Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник Модернизация и земля


Модернизация и земля

 

Сейчас со мной обсуждали земельный вопрос два лидера землепользователей – Александр Михайлович Никитин из Химок и Сергей Николаевич Федотов из Лотошино. На 8 января 2009 года намечена встреча с Юрием Михайловичем Лужковым по вопросу землепользования в Москве, и надо согласовать наши позиции. Именно по инициативе пережившего недавно покушение Сергея Николаевича наши предложения воспринял Сергей Михайлович Миронов и вышел на президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, а тот дал указание сдвинуть вопрос с мертвой точки. И сверху дошли эти подвижки до Лужкова, которого мы сильно критиковали, и он решил узнать от нас, чего же мы хотим. А мы хотим – «столыпинизации» землепользователей, то есть передачи используемого ими участка земли в их частную собственность.

А по Российскому историческому телеканалу «365 дней ТВ» - замечательный документальный сериал "Императоры и императрицы в истории Китая: Императрица Ву Зитянь". Итак, вершина мировой истории – династия Тан (18 июня 618 - 4 июня 907), расцвет культуры, рост благосостояния и взлёт могущества Китая благодаря локальному прорыву низовой субъектности. Этот прорыв сопряжен с «модернизацией» страны, с вовлечением в её управление самых активных и умных низовиков, в том числе из тюркских, монгольских и индоиранских народов. Авторы фильма используют именно термин «модернизация» применительно к VII-ому веку Китая, усматривая аналогии с нынешней китайской модернизацией Дэн Сяопина. Ключевой момент модернизации Тан – «столыпинизация» китайских крестьян. Величайшая женщина в истории Китая – императрица Ву Зитянь (17 февраля 625 - 16 декабря 705) – в основу государственности поставила крестьянство, наделенное собственным самодостаточным земельным участком. После неё китайские императоры 1 февраля каждого года выпускали послания по аграрным отношениям. И когда власть нарушала принципы Столыпина, то китайская империя рушилась, как рухнула Российская империя и как рухнул Советский Союз и как рухнет, наверное, контрстолыпинская неофеодальная путинская РФ.



Модернизация – это не только экономическое процветание и платежеспособный спрос и развитие инфраструктуры и техники, но и распространение грамотности, книгопечатания и книг, взлёт субъектной лирической поэзии, портретной и пейзажной живописи. Всё это – в империи Тан, которая простерлась до берегов Каспия и Волги.

Вслед за Львом Николаевичем Гумилевым я ранее полагал, что ключевые решения при основании династии Тан принял император Тайцзун /имя, данное при рождении – Ли Шиминь/ (23 января 599 - 10 июля 649). Стандартная справка о его деяниях гласит (по Википедии):

«Условия, в которых Тай-цзун пришел к власти, были катастрофическими: за годы правления династии Суй население Китая сократилось на 2/3.

Однако Ли Шиминь был первым правителем в практике китайской истории, который помимо поддержки крупных землевладельцев (в данном случае - табгачских), выступил в защиту крестьян, ремесленников, купечества, интеллектуалов, не получивших доступ к конфуцианской правящей верхушке, а также мелким и средним феодалам. К своим преобразованиям он привлек также значительную часть тюрков, служивших в качестве конницы в китайской армии.

При Тай-цзуне завершается складывание феодального централизованного государства. Этому способствовали реорганизация государственного аппарата, введение обязательных государственных экзаменов для отбора на чиновничьи должности, укрепление армии, составление (с 631 года) кодекса законов.

Правление Тай-цзуна связано с первой в истории Китая попыткой создания синтетической культуры, объединяющей китайскую цивилизацию со степными кочевниками. Миллионное население востока Великой степи стало главной социальной базой для преобразований Ли Шиминя, считавшего себя в равной мере как императором китайцев, так и каганом степняков. Ближайший круг советников Тай-цзуна составляли китайские (даосские и конфуцианские) мудрецы, в том числе Вэй Чжэн, Фан Сюаньлин и Ван Гуй, а также степняки, отобранные по критерию личной преданности (в их числе однорукий уйгурский военачальник Киби Хели и тюркютский царевич из рода Ашина Шени).

Политика Тай-цзуна, сохранявшая национальную идентичность народов степи, породила в Китае интерес ко всему тюркскому; был издан китайско-тюркский словарь, даже в столице империи Чанъане появились юрты по образцу степных. Позже националистическая партия в правящих кругах страны будет рассматривать династию Тан времён Тай-цзуна в качестве «табгачской»».

Мир и порядок в стране позволил сосредоточить все силы народа на благо Китая. Пpоцветали сельское хозяйство, кустаpные pемесла и торговля. Новых успехов достигли технологии ткацких pемесел, кpасильного дела, гончаpного пpоизводства, металлуpгии, коpаблестpоения. Вся стpана покpылась сетью сухопутных и водных путей сообщения. Китай установил шиpокие экономические и культуpные связи с Японией, Коpеей, Индией, Пеpсией, Аpавией, многими дpугими госудаpствами. По всей стране распространилась традиция чаепития. Формируется особое отношение к чаю, Чайное искусство (Ча И, 茶艺), благодаря которому бывшее лекарство/кулинарный продукт превратился в ключевой элемент китайской культуры в самом широком смысле этого слова.

Но, оказывается, не только Тайцзун, но и его жена У Хоу и она же затем правительница и императрица У Цзэтянь или Ву Зитянь – умно распорядились доставшейся им страной и, несмотря на свои слабости и жестокости, ответственно выполняли свои государственные обязанности. Авторы фильма последовательно сравнивают Ву Зитянь с маньчжурской /цинской/ императрицей Цы Си (29 ноября 1835 - 15 ноября 1908, Пекин), которая довела Китай до Синьхайской революции 1911-го года, и показывают существенную разницу между властомудрием и своевластьем.

Как сообщает Википедия, в 13 лет будущая императрица попала в гарем всемогущего императора Тайцзуна в качестве младшей наложницы. О её жизни в гареме практически ничего не известно. После смерти Тайцзуна в 649 году она, по обычаю того времени, была отправлена монахиней в буддийскую обитель, чтобы кончить свои дни с обритой головой. Однако и в монастыре У не прерывала связи (видимо, возникшей ещё при жизни Тайцзуна) с его сыном и наследником, императором Гаоцзуном. В конце концов Гаоцзун увёз её из монастыря в свой гарем. В течение последующих двух-трёх лет она разными кознями избавилась от всех соперниц, включая супругу императора. Став в 655 году императрицей, У принесла Гаоцзуну четырёх сыновей и дочь.

Соратники Тайцзуна и высшая аристократия были оскорблены возвышением простолюдинки. По представлениям того времени, интимные отношения сначала с отцом, а потом с сыном приравнивались к инцесту. В подковёрной борьбе императрице удалось одержать победу: к 660 году все её недоброжелатели были удалены от двора, соперниц «по её приказанию четвертовали и утопили в вине без суда и следствия». Её величайшим триумфом стала расправа над дядей императора и его кланом.

Гаоцзун с каждым годом слабел душой и телом, так что в течение последних 23 лет его жизни страной фактически правила императрица У. Она самолично отбирала военачальников, которые вели войны на Корейском полуострове. В значительной степени благодаря её проницательности и энергичности к 675 году Корея лежала у ног танского императора. Колоссально возросло влияние в стране буддизма.

При малейшем подозрении У беспощадно расправлялась с непокорными, внушая придворным благоговейный трепет. По мнению Л. Н. Гумилёва, в устроенных императрицей гонениях на пособников возвышения династии Тан «глухая ненависть китайской знати к династии, которую она считала инородческой, прорвалась и нашла достойного вождя».

После смерти супруга в 683 году императрица передала престол старшему сыну Чжунцзуну, однако, обратив внимание на его беспомощность и покорность своей молодой супруге, уже через месяц сослала их и возвела на престол другого сына, Жуйцзуна, который на протяжении шести лет оставался послушной марионеткой в её руках. Подобное развитие событий вызвало протест танских легитимистов, однако поднятое ими на юге восстание было жестоко подавлено императрицей.

К 690 году позиции У стали настолько прочны, что она свергла сына и 19 октября провозгласила себя императрицей (точнее, императором), - событие, не имевшее прецедентов в истории Поднебесной. «Буддисты немедленно написали сочинение, доказывающее, что У - дочь Будды и должна наследовать империю у династии Тан. В благодарность за поддержку, императрица издала указ, повелевавший во всех городах страны строить буддийские храмы».

Хотя западные и северные границы Танской империи трещали от напора кочевников — тюркютов и киданей, императрица вынуждена была сосредоточить своё внимание на вопросах престолонаследия. Члены семейства У (её родные племянники), и до того приближенные к трону, после провозглашения династии Чжоу видели себя наследниками престола. После долгих колебаний императрица в 698 году вернула из ссылки Чжунцзуна и указала на него как на будущего императора. С членами своего семейства она расправлялась также круто, как и со всеми прочими.

В последние годы жизни (начиная с 699 года) рассудительность императрицы была поколеблена наплывом старческого сластолюбия. В частности, она приблизила к себе двух братьев сомнительной репутации, представителей семейства Чжанов, которые стали её любовниками. Несмотря на увещевания придворных, старая и больная правительница всецело полагалась на преданность Чжанов. В феврале 705 года группа заговорщиков из числа высших сановников овладели дворцом, предали Чжанов казни, а императрицу отправили умирать в загородное поместье. Императором был провозглашён Чжунцзун.

Фактов и интерпретаций много, но базис процветания и могущества и модернизации – один, а именно высвобождение низовой субъектности, прежде всего «столыпинизация» китайских крестьян. Получив в собственность самодостаточный надел земли, китайцы обретали трудовое рвение и стремление разбогатеть и прорваться в верхи, что не только было возможно, но и поощрялось через систему образования и социального экзамен-лифтинга. Соответственно государственной идеологией стала синкретическая версия буддизма с его монашеской «протестантской этикой». И заимствовались достижения окрестных народов, в том числе Индии и Персии, о чем свидетельствует завершенная по заданию императора Тайцзуна в 646 году и переведенная на многие языки книга буддийского монаха Сюаньцзана «Путешествие в Индию Великой Династии Тан» (в поздней сокращенно-обработанной версии – У Чэнэнь «Путешествие на Запад», перевел Алексей Петрович Рогачев). Локальный прорыв низовой субъектности при императоре Тайцзуне и его жене и вдове императрице Ву Зитянь не смог развиться и был позднее погашен внутренней коррупцией и внешними вторжениями, но попытки «столыпинизации» китайского крестьянства продолжались при последующих династиях Юань, Мин и ранней Цин и в конце концов претворились в современной модернизации Тайваня и КНР. Кстати, в арсенале Мао Цзэдуна заимствованный в китайском славном прошлом рецепт «столыпинизации» вслед за Сунь Ятсеном имелся изначально и использовался в освобожденных «советских районах» Китая в начале 1930-х годов, а после неудач «великого скачка» и тотальной «коммунизации» прорабатывался Мао Цзэдуном вместе с Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином в 1960-х годах и в конце концов реализовался Дэн Сяопином как исходный импульс его знаменитых модернизационных реформ. Неудивительно, что среди современных китайских и иностранных историков, особенно среди феминистски-настроенных, базисная аграрная политика великой Ву Зитянь вызывает растущий интерес.


В избранное