[pc] Я существую - и это хорошо
Доброго здоровья всем читающим!
Я существую - и это хорошо
Я существую - и это хорошо
<Я СУЩЕСТВУЮ - И ЭТО ХОРОШО>
Если в основе личности - прочный, как из титана, стержень убеждения <я
существую и это хорошо>, человек гораздо меньше зависит от внешней оценки.
Стрелы
критики, осуждения не разрушат его. А значит, будучи спокойным за свою
безопасность на самом глубинном уровне, взрослый человек сможет отнестись к
критике
разумно, что-то принять, что-то отвергнуть, виноват - исправить и принести
извинения, сделать выводы на будущее.
Критика воспринимается как субъективное суждение другого человека, которое
может быть как верным, так и ошибочным, как важным, так и не имеющим особого
значения. Тоже и с положительной оценкой, похвалой. Она приятна, но не остро
необходима, в самые потаенные глубины личности не проникает, не существует
такой похвалы, которая была бы сильнее и важней той базовой убежденности <я
хороший>, усвоенной в младенчестве.
А если титанового основания, прочного позитивного отношения к себе, нет?
Тогда критика, особенно от близких или значимых людей воспринимается как
угроза
личности в целом, как послание мира: <Ты недостаточно хорош. Лучше бы тебя
не было>. И хотя разум понимает, конечно, что критика сама по себе не может
убить, отменить, вышвырнуть их жизни, подсознательно осуждение
воспринимается как смертный приговор.
Стоит ли удивляться, что человек в этом случае не может извлечь из критики
пользу, он будет либо обороняться любой ценой, как раненый гладиатор, не
церемонясь
в средствах, нападая и раня в ответ, либо опять же любой ценой избегать
всякой активности, впадать в паралич, чтобы не рисковать совершить ошибку.
Как
ни странно, похвала тоже не идет впрок: она либо крайне смущает,
воспринимается мучительно, поскольку всегда кажется <незаслуженной>.
<неискренней>, либо
превращается в необходимый допинг, и тогда человеком легко можно управлять с
помощью лести и комплиментов. И то, и другое в жизни встречается, и, увы,
чаще, чем хотелось бы. А в самых тяжелых случаях принимает форму болезненной
зависимости от оценок окружающих - нарциссического расстройства личности.
Сколько их вокруг нас, людей, которые словно не уверены, что существуют, что
они в мире по праву? Не обязательно бывших сирот, но почти всегда обделенных
в свое время вниманием и принятием самых значимых в своей жизни людей.
Мы просыпаемся среди ночи от рева мотоцикла, который без глушителя несется
по спящим улицам города. Что заставляет ездока так агрессивно сообщать миру
о своем существовании, почему в другой способ заявить о себе он не верит?
Мы видим толпы людей, на кастингах в глупые телешоу, людей, готовых утратить
на потеху публики не только приватность, но и чувство собственного
достоинства
только ради того, чтобы <круто попасть на ТВ> и, появившись на тысячах
экранов, хоть на время поверить, что они существуют.
Сколько мелодрам заканчиваются хэппи-эндом, который состоит в том, что герой
видит себя на первых полосах газет - только после такого радикального
подтверждения
социумом своего существования он начинает верить в себя, в свое право жить и
быть таким, какой есть.
Сколько людей бесконечно постят в соцсетях фото и отчеты о каждом своем дне,
о любой детали своей жизни, словно без
advert
ответных лайков не вполне уверены, что у них и правда есть лицо, фигура,
машина, дача, кошка, ребенок и пирог с ягодами на десерт. Помните, еще у
Гоголя:
<Передайте государю императору, что есть на свете такие Добчинский и
Бобчинский>:
Конечно, позитивное отзеркаливание не заканчивается в младенчестве, мы
продолжаем и дальше давать ребенку понять, что он любим, важен, что мы рады
его
присутствию в нашей жизни. Потребность в таком <теплом душе> может вновь
обостряться в кризисные периоды жизни, в периоды тяжелых испытаний или
возрастных
трудностей, например, в подростковом возрасте. В эти момент ребенку вновь
бывает очень важно увидеть в глазах родителя, услышать в его словах
понимание,
одобрение и безусловное принятие, чтобы вновь убедиться: <я существую - и
это хорошо>.
Людмила Петрановская <Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка>