[pc] Правила воспитания детей от Юлии Гиппенрейтер
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/21674913.png)
Доброго здоровья всем читающим!
Правила воспитания детей от Юлии Гиппенрейтер
Правила воспитания детей от Юлии Гиппенрейтер
Многие родители слышали о бестселлере Юлии Борисовны Гиппенрейтер <Общаться
с ребёнком. Как?>, одной из самых читаемых книг по детской психологии -
многие
даже успели вырастить по ней своих детей. Тем же, кто книгу не читал или
давно не перечитывал, мы напомним самые интересные цитаты оттуда.
В девяностые годы прошлого столетия книга была воспринята как новаторская,
сегодня же может показаться, что в ней нет ничего принципиально нового.
Однако
популярность данного издания не случайна: помимо того, что его отличают
живой язык, простота изложения и прочие преимущества подачи
научно-обоснованной
информации, оно действительно <работает>, то есть помогает родителям
гармонизировать отношения с ребёнком. Естественно, при вдумчивом подходе, а
не слепом
копировании схем, приведённых автором в качестве примеров.
Книга адресована абстрактному родителю или педагогу, без конкретизации
возраста ребёнка, но, как показывает практика, наибольшую ценность она
представляет
для мам, дети которых находятся в переходном возрасте. Собственно, именно на
взаимоотношениях с <трудными> подростками автор и делает акцент.
О чём эта книга?
Прежде всего, об общении. О том, что оно является важнейшей составляющей
воспитания. О роли искренности в отношениях между взрослым и ребёнком, о
важности
безусловного принятия ребёнка, о пользе активного слушания и так называемых
<я-сообщений>. Автор настойчиво напоминает нам:
О необходимости уважения к личности ребёнка
1. <Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные
рефлексы>.
Воспитание не должно походить на дрессуру и не может представлять собой
строгую систему кнутов и пряников. Каждый ребёнок нуждается в проявлениях
любви
и уважения со стороны близких, в поисках индивидуального подхода к нему -
впрочем, как и каждый из нас.
2. <Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и
ребёнок постоянно ищет и даже борется за него>.
Мы сами очень страдаем, если ощущаем себя недостаточно любимыми, если нам
кажется, что нас не ценят по достоинству и остаются нам неблагодарными за
всё
хорошее, что мы несём в мир. Однако с детьми многие из нас обращаются весьма
строго и сухо, боясь <перехвалить> или вообще не находя повода для похвалы.
Интересно, что бы мы чувствовали на их месте?
О первопричинах трудностей в воспитании
3. <Непослушание - единственное, что ребенок может противопоставить
неправильному обращению с ним>.
Нередко мы рассматриваем детское непослушание как корень многих проблем,
однако в большинстве случаев оно является прямым следствием наших поступков,
слов
и интонаций.
4. <>Проблемные>, <трудные>, <непослушные> и <невозможные> дети, так же, как
дети <с комплексами>, <забитые> или <несчастные> - всегда результат
неправильно
сложившихся отношений в семье>.
Часто мамы и папы сетуют на характеры детей, на наследственность - на всё
что угодно, только не на свои собственные промахи. Нередко можно слышать от
них,
что дети их <доводят>, заставляя терять самообладание, опускаться до ругани
и прочего антипедагогичного поведения. Ю.Б. Гиппенрейтер уверена:
ответственность
за формирование детских страхов, комплексов и проблем в поведении лежит на
родителях. Именно они изначально взяли неверный тон в общении с ребёнком, и
спрашивать им стоит только с себя. К счастью, в большинстве случаев
по-честному выполненная <работа над ошибками> способна принести добрые
плоды.
5. <:В число <трудных> обычно попадают дети не <худшие>, а особенно
чувствительные и ранимые>.
Дети эмоциональные и тонко чувствующие острее реагируют на жизненные
трудности, потрясения, более восприимчивы к тому, как обращаются с ними
взрослые.
В связи с этим автор призывает нас задуматься: <трудный> ребёнок нуждается
не в критике и наказаниях, а в помощи.
О необходимости порядка
6. Дисциплина должна быть <:не до, а после установления добрых отношений, и
только на базе них>.
Дисциплина, безусловно, необходима. Но вопреки сложившемуся стереотипу, её
невозможно добиться путём исключительно критических замечаний, напоминаний и
требований. В этом случае ребёнок, даже если он формально подчиняется
родителям, станет хитрить и использовать каждую удачную возможность выйти за
рамки
установленных правил.
7. <Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их!
Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности>.
Правил не должно быть слишком много, и они не должны противоречить основным
потребностям ребёнка. Однако соблюдать их нужно неукоснительно, во благо его
же эмоционального здоровья. Здесь приветствуются родительские твёрдость,
непреклонность и обязательно - единодушие.
8. <Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое>.
Ю.Б. Гиппенрейтер не отрицает необходимости наказаний, но очень советует
применять для этого такие методы, которые не оскорбят ребёнка, не заставят
затаить
обиду, а воспримутся им как проявление справедливости.
О воспитании самостоятельности
9. <Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит
advert
помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: <С тобой всё в
порядке! Ты, конечно, справишься!>>
Одна из самых распространённых ошибок мам - это гиперопека. Она способна
подавить в подрастающем человеке формирование ответственности,
инициативность
и творческое начало. Вот почему крайне важно на корню пресекать проявления
желания всё держать под контролем.
10. <Позволяйте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями
своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и
становиться
<сознательным>>.
Если не дать ребёнку возможности самому себе <набить шишки>, он никогда не
станет самостоятельным. Материнскому сердцу это бывает трудно принять, но
ведь
конечная цель воспитания - научить наших любимых детей обходиться без нас.
Об этом всегда стоит помнить.
Оригинал
deti.mail.ru