Какая находка для меня – первый Российский исторический телеканал «365 дней ТВ»! Обогащаюсь неизвестной мне ранее информацией каждый день. Параисторическая чушь или политический перекос тоже встречаются, но в целом преобладает респектабельный академизм – то, что мне и надо. Отрадно и то, что встречающиеся односторонности оценок гасятся более взвешенными суждениями. Например, антисоветски-настроенный автор и ведущий 96-серийного цикла телевизионных публицистических фильмов «Вторая мировая
День за днем» питерский журналист Виктор Правдюк обличает Георгия Жукова за пренебрежение простыми русскими солдатами и за якобы стремление закидать немецкие окопы русскими трупами и за преступный приказ пустить пехоту на минное поле (мол, пусть подорвутся, зато расчистят путь танкам), а личный шофер Георгия Константиновича, его дочь и редактор его книги Анна Миркина из бывшего Издательства АПН совсем с другой стороны показывают великого русского полководца. Я тоже не склонен верить в мифы об особой кровожадности
и бессмысленной безжалостности маршала Жукова, но и его апологией заниматься не собираюсь, а предпочитаю собрать, как следователь, как можно больше задокументированных фактов и свидетельских показаний – я, слава Богу, не частник, а стремлюсь быть цельником, - и вынести более-менее честное суждение. На данный момент моё мнение о нём просто высочайшее.
Кстати, Анна Миркина ровно полвека назад работала в 1960-ые годы и с Жуковым, и со мной, редактируя мою рукопись о повороте времени для зарубежных издательств.
И она компетентно отнеслась к моему тексту и издала в ряде стран и я получил неплохой по тем временам гонорар в чеках Внешторгбанка. Анна Давидовна Миркина в документальном сериале "Георгий Жуков - Георгий Победоносец": 1-я серия "Воспоминание о Г.К. Жукове" сказала о Георгии Константиновиче Жукове самые теплые слова. И выглядит она внешне превосходно (родилась в 1924 году), позавидуешь…
По отечественной истории выше всяких похвал – передачи из той же серии «Час истины». Лубочные
надстроечные воспарения Перевезенцева-Борисова – скорее исключение. А вот передача «Домострой» мне раскрыла глаза, ибо касалась базисного. И через это базисное-субъектное осознаешь величие русского народа, несмотря на нередкую шкурность или тупость самодержцев и вообще верхов. Беседы о «Домострое» компетентно ведут два научных сотрудника Института российской истории Российской Академии наук (РАН) – ведущий сотрудник доктор исторических наук Андрей Петрович Борисов и старший кандидат исторических наук Людмила
Петровна Найдёнова. Почти влюбился в обеих, смотрю повторы их сюжета. Невозможно передать нюансы, надо бы размещать на портале телеканала стенограммы, но смысл ясен – «Домострой» выражает русскую низовую устремленность к субъектности.
Высокопрофессиональны также беседы о скифах «Скифы – кто они?» в исполнении научного сотрудника Института всеобщей истории РАН Ларисы Леональдовны Селивановой и кандидата исторических наук с исторического факультета МГУ Андрея Валентиновича Стрелкова. Опять масса новых
для меня исторических фактов! Правда, я бы больше внимания уделил связи скифского мира с кельтским, а также судьбам скифов на Востоке – не только на Алтае или в Наньшане, но также восточнее и южнее вплоть до Японии и Вьетнама (есть вполне компетентные соображения историков на этот счет).
Словно захватывающий спектакль, неоднократно смотрел беседу «Ацтеки. Великие и ужасные». Звезды исторической наррации здесь – доктор исторических наук Валерий Иванович Гуляев и жижист «маоист» (maoist) кандидат
исторических наук Дмитрий Дмитриевич Беляев. Рассказ блестящих отечественных ученых удачно дополняет испано-мексиканский документальный фильм (смотрел сегодня утром) "Америка - история завоевания: Падение Теночтитлана". Но это уже о дальней экспериментальной площадке истории. Ближе – остров Готланд, и на нём, как я узнал из документального сериала "Улики древности", произошел один из жестоких экспериментов, который продемонстрировал первенство субъектных устремлений над кровнородовым.
Остров Готланд одно время находился под русской юрисдикцией – во время русско-шведской войны 1808-1809 гг. он был оккупирован русскими войсками адмирала Бодиско и объявлен русской провинцией (подробнее – шведский писатель Ханс Бьёркегрен в 1978 году издал книгу «Аймундский мост» (Bron vid Ajmunds) об этих событиях, в русском переводе Бьёркегрен Х. Русские идут: оккупация Готланда. – Санкт-Петербург, 1999).
Готланд находится на перекрестии торговых путей в центре Балтики, и его обитатели издавна
поддерживали связи с народами будущей России, и археологи нашли на нем даже могилу монгола, и затем в эпоху викингов и Ганзейского Союза бывали на острове новогородцы, а готландцы держали в Великом Новгороде своё подворье. Но в торговле есть конкуренция между купцами или, точнее, между группами (компаниями) купцов, и вот в главном готландском городе Висбю вырвалась вперёд одна из них, в которую входили несколько немцев. И довольно скоро эта группа попыталась монополизировать торговлю, что не понравилось остальным
островитянам. В 1288 году произошёл конфликт между новоявленным олигархатом Висбю и жителями других частей Готланда, горожане одержали победу, и вокруг Висбю была возведена стена. Олигархи – отдельно, свободные крестьяне – отдельно. Вроде бы кровнородственный этнос один, но уже две протонации. Вредоносно для интересов Родины, но свой интерес ближе. И тогда, как сказано в Библии, - «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет» (Евангелие от Луки 11:17).
Стена вокруг Висбю отделила кучку узурпировавших власть олигархов, превратившихся в верховую субъекность, от питавшей силы островитян низовой субъектности, которая подавлялась шкурным верхом и потому беднела-слабела. Знакомая картина, не правда ли?
Готланд – лакомый кусок. За него велась многовековая борьба между Швецией и Данией. И вот в 1361 г. на Готланде высадилась армия датского короля Вальдемара Аттердага. И археологи, раскопав несколько массовых захоронений тех роковых дней, детально реконструировали произошедшую трагедию. Местные крестьяне
попытались оказать датчанам сопротивление, но оружие и обмундирование были у них устаревшие, а у датчан – самое по тем временам современное. И датским силовикам не откажешь в обученности-профессионализме - стрелять из арбалетов и рубить мечом они умели.
Тем не менее свободные низовые хозяева пошли на бой, чтобы отстоять независимость острова и тем самым надежду на самодостаточность. А верховые правители-олигархи города не только не вышли на бой, но и закрыли ворота и не пустили соотечественников-воинов
под защиту стен, оставили их в чистом поле лицом к лицу с сильным врагом. И началась ужасная бойня. Из-за бедности оказались у крестьян незащищенными ноги, и датчане этим воспользовались – перерубали голени. Масса скелетов с отрубленными ногами. Археологи обнаружили, что часто обе голени разрубались одним ударом меча.
В разгар бойни пожилые воины и зеленая молодежь стали стучаться в ворота города, чтобы их впустили – но шкурные олигархи не вняли просьбам соотечественников. И датчане хладнокровно
порубили селян, а затем добивали раненых, проламывая им головы. И сняли с убитых амуницию, и похоронили более-менее упорядоченно. И вошли в Висбю и ограбили тех же олигархов, оставив их в живых. Дело было 27 июля 1361 года, стояла жара, и трупы тех, кто полегли несколько подальше от ворот, быстро разложились и вспучились, и снимать с них доспехи не стали, и навалом сбросили убитых в наскоро вырытый ров. А в наши годы археологи раскопали эти рвы и изучают как скелеты погибших, так и их обмундирование.
Вальдемар Аттердаг собирает дань c жителей Висбю (художник К.Г.Хельквист 1851-1890)
Всего было убито примерно половина взрослого мужского населения сельских районов острова – около полутора тысяч готландцев. Горожане не оказали крестьянам никакой помощи и в обмен на обещание Вальдемара сохранить старые привилегии Висбю
- открыли городские ворота и... сами подверглись ограблению. Олигархи предали не только село, но и город, который в итоге потерял своё значение как самостоятельная сила на Балтийском море.
Мораль проста – смешно надеяться на этническую солидарность, когда возникший рынок усугубляет социальное неравенство и дифференцирует этнос на социальные слои с разными и почти всегда конфликтующими интересами. Олигархическая субъектность легко предает низовую субъектность, которая питает силу общества, - и тем
самым предает этнос (народ) и Родину. Вспомним, в Смутное Время вроде бы «православные» боярские верхи сдали Россию польским интервентам, лишь бы сохранить, как олигархи Висбю, свою власть над центром и ресурсами. Ценой предательства они формально сохранили позиции, а на самом деле стали компрадорами – пособниками внешних сил в грабеже собственной страны. Только когда низовая субъектность свергает шкурные верхи и самоорганизуется в нацию и национальное государство – страна обретает внутреннюю силу и экономическую
самодостаточность и способность защитить себя.