Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник Душой с Россией


Душой с Россией

 

Участь казака предопределяется его волей к самоцельности, самодостаточности. Вольный казак самоопределяется добровольно. Он – тот «господин» по Гегелю, который ради свободы своего бытия готов на кон поставить привязанности своего сущего, включая бренную жизнь, и тем отличается от «раба». Стать крепостным для него – смерти подобно, и он, бросая вызов крепостникам и восставая против них, свысока относится к тем, кто смиряется с рабством. Так называемые «крестьянские войны» в России – бунты Разина, Болотникова, Пугачева – это борьба казаков с порабощающим их государством, и о крепостных крестьянах они отзывались «мужичье крошево – кисло, да дёшево». Умные правители, понимая неукротимую тягу казаков к свободе, стремились проявлять к ним уважение и привлекать существенными льготами к себе на службу. Некоторый аналог российского казачества – польская мелкая шляхта, возводимая к древним волго-донским и северокавказским кочевым сарматам. Подчеркнём суть - казак экономически содержит сам себя в кооперации с сотоварищами по ватаге, станице, кругу, полку, и он служит не по принуждению и не за пайку, а по чести и за достойное вознаграждение. Он даёт отпор порабощению и, если не в силах отбиться от угнетателей, бежит на вольный простор – на Дон, в Запорожье, в Сибирь, в Задунавье и вообще на «фронтир», то есть способность к эмигрантству у него в крови. Подчеркнём также, что казак – это состояние духа, и одной лишь кровной принадлежности к казачьему роду-племени недостаточно. Казак должен терпеть тяготы борьбы за существование, чтобы стать атаманом (господином) сущего.

В годы Русской Революции и Гражданской Войны многие казаки в конце концов смогли убедиться, что новая советская власть делает ставку на бедноту, противопоставляя её самодостаточным хозяевам, и тем самым экономически подрывает основы казачьего образа жизни. Началось вооруженное противостояние большевиков и казачьей верхушки, если воспользоваться терминологией того времени. Часть казаков, сражавшихся в рядах белых армий, вынуждены были после победы Красной Армии уйти в эмиграцию, иногда целыми семьями. В Европе и в Китае образовались многотысячные белоказачьи диаспоры – около 30 тысяч на Западе и около 60 тысяч на Востоке (в основном казаки-семёновцы). Всего же к 1917 году на территории Российской Империи проживало более 6 млн казаков.

Гражданские войны ведутся без сантиментов. Так, население Китая при сменах династий обычно сокращалось вдвое-вчетверо, а Тридцатилетняя война в 1618-1648 гг. между католиками и протестантами сократила население Германии с 17 миллионов до 8 и Чехии с 3 млн до 780 тысяч. Советская власть беспощадно подавляла восстания и в ходе «расказачивания», коллективизации, «голодомора» и террора за два десятилетия до начала Великой Отечественной войны, по некоторым оценкам, сократила численность казачества примерно вдвое, а оставшихся в основном перетянула на свою сторону.

Но отнюдь не всех. И когда нацистская Германия оккупировала территории компактного проживания казаков на Дону, Кубани и Северном Кавказе, она постаралась с помощью антикоммунистической пропаганды сформировать казачьи воинские формирования. Уже 28 октября 1941 года при группе армий «Центр» была создана казачья часть из состава сдавшегося немцам полка под командованием донского казака майора И.Н. Кононова, а 15 апреля 1942 года Гитлер официально объявил казаков «равноправными союзниками» Германии, разрешив не только создание казачьих соединений, но и их применение непосредственно на фронте. Десятки тысяч казаков ушли вместе с отступавшими немцами на Запад, почти 50 тысяч из них были после капитуляции Германии выданы англичанами советским властям, но почти 20 тысяч остались на Западе и затем рассеялись по ряду стран. И почти 10 тысяч казаков бежали из Китая после того, как там в 1949 году к власти пришла компартия (тысячи из них после почти двухлетнего пребывания на филиппинском острове Тубабао перебрались на жительство в США, Австралию и в другие дальние края).

