неортодоксально и создавать инновации.

Поэтому я бы пока не опасался усиления влияния Китая.

2009-07-16
«Держатели облигаций лишены возможности получить информацию о состоянии поручителей»
о раскрытии информации поручителями по облигационным займам:

Раскрытие информации поручителями по облигационным займам – давно назревшая необходимость. Зачастую выпуск облигаций осуществляется специально созданными компаниями (SPV), а поручителем выступает компания – фактический заемщик. В связи с этим введение обязанности для поручителей по раскрытию такого же объема информации, как и эмитентами, представляется логичным и обоснованным.

В частности, на практике встречаются ситуации вывода «реальных» активов из компаний-поручителей, а также случаи реорганизации и ликвидации поручителей. Сейчас поручители не раскрывают информацию о своей деятельности, и держатели облигаций практически лишены возможности своевременно получить соответствующую информацию.

В настоящее время обсуждается вопрос о том, кто должен обеспечивать раскрытие информации поручителем: сам эмитент или поручители. Следует учитывать, что руководителями эмитентов SPV зачастую являются номинальные директора. Привлечение к административной ответственности эмитента или его руководителей (штраф или дисквалификация) за нераскрытие информации о поручителях не решит задачу по защите интересов держателей облигаций. Мы полагаем, что более эффективным является возложение на поручителей обязанности по раскрытию информации, которая должна обеспечиваться санкциями за нарушение данного правила.

2009-07-16
«Худшее, что могло произойти с Китаем, уже позади»
о росте во втором квартале:

Экономические показатели Китая во втором квартале [по отношению к аналогичному периоду прошлого года] улучшились по двум причинам. Во-первых, есть статистический аспект – год назад показатели ВВП и экспорта-импорта из квартала в квартал постепенно снижались, и поэтому сейчас по сравнению с теми цифрами рост выглядит более внушительно. Замечу, что спад по многим показателям, например, экспорту (-21% за первое полугодие) кажется значительным, но это не очень страшно, поскольку год назад он рос примерно на 25%. Даже были сложности с отгрузкой товаров и функционированием портов. Так что сейчас мы наблюдаем возвращение к относительно нормальному уровню, удобному для экспортеров и импортеров.

Во-вторых, улучшение положения связано с пакетом антикризисных мер, осуществляемых с сентября 2008 года. В КНР существенно поменялась макроэкономическая политика – они осенью прошлого года от борьбы с инфляцией перешли к стимулированию экономики в виде прямой господдержки и более дешевых кредитов госбанков. В результате, по итогам первого полугодия объем накопленных кредитов в китайской экономике превысил 39 трлн юаней. Сбережения тоже растут высокими темпами и превысили 37 трлн. Таким образом, базовая сберегательно-инвестиционная модель китайской экономики продолжает действовать – китайцы продолжают сберегать на будущее. Кроме того, правительство проводит политику стимулирования спроса. Так же как и в Европе введены меры по стимулированию приобретения товаров длительного пользования (и легковых автомобилей, и бытовой техники), когда вы сдаете старый агрегат и получаете значительную скидку при приобретении нового.

о перспективах Китая:

Поэтому перспективы китайской экономики довольно хорошие. Худшее, что могли сделать внешние обстоятельства Китаю, – уже произошло. Внешний спрос на китайские товары довольно сильно упал, но китайская экспортная машина с этим справилась, и может получиться так, что по итогам этого года показатели внешней торговли окажутся примерно на уровне прошлого года. По-прежнему лидером экономики остается промышленность – 9,1% прироста во втором квартале против прироста экономики в целом на 7,9%, в то время как во всех развитых странах и нашем замечательном отечестве промышленное производство упало сильнее ВВП. Нет признаков инфляции, наоборот, в первом полугодии снизились и потребительские, и оптовые цены в промышленности.

Конечно, экономика несколько перекредитована по сравнению, к примеру, со странами типа России и Мьянмы, где уровень внутренних кредитов составляет 25 – 30% ВВП. Но, с другой стороны, в Китае есть довольно жесткая дисциплина возврата кредитов. Сейчас уровень плохой задолженности в китайских финансовых учреждениях очень низкий по сравнению даже с развитыми капиталистическими странами, и поэтому они могут даже позволить себе некоторое увеличение этого показателя.

На фондовом рынке тоже есть рост, но это не супербум. Нынешний индекс шанхайской биржи (3250) почти вполовину ниже предыдущих рекордов на уровне 6000 пунктов. Ничего ужасного в этом нет, потому что приток средств на депозиты остается достаточно высоким. Важно, что в Китае фондовые индексы растут вместе с ростом реальной экономики. Это признак финансового здоровья, потому что во многих других странах происходит противоположное, как у нас. И вот это должно вызывать тревогу.

Поэтому тревоги относительно неустойчивости роста китайской экономики необоснованны.

2009-07-16
«Никакой пользы VW и Porsche слияние принести не может»
о слиянии Porsche и VW:

Альтернатив у Porsche было сколько угодно – на месте VW могла быть любая другая обесценившаяся компания. Это не стратегическая, а портфельная инвестиция – просто возможность задешево взять то, о чем раньше они и подумать не могли. Porsche это поможет только в контексте будущей продажи акций.

Так как выходцы из корневой семьи Porsche являются основателями именно этих двух компаний, то есть еще не финансовая сторона вопроса – а именно, амбиции руководителей маленькой компании поуправлять большой. Вот эту амбицию, действительно, можно реализовать исключительно через сделку с Volkswagen.

Несмотря на семейственность, компании отличаются кардинально – как с точки зрения разработки и технологий, так и культуры. Porsche – очень предпринимательская культура, VW – очень бюрократичная. Поэтому никакой пользы обеим компаниям слияние принести не может. Руководитель Porsche Венделин Видекинг и его команда потонут в инерции огромной организации, как в вязком болоте.

2009-07-16
«Если магазин не выручает $10 000 с квадратного метра на второй год существования, директор и персонал должны уволиться»
о пороге выживания бизнеса:

Все это время ритейлеры существовали за счет растущей экономики и относительно невысоких затрат на развитие бизнеса, в том числе, расходов на персонал. Я спрашивал у поставщиков и производителей: что будет в тот день, когда к вам придет новый председатель профсоюза и сообщит о том, что у него теперь новый образец трудового договора, по которому минимальный оклад, – то есть, зарплата уборщицы – $1000 в месяц? (Как в Европе, ведь Россия – одна из крупнейших экономик, мы движемся в сторону европейской модели бизнеса.) Так ни один опрошенный мной руководитель не сказал, что он подпишет этот контракт, все ответили – нам останется жить два месяца, у нас не хватит денег на аренду, сырье и другое. А это уже начало происходить – в Питере, других городах. Если по всем товарам выручка на квадратный метр меньше $8000, а выручка на каждого сотрудника меньше $200 000 в год, – вам осталось жить не больше 2 – 3 лет.

Это для розничных сетей. Для производителей товаров порог – не меньше $100 000 в год. Вспомните, о второй розничной сети США [по торговле электроникой] (Circuit City – Slon.ru), просуществовавшей 20 лет на рынке, – она продавала на $6000 с кв. метра – в конце прошлого года акции ритейлера рухнули на 25%, а в начале 2009 она перестала существовать.

Предлагаю модель: если магазин не выручает $10 000 с кв. метра на второй год существования, директор и персонал увольняются. Все эти сотни поставщиков, которые приходят в сети, должны приносить справку о том, что их товар продается на $8000 с кв. метра, иначе ваш бизнес обречен на умирание. Где взять эту справку? В России только «М Видео» сейчас подходит к $8000 с кв. метра. Выручка «Эльдорадо», «ЭТО» и других гипермаркетов электроники – около $6000, живут только за счет низкой зарплаты сотрудникам.

