Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник Необходимость низовой субъектизации: посткризисная перспекти


Необходимость низовой субъектизации: посткризисная перспектива

 

Каков общий знаменатель сегодняшних поисков новой системы ценностей, необходимой для посткризисного мира? Нынешний кризис глобальный, и выход из него должен быть глобальным. По крайней мере, глобальными должны быть рецепты выхода из кризиса. И вот перед глазами годовой комплект академического журнала «Мировая экономика и международные отношения», не зря хлеб свой жуют некоторые доктора и кандидаты и даже академики, и скопировал из Интернета массу суждений нобелевских лауреатов и модных аналитиков, а также обозреваю требования противников существующей системы ценностей, прежде всего антиглобалистов-альтерглобалистов (преимущественно читаю ежемесячник Игнасио Рамоне «Le Monde diplomatique» /«Дипломатический мир»/, русская версия по май 2007 года – на сайте Владислава Иноземцева). Зафиксирую самый общий свой ответ, который нуждается, я понимаю, в подробном обосновании, но направление моей мысли передает.

Казалось бы, ответ простенький, а простота хуже воровства, но ничего не могу поделать, ведь 2х2=4 тоже простенькая истина, а куда без неё? Свой ответ сведу к известной присказке – small is beautiful («малое есть прекрасное»). Вся эволюция мира, человека и общества об этом свидетельствует – гигантские туманности и галактики и звезды имеют свой венец в прекрасной маленькой планете Земля, чудовищных размеров динозавры уступили в жизненной борьбе относительно маленьким млекопитающим, массивные неандертальцы уступили территорию нашим более грацильным кроманьонским предкам.

Неужто надо изжить транснациональных монстров нынешней финансово-экономической системы, как же мы без них выживем? Они же рулят и направляют и навязывают вкусы и потребности всем обществам и бесспорно конкурентоспособнее всякой мелочи пузатой. Но они же и ответственны за кризис. Как же сделать малое прекраснее и победоноснее больших монстров, не теряя преимуществ массового производства и концентрированного инвестирования?

Вот здесь «простые» предложения типа немедленно наладить низовое самоуправление и поощрять «народные предприятия» могут ввести в заблуждение, отвлечь от стрежня. Самоуправление среди нищих – это произвол и коррупция (пусть каждый россиянец прикинет к себе, что получится, если в доме-подъезде изберут «старшего» - недаром инстинкт самосохранения отвращает бедных граждан РФ от создания ТСЖ). Горячее – проект нобелевского лауреата бенгальского предпринимателя и социалреформатора Мохаммада Юнуса: микрокредитование как средство преодолеть бедность. Эта форма «малого» - жизнеспособна и перспективна, в ней зерно низовой субъектизации.

Адресная низовая субъектизация, в отличие от массовой низовой социализации, как раз направлена на форсированное взращивание экономически-самодостаточного хозяина как «атома» или «самодвижущейся монады-субстанции» более развитых постиндустриальных экономических структур. Массовая низовая социализация в формах общедоступного здравоохранения и среднего и даже высшего образования – необходима, но недостаточна для постиндустриального «общества знания». Учтём, что социализация и субъектизация взаимосопряжены, ибо социализация – это почва-лоно субъектизации, а субъектизация – мотор-двигатель социализации. Форсированное взращивание «критической массы» экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных низовых граждан – абсолютный приоритет для бедных обществ типа нынешней РФ, но и в богатых обществах типа США назрели новые производственные отношения между «малыми» низовыми субъектниками и «большими» транснациональными корпорациями. Есть над чем поломать голову – как оптимально сопрячь интересы «монад» и «монополий».

Интересные задумки на эту тему есть у исламских мыслителей, и Мохаммад Юнус тоже соотнесится с заповедями Священного Корана. В других конфессиях, включая Православие и Буддизм, – тоже очевидна приоритетность «малого». И альтерглобалисты выдвинули ряд здравых мыслей, которые ныне надо привести в систему прежде всего с точки зрения обуздания сверхпотребительства Золотого Тельца и зла ресурсного хищничества.

Только как избежать соблазна этатизма? Ведь клин одного «большого» типа «пузырей» и ТНК сподручнее вроде бы выбивать другим «клином» - государственной бюрократии. Но тогда одно зло сменит другое зло, и возможно даже хуже прежнего. А чтобы государство не становилось самоцелью или орудием мародерства, а было средством форсированного взращивания низовой субъектности – необходима «дюжина» («Двенадцать») чистых-честных саможертвенных орговиков-руководителей, как не раз наблюдалось в прошлом. Образец – Индийский Национальный Конгресс (особенно в эпоху Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру), но история за последние сто лет дарит примеры и других схожих организаций политических инноваторов, успешно осуществивших взращивание низовых субъектников в ходе модернизации своих стран.

Возможно, необходимость преодоления кризиса и выигрыша конкуренции принудит руководство США и Китая в первую очередь и ряда других стран обратить основные усилия на взращивание новых «малых» форм самоорганизации низовой субъектности, которые смогут использовать плюсы доминирующих поныне «больших» форм типа ТНК и «снять» их минусы и в результате повысить эффективность производства и снизить ресурсные, социальные и политические издержки. «Большое» уже не должно быть угнетателем «малого» и препоной прорыва массовой низовой субъектизации. «Малое» должно доминировать в посткризисном мире, становясь точкой опоры «большого».


В избранное