О драматических судьбах казаков, разбросанных потрясениями ХХ-го века по всей земле, рассказывается в замечательной роскошно-изданной и богато-иллюстрированной книге «Казаки Зарубежья» (Москва: Вольное дело, 2008. – 288 стр.). Задумала издание ведущий отечественный казаковед доктор исторических наук Татьяна Вячеславовна Таболина из Института этнологии и антропологии имени Николая Николаевича Миклухо-Маклая Российской Академии наук, она же вместе с авторитетнейшим деятелем современного «казачьего возрождения», атаманом Землячества казаков в Москве, главным редактором газеты «Станица» Георгием Валентиновичем Кокунько подготовила текст. А блестящее художественное оформление с сотнями фотографий и макетирование сделал известный фотохудожник Александр Алексеевич Кулешов. Читатель увесистого тома извещается – «Данное издание осуществлено по инициативе и благодаря финансовой поддержке кубанского казака, председателя Наблюдательного совета компании «Базовый Элемент» Олега Владимировича Дерипаски и созданного им Благотворительного Фонда «Вольное Дело»». И перечисляются около сотни персон и организаций, которые внесли свой вклад.

Уникальный материал собран! В его поисках Татьяна Таболина объехала Европу, Азию, Северную и Южную Америку, Австралию и Океанию. Получилась сокровищница знания.

С точки зрения историка, наконец-то удовлетворительно решен спорный вопрос – почему тысячи казаков воевали на стороне немцев, когда Гитлер напал на Советский Союз. Выше говорилось о страданиях, которым подверглось казачество в ходе Гражданской Войны и после неё. Но ведь нацисты намеревались уничтожить российскую государственность и заселить немцами наши земли, расширив «жизненное пространство» Германии. Значит, казаки - предали Родину? В то же время нельзя сомневаться в патриотизме такого страстно интересующегося отечественной историей писателя и публициста и самого принципиального борца против «красных», как лидер антибольшевистских казаков генерал от кавалерии Пётр Николаевич Краснов. Как же удалось казакам пройти между Сциллой патриотизма и Харибдой коллаборационизма, не запятнав честь? Книга Георгия Кокунько и Татьяны Таболиной убедительно – на фактах и документах – показывает, как такое стало возможным.

В политической борьбе и вообще в кризисной ситуации не всегда очевидны решения и ходы, многое делается по наитию, как и в шахматах. Вникнем в игру, которую вели казаки с нацистами, и будем держать в уме те хитроумные маневры, к которым ранее прибегал Сталин в отношениях с Гитлером.

Итак, 15 апреля 1942 года Гитлер, ссылаясь на «остготские» (германские) корни казаков, объявил их «равноправными союзниками» Германии, и вступавшие в казачьи станицы немецкие солдаты предупреждались о том, что «здесь они находятся на «дружественной территории»» (стр. 77). К местному населению немецкое командование обратилось с призывом к восстановлению традиционного казачьего самоуправления и созданию подразделений самообороны. На казачьем сходе в донской станице – Новочеркасске - в сентябре 1942 года был избран войсковой штаб во главе с полковником С.В. Павловым, приступивший к формированию новых казачьих частей.

«Чтобы лучше понимать соображения, заставлявшие казаков повсеместно с приходом немцев браться за оружие, сотрудничая с оккупантами, - пишет Георгий Кокунько, - приведём здесь слова одного из признанных казачьих вождей - бывшего Донского атамана генерала от кавалерии П.Н. Краснова. Напутствуя назначенного Окружным атаманом донских станиц полковника М. Ротова, он сказал ему: «Знаю одно - страшнее коммунистов вряд ли будет кто, так как эти не только физически, но, главным образом, духовно уничтожают Россию. Сейчас немцы считают нас разделяющими стремление их разделить Россию, образовывая Дон, Кубань, Терек. Но это утопия и просто бессмысленно представлять наш Дон без общей родины. Мы, казаки - русские люди, гордимся этим и желаем как-либо помочь возродиться нашей родине. В данное время немцы нам верят, и воспользуемся этим! Моё желание - освободить от коммунистов хотя бы уголок России и наладить былую русскую жизнь, чтобы этот уголок светился, как маяк, привлекая русский народ и внося надежду на освобождение... Ну, а если они этого не поймут - Бог им судья!... Вот вам моя инструкция - это приказ номер 1...»» (стр. 78).

Что касается нацистской идеологии, то её следствия в виде Освенцима и прочих зверств не афишировались, как коммунистическая идеология не козыряла ГУЛАГом или другими репрессиями, но она содержала ряд благих заманчивых намерений. В частности, казакам могло импонировать подчеркивание нацистами не только избранничества «арийцев» и тем самым также причисленных к таковым «равноправных» казаков, традиционно считающих себя выше «мужиков», но и роли экономической самодостаточности, самостоятельного хозяйствования, низового самоуправления. Недаром такие сильные интеллектуалы, как Мартин Хайдеггер или Эрнст Юнгер, какое-то время принимали нацизм и даже дали глубокие его философские обоснования. Например, если взять классический трактат Эрнста Юнгера «Рабочий: господство и гештальт» (1932) и заменить термин «рабочий» на термин «казак» - то получим именно то, что можно рассматривать как идеал казачества.

Ясно, что Пётр Николаевич Краснов, как и во время Гражданской Войны, хотел одним «неизбежным злом» - германской оккупацией – попрать «большое зло» коммунизма, а в итоге выиграть и возродить Россию. Эта ситуация – стандартная не только для России в периоды смут, но и для всех стран и народов, переживающих внутренний вооруженный конфликт. Каждая из сторон «гражданской войны» преследует свой интерес, привлекая внешние силы против «внутреннего» врага. Понятие «предательства» теряет здесь смысл. И достаточно сообразительный Сталин понимал ситуацию и после одержанной победы над внешними и внутренними врагами поднял тост за «терпение» русского народа, не поддавшемуся гневу против небезгрешной советской власти.

Но в разгар как Гражданской, так и Отечественной войн – исход не был предрешен. И атаман Пётр Николаевич Краснов вместе со своими соратниками - с другими идейными (нешкурными) противниками советов – действовал по совести и не сожалел о своих решениях, когда держал ответ перед следователями СМЕРШа. Аналогично украинские националисты пытались использовать немцев в своих планах создать незалежную Украину. История неоднозначна и многогранна, в ней постоянно идёт борьба разнонаправленных сил, каждая из которых по-своему понимает свой долг и своё видение будущего, и историк должен быть выше текущей конъюнктуры. 77-летнего атамана вместе с другими казачьими генералами Гельмутом фон Паннвицем, С.Н. Красновым, А.Г. Шкуро, Султан Келеч-Гиреем, Т.И. Домановым повесили после процесса в Колонном зале Дома Союзов в Москве 16 января 1947 года.

Книга «Казаки Зарубежья», естественно, акцентирует проблемы и судьбы антисоветского казачества, но делает это, на мой взгляд, с нужной мерой научной объективности. Сами документы и интервью выявляют историческую истину, излечивают от односторонностей. «В условиях сегодняшней России, - пишет авторы, сначала больше узнать – потом постараться понять. Поэтому идея книги подразумевала возможность познакомиться с неизвестными, малоизвестными, затерянными или невиданными дотоле свидетельствами казачьей судьбы в Зарубежье. Мы ставили себе одной из целей издания – вернуть на Родину, хотя бы со страниц книги – малоизвестные или неизвестные вовсе современным россиянам имена, лица, факты истории, идеи, мечты, храмы, родные могилы…» (стр. 12).

Вот факты о жизни казаков под немцами. Вскоре после занятия Кубани группой армий А, из Берлина поступило распоряжение о создании т.н. «Казачьего экспериментального района», где предстояло отработать схему полного казачьего самоуправления - после ухода из него германских войск на территории Кубани должно было быть установлено полное самоуправление. Местному населению гарантировались различные права и свободы, в отличие от других оккупированных областей здесь была разрешена ликвидация колхозов и возврат к частной земельной собственности. «В нашей станице Новодеревянковской, - вспоминает Георгий Кокунько, - немцев вообще не видели - всё время «оккупации» здесь находились лишь несколько постоянно пьяных румынских солдат, стремившихся не вмешиваться в дела местного населения. Когда местными парнями была ликвидирована небольшая группа «партизан», занимавшихся фактически лишь грабежом мирного населения, эти румыны только отмахнулись: «ваше дело, поступайте, как знаете»» (стр. 78).

Сформированный осенью 1942 года автономный район включал территорию шести районов нижней Кубани с населением около 160 тысяч человек. В январе 1943 года границы района были расширены, был избран атаман, рассматривались различные планы по вхождению автономного района в федерацию с будущей Россией, Украиной или Кавказом - район предполагалось реорганизовать в Кубанское атаман-губернаторство с правовым статусом «Первого автономного государства под немецким суверенитетом» на востоке Европы. Однако этим планам не суждено было осуществиться. В конце января 1943 года германские войска оставили почти всю территорию Северного Кавказа. Тысячи казаков с семьями потянулись вслед за отступавшими союзниками. Они прекрасно понимали, что ожидает их за сотрудничество с оккупантами.

Тем временем организованные на Кавказе и Украине казачьи полки приняли участие в тяжёлых боях на Дону и под Сталинградом. Нередко именно им доводилось прикрывать отход основных немецких сил, при этом некоторые из них были уничтожены почти полностью. По данным Вермахта, к апрелю 1943 года в его составе действовало около 20 казачьих полков и большое число более мелких частей, насчитывавших около 25 тысяч казаков. В конце 1942 года, учитывая прочную репутацию казаков, в Берлине было создано Управление казачьих войск, в марте 1944 года преобразованное в Главное Управление казачьих войск во главе с бывшим Донским атаманом и признанным лидером казачьего зарубежья генералом Петром Николаевичем Красновым. Подготовленная осенью 1943 года Управлением и обнародованная за подписями Кейтеля и министра по делам восточных территорий Розенберга Декларация германского правительства гарантировала казакам неприкосновенность их земель и право на государственную самостоятельность. До тех же пор, пока казачьи области оставались занятыми советскими войсками, Германия обязалась предоставить казакам временную территорию для их проживания.

Находившийся на Украине Казачий Стан - около 20 тысяч казаков-беженцев, включая женщин, стариков и детей - вслед за немецкими войсками двигался на Запад: сначала в Белоруссию, затем в 1944 году далее в Польшу и в Италию для борьбы с партизанами-антифашистами. Созданная к этому времени 1-я Казачья кавалерийская дивизия была переброшена на Балканы для борьбы с коммунистическими партизанами Тито. Здесь на берегу Дравы произошли в конце 1944 года последние бои казаков дивизии с советскими войсками (в ходе которых казаки нанесли тяжёлое поражение наступающим советским войскам, почти полностью уничтожив один из полков 233-й стрелковой дивизии). В конце войны дивизия была развёрнута в 15 Казачий кавалерийский корпус, успешно действуя против болгарских войск во время Балатонского контрнаступления немцев. Общая численность корпуса на февраль 1945 года составила 25 тысяч солдат и офицеров (в том числе до 5 тысяч из них - немцев). Всего под командованием генерал-лейтенанта Г. фон Паннвица (с учетом калмыцкого полка, кавказского конного дивизиона, украинского батальона и группы танкистов РОА) в конце войны было около 35 000 человек. В то же время успешно сражались с англо-американскими и французскими войсками переброшенные во Францию для защиты Атлантического вала другие казачьи формирования. Отдельные казачьи полки продолжали сражаться на Восточном фронте. Развернутый в Северной Италии Казачий Стан на конец апреля 1945 года составил 31 463 тысячи человек, из которых 1 430 казаков принадлежало к эмигрантам первой волны. Здесь действовали казачьи школы, кадетский корпус, издавались казачьи газеты, существовал свой Казачий банк.

В Вировитице (Хорватия) 24 марта 1945 года прошёл съезд казаков 15-го Казачьего кавалерийского корпуса, который единогласно постановил объединить казачьи войска с вооруженными силами Комитета Освобождения Народов России генерала Андрея Андреевича Власова и избрал группенфюрера СС Гельмута фон Паннвица походным атаманом казачьих войск. Вслед за этим был передан в распоряжение Власова и Казачий Стан. Решение об эвакуации казачьих частей из Италии и Югославии в Австрию было принято 30 апреля 1945 года. Сюда же стремились отходившие на Запад части РОА, другие восточные соединения Вермахта, антикоммунистические силы из Сербии. К вечеру 7 мая, преодолев высокогорный перевал, последние казачьи подразделения и семейные обозы расположились в долине реки Дравы между городами Лиенц и Обердраубург. Несколькими днями раньше в Австрийские Альпы с боями прорвался и 15 Казачий кавалерийский корпус, сложивший оружие перед англичанами в районе Фельдкирхен-Альтхофен. Именно здесь, в австрийском Тироле близ Лиенце, свершилось то, что чудом уцелевшие казаки позднее назвали «Тирольской обедней» и «самым чудовищным предательством XX века» - насильственная передача казаков, в том числе женщин и детей, бывших эмигрантов (в том числе граждан третьих стран) в руки сталинского НКВД. Всего, по разным подсчётам, начиная с 28 мая 1945 года из расположенных вдоль реки Дравы казачьих лагерей англичанами, нарушившими данное ими атаманам слово, было передано советской стороне от 35 до 50 тысяч человек (стр. 81).

