Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] Правила воспитания детей от Юлии Гиппенрейтер

Доброго здоровья всем читающим!

Правила воспитания детей от Юлии Гиппенрейтер

Правила воспитания детей от Юлии Гиппенрейтер

Многие родители слышали о бестселлере Юлии Борисовны Гиппенрейтер <Общаться
с ребёнком. Как?>, одной из самых читаемых книг по детской психологии -
многие

даже успели вырастить по ней своих детей. Тем же, кто книгу не читал или
давно не перечитывал, мы напомним самые интересные цитаты оттуда.

В девяностые годы прошлого столетия книга была воспринята как новаторская,
сегодня же может показаться, что в ней нет ничего принципиально нового.
Однако

популярность данного издания не случайна: помимо того, что его отличают
живой язык, простота изложения и прочие преимущества подачи
научно-обоснованной

информации, оно действительно <работает>, то есть помогает родителям
гармонизировать отношения с ребёнком. Естественно, при вдумчивом подходе, а
не слепом

копировании схем, приведённых автором в качестве примеров.

Книга адресована абстрактному родителю или педагогу, без конкретизации
возраста ребёнка, но, как показывает практика, наибольшую ценность она
представляет

для мам, дети которых находятся в переходном возрасте. Собственно, именно на
взаимоотношениях с <трудными> подростками автор и делает акцент.

О чём эта книга?

Прежде всего, об общении. О том, что оно является важнейшей составляющей
воспитания. О роли искренности в отношениях между взрослым и ребёнком, о
важности

безусловного принятия ребёнка, о пользе активного слушания и так называемых
<я-сообщений>. Автор настойчиво напоминает нам:

О необходимости уважения к личности ребёнка

1. <Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные
рефлексы>.

Воспитание не должно походить на дрессуру и не может представлять собой
строгую систему кнутов и пряников. Каждый ребёнок нуждается в проявлениях
любви

и уважения со стороны близких, в поисках индивидуального подхода к нему -
впрочем, как и каждый из нас.

2. <Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и
ребёнок постоянно ищет и даже борется за него>.

Мы сами очень страдаем, если ощущаем себя недостаточно любимыми, если нам
кажется, что нас не ценят по достоинству и остаются нам неблагодарными за
всё

хорошее, что мы несём в мир. Однако с детьми многие из нас обращаются весьма
строго и сухо, боясь <перехвалить> или вообще не находя повода для похвалы.

Интересно, что бы мы чувствовали на их месте?

О первопричинах трудностей в воспитании

3. <Непослушание - единственное, что ребенок может противопоставить
неправильному обращению с ним>.

Нередко мы рассматриваем детское непослушание как корень многих проблем,
однако в большинстве случаев оно является прямым следствием наших поступков,
слов

и интонаций.

4. <>Проблемные>, <трудные>, <непослушные> и <невозможные> дети, так же, как
дети <с комплексами>, <забитые> или <несчастные> - всегда результат
неправильно

сложившихся отношений в семье>.

Часто мамы и папы сетуют на характеры детей, на наследственность - на всё
что угодно, только не на свои собственные промахи. Нередко можно слышать от
них,

что дети их <доводят>, заставляя терять самообладание, опускаться до ругани
и прочего антипедагогичного поведения. Ю.Б. Гиппенрейтер уверена:
ответственность

за формирование детских страхов, комплексов и проблем в поведении лежит на
родителях. Именно они изначально взяли неверный тон в общении с ребёнком, и

спрашивать им стоит только с себя. К счастью, в большинстве случаев
по-честному выполненная <работа над ошибками> способна принести добрые
плоды.

5. <:В число <трудных> обычно попадают дети не <худшие>, а особенно
чувствительные и ранимые>.

Дети эмоциональные и тонко чувствующие острее реагируют на жизненные
трудности, потрясения, более восприимчивы к тому, как обращаются с ними
взрослые.

В связи с этим автор призывает нас задуматься: <трудный> ребёнок нуждается
не в критике и наказаниях, а в помощи.

О необходимости порядка

6. Дисциплина должна быть <:не до, а после установления добрых отношений, и
только на базе них>.

Дисциплина, безусловно, необходима. Но вопреки сложившемуся стереотипу, её
невозможно добиться путём исключительно критических замечаний, напоминаний и

требований. В этом случае ребёнок, даже если он формально подчиняется
родителям, станет хитрить и использовать каждую удачную возможность выйти за
рамки

установленных правил.

7. <Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их!
Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности>.

Правил не должно быть слишком много, и они не должны противоречить основным
потребностям ребёнка. Однако соблюдать их нужно неукоснительно, во благо его

же эмоционального здоровья. Здесь приветствуются родительские твёрдость,
непреклонность и обязательно - единодушие.

8. <Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое>.

Ю.Б. Гиппенрейтер не отрицает необходимости наказаний, но очень советует
применять для этого такие методы, которые не оскорбят ребёнка, не заставят
затаить

обиду, а воспримутся им как проявление справедливости.

О воспитании самостоятельности

9. <Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит

advert

помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: <С тобой всё в
порядке! Ты, конечно, справишься!>>

Одна из самых распространённых ошибок мам - это гиперопека. Она способна
подавить в подрастающем человеке формирование ответственности,
инициативность

и творческое начало. Вот почему крайне важно на корню пресекать проявления
желания всё держать под контролем.

10. <Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями
своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и
становиться

<сознательным>>.

Если не дать ребёнку возможности самому себе <набить шишки>, он никогда не
станет самостоятельным. Материнскому сердцу это бывает трудно принять, но
ведь

конечная цель воспитания - научить наших любимых детей обходиться без нас.
Об этом всегда стоит помнить.

Оригинал

deti.mail.ru

Ответить   Tue, 5 Feb 2019 07:44:35 +0600 (#3603451)