Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

«У нас есть данные о том, что уголь поставляется на экспорт по заниженным ценам, отличающимся от мировых на 30 – 50%"


     slon.ru
2009-07-07
«У нас есть данные о том, что уголь поставляется на экспорт по заниженным ценам, отличающимся от мировых на 30 – 50%"
о проверке экспорта угля:

Проверка организации таможенного контроля при перемещении через границу России угля и угольной продукции была плановой. Она проводилась с начала февраля по конец мая текущего года, при этом анализировались материалы, предоставленные Кемеровской таможней. Основной целью было определить правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налоговых и таможенных платежей в 2008 году и истекшем периоде 2009 года.

Мы установили, что более 80% объема экспорта угля осуществляется через контрагентов в таких странах, как Кипр, Швейцария, Люксембург, Британские Виргинские острова. Ведение внешнеэкономической деятельности через посредников, зарегистрированных в юрисдикциях с льготным налогообложением, законодательно разрешено. И мне сложно сказать, получат ли развитие материалы проверки. Но задуматься есть над чем.

У нас есть данные, свидетельствующие о том, что уголь поставляется на экспорт по заниженным ценам, отличающимся от мировых на 30 – 50%. Я не буду называть компании, но приведу такой пример. Один российский производитель заключил экспортные договоры примерно в один и тот же период времени на одну и ту же марку угля по прямому контракту с итальянской компанией по цене $71 – 141 за тонну, а по контрактам через контрагента в офшорной зоне – по цене $19 – 23 за тонну.

2009-07-07
«Не стоит ожидать, что налоговики будут цепляться к каким-либо компаниям»
о проверке угольщиков Счетной палатой:

Результаты проверок Счетной палаты для Федеральной налоговой службы – не подзатыльник. Другими словами, не стоит ожидать, что теперь налоговики будут цепляться к каким-либо компаниям. Налоговая служба и без того пристально следит абсолютно за всеми сделками, которые имеют отношение к экспорту капитала из России в любую страну. Особенно, если речь о компаниях – представителях офшорных юрисдикций. Там, где есть хоть какая-нибудь возможность доначислить налоги, ФНС доначисляет.

В отношении данной проверки предположу, что Счетная палата сгустила краски. Например, аудиторы пришли к выводу, что продажа на экспорт производится по чрезмерно заниженным ценам. И далее приводится информация, что таможенники не имеют возможностей проверить, какого качества уголь. Велика вероятность, что аудиторы для сравнения брали средние цены на мировом рынке, причем на уголь более дорогих марок, чем производится в России. Разумеется, в данном случае показатели будут разниться значительно. Хотя, наверняка, какие-то экспортеры действительно внаглую играют с ценами.

Стоит добавить, что иногда почему-то у нас в России офшорами называют все юрисдикции, где ставки налогов меньше, чем в нашей стране. Например, в отношении «Мечела» офшором называли Швейцарию. На самом деле, это не офшор, там не нулевое налогообложение, как на некоторых островах в Океании. А вот Счетная палата, заметив контрагента, зарегистрированного в Швейцарии, скорее всего, реагирует на ставки в 11%, которые вдвое меньше российских, и тут же делает громкие выводы.

2009-07-07
«Все торговые операции по углю происходят в соответствии с налоговым кодексом и законодательством России»
о проверке угольщиков Счетной палатой:

Регулярно появляется информация о проверках офшорных контрагентов экспортеров угля. К нам возможные подобные претензии не имеют никакого отношения по одной простой причине: все компании, имеющие отношение к торговле углем нашей компании, зарегистрированы в России в Кемеровской области, и все торговые операции по углю происходят в соответствии с налоговым кодексом и законодательством Российской Федерации. И налоги мы платим внутри России. Мы находимся под очень пристальным вниманием, в том числе и потому, что являемся компанией системообразующей.

 


2009-07-07
«В прошлом году обещали «докторов» направить «Мечелу», но ведь так и не направили»
о проверке угольщиков Счетной палатой:

Я не знаком детально с материалами проверки Счетной палаты, но думаю, что вряд ли по ее итогам к кому-либо пошлют «докторов». В прошлом году обещали направить «Мечелу», но ведь так и не направили. Вместе с тем, проблема экспорта по заниженным ценам через контрагентов в офшорах действительно существует. Она была очевидна и раньше. Например, два года назад российские производители экспортировали 75 млн тонн угля, 18 млн тонн ушло кипрским покупателям, 2,5 млн – компаниям, зарегистрированным в Лихтенштейне. Сегодняшнее внимание к угольщикам может быть связано с тем, что более остро стоит вопрос наполняемости бюджета.

Маловероятно, что аудиторы обнаружили множество примеров существенного занижения цен на 30 – 50%. Смотрите сами. Цена экспортируемого угля формируется из цены производителя (она, как правило, составляет $20 – 25 за тонну), расходов на железнодорожную транспортировку (могут превышать 60% в стоимости продукта, тарифы для кузбасских компаний находятся на уровне $35 – 40 за тонну), расходов на перевалку в порту ($6 – 11 за тонну) и фрахта ($8 – 10 за тонну). При этом сегодняшние спотовые цены на мировом рынке составляют примерно $70 за тонну. Посчитайте, и увидите, что 50-процентное занижение цен российскими поставщиками маловероятно. Это сегодняшнее положение дел. Вместе с тем, прошлогодние контракты, особенно долгосрочные, стоили дороже.

2009-07-07
«Долги «Красэйр» консолидировала авиакомпания «Атлант-Союз»
о банкротстве «Красноярских авиалиний»:

Когда мы подавали иск на банкротство «Красноярских авиалиний», мы уже исчерпали все возможные ресурсы давления на компанию: она не платила лизинговые платежи и не возвращала самолеты. 8 месяцев судились – по нашему законодательству дерегистрация самолетов возможна только по решению суда – и только на девятый месяц удалось вернуть машины.

Затем мы продали долги «Красэйра» авиакомпании «Атлант-Союз», они консолидировали довольно крупную часть долгов, с дисконтом, правда. У нас остались какие-то мелкие права, но мы в числе кредиторов присутствуем, скорее, формально. Я думаю, это непростая задача для кредиторов – получить что-то в результате конкурсного производства «Красэйр», потому что у авиакомпании, даже когда она работала, крупных активов не было. Потери кредиторов будут существенные.

2009-07-07
«При плохом стечении обстоятельств будет 2 млн безработных выпускников»
О рынке труда для выпускников вузов:

Выпускники выходят из вуза в июне – начале июля. Большинство из них трудоустраивается сразу. История о том, что сначала мы едем в отпуск, а потом трудоустраиваемся – это не про 2009 год. Сейчас все понимают в условиях кризиса ценность работы и начинают искать ее немедленно, мало того, намного раньше окончания вуза, на последних курсах института.

Первое, что мы видим – мы действительно забили некую тревогу еще в конце апреля о том, что рынок молодых специалистов не ждет. Более того, если по-честному оценивать безработицу среди молодых, то она будет выше. 2 млн – это те, кто придут и зарегистрируются на бирже труда. Очень сложно сейчас оценивать, потому что непонятно, каким будет сентябрь. Есть два прогноза: либо в сентябре мы войдем в новый виток кризиса и количество вакансий снова уменьшится до 17 – 20 тыс., тогда это количество (2 млн безработных) можно будет увеличить на 20 – 30%, либо ситуация не изменится и не будет хуже, чем сейчас, то показатели будут выше процентов на 10 – 15. Я говорила, что при плохом стечении обстоятельств мы будем иметь около 2 млн безработных выпускников вузов, колледжей и школ, которые не собираются продолжать обучение, а ориентированы идти на работу. Причем большая часть этой безработицы будет региональной.

Сейчас мы столкнулись с результатами того, что у нас нет нормальной профориентации у выпускников и нет понимания, какие профессии будут востребованы через три – пять лет. У нас возникают некие моды на профессии, которые зависят от общей ситуации рынке. У нас сейчас выпускается огромное число юристов, экономистов, маркетологов и менеджеров проектов. Закончившим вузы по этим направлениям найти себе работу за приличные деньги будет очень сложно. Это сделать практически невозможно, если люди не устроились на работу заранее, если это не династия. Причем династии – это не всегда плохо, потому что при династическом трудоустройстве люди всегда знают особенности профессии и зачем они туда идут.

Проблем с трудоустройством не будет у тех, кто планировал работать на госслужбе, начиная с милиционеров, военных, архивариусов и т.д. Очень много вакансий подобного рода. У нас не будет проблем в фармацевтике, в области продаж. Будет ли безработица в строительной отрасли и в сфере недвижимости, станет известно в сентябре.

Выпускникам у нас предлагают очень много вакансий, связанных с продажами и обслуживанием населения, начиная с фаст-фуда и заканчивая колл-центрами при больших компаниях. Много вакансий для айтишников, программистов, верстальщиков и дизайнеров. Проблемы с поиском работы в этой сфере возникнут только у интернет-маркетологов и менеджеров.

