Скурлатов В.И. Философско-политический дневник Фрустраты и их сверхидеи
Фрустраты и их сверхидеи
Не буду вникать в классификации фобий и их причин, на эту тему горы книг, - психология и психиатрия и психоанализ продолжают бурно развиваться. Фрустрации явно зависят от социально-политического положения фрустрированного. Распространеннее всего, на мой взгляд, «стокгольмский синдром» - заложники под влиянием стресса, не обладая силой характера, легко ломаются и психологическим вывертом начинают любить захвативших их террористов и поддерживать их высочайший рейтинг. «Люди холопского звания
Сущие псы иногда – Чем тяжелей наказание, Тем им милей господа» (Николай Некрасов). Тот же «комплекс Каштанки» исследован в одноименном рассказе Антона Чехова. Сложилась легенда о Сталине и его рецепте – как абсолютно-самодержавно властвовать, пользуясь заоблачной любовью подвластных? Собрав своих преемников, Сталин якобы так ответил на этот вопрос – взял живую курицу, ощипал её, сказал «а теперь смотрите, куда она побежит», и бросил ощипанную на пол. Курица метнулась обратно к мучителю и прижалась к сапогу
Сталина. «Вот так-то!» - довольно подытожил мудрый вождь. И в самом деле – рецепт безотказный, мы поныне в этом убеждаемся.
Но не каждая фрустрированная курица удостаивается милости быть допущенной к сапогу (или корыту), а не брошенной в котел кипящих щей или вышвырнутой на произвол холодной улицы. За теплое место надо побороться. Деятели искусств слагают оды, судьи и чиновники соревнуются в усердии ощипывания, священноначалие норовит объявить главного щипача «вашим превосходительством» и почти «помазанником
божьим», а слуги народа, вестимо, без лести преданы и наперебой предлагаются насильникам «и я, братцы, и я!». Знакомая картина.
Но меня больше всего интересуют те, кто свою ощипанность переживает-фрустрирует далеко от власти - на улицах городов, за письменными столами, перед экранами зомбоящиков. У некоторых не хватает куриных мозгов, чтобы догадаться о главном виновнике своей ощипанности, а у других не хватает духа заглянуть в бездну зла. И те, и другие фрустраты начинают жить сублиматами и субститутами.
У индивидов с более-менее сильным либидо-витальностью под тем или иным внутренним побуждением и/или внешним влиянием взращивается та или иная сверхидея, захватывающая всё их существо. И энергия агрессии канализируется! Вплоть до самопожертвования и терроризма. Но фрустрат, в отличие от субъектника, - всегда частник, а не целостник, и потому фокусируется не на причину, а на то или иное следствие – на тот или иной субститут главного виновника. Причем этот «козел отпущения» обычно подсказывается верховным злом.
Борясь не с сифилисом, а с шанкром – фрустрат усугубляет не только свою болезнь, но и недуг всего обществa, которое по вине неправедного правителя попадает в тупик порочного круга «ощипанность всех = культ одного». Энергетика фрустратов отвлекает активистов от борьбы с главным злом и потому выгодна ему и часто направляется или провоцируется им.
Сверхидеи фрустратов понятны и погибельны. Фрустрат до фанатизма проникается идеей, что виновник его собственных бед и несчастий его Родины – это «чужой-другой»
(пиндос, чурка, жид), но не тот наверху, кто имитирует «своего», а на самом деле ощипывает ему подвластное население и мародерски разворовывает им оккупированную страну. И ощипанный им и вышвырнутый им на улицу фрустрат роется в мусоре под забором собственного дома, в котором мародерствует боготворимый им небожитель, и кидается на «козлов отпущения», которые роют мусор рядом с ним и кажутся поэтому конкурентами, способными выхватить изо рта последний кухонный отброс и вдобавок овладеть родной ощипанной несушкой.
Если же рядом возникает субъектник и начинает подкапывать забор и готовиться к штурму оккупированного дома, то неглупый главный щипач вопит «ату вора-оранжоида!» и объясняет фрустрату, что весь шанкр – от тех, кто «раскачивает лодку» и критикует всенародно-любимого лидера. И уличные и кабинетные ощипанцы загораются праведным гневом – не против главщипача, а против тех, кто не желает быть ощипанным. И фрустраты-интеллектуалы начинают идейно громить слишком критичных-свободолюбивых, а фрустраты-гопники
начинают убивать их.