[pc] Как лечиться волшебными историями?
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/21674913.png)
Доброго здоровья всем читающим!
Как лечиться волшебными историями?
Как лечиться волшебными историями
После рождения младшего брата ребёнка как подменили: стал агрессивным.
Воспитатель советует сказкотерапию. Что это и как сказкой исправить характер
мальчика?
Анна Филатова, практикующий психолог: Ещё недавно слово <сказкотерапия>
вызывало как минимум недоумение: в сказках есть терапевтический эффект?
Шутите?
Сегодня же этот термин на слуху не только у молодых родителей - многие люди,
обращающиеся за помощью к психологам, знакомы с этим методом психологической
коррекции, потому что эффект действительно есть.
Яна Смирнова, <ПРО Здоровье>: Как это работает?
- Вы рассказываете ребёнку сказку. Он её слушает. Механизм воздействия
сказки на человека довольно прост - образы из сказок обращаются одновременно
к сознанию
и подсознанию человека. Поэтому сказку можно назвать проекцией нашей
бессознательной жизни. Это означает, что наиболее близкие человеку сказочные
образы
и сюжеты так или иначе открывают его внутренние переживания.
- Почему сказка, а не просто история из жизни, например?
- История подразумевает только реальные действия. Сказка же - нечто из
другого, чудесного мира. Она присутствует в нашей жизни с самого детства. В
это
волшебное время нам нетрудно поверить в чудеса, которые происходят на каждом
шагу, мы с лёгкостью пускаемся в фантастические путешествия, сидя за
уроками,
мечтаем о необыкновенном будущем. Нас не удивляют сказки, которые читает
бабушка, - всё, что мы слышим, для нас так же реально, как то, что мы видим.
Но
детство проходит. Нам почему-то не попадаются волшебные палочки, заветные
слова <по щучьему веленью, по моему хотенью> не работают.
- Каждый день большинство мам рассказывают своим детям сказки <просто так>.
Можно рассказать что-то <не то> и <поломать> ребёнку психику?
- Нет. И то, какие у ребёнка любимые сказки, что он просит рассказывать изо
дня в день, будет ценной информацией для психолога. У каждого есть любимые
сказки: у одного сказка из детства остаётся любимой на протяжении всей
жизни, у другого предпочтения постоянно меняются - всё это становится ценной
информацией
в интерпретации профессионального сказкотерапевта.
- До какого возраста детям может помочь сказкотерапия?
- Это универсальный метод, который подходит для работы с людьми разного
возраста, не только с детьми. Более того, взрослому человеку бывает очень
полезно
отключить рациональный ход мыслей хотя бы на время встречи со специалистом -
сказкотерапевтом. Именно это помогает посмотреть на сложную ситуацию под
другим
углом, найти новые решения, а главное - силы для новых действий.
- Взрослым тоже... рассказывают сказки?
- Дело в том, что психолог использует сказку и как диагностический
инструмент, и как коррекционный. Помимо обсуждения любимых сказочных историй
и персонажей
в сказкотерапии практикуется написание сказок самим клиентом. Как правило,
ребёнок справляется с этим заданием моментально, у взрослого человека это
может
вызвать затруднения. Во-первых, срабатывают защитные механизмы, он пытается
закрыться рациональным отрицанием непривычной деятельности: <Зачем мне это?
Я серьёзный человек!> Задача психолога состоит в том, чтобы клиент смог
почувствовать себя в безопасности, ощутить ценность той среды, в которую ему
предлагают
войти, - в сказку. Во-вторых, на взрослого человека так или иначе давит
общественное мнение, и он хочет написать хорошую, складную сказку.
Однако, как и в любой другой проективной технике, в сказкотерапии нет
хороших и плохих сказок, любая сказка - это видение мира, и это очень важная
информация.
Когда человек пишет свою сказку, он чувствует в себе силу и власть над её
героями, он сам решает, как будут развиваться события, когда и как сказка
закончится.
Как часто нам не хватает подобных ощущений в реальной жизни! Мы редко
чувствуем себя творцами, не видим возможности управлять своей жизнью, не
можем полностью
взять на себя ответственность за неё. Сам процесс написания сказки является
ресурсным, у человека расправляются крылья, он начинает чувствовать свободу.
- Как проанализировать любимую сказку? И всегда ли в сказке все герои что-то
да значат?
- Да. Сказку в самом привычном её понимании можно считать зашифрованным в
форме метафоры жизненным опытом предшествующих поколений. Поэтому анализ
сказок,
знакомых нам с детства, - процесс очень любопытный. Например, сказка
<Колобок>, которая не вызывает у детей никаких вопросов, взрослого человека
часто
ставит в тупик. Основной вопрос: чему учит история про хлеб, который катался
по лесу? Убегай, не убегай - его всё равно съедят. И почему только лисе
удалось
съесть героя? Одна из интерпретаций сюжета этой сказки основывается на
теории становления мужчины как личности: рождение, сепарация от родителей,
самостоятельность,
проявление хитрости и: встреча с женщиной (интересно, что из всех
встреченных Колобком зверей только лиса женского рода). Именно последняя
встреча говорит
Колобку о том, что привычная схема поведения не всегда успешна.
Проанализировав подобным образом известные с детства сказки, мы можем
оценить их глубину
и скрытую метафору. Справка Сказкотерапия - самый простой и удобный метод
превращения ваших детей в друзей. Не читайте нотаций, читайте сказки!
Придумывайте
для своих детей особые истории - в них герои побеждают свои страхи, получают
ответы на вопросы, учатся на своих ошибках. Прямое нравоучение или совет
дети
часто не воспринимают, а волшебные сказки готовы слушать каждый день.
Например, если ребёнок боится темноты, ему не поможет совет <не бойся>, а
история
про похожего на него героя, который подружился с темнотой, покажет ему новые
пути преодоления своего страха. В помощь родителям выходит большое
количество
сборников терапевтических сказок под определённые проб-лемы ребёнка.
Как подобрать сказку?
Купите или поищите в Интернете сборник психокоррекционных сказок - в нём
готовые сказки сгруппированы по проблемам.
Можно придумать свою, индивидуальную сказку: она не должна полностью
копировать проблему, которая есть у ребёнка, а лишь напоминать о ней.
Сюжет придуманной вами терапевтической сказки должен развиваться по логике
традиционных сказок: завязка, краткое описание героев, столкновение этих
героев
с проблемой, пути её решения, развязка и мораль.
Какая книжка от чего
advert
поможет?
<Гадкий утёнок> - для детей с заниженной самооценкой.
<Мальчик-с-пальчик> - для детей, которые могут чувствовать себя брошенными
(родился младший ребёнок, родители слишком много работают и пр.).
<Заяц-хвастун> - для тех малышей, которые врут.
О чём рассказывать?
До 3 лет герои - животные и игрушки.
От 3 до 7 лет - феи, солдаты, принцессы.
От 7 до 10 лет - волшебные сказки, мистика, немного ужасов, превращений и
пр. В них могут быть добрые привидения, раскаявшаяся Баба-яга и пр.
От 10 до 14 лет - подростки слушают притчи, бытовые сказки-истории. Их герой
- подросток, похожий на них по возрасту и характеру.
Оригинал
Аргументы и Факты