Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

«Банкам потребуются вливания в капитал в размере $22 млрд»


     slon.ru
2009-07-01
«Банкам потребуются вливания в капитал в размере $22 млрд»
о росте просроченной задолженности российских банков:

По нашим оценкам, реальный уровень проблемной задолженности, который будет у банков к концу года, составляет 25% в базовом сценарии. Это не то, что банки показывают в отчетности. И у ЦБ другие цифры. Проблемная задолженность кроме просроченных процентов включает основную часть долга и те кредиты, которые были бы просрочены свыше 90 дней, если бы не были реструктурированы. А мы видим по отчетности банков, что количество пролонгаций существенно растет.

На горизонте одного года банкам понадобится добавить в капитал $37 млрд. Если учесть прибыль до создания резервов, за счет которой часть убытков будет покрыта, размер требуемых вливаний в капитал составит $22 млрд. Это сумма, необходимая банкам сверх тех вливаний, которые уже был сделаны. Госсредства, предоставленные 18 банкам на общую сумму 821 млрд руб., уже учтены в расчете потребности банковского сектора в капитале. Когда речь идет о базовом сценарии, Fich оценивает потребность в капитале первого уровня.

Сейчас готовится госпрограмма по поддержке капитала первого уровня банков выпущенными ОФЗ, путем их обмена на привилегированные акции. С учетом планируемых объемов на 2009 и 2010 годы по этой программе, госсредства могут покрыть потребности в капитале только по оптимистическому сценарию.

2009-07-01
«Просрочка объясняется недостаточной реализацией бюджетных расходов»
о прогнозах по просроченным кредитам на уровне 25 – 30%:

Вся просрочка объясняется тем, что бюджетные расходы в первом полугодии шли с отставанием от графика. Не в полном объеме финансировался госзаказ, оборонный заказ. Это явилось одним из источников роста «плохих» долгов. Раньше госгарантии по кредиту давались 50 на 50 с банком. Если возникали «плохие» долги, банк должен был начинать процедуру оформления безнадежного кредита и только через какое-то время получал деньги из бюджета. Сейчас деньги даются сразу, а уже потом идет оформление и судебное разбирательство. Тем самым, это снижает нагрузку на банки по «плохим» долгам.

Сейчас не в полном объеме выполняется инвестпрограмма РЖД, и по цепочке, все поставщики РЖД испытывают недофинансирование. Они набрали кредиты под будущий заказ, а вернуть не могут, соответственно, это приводит к возникновению просрочки. Примерно такая же ситуация в оборонной отрасли. В программах по госзаказу принимает участие куча смежников, которые берут кредиты, выполняют и дают продукт. Если эти средства не профинансированы в полном виде со стороны государства, то предприятия, которые взяли деньги, соответственно, не могут вернуть кредиты.

Есть шансы, что расходы бюджета возрастут во втором полугодии, и намеченные программы будут профинансированы в рамках запланированных расходов. Как раз это и снизит нагрузку просроченной задолженности на экономику. Поэтому составит ли просрочка 20%, превысит ли 15% или будет 10%, сейчас очень сложно сказать. Достаточно ли будет дополнительных 500 млрд руб. для рекапитализации или нет? Тут играют роль два базовых фактора: первое – бюджет, второе – внешние условия. Если цены на нефть сохранятся хотя бы на текущих уровнях, на уровне $70 за баррель, то госсредств будет достаточно.

2009-07-01
«Уровень просрочки в 25 – 30% выглядит реальным»
о росте просроченных кредитов в банковском секторе:

Весной наш прогноз по уровню просрочки в 15 – 20% на конец года был ужасным, сейчас он уже не выглядит таким страшным. Более реальным выглядит уровень просрочки в 25 – 30%. Объем предстоящих платежей в корпоративном секторе на ближайшие 12 месяцев остался прежним, это те же $220 млрд. Но изменились экономические тренды. Предыдущая оценка делалась в марте, когда прогноз падения экономики был минус 3% ВВП, официальный – минус 2%. Вчера официальный прогноз был понижен до 8,5%. Это разительное расхождение, общеэкономические тенденции ухудшились.

В каком размере банки станут показывать неизвестно, просрочка в 30% от портфеля – это оценка масштаба дыры на балансе банков. Это доля плохих кредитов, которая не будет увеличивать финансовый поток по основному долгу. Уровень всей проблемной задолженности можно оценить в 30 – 40%, по мере того, как они будут подходить к своему сроку, они будут становиться реальной просрочкой.

Предприятия просто не могут платить по кредитам. Если экономика сжимается на 2%, то в номинальном выражении она растет на 10%, если же в реальном выражении сжимается на 8%, то номинальный рост составит всего на 2%, и у компаний просто не останется денег, чтобы платить по кредитам.

«Вторая волна» кризиса в виде взрывного роста просрочки возможна. Но не исключено также, что резкого роста просрочки не произойдет, риски будут реализовываться постепенно. В нашей стране тоже возможен японский сценарий, когда реальный уровень просрочки годами не показывается на балансе, все рисуется и пролонгируется. Это то, что сейчас у нас уже происходит. В Японии в кризис 90-х были такие банки-«зомби», когда никто не показывал реальных проблем.

2009-07-01
«Компания в действительно в сложной ситуации»
о реструктуризации «Аптечной сети «36,6»:

Надо понимать, что компания действительно в сложной ситуации. Хотя само предложение по реструктуризации хорошее.

2009-07-01
«Технический дефолт реструктуризации займа не помеха»
о реструктуризации займа «Аптечной сети «36,6»:

Можно ссылаться на рыночную практику, что технический дефолт реструктуризации займа не помеха. Много было компаний, которые при реструктуризации сначала допускали технический дефолт: «Сибирь», «Свободный сокол». О количестве согласившихся на реструктуризацию, пока не проведены сделки, не комментируем.


2009-07-01
«С большой долей вероятности можно ожидать исков»
о техническом дефолте «Аптечной сети «36,6»:

Я слышала, что много держателей облигаций «Аптечной сети «36,6» не довольны условиями реструктуризации. Поэтому с большой долей вероятности можно ожидать исков к «36,6». Ведь если даже на «Седьмой континент» начали подавать иски, у которого условия реструктуризации были лучше, чем у «36,6», то скорее всего, что аптечной компании будет подано еще больше исков.

2009-07-01
«Положение у компании значительно тяжелее, чем у «Седьмого континента»
о шансах «Аптечной сети «36,6» реализовать реструктуризацию в полном объеме:

Положение у компании значительно тяжелее, чем у «Седьмого континента», у которого не исчерпаны возможности для дополнительного кредитования. С другой стороны, сейчас большие пакеты бумаг поделены между банками, и по ним у сети договоренности были достигнуты. Думаю, поэтому в «36,6» категоричны в своих условиях реструктуризации. Большинство держателей, скорее всего, пойдут на нее, все понимают, что долг сеть не сможет погасить, равно как и не может сделать и альтернативный выпуск облигаций.

2009-07-01
«Всегда может оказаться, что какой-то справки для получения гражданства не хватает»

об упрощенном порядке получения гражданства:

Эта тема очень больная, всегда может оказаться, что какой-то справки для получения гражданства не хватает. Был случай, мы обжаловали отказ ФМС в предоставлении гражданства в упрощенном порядке человеку, который был женат на гражданке России. Когда я разговаривал в суде с представителем ответчика, говорил, что все условия соблюдены, так как был зарегистрирован брак, люди проживают на территории РФ, было свое жилье. На что последовал ответ: если суд решит, что мы не правы, то проблема будет решена (то есть ФМС не будет возражать против решения суда – Slon.ru). Суд принял решение в нашу пользу. По всей видимости, в ФМС перестраховываются, требуют предоставления немыслимых справок. После случаев взрывов, терактов в ФМС перестраховываются несколько раз, если есть какая-то зацепка.


2009-07-01
«Для всех условия одинаковые»
о подробностях реструктуризации облигационного займа:

Я не могу назвать подробности реструктуризации и долю тех, кто на нее согласился. Для всех условия одинаковые, мы сможем дать информацию по этому вопросу в ближайшее время.

о крупнейших держателях облигаций первого выпуска:

Один из них – «Тройка-Диалог», и еще ряд других банков.


2009-07-01
«Вряд ли у компании есть ресурсы»
о возможностях «Аптечной сети 36,6» рассчитаться с держателями облигаций:

Вряд ли у компании есть ресурсы. Но есть надежда, что будет допэмиссия, и что новый акционер (прим. Slon.ru: Marshall Capital Partners) принесет деньги в компанию.

2009-06-30
«Переходя на дешевые тарифы, люди не отказываются от Сети»

о семейных бюджетах на интернет:

С одной стороны, люди стали больше времени проводить в интернете, в том числе в связи с кризисом. Многие работают теперь дома, общаются, развлекаются с помощью Сети, так как проводить досуг вне дома стало довольно дорого. С другой стороны, мы видим, что есть пользователи, которые переходят на более дешевые тарифы, но от интернета полностью не отказываются: в некоторых регионах доступ в Сеть стал базовой услугой.

Если говорить о платном телевидении, то здесь тенденция такая: в регионах, где меньше возможностей смотреть бесплатные эфирные каналы и досуг вне дома довольно дорог, люди охотно подключают платные ТВ-сервисы, а вот в Москве, наоборот, пользователи стали экономить, в том числе на таких дополнительных услугах.

Что касается нашего объединенного портала «Стрим24», то там самыми массовыми направлениями были и остаются антивирусы, от которых компания получает наибольший доход, игры, а следующими по посещаемости остаются игровые зоны.

2009-06-30
«Привязка мигрантов к предприятиям – это не крепостное право»
о предложении привязать миграционные квоты к конкретным предприятиям:

В Минздравсоцразвития создана рабочая группа, которая занимается разработкой поправок, направленных на улучшение законодательства о положении иностранных трудовых мигрантов. Что касается привязки мигрантов к конкретным предприятиям, то это одна из рабочих идей, которые сейчас обсуждаются. Но больше ничего сказать не могу, потому что поправки [находятся] в процессе разработки. Вы неправильно называете эту норму «крепостным правом». Точно так же действуют другие страны, предлагая мигрантам рабочие визы. Если рабочая виза кончилась, то все, мигрант уезжает домой. 

2009-06-30
«Мне дурно становится»
о причинах коррупции:

Мы должны с бизнесом говорить не только о юридической составляющей, но и о предпринимательской составляющей. Мне дурно становится от того, как приходит предприниматель и говорит, что в 1998 году он приватизировал здание, но не нашел возможности зарегистрировать право на это здание. И когда он сейчас приходит регистрировать, появляется коррупционная составляющая: «Дай 20 000 долларов, чтобы зарегистрировать. Не даешь? Тогда иди сам в суд и доказывай». Или приходят предприниматели – у них совместный бизнес, а никаких документов нет, все на честном слове. Надо научиться бизнесу все оформлять документально, все регистрировать своевременно.

2009-06-30
«Наши депутаты конвенцию замылили»
о «заказных» делах:

Полного «бездорожья», конечно, нет. Решений, где полностью отсутствует квалификация и юридическая составляющая, на сегодняшний день практически не существует. Если мы возьмем тех ребят, которые сидят под арестом, [увидим, что] это те люди, которые взяли взятку в 7 млн евро и попались при непосредственной передаче, с миллионом евро в дипломате. Там не та ситуация, когда невинные «заказные» ребята сидят в тюрьме, и если мы каждое дело разберем детально, то там не все так получается плохо с нашей судебной системой. Ключевая вещь – транспарентность судебных решений. На сегодняшний день этот вопрос решается в арбитражном судопроизводстве, и кое-как сдвинулся в судах общей юрисдикции. Когда у нас в интернете будут выложены все судебные решения, то, конечно, у нас вероятность получения полностью необоснованного решения будет близка к нулю. Так что все-таки проблема в надлежащем юридическом сопровождении бизнеса, а не в судебной системе.