Рассказать о казаках зарубежья - задача чрезвычайно сложная. И трудновыполнимая. Многие документальные свидетельства утрачены безвозвратно. Материалы рассыпаны по многим российским и зарубежным архивам, остаются до сих пор на закрытом хранении в соответствующих организациях, сохраняются в частных собраниях, лежат в семейных альбомах. В то же время издано огромное число воспоминаний в зарубежье. Выходят новые и новые публикации о разных сторонах жизни казачьего зарубежья. Появились специализированные сайты, посвященные казачьей тематике. Однако такое издание, как рецензируемое, выходит впервые.

Авторы стремились не просто показать жизнь казаков в разных странах, но представить некую целостную картину казачьей эмиграции. Особенно важно было привлечь целый ряд практически неизвестных широкому кругу читателей (и даже специалистов) документов и фотографий, ввести их в научный и общественный оборот, и добиться оптимального соотношения хронологического и географического подходов - с включением рассказов о семьях и потомков казаков, которые и сегодня продолжают сохранять наследие России в зарубежье, устанавливают и развивают связи с Родиной предков, стараются участвовать в различных культурных, общественных, гуманитарных программах.

Начинается книга с показа исхода из России и пребывания казаков на Галлиполи и на острове Лемнос. Далее - расселение на Балканы. Работа на шахтах в Болгарии. Жизнь в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев тоже была связана с тяжёлым физическим трудом и охраной границ. Об этом периоде жизни казаков впервые рассказано на основе документов и фотографий из архива атамана В.Г. Науменко.

В Чехословакии казаками было создано немало станиц, развивалась литературно-художественная жизнь. Здесь жил, писал и преподавал известный историк, земский статистик и общественный деятель Кубанского казачьего войска Ф.А. Щербина. Здесь «кубанский Дид» нашёл свой последний приют на Ольшанском кладбище. В Праге был создан Русский исторический архив, названный затем Русский Заграничный исторический архив (РЗИА, известный как «Пражский архив»), в составе которого находился Донской казачий архив.

Деятельность казаков во Франции раскрыта весьма многоаспектно. Например, читатель познакомится с казачьей джигитовкой, которая приводила в восторг изысканную французскую публику. Здесь же фото и награды Фёдора Елисеева, перипетии жизни которого порой кажутся неправдоподобными. Можно посмотреть на лица участников Кубанского войскового хора, уже в 1923 году выступавшего в Европе. Внук генерала Корнилова Шапрон дю Ларре всю жизнь собирал экспонаты, связанные с военной историей России. Фотография генерала П.Н. Врангеля с личным автографом сохранилась у его соратника терского казака, галлиполийца Н.И. Мишутушкина, возглавлявшего Бельфорское отделение Русского Обще-Воинского Союза во Франции. Его сын, Николай Николаевич, живя в Республике Вануату, до сих пор хранит удостоверение РОВС своего отца. Кстати, Татьяна Таболина побывала у него на островах Океании в ноябре 2008 года.

Читатель получает возможность заглянуть в комнаты музея Лейб-Гвардии Казачьего Его Величества полка в Курбевуа, который недавно посетил Председатель Правительства России В.В. Путин. Портретная галерея полковых командиров, картины боёв Отечественной войны 1812 года, бесчисленные награды, переданные казаками и их потомками, мемориальные вещи царской семьи, генерала П.Н. Врангеля, памятные иконы бережно сохраняются. Важно, что в наши дни сюда имеют возможность приходить ребята из Российских кадетских казачьих корпусов, которые приезжают по приглашению Объединения Кадет Российских Кадетских Корпусов во Франции. В книге – фотографии казачьего участка на всемирно известном Русском кладбище в Сен-Женевьев де Буа под Парижем.

Благодаря кубанскому казаку Тимофею Ящику, преданно служившему до конца вдовствующей императрице Марии Федоровне, неожиданный ракурс приобрела датская тема. Эта история продолжается в наши дни в спектакле «Суд человеческий. Императрица Дагмар» датско-российского театра «Диалог», который поставила создатель и художественный руководитель театра, актриса Татьяна Дербенёва-Якобсон. На фотографии из частного собрания, публикуемой впервые, - встреча кубанских казаков с Великой княгиней Ольгой Александровной и протоиереем Леонидом Колчевым, духовником императрицы Марии Фёдоровны, настоятелем храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Прихожанами этого храма, построенного в Копенгагене в 1883 году Императором Александром III, стали, оказавшись в Дании, многие казаки.

Хор Донских казаков Сергея Жарова нёс певческое искусство России по всему миру. В любой стране иностранцы называют его имя, когда заходит речь о России, казаках. Но до сих пор само понятие «хор Жарова», этот целый песенный мир, - малоизвестен в России. В книге на основе архива С.А. Жарова и материалов других частных собраний излагается история создания хора, его триумфальных выступлений по миру.

Не менее известен был и Донских казачий хор имени атамана Платова под управлением Николая Кострюкова. Этот хор тоже объехал весь земной шар, много выступал в Индии, Египте, на острове Ява, в Перу. Николая Кострюкова сделал своим доверенным лицом по издательским делам в Латинской Америке генерал П.Н. Краснов. Хор приветствовал и сфотографировался с ним атаман Г.М. Семёнов. Альбомы с хроникой творческой жизни хора, фотографии, документы оказались со временем рассеяны по разным местам. Книга представляет эти разрозненные кусочки в отдельном разделе.

А кто знает, что и сегодня в центре Нью-Йорка, в Музее естественной истории, можно увидеть фигуру терского атамана генерала Константина Агоева? Многие казаки и казачки упокоились на Казачьем участке Свято-Владимирского кладбища в штате Нью-Джерси. Здесь же находится известный памятник, установленный на пожертвования казаков всего мира - «Казаки казакам», и мемориальная часовня.

Долго длились переговоры представителей Кубанского казачьего музея в Ховеле с властями Краснодарского края о возвращении регалий Кубанского казачьего войска. В 2007 году знамёна и царские грамоты прибыли в Россию. Знамёна десятилетия хранились в свёрнутом виде и требуют серьёзной реставрации. Сейчас они находятся в Москве в Государственном научно-исследовательском институте реставрации, но со временем обязательно вернутся на Кубань. Пока же читатель может увидеть знаменитые Кубанские войсковые регалии в рецензируемой книге.

Личные вещи атамана Г.В. Науменко, его награды, часть архива также переданы его дочерью Н.В. Назаренко в Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д. Фелицына. Собрание это значительно, и не все экспонаты находятся в экспозиции. Читатель опять-таки имеет уникальную возможность увидеть и хранящиеся в запасниках предметы, и даже те, которые только что переданы в музей из Россвязьохранкультуы - например, наградную шашку генерала.

Впервые публикуются фотографии из личного архива кубанского казака, сотника Сергея Проценко, выступавшего в труппе джигитов А.Г. Шкуро, а затем успешно работавшего в Голливуде, занимавшегося подготовкой казаков для съёмок вместе с генералом В.Д. Савицким и князем Андронниковым. С.И. Проценко снимался в массовых сценах, в том числе в фильме 1928 года режиссера Джорджа Хилла «Казаки» по повести Л.Н. Толстого.

Наименее изучена и требует отдельного издания Дальневосточная казачья эмиграция. В книге - фотографии казаков, казачьих станиц, печатных изданий из Китая, хранящиеся в частных архивах США и Австралии.

Эвакуация в 1949 году почти 6 тысяч белоэмигрантов из Шанхая и других мест Китая на филиппинский остров Тубабао практически неизвестна в России. Фотографий сохранилось не так много, они не особенно хорошего качества. Поэтому об этой драматичной истории рассказано подробнее в отдельной статье. Многие казаки из Китая и с Тубабао благодаря стараниям святителя Иоанна архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского смогли получить разрешение на въезд в США. В Сан-Франциско в Музее русской культуры, Кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Доме святителя Тихона Задонского бережно сохраняются спасённые реликвии.

Общеказачий союз в Сан-Франциско продолжает традицию сохранения исторической памяти, его члены участвуют в благотворительных базарах и фестивалях «Вкус России», которые начали устраивать с 1 октября 2006 года в приходском зале при Кафедральном Соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» по благословению Архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Кирилла - потомка оренбургских казаков. Трудами К.В. Мотовиловой, вдовы атамана, сохранён портрет Императора Николая II, который был вывезен из Китая казаками. Атаман В.П. Метленко способствовал установке памятника казакам на Сербском кладбище в городе Колма под Сан-Франциско. На Праздник Покрова Пресвятой Богородицы и в дни памяти казаков, выданных в Лиенце, у памятника служат поминальные службы. Вся организация ложится на плечи нынешнего атамана Н.Е. Бюика (Храпова), долго бывшего, как и его отец, старостой Собора.

В наши дни станица имени атамана Каледина в Канаде наиболее известна казакам разных стран благодаря журналу «Станичный вестник», который издаёт его основатель и бессменный редактор, дочь погибшего в ГУЛАГе протоиерея отца Иакова Елена Яковлевна Шипулина. Особый интерес вызывает журнал в России, поскольку рассылается безвозмездно в кадетские корпуса, музеи, библиотеки по всем казачьим краям. Давний друг станицы - профессор, всемирно известный исследователь творчества Л.Н. Толстого, потомок астраханских казаков А.А. Донсков. Он много лет возглавляет Славянскую исследовательскую группу в Оттавском университете. Указом Президента России от 29 апреля 2008 года «За большой вклад в сближение и взаимообогащение культур, наций и народностей, изучение и популяризацию русского языка и русской культуры» А.А. Донсков награждён медалью Пушкина.

В канадской провинции Квебек русским людям особенно полюбилось красивое местечко Роудон. Здесь в окружении берёз и елей они построили два храма и основали Русское кладбище на Петроградской улице. Авторы знакомят читателя и с некоторыми материалами из архива Александра Кошица, выдающегося музыканта, композитора, собирателя казачьего фольклора на Кубани ещё в конце XIX века, создателя хора, который первым начал выступать с гастролями в Северной Америке. Архив был тщательно подобран его супругой и хранится в Украинском культурном и образовательном центре «Осередок» в Виннипеге, провинция Манитоба.

Побывав в Аргентине, Татьяна Таболина подробно рассказывает о жизни казаков там. Нынешний настоятель Кафедрального собора Воскресения Христова в Буэнос-Айресе митрофорный протоиерей Владимир де Скалой разрешил сфотографировать чашу, из которой причащались верующие в страшный день «Тирольской обедни». Ранее в этом Кафедральном соборе служил протоиерей донской казак Тимофей Соин, который известен в зарубежье как один из священников, служивших в момент выдачи казаков в лагере Пеггец близ Лиенца.

Особая гордость русских в Аргентине - необыкновенной красоты Троицкий собор с майоликовым иконостасом, который по частям привезли в Буэнос-Айрес в бочках из Российской Империи. Собор основан и построен трудами отца Константина Изразцова, которого называют «Апостолом Латинской Америки» (построил 16 храмов по всему континенту - немало казаков трудились на их возведении). Приходил в этот храм и казак хутора Каменского станицы Быстрянской Области Войска Донского В.А. Харламов. Депутат всех четырёх созывов Российской Государственной Думы, председатель казачьей партии, он стал одним из авторов Декларации круга с отказом подчиниться большевикам. В эмиграции активно участвовал во всех общественных начинаниях: в Праге возглавлял Сельскохозяйственный союз, во Франции был председателем Донской исторической комиссии, издавшей трёхтомную «Донскую летопись», в Аргентине много работал для Казачьего Союза и Антикоммунистического Центра. Умер в 1957 году.

После Второй мировой войны отцу Константину писал письма с просьбами помочь вывезти из Европы казаков атаман В.Г. Науменко. После личного ходатайства отца Константина перед президентом Аргентины Хуаном Доминго Пероном особым указом последнего был разрешен въезд в страну 10000 русских. В Аргентине провёл свои последние счастливые годы жизни Н.Н. Краснов-младший, автор книги «Незабываемое» о десятилетнем пребывании в СССР в тюрьмах и лагерях.

В Чили у генерала Мигеля (Михаила) Краснова-Марченко хранится домашний альбом Красновых-Марченко и награды членов этой известной семьи. Благодаря Анжи - супруге Мигеля, и его другу Руслану Таврилову в книге смогли появиться редкие фото, в том числе с автографом генерала П.Н. Краснова.

Казаки оказались и в Парагвае - кто вместе с генералом И. Беляевым пытался построить «Русский очаг», кто сражался в Чакской войне, а кто-то был вывезен сюда с острова Тубабао. Сергей Коленко, староста церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Асунсьоне, обеспечивает сохранность храма, на стенах которого мемориальные доски в память русских, погибших за Парагвай, и поддерживает порядок на двух русских кладбищах.

Многие уральские казаки вместе со своим атаманом B.C. Толстовым, преодолев огромные расстояния, осели в Австралии. О пути, усеянном могильными холмиками соратников и друзей, он поведал в своей книге «От красных лап в неизвестную даль (поход уральцев)», изданной в Константинополе в 1921 году. В Австралии казаки сначала жили одной семьей на ферме, работали на сборе сахарного тростника, полевых работах. Постепенно расселяясь по всей стране, они оставили знамёна Уральского казачьего войска в Свято-Николаевском соборе Брисбена. Недавно в частном порядке знамёна вывезли в Россию. Внук атамана Михаил Толстов до сих пор хранит записку о передаче казаками знамён в храм и архив атамана B.C. Толстова, некоторые фотографии из которого приведены в книге.

Фотографии и казачьи журналы, издававшиеся в зарубежье, свидетельствуют о тесных связях казаков Австралии с Уральской казачьей станицей в Париже, Обще-Казачьим Союзом во Франции, объединениями казаков в США и других странах. Из переписки со своей родственницей, известной поэтессой, сибирской казачкой Марией Волковой, жившей в Германии, атаман В.С. Толстов узнавал детали европейских событий.

Атаман Сводно-казачьей станицы в Новом Южном Уэльсе Д.М. Речкалов продолжает дело своего отца - оренбургского казака Михаила Речкалова, много потрудившегося на общественной казачьей ниве в Китае. Д.М. Речкалов сохраняет архив станицы, со страниц которого «слышны» жаркие споры о будущем России и казачества. Крест 1779 года Митрополита Николаевского Нестора (Анисимова), просветителя Камчатки (1779 года), был вывезен в Австралию архимандритом Вениамином Гаршиным. Потомок запорожских казаков М.М. Кравченко всю жизнь изучала творчество Ф.М. Достоевского и русский фольклор, по её публикациям учились студенты Брисбенского университета. Отзывчивость к просьбам ближнего заложена в ней дедушкой - митрофорным протоиереем Валентином Антоньевым, трудами которого построен первый в Австралии в православном стиле Свято-Николаевский храм.

Достаточно объёмный фотоматериал составил раздел о выдаче казаков в СССР в 1945- 1946 годах. Мемориальное Братское казачье кладбище под Лиенцем всё более становится объединяющим символом сохранения исторической памяти для самых разных людей. О жизни в лагерях в районе Лиенц-Обердраубург после Второй мировой войны сохранились сведения в дневниках и зарисовках атамана В.Г. Науменко, переданных в Россию его дочерью. Читатель впервые увидит эти материалы, а также сможет прочитать в Приложениях часть переписки атамана В.Г. Науменко.

Завершает рассказ о казаках зарубежья серия портретов людей, которых хорошо знают в России. Ведь у многих из них, по словам Марии Волковой, «Жизнь пестрее была, чем в романе, И причудливее, чем во сне». Надеемся, у авторов будет возможность рассказать о них в будущем.

Зарубежные казаки – искренние патриоты своей исторической родины. С расстояния десятилетий они пытаются более-менее беспристрастно оценить свою участь. Отрадно, что и советский период они всё чаще воспринимают объемнее, несмотря на понятную боль. Болезни и беды России, её катастрофический распад в 1991 году затрагивают судьбы и будущее всех нас. Вот как чилийский бригадный генерал Мигель (Михаил) Семёнович Краснов-Марченко из рода Красновых отвечает на вопрос Георгия Валентиновича Кокунько «есть ли какой-нибудь военачальник прошлого, который бы пользовался у Вас наибольшим уважением» - «Я испытываю самое большое уважение ко всем казакам, которые храбро боролись за свои идеалы. Особо упомяну генерал-лейтенанта Гельмута фон Паннвица, походного атамана казачьих войск. Кроме того, выделю маршала Жукова и генерала Паттона» (стр. 130).

А для нас в нынешней охваченной кризисом Российской Федерации чрезвычайно поучителен опыт выживания наших соотечественников-казаков, которые, оказавшись на чужбине без имущества и языка и начиная с нуля, выдержали конкуренцию с «местными» и добились успеха. «В самых разных странах русская диаспора, в составе которой немало потомков казаков – одна из самых процветающих. Поэтому для современной России столь важен культурный, модернизационный и инвестиционный потенциал Русского Зарубежья, который пока недостаточно используется в нашей стране. Не всегда учитывается и косвенный инвестиционный потенциал: во многих международных структурах трудятся потомки русских и казаков, от которых зависит принятие решений, интересных и для стран их проживания, и для России» (стр. 11-12).

Русский гений Лев Николаевич Толстой воспринимал казачий мир с его своеобразным жизненным укладом, который хорошо узнал на Кавказе, как прообраз-идеал того свободного труда на вольной земле, с которым он связывал будущее России. В записной книжке 1 /13/ апреля 1857 года в Женеве он высказал завет потомкам: «Будущность Россiи казачество - свобода, равенство и обязательн[ая] воен[ная] служба каждого» (Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Том 47: Дневники и Записные книжки 1854-1857. Москва: Государственное издательство «Художественная литература», 1937, стр. 204).


В избранное