Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] Девочка из блокадного Ленинграда

Доброго здоровья всем читающим!

Девочка из блокадного Ленинграда

Девочка из блокадного Ленинграда

Сергей Бондарчук долго сомневался: стоило ли брать балерину Савельеву на
роль Наташи Ростовой. А в итоге его героиня покорила весь мир.

24 января Народная артистка РСФСР Людмила Савельева празднует свой День
рождения. Большинство зрителей помнит ее совсем юной - широкую известность
актрисе

принесла роль Наташи Ростовой в <Войне и мире> Сергея Бондарчука.

Смоктуновский плакал

Американцам тогда всё же удалось обогнать СССР - они сняли свою экранизацию
<Войны и мира> Льва Толстого в 1956-м, а у наших ещё даже сценария готового

не было. Руководство КПСС поставило задачу: <Снять лучше!> Фильм-<реванш>
поручили Сергею Бондарчуку.

Для фильма собрали лучший актёрский состав. Но одной из самых главных
загвоздок стала... Наташа Ростова. Бондарчук никак не мог найти подходящую
актрису.

Пробовал признанных красавиц - и Вертинскую, и Кустинскую, и Фатееву. Всё не
то! И тогда помощница режиссёра предложила посмотреть <одну балерину>. А у

Бондарчука по поводу балетных было стойкое предубеждение: актрисы из них
никудышные, да и балетное искусство он как-то не жаловал. Однако вконец
отчаявшийся

Бондарчук согласился и на балерину. Но, увидев Савельеву возле съёмочного
павильона <Мосфильма>, тут же пожалел об этом. Перед ним стояла маленькая
хрупкая

блондинка, которая ну никак не ассоциировалась с образом Наташи Ростовой. <И
кого вы привели?!> - воскликнул мэтр.

Людмила Савельева, режиссер Сергей Бондарчук, Андрей Семин и Антонина
Шуранова во время подготовки к съемке сцены из художественного фильма <Война

1966 год. Фото: Минев/РИА Новости

Но на пробу Савельеву Бондарчук всё же пропустил. И опять пожалел. Диалог
Наташи с юным кадетом, в котором она, девчонка, пытается предстать роковой
соблазнительницей,

у балерины никак не выходил. Она была уже сама не рада, искала возможность,
как бы повежливее попрощаться - и назад в Ленинград. Тем более что
изначально

особых иллюзий не строила, понимая, что даже внешне не похожа на героиню:
маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у Наташи в романе, а
синие...

Но упрямая помощница всё же уговорила режиссёра дать молодому дарованию ещё
один шанс. Этот шанс Люся уже не упустила. На следующий день ей выдали
<платье

Наташи>, надели на голову парик. Увидев себя в зеркале, Савельева и
внутренне преобразилась. <Я действительно почувствовала себя Наташей
Ростовой!> - вспоминала

актриса. И Бондарчук это преображение разглядел. Последняя её проба была
самой ответственной. Савельевой нужно было сыграть прощальную сцену Наташи и
князя

Андрея, которым был... Иннокентий Смоктуновский. К тому времени
Смоктуновский уже отказался от роли князя Болконского ради роли Гамлета, но
иногда забегал

на съёмочную площадку к Бондарчуку. А тот попросил его выручить - подыграть
в эпизоде... Савельева вспоминала: когда она, глядя в глаза
Болконскому-Смоктуновскому,

произнесла: <Год, неужели целый год?>, - по щеке актёра покатилась слеза. И
она заплакала вслед за ним. Сцена была сыграна на все сто.

Артисты Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой и Василий Лановой в роли
Анатоля Курагина на съемках кинофильма по роману Льва Толстого <Война и

Режиссер Сергей Бондарчук. 1965-1967 годы.

После проб Люся отправилась в родной Ленинград ждать решения
кинематографистов. Через несколько дней принесли телеграмму: <Поздравляем
Наташу!>

<Войну и мир> снимали 5 лет. Первое время Людмила разрывалась между двумя
городами: с балетных спектаклей мчалась на поезд в Москву, с вокзала, не
заезжая

в гостиницу, - на съёмки. Такой график даром не прошёл - актриса несколько
раз падала в обморок прямо на площадке. Возможно, сказалось и голодное
детство

- Люда ведь родилась в блокадном Ленин-граде. Чтобы малышка не умерла от
истощения, её приходилось кормить... столярным клеем. Шоколадку впервые в
жизни

Люда попробовала в 3 года. И попала в больницу с тяжелейшим пищевым
отравлением: её организм просто не умел переваривать такие деликатесы...
Когда обмороки

стали случаться и в репетиционном зале Мариинки, Людмиле пришлось сделать
выбор. Балет остался в прошлом.

Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме <Война и мир>. 1966 год.

Бондарчука часто за глаза называли деспотом, непримиримым, но Людмила
научилась с ним договариваться. Она объяснила мэтру, что репетициями
заниматься не

намерена, так как после нескольких повторений одного и того же у неё,
непрофессиональной актрисы, пропадает естественность. И мэтр даже не
по-спорил. А

на одном из просмотров неожиданно заявил: <А ты, Люсенька, играешь лучше
меня! Поедешь в Италию с отснятым материалом>.

Заграница встретила Людмилу Савельеву с распростёртыми объятиями.
Легендарные Федерико Феллини и Джульетта Мазина выражали ей своё восхищение.
Именно Савельевой

доверили получить главную мировую кинематографическую награду - <Оскар>.
Газеты и журналы выходили с портретом хрупкой русской балерины на обложках.
В

Европе случился настоящий бум - многие мамы называли своих новорождённых
дочек Наташами. Итальянский режиссёр Витторио Де Сика заявил журналистам,
что

хотел бы видеть Савельеву в своей картине <Подсолнухи>. Так русская Людмила
попала на одну съёмочную площадку с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. А
затем

уже со всей съёмочной группой отправилась представлять заморскую картину в
Японию.

IV Международный кинофестиваль. Советские актеры, перед демонстрацией фильма
<Война и мир> в Кремлевском Дворце съездов: Анастасия Вертинская, Сергей
Бондарчук,

Вячеслав Тихонов, Людмила Савельева. 1965 год Фото: РИА Новости / Михаил
Озерский

Семья навсегда

<Война и мир> сыграла решающую роль и в личной жизни Людмилы Савельевой. Во
время съёмок первого бала Наташи Ростовой у неё начался роман с Александром

Збруевым. <Я была влюблена в Сашу ещё с тех пор, как вышел фильм <Мой
младший брат>, - признавалась актриса. Збруев же потерял голову, когда
увидел Людмилу

на <Мосфильме> в гриме Наташи Ростовой. <В Саше всегда было эдакое
мальчишеское озор-ство, чем он меня и покорил, - рассказывала Людмила
Савельева. - Я

же в те времена была совершенно романтичной барышней, которая верила в
сказочную любовь>.

Супруги Людмила Савельева и актер театра имени Ленинского комсомола
Александр Збруев гуляют в сквере около кинотеатра <Россия>. 1966 год. Фото:
РИА Новости

/ Мирослав Муразов

Людмила всегда признавалась, что к быту она совершенно не приспособлена,
порядок наводить любит, но вот готовить совсем не умеет. Хорошо, с мужем
повезло

- он из всех блюд предпочитает картошку с тушёнкой. Збруев никогда не
упрекал жену в отсутствии кулинарного таланта, она же любила мужа таким,
какой он

есть. <Семья для меня стала центром жизни, как у моей Наташи>, - говорила
Савельева.

Но в 1990-х гг. в актёрской среде поползли слухи об измене

advert

Збруева и нарушили семейную идиллию. Первая жена Александра, Валентина
Малявина, заявляла: <Саша - хороший человек, но он запутался в своих
женщинах>...

Говорят, Людмила Савельева узнала о другой женщине - Елене Шаниной, звезде
<Ленкома>, знаменитой Кончите из <Юноны> и <Авось> - тогда, когда та была
уже

беременна от Збруева. Савельева публичных скандалов не уст-раивала -
предпочла сохранить семью. Супруги смогли договориться, но после этой
истории Савельева

не хочет больше ни с кем обсуждать ни свою работу, ни свою жизнь. Внебрачной
дочери Александр не дал свою фамилию - она не Збруева, а Шанина. Сегодня
Савельева

по-прежнему сосредоточена в основном на своей семейной жизни, в кино
соглашается сниматься крайне редко. Когда у неё спрашивают, как Збруев
общается с

другой своей дочерью, Татьяной, Савельева отвечает: <У него одна семья. И
дочь у нас одна - Наташа. Про других я ничего не знаю>...

Оригинал

Аргументы и Факты

Ответить   Thu, 21 Feb 2019 07:51:18 +0600 (#3605713)