Когда было в Госдуме обсуждение пакета [законов], который вступил в законную силу 10 января, я выступал на предмет того, что у нас не имплементирован целый ряд норм международного законодательства – Европейская Конвенция о борьбе коррупцией и терроризмом и Конвенция ООН против коррупции с 2003 года. То есть у нас не имплементированы [нормы о] преступном лоббизме, протекционизме, «кикбэкинге» (откатах – Slon.ru), непотизме, то есть покровительстве на основе личных связей. Кто у нас самый богатый человек в Москве? Жена Лужкова. Кто самый богатый отец? Муртаза Рахимов, его сын самый богатый. Все эти вещи во всем мире караются определенными статьями уголовного законодательства. Глухое молчание было в стенах Государственной думы, когда я сказал о том, что [требование] ст. 20 конвенции ООН о незаконном обогащении означает не то, когда чиновник просто декларирует имущество и подает эту декларацию, а отвечает на вопрос о том, откуда у него такое имущество. Во всем мире это считается нормальным. Но наши депутаты это «замылили» и не имплементировали.

Кстати, то, что мы говорим о «кикбэкинге» – это как раз пробельность нашего уголовного права. Здесь произошла странная тенденция. Мы так долго боролись за этот институт судебного решения вопроса о мере пресечения содержания под стражей. Раньше ведь прокурор решал, и мы говорили, что прокурор-обвинитель не может быть объективным. Победили. И что мы имеем? Ужас просто. Суды берут больше, чем раньше брали прокуроры.

И вообще странная тенденция: преступность падает, а количество мер пресечения, связанных с лишением свободы, растет. Это вообще никак объяснить не удается, потому что на 12% в этом году упала преступность, и выросло количество избрания мер пресечения. Суть в том, что забыли одно слово поставить в уголовно-процессуальное законодательство, поменять слово «обстоятельства» на слово «доказательства», чтобы надо было доказать, что человек скроется, хотя он не судим. Эта пробельность и правовая неопределенность – это питательная среда коррупции, которую мы сегодня обсуждаем. Эльвира Набиуллина только констатирует факт, что у нас это есть, мы об этом знаем, но ничего не делаем. Так давайте имплементируем.

Кстати, у нас коррупция изменилась. Сегодня коррупция приобрела другую форму. Почему она так сегодня беспокоит – ее стали [провоцировать] спецслужбы иностранных государств, раздавая взятки, выясняя, что представляют собой наши вооруженные силы. Этим же инструментом пользуются преступные группировки. Сегодня все это достаточно тесно срослось, преступные группировки с правоохранительными органами. Коррупция теперь редко выглядит как «взятка в конверте», и эти формы уже угрожают национальной безопасности.

2009-06-30
«В конце дня на рынке наступил «конец света»
о падении российского рынка:

Вышедшие в США данные по неплатежам по ипотечным кредитам буквально за полчаса обвалили индекс ММВБ на 2 – 3%. Американские фондовые индексы упали на 1%, нефть снизилась ниже $69 за баррель. В конце дня наступил «конец света». Зато индекс РТС закрылся в плюсе, так что те фонды, которые ориентируются на РТС, закончили полугодие хорошо. Остальные – не очень.

2009-06-30
«По комментариям ЦБ инвесторы смогут гадать о его стратегии»
о практике комментариев ЦБ при изменении ставки рефинансирования:

Комментарии ЦБ будут в большой степени формальной, косметической мерой. Поскольку во многом это будет зависеть от того, что будут комментировать представители Центробанка. Если речь будет идти только о ставке, то вряд ли комментарии что-то прояснят для рынка. Один пример: ЦБ может снижать ставку и одновременно повышать резервные требования, что во всем мире является, как минимум, взаимокомпенсирующими процессами. А подробно и доходчиво объяснить всю подноготную происходящих в недрах Центробанка процессов крайне сложно. Но все же такие комментарии лучше, чем ничего: лишнее заявление Центробанка всегда полезно. По крайней мере, инвесторы получат возможность если и не знать наверняка, то хотя бы предугадывать дальнейшие действия ЦБ, если такие комментарии станут постоянной практикой.

2009-06-30
«Нужно менять систему руководства правоохранительными органами»
О правовых проблемах бизнеса:

У нас даже Ветеринарная академия имеет юридический факультет, так что можно представить, какие юристы выходят с таким дипломом. Вообще я очень завидую тем, кто получил серьезное образование. Наверное, если бы все юристы, которые имеют статус адвокатов или просто выходят с дипломом юристов, занимались бы так же серьезно, наше бы юридическое сообщество было конкурентоспособно и к нам бы западные компании со своими законами и юристами так бы не приходили.

Я бы хотела коснуться уголовно-правовых проблем, которые возникают у тех, кто занимается бизнесом. Я половину рабочего дня провела в Московском городском суде, где в отношении двух крупных предпринимателей продлевали меру пресечения, люди находятся  под стражей 22 месяца. Совершенно заказное дело, конкуренты против конкурентов,  крупный бизнес. Покуда у нас существует коррупционная система в правоохранительных органах, в суде, у нас будут возникать правовые проблемы бизнеса и проблемы привлечения к уголовной ответственности. Все знают, что за определенную сумму можно возбудить уголовное дело как в отношении конкурента-палаточника, так и в отношении крупного соперника, который исчисляет бизнес миллионами.

Итак, московский суд продлил [предпринимателям] меру пресечения до 25 месяцев. Можете себе представить, что стало с их крупным бизнесом, который приносил большие доходы. Бизнеса нет, никаких материальных средств не осталось, все забрали конкуренты. И пока у нас будет коррупционная система, судьи будут брать взятки, а правовым путем дела решаться не будут, вы, уважаемые бизнесмены, находитесь под постоянным дамокловым мечом не только своих конкурентов, но и правоохранительной системы. Естественно, говорится о том, что надо менять законодательство с точки зрения гражданского права, для того, чтобы у бизнеса было меньше проблем в сфере экономических вопросов. Но нужно менять и уголовное законодательство, и помимо всего этого менять систему руководства правоохранительными органами. МВД, прокуратура, суды. Пока будут взятконосители, взяткополучатели и взяткодатели, бизнесмены будут находиться под давлением.

Кроме того, многие бизнесмены, думаю, слышали о том, что Верховный суд РФ вышел с законодательной инициативой, которую уже поддержали. Для того, чтобы налоговая инспекция взыскала налоги, ей не надо будет идти в суд, она выносит постановление, самостоятельно снимает со счета компании денежные средства, а потом, если компания не согласна — ради Бога, идите судитесь. Это тоже определенный шаг к тому, что наш бизнес будет подвергаться давлению и неправовым методам использования этих [норм]. 

2009-06-30
«Появляется альтернативный метод наказания»
о поправках относительно наказания в виде ограничения свободы:

Там много изменений. Например, дополняется такими словами, как «ограничение свободы». Сейчас есть «ограничение свободы, арест», а мы делаем «к ограничению свободы, к аресту». Это разные виды наказаний. Это как «казнить нельзя помиловать». Раньше когда писалось «ограничение свободы, арест» это воспринималось как ограничение свободы через арест. Теперь появляется новая норма – ограничение свободы в виде домашнего ареста, фактически.

Судам нужно будет сейчас, после принятия этого проекта четко квалифицировать преступление – есть необходимость человека арестовывать или нет. Они вынуждены выносить судебное решение, связанное с ограничением свободы. У них появляется дополнительное наказание, связанное с ограничением свободы, фактически, в виде домашнего ареста.

Вносится изменение для 90 статей. По этим статьям теперь есть возможность осуждать человека на ограничение свободы. Например, такие меры, как не выходить из дома в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования. Не выходить за пределы территории. Не посещать проведение массовых мероприятий, и так далее. Появляется альтернативный метод наказания.

Контролировать – специальные будут созданы подразделения, которые будут заниматься контролем. Сейчас более четко, раньше они говорили – ограничение свободы через арест. А с учетом того, что арестных домов не было создано, они применять это не могли. Сейчас это отдельный вид наказания, как ограничение свободы. Фактически вводится такое понятие как домашний арест, [но] называться будет ограничение свободы.

Законопроект сложный, поправки непростые, поэтому он пролежал целый год. В том числе эта поправка наша, о которой я говорил, «казнить нельзя помиловать», она четче все прописывает. Большой законопроект. Например, статья 232 абзац второй части первой [Уголовного кодекса]: дополняем «с ограничением свободы на срок до 1 года либо без такового». Абзац второй – ограничение свободы на срок до 2 лет либо без такового. Теперь эта норма звучит в 90 статьях.

2009-06-30
«Мобильный интернет растет, а не падает»
о мобильном интернете:

По опыту «Мегафон-Москва» могу сказать, что радикальных изменений в потреблении услуг мобильной связи, в сравнении с прошлым годом, мы не наблюдаем. В отношении мобильного интернета могу отметить рост потребления услуги, а не падение. В прошлом году в Москве через нас прошло 200 терабайт информации, а в этом году будет раза в полтора больше: 200 терабайт у нас уже есть, и мы прогнозируем к концу года примерно 350. Хотя, возможно, Москва – все-таки не самый показательный регион для России.

В прошлом году случалось, что сотовые операторы следовали некоторым веяниям времени, например, были вынуждены реагировать ценами на изменения тарифов на межгород. Но если сравнить изменение цен на мобильную связь, и, скажем, на ЖКХ, то по индексу привлекательности мобильная связь все равно будет на одном из первых мест.

2009-06-30
«Проблема «растаможки» телефонов будет сохраняться две – три недели»
о причинах повышенной подозрительности таможенников к мобильным телефонам:

ФТС сейчас откатилась к режиму, который был неделю назад. Правда, проблемы будут сохраняться еще две – три недели, пока таможенники проверят телефоны, отправленные на досмотр в течение последних нескольких дней, [когда действовало постановление].

Система управления рисками существовала всегда, просто неделю назад была добавлена инструкция, предписывающая проверку всех мобильных телефонов. Зачем таможенники это сделали, никто не знает, в том числе и они сами.

2009-06-30
«Норма о домашнем аресте не применялась»
о домашнем аресте:

Вопросы применения Уголовно-исполнительного кодекса очень актуальны. Немало граждан находится в местах заключения за преступления незначительные, и суды выносят решения, чаще связанные с лишением свободы. Другие формы [наказания], предусмотренные Уголовным кодексом, мало используются. Статья [о домашнем аресте] в УК есть, но практически не применялась.

2009-06-30
«У нас некоторые виды наказания не применялись просто потому, что нет условий»
о законе о домашнем аресте:

В законодательстве не было этого пробела. Мера пресечения существовала и ранее, однако такой практики просто не было. Это был «мертвый» закон. Суды применяли в основном две меры пресечения – подписка о невыезде или заключение под стражу. Не применялся или крайне редко применялся денежный залог. Помню, за какую-то мелкую кражу клиент предлагал 1,5 млн рублей и суд оставил его под стражей.

Сейчас ставится вопрос в отношении домашнего ареста. Весь вопрос упирался в то, как проследить за этим злодеем, куда он ходит и что он делает. Милиционера не поставишь, чтобы он следил за злодеем, куда ходит, курит ли марихуану, общается ли с друзьями. В связи с тем, что сейчас приобретают электронные браслеты, которые отслеживаются со спутника, и Евросоюз предложил несколько тысяч браслетов таких для России, проект реанимировали.

В домашнем аресте есть и положительные и отрицательные моменты. Положительный – что тюремные застенки освободятся. Так [осужденный] будет находиться дома. С другой стороны, это тоже суровая мера. Представьте себе, под домашним арестом полгода и из дома не выходить. Там прописывается не по району. Насколько я знаю, там запрещено, к примеру, связываться по телефону, по мобильному. Это отследить сложно, но если органы захотят – то можно. Но если нарушил условия домашнего ареста, к тебе будут принимать конкретные ограничительные меры. И тогда если он нарушил, уже изменят меру пресечения на содержание под стражей.

Конечно, там разные меры, наверное, в магазин можно будет выходить, а то он просто с голоду умрет. Но если есть семья, то могут запретить и это. Но в любом случае дома лучше, чем в следственном изоляторе. И государство, думаю, задумалось о том, что зачем тратить деньги на содержание, когда можно довольно экономично наказать человека. Деньги немалые идут на содержание охраны.

Такая практика гораздо шире за границей применяется. Как наказание – тоже. У нас сейчас стали применять в колониях электронные браслеты. Допустим, в колониях-поселениях активно применяется. Человек живет за территорией колонии, и его путь отслеживается в любой момент, контролер может посмотреть, не нарушает ли он условия содержания. У нас некоторые виды наказания не применялись просто потому, что нет условий.