Вы можете возразить, что это – европейские показатели, в России они должны быть ниже. Но «36 и 6» считается нормальной температурой для всех – американцев, африканцев, россиян. В бизнесе тоже есть своя «температура».

Сейчас я веду переговоры о том, чтобы внести наличие «справки» от поставщиков в заключаемые контракты – то есть иметь возможность получить своего рода рекомендацию от той сети, с которой поставщик или производитель уже имели опыт сотрудничества.

2009-07-16
«Мы можем спорить: что лучше, – ТВ или интернет, но потребители не верят ни тому, ни другому»
о доверии к рекламе:

«Видео Интернэшнл» с 2005 года говорит о том, что зрители 17 – 35 лет все меньше смотрят телевизор, в этой категории количество GRP постоянно снижается. За последние 5 лет общее количество GRP сократилось почти в 1,5 раза. Объем GRP в 2008 году – в общем-то, еще не кризисном, – оказался ниже, чем в 2001 году.

То, что сейчас можно противопоставить рекламе – слухи и рекомендации. У каждого из нас достаточно большой круг общения и возможность общаться с людьми – с помощью мобильного телефона, через блоги и т.д. Это общение создает тот мощный вал, который по степени воздействия уже сопоставим с телевизором. Вот свежий отчет Nielsen: исследование было проведено в апреле 2009 года и респонденты должны были ответить лишь на один вопрос «чему они доверяют»? Во всех странах абсолютным лидером стала рекомендация друзей, и Россия не стала исключением. И даже рекомендации незнакомых людей оказались сильнее, чем влияние традиционные медиа. Так называемые «нью медиа», по результатам исследования, – вообще, ниже плинтуса. В России уровень доверия к новым каналам продвижения – на 10 – 15% ниже, чем в среднем по миру.

Вывод: мы не доверяем традиционным средствам, причем год от года все больше, а новым средствам – не доверяем вообще. Мы можем спорить: что лучше, – всех замучившее телевидение или что-то новое в интернете, – но люди все равно ни тому, ни другому не верят.

2009-07-16
«Настроение инвесторов - вещь быстроменяющаяся»
о влиянии на рынок отчетов международных инвестдомов:

Психологические компоненты, эффект настроений и ощущений инвесторов, конечно же, оказывает определенное влияние на рынок наряду с фундаментальными факторами. Но влияние это, по моему мнению, не слишком большое, поскольку ожидания инвесторов подвержены изменениям, связанным, например, с выходом данных статистики или движением глобальных сырьевых рынков. Это просто еще один ориентир для рынка, который действует на настроения инвесторов в совокупности с другими факторами. Все достаточно меняется на рынке, особенно в течение последних нескольких месяцев.

2009-07-16
«Необходимо вводить ответственность должностных лиц поручителей»
о раскрытии информации поручителями по облигационным займам:

Мы считаем необходимым сделать акцент не только на раскрытии информации эмитентами о финансовом состоянии поручителей, но и закрепить в нормативных актах ФСФР РФ обязанность поручителей по облигационным займам, сделать поручителей субъектами процедуры раскрытия информации, и создать, таким образом, возможность привлечения к административной, а в некоторых случаях, – к уголовной ответственности должностных лиц поручителей в порядке, предусмотренном сейчас для эмитентов. Часто эмитент представляет собой SPV-компанию, созданную специально для привлечения займа и не ведущую другой хозяйственной деятельности, во главе таких компаний стоят не особо значимые менеджеры, привлечение которых к ответственности, и даже дисквалификация никаким образом не отразится на деятельности бизнеса как группы компаний.

Предлагаемая ФСФР мера (обязать эмитентов раскрывать информацию о поручителях) важна, хотя и промежуточна, она позволит получать информацию о финансовом состоянии поручителя. Сейчас закон позволяет держателю облигаций требовать досрочного погашения займа при утрате обеспечения или ухудшении его условий. Но получить информацию о финансовом состоянии поручителя, то есть об обеспечении оперативно невозможно: мы можем видеть ее только в годовом бухгалтерском отчете, который сдается в налоговые органы, и который можно получить, только направив запрос в налоговые органы и уплатив пошлину. Сейчас доступны бухгалтерские балансы о состоянии поручителей на конец 2008 года, а что делать, если вывод активов произошел сейчас?

Усиление ответственности поручителя решило бы часть проблем на облигационном рынке.

2009-07-16
«Инвесторам важно знать, куда идут потоки ликвидности»
о прогнозах международных инвестдомов:

Мне кажется, что именно сейчас рынки ориентируются не на фундаментальное состояние мировой экономики, а на потоки ликвидности. Инвесторам сейчас очень важно понимать, куда идут другие инвесторы. И в этом смысле, отчеты инвестдомов имеют не просто роль статистической констатации, они достаточно сильно влияют на поведение инвесторов. И этим отчетам уделяется очень большое внимание. Задача стратега – формировать видение того, куда капитал будет двигаться именно в краткосрочной перспективе. У разных инвестдомов – разная возможность влиять на рынки. Большая, конечно же – у международных банков, через которые проходят все крупные инвесторы. Их отчеты имеют очень большой вес. При этом от них не требуется детальное знание экономик, у них другая задача – дать инвесторам понять, какие рынки и какие экономики чувствуют себя лучше других.

2009-07-16
«Производительность труда не будет расти»
об инертности рынка труда:

Снижение оплаты труда идет не мгновенно, а с отставанием. Когда идет отправка людей в отпуска, им сохраняется часть оклада, и эта часть оклада не привязана к изменению выпуска. Ведь человек в вынужденном отпуске вообще ничего не производит, тем не менее часть оклада за ним сохраняется. Ожидается, что со временем ФОТ придет в соответствие с ростом производства [за счет того, что] не будет индексации зарплаты и, возможно, будут дополнительные увольнения.

В начале года в значительном числе секторов инвестиции наращивались «за счет» оплаты труда. Наполовину, боюсь, это объясняется не вполне корректными данными Росстата, а содержательное объяснение связано с тем, что шло дозавершение каких-то проектов в I квартале. На макроуровне это тоже было видно – в I квартале инвестиции падали, но держались, а в мае они посыпались. Откуда это парадокс? По логике компании должны сначала экономить на инвестициях, потом на оплате труда, на штате, потому что в условиях неопределенности инвестиции логичнее всего сократить. Но данные I квартала формально это не подтвердили.

Понятно, что в условиях спада производительность труда не будет расти. Спад был довольно резкий, а рынок труда гораздо более инертный. Не может численность работников меняться так же быстро, как выпуск. Сейчас производительность труда снижается, но в 2010-м и особенно 2011-м она может начать расти в зависимости от того, насколько компании будут активно проводить политику по переобучению занятых при трудоустройстве, потому что проблема трудоустройства увольняемых сотрудников все же в большой степени висит на крупных компаниях.

2009-07-16
«Задел, созданный девальвацией, сведен на нет»
о зарплатах и конкурентоспособности:

При оценке конкурентоспособности надо всегда считать показатели в валютном выражении, поскольку речь идет о конкуренции с импортом и выходе на экспортные рынки. Выпуск в промышленности упал примерно на 15%, численность сократилась на 10%, а заработная плата упала в реальном рублевом выражении почти на 5%, но если считать в валютном выражении, то зарплата сократилась значительно. Если поделить динамику зарплат на динамику издержек, то есть, получить удельные трудовые издержки (ULC), то они упали в евро-долларовом выражении (50 на 50) на столько же, насколько упал выпуск. Достигнуто некоторое равновесие.

Таким образом, если выпуск в промышленности упал, примерно, на 15%, численность сократилась на 10%, то производительность упала, примерно, на 5%. С другой стороны, зарплата в валютном выражении упала примерно на 20 – 25%, следовательно, удельные трудовые издержки сократились на 15 – 20%, то есть, примерно, на столько же, насколько упала промышленность за те же полгода. Правда, точнее было бы считать не ULC, а RULC – эффективные удельные трудовые издержки, то есть с учетом эффективного курса.

Правда, удельные трудовые издержки – это лишь один из индикаторов конкурентоспособности. Есть еще реальный валютный курс. Однако к июню задел, созданный девальвацией в начале года, был практически сведен на нет. То есть ценовая конкурентоспособность (по эффективному курсу) почти не изменилась, а конкурентоспособность по издержкам (ULC) снизилась на 15%.

2009-07-16
«Раскрытие информации поручителями важнее, чем эмитентами»
о раскрытии информации поручителями по облигационным займам:

Сегодня эмитенты – это компании, которые не являются собственниками активов, поэтому в большей степени важно раскрытие информации поручителями по займу, чем самой компанией. Иначе вывод активов у поручителя в случае дефолта эмитента происходит очень быстро. Если взять любого эмитента в дефолте, то можно заметить, что практика вывода активов у поручителя распространена повсеместно, в том числе и среди тех, кто реструктурировал свои долги. Они выводят активы, потом начинается процедура банкротства эмитента, в результате инвесторы не получают ничего, а бизнес продолжает процветать на новом юрлице, но с теми же бенефициарами.

2009-07-16
«Никакого восстановления не проиходит»
о сокращении издержек:

В начале у компании снижаются обороты. Затраты на труд состоят из количества занятых и заработной платы, но компания ограничена в возможности быстро реагировать, снижая занятость и зарплату, поэтому издержки сейчас возрастают во всех странах мира постепенно. Дилемма, которая сейчас стоит перед всеми компаниями – либо резать издержки, либо увеличивать долю на рынке.

Обычно изменения индекса ULC колеблются у нулевого уровня, как было до кризиса, и в будущем динамика индекса вернется к этому уровню. Этот процесс и сейчас идет. Компании хоть и не сократили занятость, но ограничили рабочее время. Отчасти это позволяет компенсировать затраты, ведь за время простоя выплачивается 2/3 зарплаты. В России все-таки продолжится рост безработицы в III – IV кварталах, потому что мы видим – сейчас никакого восстановления не происходит, на 20 – 30% снизились объемы [продаж].

Индекс ULC может снизиться, если спрос вырастет, но скорее всего компании будут выбирать комбинированный способ действий – чуть-чуть повысить цены, чуть-чуть сократить затраты, возможно, понизить зарплаты за счет снижения бонусов, возможны небольшие сокращения занятости. Это средний сценарий.

2009-07-16
«Twitter нужно монетизировать за счет рекламы»
о способах монетизации Twitter:

На наш взгляд, Twitter вполне можно монетизировать, как и любой другой социальный сервис – за счет дополнительных платных услуг, не закрывающих основной функционал. Главное – не переборщить и соблюдать баланс, чтобы не отпугнуть аудиторию. И я думаю, что рано или поздно упомянутый проект наверняка начнет в этом направлении работать. Не стоит забывать также о медийной и контекстной рекламе – это проверенные и эффективные способы монетизации.

2009-07-16
«Утечка из Twitter войдет в учебники маркетинга»
о спланированной утечке из Twitter:

Есть высокая вероятность, что это действительно спланированный вброс информации. Уверен, что с Twitter'ом работают очень высокого класса пиарщики и они учитывают три основных отличия интернета от традиционных СМИ.

Первое отличие – это феномен вирусного маркетинга, когда получаемый результат не пропорционален затраченным скромным усилиям, когда какая-то ссылка распространяется усилиями энтузиастов. Сейчас действительно появляются попытки сделать из этого индустрию. Целенаправленная скандальная утечка – один из классических приемов вирусного маркетинга. Негативная новость, как нам говорит общая теория маркетинга, распространяется вчетверо успешнее позитивной.

Второе отличие – это отсутствие в интернете вектора. То есть информация может быть позитивной, может быть негативной, но в долгосрочной перспективе любой скандал в Сети может привести в плюс.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное