По первому Российскому историческому телеканалу «365 дней ТВ» в серии «Самые
известные кладбища мира» посмотрел канадский фильм «Санта-Кроче. Флоренция». В самую точку попало – в эпицентр сверхвзыва низовой субъектности, породившего Новое Время (Модерн) с его обожествлением человека (гуманизм), гражданским (= буржуазным) обществом, научно-технической революцией. В этой Церкви Святого Креста – могилы отцов-основателей современной глобальной цивилизации.
Я отсчитываю Новое Время с Процессии в белых одеждах, когда в 1400 году горожане-буржуи Флоренции в ужасе от нашествия чумы
решили очистить свой город от грязи и, облачившись в чистое, сплотились против бытового, социального и политического мусора. И вскоре Флоренция стала «столицей мира». И недаром там в 1439 году собрались политики и священнослужители Западной и Восточной Европы, чтобы объединить христианские страны в борьбе против турецко-исламского натиска и подписать ради этого Флорентийскую унию (от России её подписал Киевский и Всея Руси митрополит Исидор). Ученейший Исидор действовал в одной связке с постисихастскими византийскими иерархами Гемистом Плетоном из Мистры (Пелопонесс) и Виссарионом
Никейским, сыгравшими чуть ли не решающую роль в духовном взлёте Возрождения. Гемист Плетон считается инициатором знаменитой Платоновской академии во Флоренции, а православный митрополит и затем католический кардинал и фактически второй после папы человек в Риме Виссарион Никейский выдал племянницу последнего византийского императора Зою (Софию) Фоминичну Палеолог, родившуюся в Мистре под эгидой Гемиста Плетона, замуж за Великого Князя Московского Ивана III Васильевича, и внуком этого судьбоносного брака стал
царь Иван Грозный.
В 1439 году флорентийский лидер Козимо Медичи Старый испытал духовное потрясение от общения с правоверным мудрецом Гемистом Плетоном, который привез с собой манускрипт с диалогами Платона и проводил по нему Платоновские чтения. По легенде, эти чтения так вдохновили Козимо, что ему тут же пришла в голову мысль создать специальную академию для изучения трудов великого грека. Он заказал список манускрипта для своей личной библиотеки и якобы заявил – «Без платоновского учения никто
не может быть ни хорошим гражданином, ни хорошим христианином». Глава Платоновской академии Марсилио Фичино вспоминает о Козимо - «Он часто слушал греческого философа Гемиста Плетона, говорившего, подобно второму Платону, о платоновских мистериях. Козимо был так вдохновлен его словами, что, начиная с этого времени, он задумал в глубине души род Академии, рассчитывая создать её в подходящий момент. И он предназначил для этого меня, сына своего любимого врача, в ту пору еще мальчика, и дал мне образование». Козимо
обучил Марсилио Фичино нескольким языкам, допустил в свою библиотеку, а впоследствии подарил ему виллу в Кареджи (пригороде Флоренции), где и стали проходить собрания Платоновской академии.
Концентрация высокого духа во Флоренция была сверхчеловеческая. И Церковь Святого Духа тому свидетельство, в чём я сейчас убедился, посмотрев содержательный фильм о ней.
Как гласит Википедия, Базилика Санта-Кроче (итальянское Santa Croce, Церковь Святого Креста) расположена в самом центре Флоренции. Является одной из самых популярных туристических достопримечательностей
города. Это - францисканская готическая церковь, знаменитая фресками Джотто и гробницами великих людей Италии.
Легенда гласит, что церковь была основана самим святым Франциском Ассизским. Франциск Ассизский скончался в 1226 году, а уже через два года был причислен к лику святых. К 1229 г. относится упоминание о церкви, посвящённой ему.
Строительство церкви на месте, ранее занятом этим зданием, было начато 12 мая 1294 года (возможно, Арнольфо ди Камбио). Финансирование строительства происходило
на средства состоятельных семей Флоренции. В 1442 году церковь была освящена папой римским Евгением IV. Окна церкви украшены витражами, расширяющими её интерьер.
Церковь построена в форме египетского Т-образного креста и является крупнейшим францисканским храмом Италии. Со временем были осуществлены многочисленные перестройки церкви.
Во второй половине XVI века было разрушено много древних её частей. Фрески Андреа Орканьи были скрыты под алтарями работы Вазари.
Стиль храма
- готический, по этой причине он выглядит менее массивным, чем Дуомо (Санта-Мария-дель-Фьоре). Церковь украшена множеством фресок и скульптур работы Джотто и других знаменитых художников и скульпторов: Донателло, Антонио Канова, Таддео Гадди, Антонио и Бернардо Росселлино и многих других. Выделяется кафедра, выполненная Бенедетто де Майано (1472 г.) с барельефами, посвящёнными святому Франциску.
Санта-Кроче является и знаменитейшим пантеоном, превосходящим, возможно, даже Вестминстерское аббатство
в Лондоне. В церкви похоронено около 300 знаменитых флорентийцев - деятелей культура, науки и политиков. Типичная конструкция гробниц в церкви — мраморное ложе с фигурой усопшего поверх саркофага. Сооружение увенчано аркой на двух колоннах.
В базилике находится множества захоронений и памятных досок известных людей Италии, среди них:
- АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста (архитектор, XV век) - АЛЬФЬЕРИ Витторио (поэт и драматург, XVIII в.) - БАРТОЛИНИ Лоренцо (скульптор, XVIII-XIX век)
- ГАЛИЛЕЙ Галилео (астроном, математик, XVI век). Галилей являлся уроженцем Пизы, но прожил большую часть жизни во Флоренции. Саркофаг увенчан фигурой учёного и аллегорическими фигурами Геометрии и Астрономии. Надгробье Галилея - работы Джулио Фоджини - ДАНТЕ Алигьери (поэт, XIII—XIV век, похоронен в Равенне, в базилике находится его кенотаф, сооружённый в 1829). Власти Равенны противодействуют переносу праха поэта во Флоренцию. Одной из главных причин является надпись «туск» (то есть этруск) на
кенотафе - МАКИАВЕЛЛИ Никколо (мыслитель, XV—XVI век). Надгробье выполнено Инноченцо Спинацци. Над саркофагом находится аллегорическая фигура Дипломатии - МАРКОНИ Гульельмо (лауреат Нобелевской премии 1909 года за создание беспроводного телеграфа, XIX—XX век) - МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (скульптор, поэт, живописец, XV-XVI век) - гробница работы Джорджо Вазари. Микеланджело скончался в Риме в возрасте 89 лет. Над саркофагом установлен бюст Микеланджело, в нижней части расположены три аллегорические
фигуры - ОГИНСКИЙ Михаил - польский композитор, автор известного полонеза - РОССИНИ Россини (композитор, XIX век) - ФЕРМИ Энрико - выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии 1938 года (в базилике находится мемориальная доска).
Эти имена говорят сами за себя. Они все вместе олицетворяют Новое Время
в его главных измерениях-ипостасях. Церковь Святого Креста - сосредоточие духа Модерна, святыня современного мира.