2009-06-30
«Браслеты гораздо выгоднее содержания заключенного в тюрьме»
о поправках по введению ограничения свободы и об электронных браслетах:

У нас 220 браслетов, созданных за счет иностранных фирм. Проект уже используется. Россияне тоже умеют делать, производители есть. Просто там грант был выделен Евросоюзом, там и закупалось. Мы тоже будем, в Госдуме лежит законопроект об ограничении свободы. Там заложено применение. Есть три вида контроля: GPS-контроль, радиоконтроль и комбинированный. Никто не скажет, сколько это стоит, они в совокупности со всем оборудованием стоили 0,5 млн евро. Это с оборудованием, не считайте конкретно каждый. Он сам по себе стоит копейки. Это программное обслуживание, работа, оборудование, где будет сидеть оператор. Браслет стоит недорого, но он без остального действовать не будет.

Там нет домашнего ареста в законе, там ограничение свободы. Это две большие разницы. У нас арест предусмотрен уголовно-исполнительным правом, давным-давно, который не применяется. С 1994 года, когда Уголовно-исполнительный кодекс поменялся, там был предусмотрен арест. Это уже интерпретация – домашний арест и так далее. Как такового домашнего ареста в России просто не применяется. У нас есть ограничение свободы, которые будет возложено на уголовно-исполнительную инспекцию ФСИН. Будет ли усиление ФСИН – будет уже рассматриваться и прорабатываться.

Там могут применяться и электронные браслеты, и визуальный контроль, будут инспектора выезжать и так далее. Но это не означает, что он будет всегда выезжать. Это может быть проверка по телефону. Здесь различные технические средства. Приставлять к каждому инспектора не будут никогда, этого нет даже в Европе. Там в одних странах осуществляется [контроль] с помощью электронного мониторинга, в других – они ходят в службу апробации. Везде по-разному. Все зависит от страны, социальных и финансовых структур. В каждой стране все индивидуально.

Насколько реалистично ввести к 2010 году? Вполне реально. Экономику просчитать просто. Посчитайте содержание человека в учреждении: если он украл на 400 рублей, а на него будет тратиться 30 000 в год. В случае с браслетами вопрос в другом. Тут экономия и в другом. Когда человек попадает за решетку, он может лишиться социальных связей. И человек, выйдя на свободу, не знает куда деваться. Он может опять совершить преступление. Рецидив есть. Если [это] тот же самый бомж, ему делать нечего, и он будет спать на путях и совершать постоянно преступления – экономически это выгодно? Выгодней, чтобы в него вложили какие-то деньги, чтобы он не совершал преступления. Вопрос стоит в неотвратимости наказания. Чтобы если он совершил наказание, он [был] под контролем. Не в том, что его убивают, а чтобы он понимал, что если он совершил противоправное действие, он будет наказан. Или штраф, или ограничение свободы, или за решетку. Вопрос в неотвратимости. Если брать те же браслеты, это один из видов контроля.

Снять браслет можно – перерезать и все, пожалуйста. У него выбор: или он будет с семьей и детьми, или он будет в колонии. Если есть умысел, здесь все понятно: будет ходатайство об изменении меры пресечения. Браслет обходится намного дешевле 30 000 в год. Он может быть дорогой в начале проекта, но он самоокупаемый. Если, к примеру, вы будете делать два – три браслета, они не выгодны. А если вы будете делать их много, под оборудование, это выгодно.

2009-06-30
«Сомнительно, чтобы вырос «серый» импорт телефонов»
о том, почему «серый» импорт должен оставаться на минимальном уровне даже во время кризиса:

Изначально таможня осуществляла выборочную проверку поставок, основанную на системе управления рисками, однако неделю назад она была отменена специальным постановлением, которое предписывало проверку всех ввозимых телефонов. Сейчас эту систему отменили, насколько я знаю, должны проверяться около 20% всех ввозимых телефонов.

Точных данных по «серому» импорту у меня нет, но очень сомнительно, чтобы он вырос. На данный момент ввоз мобильных – это, наверное, самый «белый» импорт, и если бы здесь начались какие-то изменения, об этом стало бы известно рынку. К тому же сейчас импортом занимаются крупные международные компании с мировыми брендами, для них «серый» импорт – это огромный удар по репутации. Схемы импорта в последнее время, насколько мне известно, не менялись.

2009-06-30
«Не могут становиться ответственными — пусть отваливают»
о налогах:

Мы сейчас будем работать с юристами, как создать краткосрочную основу промполитики, чтоб не зависеть каждый год от устремлений лоббистских групп. Нам нужно научиться это синхронизировать с трехлетней финансовой политикой. Мы сами, к сожалению, не можем использовать налоговую политику, только в диалоге Минфину можем выдвигать аргументы. К примеру, надо разрешить всем предприятиям легпрома перейти на единый налог, на упрощенную схему, потому что сейчас, независимо от размера и доли рынка, любое предприятие легпрома является малым. Надо стимулировать модернизацию основных фондов, потому что они изношены очень. Надо сделать так, чтоб тот, кто не обновляет второй год, платил больше. Нужна селективная политика – не всем снижать налоги.

о промышленной политике:

У закона о промполитике сложная история. Его разрабатывали в разных комитетах парламента и так далее, но потом на него все ведомства, отвечающие за промышленность, дали отрицательное заключение. Качество законов таково, что проще не создавать новые законы, а искать в действующем законодательстве такие болевые точки, на которые можно воздействовать.

Надо разобраться со списком системообразующих предприятий, которые, как показала практика, не способны заполнить весь перечень документов без опасений того, что что-то о себе нам расскажут.

Подход того слоя наших собственников, который доминировал в течение последних лет, ответственным не назовешь. Они готовы избавиться от собственности. А мы считаем, что ответственность собственника за перепрофилирование производства в моногородах, которые они купили недорого, лежит на них. «Отмороженные» должны становиться ответственными. Не могут становиться ответственными – пусть отваливают.

2009-06-30
«Внутрироссийские» заявления ЦБ мало кого интересуют»
о практике комментариев ЦБ при изменении ставки:

Комментарии ЦБ, сопровождающие решение по ставке, вряд ли будут оказывать на рынок столь же сильное влияние, как и аналогичные комментарии ФРС. Наиболее сильный эффект мы, пожалуй, сможем увидеть только на валютном рынке, да и то, если заявления Центробанка будут касаться каких то значимых для глобального рынка событий – операций с основными резервными валютами, золотом и пр. Заявления, не выходящие за рамки внутренней стратегии – мало кого заинтересуют. Также эти комментарии не будут оказывать никакого влияния и на российский фондовый рынок.


2009-06-30
«Внутрироссийские» заявления ЦБ мало кого интересуют

о практике комментариев ЦБ при изменении ставки:


Комментарии ЦБ, сопровождающие решение по ставке, вряд ли будут оказывать на рынок столь же сильное влияние, как и аналогичные комментарии ФРС. Наиболее сильный эффект мы, пожалуй, сможем увидеть только на валютном рынке, да и то, если заявления Центробанка будут касаться каких то значимых для глобального рынка событий – операций с основными резервными валютами, золотом и пр. Заявления, не выходящие за рамки внутренней стратегии – мало кого заинтересуют. Также эти комментарии не будут оказывать никакого влияния и на российский фондовый рынок.

2009-06-30
«Сценарий лета – «болтанка»
о стратегии торговли акциями «Газпрома»:

Такая стратегия означает позитивный взгляд на акции «Газпрома», она рассчитана на рост акций. Однако сценарий лета, скорее всего, это не рост, а «болтанка». В такой ситуации лучше я бы купил широкий стрэнгл и его бы выравнивал. 

2009-06-30
«Не время для дополнительных сервисов»
о сокращении расходов на ШПД:

Думаю, основными услугами в наше время стали базовые, а именно собственно доступ к интернету. Вероятно, сейчас можно было бы отследить тенденцию, по которой население стало больше проводить времени в Сети, но что касается дополнительных сервисов – платного телевидения, видео по запросу, платного софта – спрос на них должен падать: не то время.

Последнее исследование мы проводили в конце прошлого года, и, по нашим данным, в течение 2008 г. в целом по России ARPU провайдеров падал с 360 до 340 руб. Правда, это не было вызвано кризисом: просто в регионах стоимость ШПД была существенно выше, чем в Москве, и провайдерам было, куда падать. Тарифы в регионах падали с 1500 руб. до 500 – 700 руб.

2009-06-30
«Мы предлагаем покупать опцион колл на акции «Газпрома»
о стратегии торговли акциями «Газпрома»:

Мы считаем, что после значительной коррекции прошедшей недели до текущего уровня 157 руб. за акцию, стоимости акций Газпрома обладают почти 50-процентным потенциалом роста. В связи с этим мы рекомендуем покупать стратегию замещения базового актива, состоящую из покупки колл опциона вне денег со страйком 105% от текущей цены актива, и продавать пут опцион вне денег со страйком 85% от текущей цены. Эта стратегия позволяет участвовать в росте выше уровня страйка длинного колл опциона. При этом в диапазоне между страйками стратегия не приносит убытка, обеспечивая своеобразную «зону спокойствия», где стоимость стратегии не будет меняться, то есть инвестор будет защищен от краткосрочных колебаний рынка.

Риски стратегии возникают в том случае, если цена акции опустится ниже, чем 85% от текущей цены (около 130 руб. за акцию). В этом случае инвестор будет нести убытки, как будто он приобрел акцию от уровня нижнего страйка, входящего в стратегию, поскольку короткий пут опцион является обязательством приобрести акцию по заданной цене, а снижение цены ниже уровня страйка, приведет к тому, что пут опцион выйдет в деньги и будет исполнен.

Так же стратегия выиграет от роста волатильности, которая сейчас находится на самом низком за последние шесть месяцев уровне: чем больше будет волатильность в акциях «Газпрома» в будущем, тем дороже можно будет продать эту стратегию завтра.

2009-06-30
«Доверие позволит ЦБ управлять ожиданиями»
о практике комментариев ЦБ при изменении ставки рефинансирования:

Банк России планирует ввести в практику комментарии при изменении ставки рефинансирования, так, как это делают центробанки других стран. Это позволит добиться ясности и прозрачности политики ЦБ для инвесторов. Прозрачность ведет к доверию, а доверие это то, что позволяет управлять ожиданиями. О сроках что-то сказать пока сложно, мы в настоящее время изучаем опыт ЕЦБ, ФРС, Банка Англии для того, чтобы понять, какой формат публикации комментариев для нас будет наиболее приемлем. Возможно, что со временем будут публиковаться и протоколы заседания, но это уже – следующий этап, который пока не обсуждается.

2009-06-30
«Упрощенный порядок не прекращает действовать в целом»
О прекращении упрощенного порядка получения гражданства для граждан СНГ:

Необходимо уточнить, что упрощенный порядок не прекращает действовать в целом. 14 статья Федерального закона [«О гражданстве РФ»] действует, и ряд категорий граждан может и дальше в упрощенном порядке получать российское гражданство. В их числе те, кто имеет хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ, лица, которые проживают на территории бывшего СССР, но не получили гражданства других государств, ряд других граждан, которые попадают под программу переселения соотечественников. Прекращает действовать 4 пункт статьи 14. Это была временная норма, которая несколько раз продлевалась, она рассчитана на иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию РФ из стран СНГ, имевших гражданство СССР. Они должны были получить постоянную регистрацию на территории РФ по состоянию на 1 июля 2002 года либо иметь разрешение на временное проживание. Сначала мера действовала до 1 января 2006 года, а затем продлевалась. Поэтому нельзя сказать, что с 1 июля прекращает действовать упрощенный порядок в целом.

Необходимо сказать, что в процентном соотношении по пункту 4 статьи 14 [гражданство] получали порядка 60% от общего числа. За весь период действия федерального закона с 2003 года всего приобрело гражданство 2 138 872 человека, а по 4 пункту статьи 14 – 1 317 185. Но иногда было проще подавать документы на получение гражданства по пункту 4, так как при получении права на временное проживание сразу можно было рассчитывать на получение гражданства.

Все, кто хотел воспользоваться правом получения гражданства в упрощенном порядке (по пункту 4), уже воспользовались им. А те, кто вновь приезжает и желает стать гражданином Российской Федерации, должны, как говорят наши политики, интегрироваться в наше общество, понять наши законы, нравы, культуру и после этого претендовать на получение гражданства.

2009-06-30
«Нефть должна упасть до 20 долларов, чтобы доллар поднялся до 40 рублей»
О негативном:

Развиваться можно при любой цене нефти, и это многие государства показали. И Россия росла в 1999 – 2003 при цене нефти в 20 за баррель, когда казалось что это много. В итоге бума 2006 – 2007 года мы привыкли к тому, что розничный товарооборот растет на 15 – 17% в год, и рост зарплаты – это норма, забывая о производительности труда.

В прошлом году производство авто составляло примерно 130 000 штук в месяц, например. Это во многом определялось легким кредитованием. Этот перегрев сменился чрезмерно резким спадом. Он вызван неопределенностью относительно будущего и накопленными запасами. За первые пять месяцев производство автомобилей было порядка 48 000 в месяц. В 1994 году был самый плохой год – 80 000 авто в месяц.

Я говорю об автомобилях, но это справедливо для многих товаров. Самый глубокий спад наблюдается в тех отраслях, которые росли за счет кредитов. Они сейчас тянут за собой остальное.

О позитивном:

Сейчас у России есть шанс показать чуть лучшую динамику, потому что сейчас мы видим торможение падения. Признаки – определенные финансовые показатели. Май был первым месяцем, когда динамика денежной массы была статистически значимой. Май показал снова востребованность рубля. В июне денежная база выросла за 3 недели на 4%. Это означает расширение кредитования, чему способствует снижение инфляции. Поэтому сейчас если даже объемы чуть-чуть вырастут, то это покажет очень большой рост.

Еще надо смотреть на накопленную инфляцию. Она упала ниже 1% в месяц последнее время. В июне может, будет 0,5 – 0,6%. Это соответствует скользящему среднему за год 8%. По итогам года за счет первых месяцев инфляция, скорее всего, превысит 10%. В общем, если тенденции продолжатся, то экономика потихоньку найдет более умеренную траекторию развития.

О будущем:

По моим прикидкам нефть должна упасть до 20 долларов, чтобы доллар поднялся до 40 рублей. Ну, или бюджетный дефицит должен быть нереальным. Экономике нужен более слабый рубль. Если мы хотим одновременно производить «Жигули» и сами ездить на «Мерседесах», то так долго не получится.

Сейчас перед банками выбор – дать кредит под 20% с риском невозврата или положить их на 8% на месяц в ЦБ. Они сейчас второй вариант выбирают. Если ЦБ снизит ставку по депозитам, то политика банков может измениться. Но в любом случае к концу года я не жду снижения ставки в среднем ниже 15 – 16%.

2009-06-30
«Вы создали такую систему, которой нигде в мире нет»
выступление на круглом столе «Борьба с административными барьерами: мы победим?»:

Сегодня затрагивается такая тема, которая касается деятельности не только контролирующих, но и правоохранительных органов. В частности, такая сфера как осуществление правоохранительными органами под видом различного рода оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности незаконного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. Вот как раз те ситуации, когда под видом оперативно-розыскного мероприятия изымаются документы, на грузовиках вывозятся, длительное время лежат в помещении органов внутренних дел. Хотя у нас был принят федеральный закон, который ограничивает непроцессуальные полномочия органов внутренних дел по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Мы проанализировали, каким образом эти положения реализуются, и обнаружили, что здесь регулирование недостаточно жесткое, потому что такого рода законы должны быть написаны четко и ясно и не оставлять сомнений ни у тех, в отношение кого проводятся подобные мероприятия, ни у самих сотрудников. А у нас не только сотрудники, но и сами прокуроры задают вопросы. Поэтому в этом направлении мы тоже свои предложения вносим.

Есть еще одна сфера, где мы также имеем дело с грубейшими нарушениями закона – сфера уголовно-процессуальная, расследование преступлений по уголовным делам. Здесь, надо прямо сказать, уважаемые депутаты, в ФЗ от 5 июня 2007 года №87 вы создали такую систему, которой нигде в мире нет. Теперь по сути дела жаловаться на действия следователя можно руководителю следственного органа, его непосредственному начальнику, с согласия которого все это и делалось. Поэтому мы настойчиво продолжаем вносить свои предложения на тот счет, чтобы здесь были приняты соответствующие решения. В частности, требование прокурора об устранении нарушения закона – когда речь идет о нарушениях прав физических и юрлиц – должно быть обязательным для следователя. А не документом, который можно рассмотреть и либо согласиться, либо просто направить прокурору информацию с подписью «мы с вами не согласны».

2009-06-30
«Естественно, что за это время они пытаются обеспечить себя»
выступление на круглом столе «Борьба с административными барьерами: мы победим?»:

Депутаты Госдумы – это достаточно специфическая категория людей. Вы возьмите 450 резюме, я думаю, что 1/3 резюме – это люди, которые занимаются бизнесом и в той или иной форме продолжают им заниматься. Поэтому мы абсолютно открыты.

Кроме того, мне кажется, что государственная служба в РФ недозащищена. У нас большое количество людей на уровне руководства, которые заключают договора с подчиненными людьми на срок полномочий. Я знаю одного руководителя субъекта [Российской Федерации], который заключил договора на срок своих полномочий, а его подчиненные заключили договора с госслужбой на срок его полномочий. Поэтому естественно, что за это время они пытаются обеспечить себя.

2009-06-30
«Российская экономика как «Титаник»»
о негативных факторах:

Какие факторы негативные на ближайшее время? В первую очередь, сжимающийся спрос. Наша экономика росла на потребительском буме, что обеспечивалось высокими нефтяными ценами. По инерции это продолжалось. В январе оборот розничной торговли еще рос. Тратились излишки. Кому-то казалось, что это ненадолго. Второй негативный фактор – отрицательная динамика инвестиций в основной капитал. Связь между инвестициями и ростом экономики жесточайшая. Мы проводили исследования.

В антикризисной программе тезис о стимулирования внутреннего спроса остался тезисом. В программе, утвержденной 19 июня указано, что уже с 1 мая будет действовать новый порядок проверки юрлиц. Это яркий показатель: документ не был даже вычитан. И это висит на официальном сайте правительства.

о будущем:

Российская экономика – как «Титаник». Айсберг уже виден, но чтобы вы ни сделали, инерция так велика, что свернуть нельзя. Отрицательная инерция нашей экономики очень велика. Поэтому наш прогноз – минус 10 – 15% ВВП по итогам года.

С высокой вероятностью вторая девальвационная волна будет. Уровень цен на нефть не отвечает тому уровню, который должен быть. Спрос на нефть снижается, вчера МЭА это подтвердило. Объяснение происходящему сейчас одно – спекулятивный рост. Считаю, что ситуация с конца лета или начала сентября повторит то, что было в прошлом году. Мы можем до 40 рублей за доллар иметь к концу года.

2009-06-30
«Административные барьеры стали, как домашние тапочки»
выступление на круглом столе «Борьба с административными барьерами: мы победим?»:

Курс на устранение административных барьеров взят уже очень давно, сколько я работаю в консалтинге, столько мы об этом и говорим. Даже сам по себе термин «административные барьеры» приобрел какую-то удобную, комфортную форму, как домашние тапочки. Исходя из своего опыта, я выделила самостоятельный административный барьер, который назвала «некорректное применение правовых норм контролирующими органами».

Каковы бы ни были нормы права, в сфере административного регулирования решающую роль играет их применение, а не нормы права. Клиентов штрафуют сразу при первом же визите по максимальной санкции, для наложения административного наказания выбираются компании по принципу их платежеспособности, а не те, кто реально нарушают общественный порядок. Санкции не соотносятся с тем вредом, который причиняет нарушитель. Очень много примеров деятельности административно-технической инспекции: штрафы за отсутствие плакатов о поздравлении с праздником, штрафы за отбитый кафель на ступеньках, неубранные газоны. Их выносят сразу без предупреждения, а обжаловать их в суде нет смысла.

2009-06-30
«Открытый рынок труда возможен, и к нему надо стремиться»
о предложении привязать миграционные квоты к конкретным предприятиям:

Рабочая сила из стран СНГ квотируется. Главная проблема заключается в том, что предприятие, которое заявило о потребности в иностранной рабочей силе и по заявке которого формируется квота, не обязательно получит работников. Иностранцы, получив разрешение на осуществление трудовой деятельности в миграционной службе, часто уходят работать к предпринимателям, которые не подавали заявку на привлечение работников из стран СНГ. В этом плане желание связать предприятия и квоты, или, иначе говоря, спрос и предложение на труд иностранных рабочих, обосновано. В нынешних условиях мигранты действительно должны работать на тех предприятиях, которые открыли им возможность приехать в Россию. С разных точек зрения лучше, когда мигранты, которые приезжают из стран СНГ, примерно знают, где именно они будут работать, а не будут искать работу по приезду в РФ с помощью теневых структур или местных диаспор.

Однако следует отметить, что целесообразность использования квот с существующим порядком их формирования вызывает сомнения. Фактически процедура принятия квот и ее утверждение – это дополнительные бюрократические процедуры, затрудняющие взаимодействие работодателя и работника. Менять квоты на рабочие визы нецелесообразно. Во-первых, это приведет к резкому удорожанию рабочей силы, во-вторых, к увеличению незаконной миграции, в-третьих, к нежелательным внешнеполитическим последствиям, т.е. отношениям между странами СНГ. В настоящее время у нас с большинством стран Содружества – безвизовое пространство. Получение визы всегда связано с временными и финансовыми издержками. Когда в страну ежегодно приезжает несколько миллионов человек, консульские отделы просто утонут в работе.

Но менять существующую систему квот, вообще, необходимо, потому что она не работает. Предприятия не получают ту рабочую силу, на которую подают заявки. Кроме того, до сих пор не решена проблема значительной части трудовых мигрантов, которые работают у физических лиц. Ведь та квота, которая устанавливается сейчас, не удовлетворяет реальную потребность в иностранной рабочей силе на российском рынке труда.

С моей точки зрения, отмена квот помогла бы решить существующие противоречия. Работодатель и работник могут и должны непосредственно договариваться друг с другом. Для этого между Россией и странами СНГ должен быть открытый рынок труда. Конечно, предприятиям следует расширить практику найма рабочей силы в странах происхождения мигрантов. Конечно, здесь между работодателем и работником должны быть посредники, которые выполняют функции по найму и предоставлению информации о вакансиях и работниках. Например, российские службы занятости, которые могли бы выполнять аналогичные функции по найму в странах СНГ, и частные агентства занятости.

Открытый рынок труда возможен, и к нему надо стремиться. Но сначала нужны некоторые преобразования. Так в постсоветский период разрыв между республиками по экономическим и социальным характеристикам населения увеличился. Это видно по тем мигрантам, которые приезжают в Россию: они хуже знают язык, обладают более низкой квалификацией и уровнем образования, чем те мигранты, которые приезжали в Россию после развал СССР в 1990-е гг. Причем все эти характеристики ухудшаются год от года. Так что прежде, чем открывать рынок, надо приостановить эти негативные тенденции.

Предпосылок для его создания с каждым годом все больше и больше. Во-первых, безвизовый режим пересечения границы между странами СНГ и реальный многомиллионный миграционный обмен работниками, который, к сожалению, в большинстве случаев приобретает незаконную форму.

Во-вторых, отечественный рынок труда вряд ли сможет обойтись без иностранной рабочей силы. В ближайшей перспективе ежегодно число трудоспособного населения будет сокращаться на миллион человек. До 2025 года число лиц «рабочего» возраста сократится на 14 – 15 млн, как минимум. При этом значительная часть россиян не хотят работать в ряде отраслей экономики с тяжелыми условиями или не престижным характером труда.

Кстати, мы можем использовать международный опыт. Так Евросоюз, после вхождения в него стран Восточной Европы, установил своего рода «карантинный период» для национальных рынков труда: в течение нескольких лет выходцы из Польши или Венгрии не могли свободно работать в Германии, Дании, Швеции. В течение этого периода население стран Восточной Европы должно было подготовиться к выходу на рынки труда стран Западной Европы.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное