[pc] Девочка из блокадного Ленинграда
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/21674913.png)
Доброго здоровья всем читающим!
Девочка из блокадного Ленинграда
Девочка из блокадного Ленинграда
Сергей Бондарчук долго сомневался: стоило ли брать балерину Савельеву на
роль Наташи Ростовой. А в итоге его героиня покорила весь мир.
24 января Народная артистка РСФСР Людмила Савельева празднует свой День
рождения. Большинство зрителей помнит ее совсем юной - широкую известность
актрисе
принесла роль Наташи Ростовой в <Войне и мире> Сергея Бондарчука.
Смоктуновский плакал
Американцам тогда всё же удалось обогнать СССР - они сняли свою экранизацию
<Войны и мира> Льва Толстого в 1956-м, а у наших ещё даже сценария готового
не было. Руководство КПСС поставило задачу: <Снять лучше!> Фильм-<реванш>
поручили Сергею Бондарчуку.
Для фильма собрали лучший актёрский состав. Но одной из самых главных
загвоздок стала... Наташа Ростова. Бондарчук никак не мог найти подходящую
актрису.
Пробовал признанных красавиц - и Вертинскую, и Кустинскую, и Фатееву. Всё не
то! И тогда помощница режиссёра предложила посмотреть <одну балерину>. А у
Бондарчука по поводу балетных было стойкое предубеждение: актрисы из них
никудышные, да и балетное искусство он как-то не жаловал. Однако вконец
отчаявшийся
Бондарчук согласился и на балерину. Но, увидев Савельеву возле съёмочного
павильона <Мосфильма>, тут же пожалел об этом. Перед ним стояла маленькая
хрупкая
блондинка, которая ну никак не ассоциировалась с образом Наташи Ростовой. <И
кого вы привели?!> - воскликнул мэтр.
Людмила Савельева, режиссер Сергей Бондарчук, Андрей Семин и Антонина
Шуранова во время подготовки к съемке сцены из художественного фильма <Война
1966 год. Фото: Минев/РИА Новости
Но на пробу Савельеву Бондарчук всё же пропустил. И опять пожалел. Диалог
Наташи с юным кадетом, в котором она, девчонка, пытается предстать роковой
соблазнительницей,
у балерины никак не выходил. Она была уже сама не рада, искала возможность,
как бы повежливее попрощаться - и назад в Ленинград. Тем более что
изначально
особых иллюзий не строила, понимая, что даже внешне не похожа на героиню:
маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у Наташи в романе, а
синие...
Но упрямая помощница всё же уговорила режиссёра дать молодому дарованию ещё
один шанс. Этот шанс Люся уже не упустила. На следующий день ей выдали
<платье
Наташи>, надели на голову парик. Увидев себя в зеркале, Савельева и
внутренне преобразилась. <Я действительно почувствовала себя Наташей
Ростовой!> - вспоминала
актриса. И Бондарчук это преображение разглядел. Последняя её проба была
самой ответственной. Савельевой нужно было сыграть прощальную сцену Наташи и
князя
Андрея, которым был... Иннокентий Смоктуновский. К тому времени
Смоктуновский уже отказался от роли князя Болконского ради роли Гамлета, но
иногда забегал
на съёмочную площадку к Бондарчуку. А тот попросил его выручить - подыграть
в эпизоде... Савельева вспоминала: когда она, глядя в глаза
Болконскому-Смоктуновскому,
произнесла: <Год, неужели целый год?>, - по щеке актёра покатилась слеза. И
она заплакала вслед за ним. Сцена была сыграна на все сто.
Артисты Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой и Василий Лановой в роли
Анатоля Курагина на съемках кинофильма по роману Льва Толстого <Война и
Режиссер Сергей Бондарчук. 1965-1967 годы.
После проб Люся отправилась в родной Ленинград ждать решения
кинематографистов. Через несколько дней принесли телеграмму: <Поздравляем
Наташу!>
<Войну и мир> снимали 5 лет. Первое время Людмила разрывалась между двумя
городами: с балетных спектаклей мчалась на поезд в Москву, с вокзала, не
заезжая
в гостиницу, - на съёмки. Такой график даром не прошёл - актриса несколько
раз падала в обморок прямо на площадке. Возможно, сказалось и голодное
детство
- Люда ведь родилась в блокадном Ленин-граде. Чтобы малышка не умерла от
истощения, её приходилось кормить... столярным клеем. Шоколадку впервые в
жизни
Люда попробовала в 3 года. И попала в больницу с тяжелейшим пищевым
отравлением: её организм просто не умел переваривать такие деликатесы...
Когда обмороки
стали случаться и в репетиционном зале Мариинки, Людмиле пришлось сделать
выбор. Балет остался в прошлом.
Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме <Война и мир>. 1966 год.
Бондарчука часто за глаза называли деспотом, непримиримым, но Людмила
научилась с ним договариваться. Она объяснила мэтру, что репетициями
заниматься не
намерена, так как после нескольких повторений одного и того же у неё,
непрофессиональной актрисы, пропадает естественность. И мэтр даже не
по-спорил. А
на одном из просмотров неожиданно заявил: <А ты, Люсенька, играешь лучше
меня! Поедешь в Италию с отснятым материалом>.
Заграница встретила Людмилу Савельеву с распростёртыми объятиями.
Легендарные Федерико Феллини и Джульетта Мазина выражали ей своё восхищение.
Именно Савельевой
доверили получить главную мировую кинематографическую награду - <Оскар>.
Газеты и журналы выходили с портретом хрупкой русской балерины на обложках.
В
Европе случился настоящий бум - многие мамы называли своих новорождённых
дочек Наташами. Итальянский режиссёр Витторио Де Сика заявил журналистам,
что
хотел бы видеть Савельеву в своей картине <Подсолнухи>. Так русская Людмила
попала на одну съёмочную площадку с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. А
затем
уже со всей съёмочной группой отправилась представлять заморскую картину в
Японию.
IV Международный кинофестиваль. Советские актеры, перед демонстрацией фильма
<Война и мир> в Кремлевском Дворце съездов: Анастасия Вертинская, Сергей
Бондарчук,
Вячеслав Тихонов, Людмила Савельева. 1965 год Фото: РИА Новости / Михаил
Озерский
Семья навсегда
<Война и мир> сыграла решающую роль и в личной жизни Людмилы Савельевой. Во
время съёмок первого бала Наташи Ростовой у неё начался роман с Александром
Збруевым. <Я была влюблена в Сашу ещё с тех пор, как вышел фильм <Мой
младший брат>, - признавалась актриса. Збруев же потерял голову, когда
увидел Людмилу
на <Мосфильме> в гриме Наташи Ростовой. <В Саше всегда было эдакое
мальчишеское озор-ство, чем он меня и покорил, - рассказывала Людмила
Савельева. - Я
же в те времена была совершенно романтичной барышней, которая верила в
сказочную любовь>.
Супруги Людмила Савельева и актер театра имени Ленинского комсомола
Александр Збруев гуляют в сквере около кинотеатра <Россия>. 1966 год. Фото:
РИА Новости
/ Мирослав Муразов
Людмила всегда признавалась, что к быту она совершенно не приспособлена,
порядок наводить любит, но вот готовить совсем не умеет. Хорошо, с мужем
повезло
- он из всех блюд предпочитает картошку с тушёнкой. Збруев никогда не
упрекал жену в отсутствии кулинарного таланта, она же любила мужа таким,
какой он
есть. <Семья для меня стала центром жизни, как у моей Наташи>, - говорила
Савельева.
Но в 1990-х гг. в актёрской среде поползли слухи об измене
advert
Збруева и нарушили семейную идиллию. Первая жена Александра, Валентина
Малявина, заявляла: <Саша - хороший человек, но он запутался в своих
женщинах>...
Говорят, Людмила Савельева узнала о другой женщине - Елене Шаниной, звезде
<Ленкома>, знаменитой Кончите из <Юноны> и <Авось> - тогда, когда та была
уже
беременна от Збруева. Савельева публичных скандалов не уст-раивала -
предпочла сохранить семью. Супруги смогли договориться, но после этой
истории Савельева
не хочет больше ни с кем обсуждать ни свою работу, ни свою жизнь. Внебрачной
дочери Александр не дал свою фамилию - она не Збруева, а Шанина. Сегодня
Савельева
по-прежнему сосредоточена в основном на своей семейной жизни, в кино
соглашается сниматься крайне редко. Когда у неё спрашивают, как Збруев
общается с
другой своей дочерью, Татьяной, Савельева отвечает: <У него одна семья. И
дочь у нас одна - Наташа. Про других я ничего не знаю>...
Оригинал
Аргументы и Факты