Скурлатов В.И. Философско-политический дневник Он весь как Божия гроза
Он весь как Божия гроза
Ночью по телеканалу «Россия» смотрел японский фильм «Чингиз-хан. На край земли и моря» (2007, режиссер Шиничиро Саваи). Это – не столько историческая кинодрама, сколько кинолубок. Упрощенно выделены две-три жизненных линии, прежде всего связанных с Борте и Джучи, недостает психологизма, я бы больше внимания уделил Джамухе. Ведь главное в любом великом проекте – «критическая масса» орговиков, и главное в судьбе проекта – конфликты между этими орговиками и их преодоление. Здесь – ключ к истории,
которую всегда делает горстка орговиков-пассионариев. А Джамуха – столь же сильный орговик-соратник Чингиз-хана, каким, к примеру, Троцкий был для Ленина. Вот разрыв этих двоих сильных – высочайшая историческая драма, если судить по «Сокровенному сказанию монголов». А Борте, Джучи и прочее, как и отношения Петра Великого или Иосифа Сталина с женами и детьми, – сопутствующие обстоятельства.
Фильм очеловечивает Чингиз-хана, а это неверно, ибо принижает. На самом деле своим жребием (хайдеггеровский
Entwurf) Чингиз-хан, как впоследствии Наполеон, возвышен до «Мирового Духа верхом на коне», если воспользоваться выражением Гегеля, который лицезрел императора в дни его победы под Иеной. В результате смотришь фильм со всеми его батальными сценами – а мурашек по коже нет. Земная канва биографии необходима, но недостаточна. Авторы фильма показали, как трудно пришлось четырнадцатилетнему Темуджину после гибели отца, но, мне кажется, недораскрыли его сверхестественное избранничество, которое ведёт сквозь все тернии
и жертвы. А в центре интриги – чуть ли не путь к объединению монголов, хотя это лишь средство, а цель – «штурм Неба». И в самом конце – наивное объяснение пролития крови в духе «кровью кровь поправ». Мол, жертвы и разрушения понадобились, чтобы расчистить пространство для передвижений и торговли. Другими словами, великий проект утилитаризуется, а не эсхатологизируется.
В аннотации говорится – «Авторы фильма попытались открыть нам истинное лицо великого героя, чьи страдания и боль были скрыты историей.
Рассказ о судьбе человека-легенды, тесное переплетение исторической канвы и художественного вымысла, масштабные батальные сцены, великолепные костюмы - это результат объединенных усилий представителей двух стран - Японии и Монголии, совместивших в фильме японский самурайский дух с искренней любовью монголов к тому человеку, который когда-то навсегда прославил их страну.
Сомнения по поводу происхождения Темуджина стали преградой на его пути. Его неукротимый дух и качества прирожденного лидера были
очевидны уже тогда. Люди сами стекались к нему, сила Темуджина росла. Он женился на красавице Бортэ и начал осуществлять свою самую большую мечту - объединить всех монголов, все кланы и племена...
Над созданием этой эпической саги в качестве массовки поработала едва ли не вся армия Монголии - в баталиях было занято около 5000 монгольских солдат. А в сцене провозглашения Чингиз-хана верховным ханом монголов было задействовано почти 30000 статистов!
Сценаристы Сэйити Моримура, Такэхиро
Накадзима и Сёити Маруяма, основательно изучив источники, несколько «беллетризировали» биографию Темуджина, опустив при этом ряд важных деталей. К примеру, заключение выгодного союза с влиятельным вождем кераитов Ван-ханом, «Пресвитером Иоанном» христианских легенд, дружбу и последующий разрыв с влиятельным шаманом Кокочу. Зато добавили воинственную деву, верную соратницу Темуджина, и также «умертвили» его старшего сына /Джучи/ еще до провозглашения отца верховным ханом монголов (1206 г.). В реальности нелюбимый
Чингиз-ханом Джучи погиб на охоте гораздо позже, в 1220-х гг., когда монголы захватили Среднюю Азию и Китай».
К таким ключевым-избранническим персонажам истории, как Александр Македонский, Моисей, Чингиз-хан, Наполеон, Сталин, Пётр Великий – надо относиться с позиций не гуманизма, а «марксистского структурализма как теоретического антигуманизма» Луи Альтюссера. Выше просвещенчески-понимаемого «гуманизма» - не только панлогизм Гегеля, но и богочеловечество религии. Разве не преклоняются народы перед
такими вроде бы извергами рода человеческого, как Чингиз-хан или Сталин? Разве проклинают евреи своего Моисея, который вывел их из более-менее процветающего Египта (аналог Российской Империи) в Синайскую пустыню, а как только они попытались расслабиться в потребительстве и пали ниц перед Золотым Тельцом, напустил на них своих правоверных левитов-чекистов и приказал рубить все еврейские тела подряд, дабы спасти еврейские богоизбраннические души (Исход 32). Разве Сам Господь Бог не карал «антигуманно» падшее человечество
потопом и огнём и не напускал грозу и бурю и бичей Божьих на грешные народы? И разве Чингиз-хан, Наполеон, Сталин и прочие Медные Всадники («Мировой Дух верхом на коне») не топтали маленьких интеллигентных евгениев («а я маленький такой!»). Можно плакать и проклинать, но лучше следовать завету мудрого Спинозы - и понимать! Понимать историю и высшую миссию человека в сущем. И лучше относиться к «избранникам небес» столь же понимающе и ответственно, как относился Александр Сергеевич Пушкин к «антихристу» и «палачу»
Петру Великому - «Его глаза сияют, Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. Он весь, как Божия гроза!»