[pc] Дикости и жестокости Ветхого Завета
Доброго здоровья всем читающим!
Дикости и жестокости Ветхого Завета
Дикости и жестокости Ветхого Завета
Многие страницы Ветхого Завета могут глубоко шокировать современного
читателя - и на них любят указывать атеисты. Какое место эти фрагменты
Писания занимают
в Божием замысле?
В Ветхом Завете - в Пятикнижии и книге Иисуса Навина - можно найти
повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого
можно говорить,
что Бог есть любовь?
Действительно, такие повеления в Ветхом Завете есть: <А в городах сих
народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых
ни одной
души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и
Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили
вас
делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не
грешили пред Господом Богом вашим> (Втор 20:16-18).
Существуют разные подходы к пониманию этих повествований; вообще, христиане
в недогматических вопросах могут расходиться, и это нормально.
Поэтому важно отметить, что вопрос о понимании этих повествований и вопрос о
вере во Христа - это разные вопросы. Люди, верующие во Христа, как в
Богочеловека
и Искупителя, могут тут давать разные ответы, в том числе, такой ответ, как
<я не понимаю>. Если вам кажутся непонятными или отталкивающими какие-то
места
Ветхого Завета - это совсем не повод терять веру во Христа.
<Я не понимаю> - это совершенно приемлемый для христианина ответ. Но, все
же, попробуем понять.
Откровение носит поступательный, постепенно разворачивающийся характер.
Образ Бога в сознании Его народа постепенно меняется - не потому, конечно,
что
меняется Бог, но потому, что люди делаются более способны Его понять.
Поэтому, разумеется, в нашем понимании Бога книга Иисуса Навина и Евангелия
находятся
на разных ступенях. Образ Бога в книге Иисуса Навина - это Его образ в
сознании людей той эпохи. Чтобы понять, каков Бог, мы взираем на Иисуса
Христа,
а Иисуса Навина интерпретируем исходя из того, что нам открыто в Новом
Завете.
Что нам при таком прочтении говорят соответствующие повествования Ветхого
Завета?
В наши дни слово <язычество> означает что-то вроде этнографических ролевых
игр. Во времена Ветхого Завета это было что-то больше похожее некоторые
современные
африканские культы с широко распространенными человеческими
жертвоприношениями. Как, например, сообщается в недавних новостях из Уганды:
<За сентябрь в
стране по подозрению в совершении ритуальных убийств арестовали более 44
человек. Один из них сознался, что убил восемь женщин. <Эти убийства были
ритуальными
жертвоприношениями, - говорит генерал-инспектор полиции Уганды Кейл Кайихура
(Kale Kayihura). - Мы работаем не покладая рук, чтобы арестовать остающихся
подозреваемых и искоренить эту практику>.
Мы с полным пониманием относимся к процитированному здесь полицейскому
чиновнику, который не проявляет терпимости к такого рода религиозности и,
очевидно,
мерами полицейского насилия стремится ее искоренить.
Для современников Иисуса Навина отделить нетерпимость к греху от
нетерпимости к людям было еще невозможно. Это и в наши-то дни многим трудно,
а в ту эпоху
человек воспринимал себя как часть коллектива, рода-племени, истина о личном
и вечном спасении еще не была открыта.
Как мы видим в Пятикнижии, все благословения и проклятия носят коллективный
и посюсторонний характер. Если вы (в целом, как народ) будете хранить
верность
Богу и повиноваться Его закону, у вас будет изобилие всего, вы будете
прогонять всех врагов, будете здоровы и многочисленны; если не будете - то
вас постигнет
проклятие, то есть голод, болезни и поражения, так что в конце концов вы
будете истреблены.
Люди, которые, как хананеи, необратимо погрязли в нечестии, наследуют
проклятие, которое проявляется в том, что они в целом
advert
(как сообщество) будут истреблены с лица земли.
Важно и то, что для израильтян языческие практики окружающих народов были
постоянным соблазном. О нечестивом царе Ахазе, например, говорится, <он
совершал
курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь,
подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов
Израилевых> (2
Пар 28:3).
<Проводить [детей] через огонь> - означало сжигать их в жертву языческим
богам. Как сказано в другом месте у пророка, <Устроили капища Ваалу в долине
сыновей
Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь
Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали
эту мерзость> (Иер 32:35).
Или, как говорит псалмопевец, <и приносили сыновей своих и дочерей своих в
жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих,
которых приносили в жертву идолам Ханаанским, - и осквернилась земля кровью>
(Пс 105:37,38).
Именно на этом фоне ветхозаветные повествования и подчеркивают предельную
нетерпимость по отношению к язычеству на том языке, который был понятен
людям
того времени.
В Новом Завете мы узнаем, что люди, погрязшие в самом чудовищном язычестве,
могут быть спасены и присоединены к Божиему народу, то есть Церкви. Бог ищет
их спасения, а не гибели, однако позиция предельного неприятия по отношению
к язычеству остается. Для того чтобы обрести спасение, язычество необходимо
отвергнуть. <Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение
праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?> (2 Кор 6:14).
Просто мы - в отличие от современников Моисея и Иисуса Навина - можем
отличить грех (с которым никакого мира и компромисса быть не может) от
грешника (который
может покаяться и примириться с Богом).
Некоторые почитаемые фигуры Ветхого Завета совершают очевидно аморальные
поступки - Лот спит со своими дочерьми, Авраам обманывает, Давид, <муж по
сердцу
Божию>, проявляет жестокость в ходе борьбы за власть. Как Библия может
предлагать их в качестве примеров для подражания и людей угодных Богу?
Библия и не предлагает эти поступки в качестве примера. Подчеркнем тезис,
который мы уже выдвигали - Библейское откровение развивается поступательно,
от
более грубой и приблизительной к более ясной картине того, кто есть Бог и
чего Он хочет. Со всей ясностью Бога являет Иисус Христос - и как нам жить,
и
как нам подражать Богу, мы узнаем, глядя на Него.
Далеко не все, о чем рассказывается в Библии, предлагается нам именно в
качестве примера. Библия не приукрашивает реальных людей. Их подвиг веры и
доверия
Богу совершается на реальном фоне глубокой греховности древней культуры, к
которой они принадлежали, и их личной греховности. Среди всех жестоких и
невоздержанных
людей эпохи Давид выделяется не жестокостью и невоздержанностью (это как раз
стандарт того времени), а тем, что Он искал Бога и проявлял желание жить по
Его воле.
Авраам выделяется не общими чертами, характерными для людей его окружения, а
тем, что он поверил Богу. Примером для нас служат не нравы того времени (и
не личные грехи этих людей), а их обращение к Богу из тех условий, в которых
они находились.
Подвиг веры Авраама, за который его до сих пор прославляет Церковь, состоял
в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Что же
похвального
в готовности убить своего ребенка?
Современному читателю эта история непонятна из-за непонимания культурного
контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения.
В ту эпоху принести в жертву Богу первенца было общеизвестной практикой.
Обычно это совершалось в каких-то особенно тяжелых обстоятельствах - при
нападении
превосходящих врагов, эпидемии, когда люди шли на крайние меры, чтобы
<достучаться до небес>.
Как мы читаем, например, в Книге Царств, <И увидел царь Моавитский, что
битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы
пробиться
к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому
следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене> (4
Цар
3:26,27).
Авраам проявляет предельную свою преданность Богу тем, что готов отдать
своего сына, но Бог, в итоге, принимает преданность Авраама, но не принимает
самой
жертвы.
<И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел
Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
[Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего,
ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего,
единственного
твоего, для
advert
Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в
чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение
вместо
сына своего> (Быт 22:10-13).
Для древнего сознания характерно прецедентное право. На вопрос <почему мы,
израильтяне, в отличие от соседних народов, не приносим человеческих жертв>
история Авраама давала ответ: потому что Бог в свое время отменил это, дав
Аврааму Свое благословение и без такой жертвы.
В истории Церкви образ Авраама, который был готов принести в жертву Богу
своего Сына, предизображает самого Бога, о котором сказано: <Ибо так
возлюбил
Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не
погиб, но имел жизнь вечную> (Ин 3:16).
Так как никакие жертвы, приносимые людьми, не могли искупить грех, Бог в
Иисусе Христе Сам стал такой Жертвой.