Сейчас мы можем говорить о том, что найти работу в мае было сложнее, чем сейчас. Рынок кадровый возрождается, за месяц мы увидели у себя на сайте прирост вакансий чуть ли не в два раза. И сейчас трудоустраиваться стало гораздо проще.

Если говорить о маленьких городах, где градообразующие предприятия серьезно пострадали от кризиса, то там работы нет вообще. В больших городах работа есть, но здесь возникает другой вопрос. Год назад выпускник ощущал себя ценностью, был очень разборчив при выборе работы, рассчитывал на зарплату не менее 50 000 руб. Сейчас выпускник потерял свою ценность, потому что он требует после себя проверки выполненной работы, ему необходимы обучение и подготовка. Если к этому моменту выпускник не понял, что его стоимость на рынке уменьшилась, то найти работу будет очень сложно.

2009-07-07
«Размывается сам уведомительный порядок регистрации бизнеса»
об уведомительном порядке регистрации предприятий:

Последнюю внесенную редакцию (проекта постановления правительства об уведомительном порядке регистрации – Slon.ru) я пытался достать, но ее никто не показывает. Видимо, боятся критики. Не знаю, почему такие секреты, наверняка эксперты ничего плохого бы не посоветовали. Но будем надеяться, что наши требования учли. К первой редакции постановления у нас были очень серьезные замечания, оно критики не выдерживало, а по отдельным позициям противоречило закону о госконтроле за юридическими лицами. Там было тринадцать видов деятельности, а перечень конкретных работ должен был определяться правительством. Почему-то постановление правительства перечень услуг сужало, не было позиций, например, «производство одежды из кожи».

В постановлении размывается сам уведомительный порядок регистрации бизнеса. Если по тексту смотреть, в апрельской редакции было требование, помимо прочего, уведомить о наличии зарегистрированной контрольно-кассовой техники. Соответственно, уже это не уведомительный порядок, а регистрировать предварительно надо кассовую технику. Потому в законе четко говорится – предприниматель регистрируется, после этого он попадает в реестр и после этого ничего больше не надо. Думаю, это не специально, просто вписали на всякий случай. Мол, лучше вписать побольше требований.

Вместе с этим проскочило и требование подтверждения того, что в ходе осуществления предпринимательской деятельности не образуются опасные отходы. Там тоже коллизия. Видимо, авторы постановления так глубоко не копнули. Предприниматель не может сам задекларировать, что отходы безопасны. Чтобы это доказать, необходимо подтверждение экспериментальным методом, в соответствии с приказом Минприроды. Понятно, что это уже не малый бизнес, а просто он должен обратиться в экспертную организацию, обычно это лаборатории подведомственные какой-либо из госструктур. Эта ловушка была оставлена в самом законе. В первой редакции была фраза, что не требуются разрешения и согласования от любых органов. А в итоговой версии закона осталась фраза, что не требуется разрешений от органов власти и органов местного самоуправления. Не секрет что большая часть заключений и справок раздается в различных экспертных центрах, лабораториях, других органах, либо аффилированных либо подведомственых органам власти. ФГУ, ФГУПы, которые формально не являются органами власти. Санитарно-гигиеническая экспертиза – саму экспертизу проводит не Роспотребнадзор, а центры гигиены и эпидемиологии.

Практики не сложилось, потому что еще уведомительный порядок не работает, хоть и закон вступил в силу. Но можно предположить, что если вы хотите открыть пункт общественного питания, который попадает под уведомительный порядок, необходимо, чтобы подтвердила соответствие этим требованиям третья сторона – этот центр гигиены и эпидемиологии. По закону это не орган власти, и это не является нарушением требования закона о госконтроле. Можно предположить, но как показывает практика, такие лазейки не по недосмотру оставляются обычно. Это именно коррупционные лазейки. С федеральными органами еще более-менее в порядке, а что в регионах творится, например, с ветеринарным контролем и прочим – это вообще беда.

Один есть пример наглядный. В Татарстане ситуация есть: торговля на продовольственном рынке в продуктовом магазине, и эта вся продукция имеет необходимые гигиенические сертификаты. К предпринимателю два раза в неделю приходят муниципальные контролеры, отбирают продукцию и требуют, чтобы он платил за экспертизу. И при этом они говорят, что на них не распространяются требования о госконтроле, потому что они, мол, не контрольные органы, а оказывают платные услуги по экспертизе. Но никого не волнует, что эта услуга, фактически, навязывается и что это – совмещение властных полномочий и хозяйственных функций. Эта ситуация дошла до суда, и было принято, что органы контроля правы, а предприниматель не прав, и дошли до арбитража федерального органа – и ничего. То есть ситуация складываются так, что эти экспертизы просто выводятся из действия закона о госконтроле. Если они говорят, что это не контрольная процедура, так они и про уведомления то же самое скажут. Уведомил о том, что соответствует, по закону 294-му к нему через 3 года должны прийти с плановой проверкой, а внеплановая – только если причинен ущерб, либо существует угроза и соответствующие основания.

Эта ситуация действительно опасна. Очень сильные опасения относительно того, что уведомительной порядок не будет работать. Наша позиция однозначна – вернуться к прежней формулировке. Написать, что никаких подтверждений о соответствии со стороны любых третьих лиц [не требуется]. Вы сами декларируете и берете на себя ответственность. И точка. Вводить требование того, чтобы подтвердить вашу компетентность со стороны третьего лица – это снова дополнительные издержки, это выхолащивание самой идеи. Но тут вопрос уже не к правительству, а к законодательству. Думаю, что какие-то коррективы будут вноситься в осеннюю сессию, потому что [надо, чтобы] пошла правоприменительная практика.

2009-07-07
«Собственный капитал российских банков снизился»


2009-07-07
«Тенденция к снижению банковского капитала сохранится»
о результатах деятельности российских банков в январе – мае:

Капитал будет снижаться до конца года понемногу каждый месяц. По итогам года ждем отрицательной рентабельности капитала. Даже если банки до конца год будут рекапитализированы за счет госресурсов, тенденция к снижению капитала сохранится. Предоставляемых средств, включая 180 млрд руб., направляемых в капитал ВТБ, 210 млрд руб. по программе выпуска ОФЗ в обмен на привилегированные акции, хватит только на то, чтобы покрыть потребности в увеличении резервов. Ни о какой прибыли речи не идет.

Мы должны увидеть перелом с просрочкой, но пока ни о каком переломе говорить не приходится. Некоторое замедление произошло в апреле – мае, но в абсолютных цифрах проблема все равно громадная. Вряд ли уменьшение темпов роста связано с улучшением макроэкономической среды. Скорее с тем, что банки начинают активно выводить плохие кредиты с балансов в ПИФы, передают дочерним компаниям и коллекторам. Замедление просрочки, которое мы еще увидим в ближайшие месяцы, произойдет за счет перераспределения плохих кредитов в пределах банковских групп.

Это означает, что для регулятора и для рыночных инвесторов становится невозможным оценить реальную угрозу, эффективность работы с проблемными кредитами, размер необходимых резервов и потребность в рекапитализации.

2009-07-06
«Жизнеспособность экономики США очень высока, несмотря на долги»
о потере интереса к долларовым активам:

Доллар в ближайшие годы остается главной мировой валютой. На данный момент 70% всех транзакций в мире осуществляется в долларах. В долларах также номинируются основные товарные активы. Это с одной стороны. С другой стороны, жизнеспособность американской экономики достаточно высока, даже не смотря на все трудности со спадом и дефицитом бюджета. По нашей оценке, на конец года чистый суверенный долг США вырастет до 74% от ВВП. Этот скачок, в основном, обусловлен, серьезными потоками средств, направляемых на рекапитализацию финансовой системы, объем которой достигает порядка 14% от ВВП страны. И надо сказать, что при разумной фискальной политике (а она будет разумной), США справятся с этой задачей. Такая долговая нагрузка – абсолютно нормально, есть страны, где долг достигает и 100% от ВВП, и ничего страшного не происходит.

Тем не менее мы не исключаем возможность некоей диверсификации валют. Вопрос – какие валюты могут претендовать на эту роль в ближайшем будущем. Евро и фунт исчерпали свой потенциал. Юань? Пока экономика Китая достаточно волатильна, не устойчива с точки зрения управления процессами, которые в ней происходят, не содержит необходимых сдержек и противовесов, да и по объему ВВП Китай пока, честно говоря «не вытягивает», не смотря на бурное развитие. Если в совокупной цифре мирового ВВП в 60 трлн долларов доля США – 16 трлн, Европы – примерно столько же, Японии вместе с другими странами АТР – 10 – 15 трлн, то ВВП Китая «весит» всего 2,5 трлн. То есть это – пока не та экономика, на которую можно «опираться» резервной валюте.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное