Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Космология с точки зрения эсхатологии: письмо Леонида Максимовича Леонова

Сейчас смотрел по телеканалу ТНТ программу «Завтрак с Дискавери» о современной
космологии и весьма разочаровался. Плохо, невнятно, примитивно. Упор сделан на
цифирь, призванную поразить воображение простого человека. Например, несколько
минут разжевывается, какая это малая величина -10 в минус сорок третьей степени
секунда. А это – длительность ключевой начальной эпохи в жизни Вселенной. О четырех
фундаментальных силах – вообще на уровне пятого класса, и тоже скучно. Из многих
научных изюминок лишь насчет вспышки света в раннем космосе – более или менее
чётко. О раздувающейся (инфляционной) фазе Вселенной – совершенно вскользь. Об
антропном принципе – ни слова. 

Скороговоркой сказано о возможном квантово-механическом механизме рождения Нечто
из Ничто и о возможности «циклической Вселенной». Тема не захватывает, ибо нет
её проблематизации. 

Короче, даже чуть ли не полвека назад можно было сделать строго научную и в то
же время общепонятную передачу по космологии более интересной, чем сегодняшняя.
Ведь уже тогда захватывали воображение геометродинамические парадоксы Джона Уилера,
модели «стационарной Вселенной» Фреда Хойла, Томаса Голда и Германа Бонди, математические
спекуляции Артура Эддингтона. Помню, как увлеченно я переводил и издавал в 1964
году книгу Джеральда Уитроу «Естественная философия времени», сохраняющую акутуальность
по сей день.  «Сегодня я хочу отметить одну книгу, - говорил в 2000 году известный
отечественный темпоролог Александр Петрович Левич на открытии выставки книг о
Времени в Румянцевской (Ленинской) библиотеке, - имеющуюся на нашей выставке.
Эта книга Джеральда Джеймса Уитроу "Естественная философия времени" знакома почти
каждому из присутствующих здесь. Дж. Уитроу был первым президентом Международного
общества по изучению времени. 2-го июня нынешнего года Джеральд Уитроу в возрасте
87 лет ушел из жизни» (http://sky.kuban.ru/temporology/SEMINAR/rlevich.htm).
И мои собственные мысли по космологии, опубликованные сорок лет назад, остались
за бортом научного и  общественного внимания, как и многое из того, что я придумываю
и публикую.

Между тем обойти вопросы и ответы, которыми я живу, - нельзя. Возьмем ту же космологию.
Естественно, она неразрывно связана с эсхатологией. Мои работы по «прикладной
эсхатологии», размещенные в «Ежедневнике» выведенного сегодня из строя моего
сайта  www.panlog.com, опираются не только на достижения современной науки, но
и на откровения традиционной религии. Как их обойти? Или возьмем ту же космологию.
Полвека назад я опубликовал несколько статей по релятивистской космологии, в
том числе статью «Относительность мира и антимира» (Природа, Москва, год и номер
не помню, оттиски пропали при обысках). Кроме того, пространные версии моей концепции
относительности мира и антимира были опубликованы где-то за рубежом, а обоснование,
насколько помню, приводилось в моей тысячестраничной кандидатской диссертации
«Материальное единство мира», которую я подготовил в Секторе философских проблем
естествознания Института философии Академии наук СССР в 1961-1965 годах, но диссертацию
не смог защитить, потому что в 1965 году был обвинен в фашизме, исключен из КПСС
и отовсюду изгнан.

Кратко перескажу суть концепции. Основывается она на элементарном буквально-физическом
истолковании релятивистского формализма, со ссылкой на описание «черных дыр»
в релятивистской динамике и на представлении Вселенной как «черной дыры», наблюдаемой
изнутри. При таком подходе формально направление времени меняется от точки к
точке. Я же это «формальное» представил как «нормальное». Тогда получается, что
на «экваторе» Вселенной направление времени как бы перпендикулярно по отношению
к нашему, а за «экватором» («горизонтом событий») время течет «формально» в обратную
сторону, и формально за «экватором» («горизонтом событий») тамошний мир кажется
нам «антимиром».

Само собой разумеется, что с точки зрения общей теории относительности, у каждого
наблюдателя во Вселенной свой «экватор» («горизонт событий») и свой «антимир»,
поэтому ни о какой «вещественной» границе между миром и антимиром – нет. Аналогично
у каждого наблюдателя на поверхности сферы, в какой бы точке сферы он не находился,
- свой «экватор» на этой физически-однородной сфере.

Некоторые напряжения ума требуются для того, чтобы постоянно держать в уме конечность
скорости света. Чем дальше мы заглядываем вглубь Вселенной, тем более древние
её состояния и фазы наблюдаем. А самые ранние фазы как раз наблюдаемы в непосредственной
близости от «экватора». Из-за конечности скорости света естественен такой парадокс
– предположим, подрубились опоры пространства-времени, небеса рушатся на нас.
Как сказано в Апокалипсисе – «И звезды небесные пали на землю, как смоковница,
потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись
как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Откровение 6:13-14).
А мы до последнего мгновения будем видеть иллюзию бездонного неба, создаваемую
для нас световыми лучами, испущенными миллиарды лет назад вблизи нашего «экватора».

Я обосновывал возможность того, что космос сейчас уже не расширяется, а сжимается,
обрушивается на нас. И я ссылался не только на древние мифы всех народов о том,
что с началом Грехопадения человека произошло свержение райского «золотого века»
Кроноса (=Время) и космос стал вращаться в обратную сторону, то есть время потекло
вспять, и тогда же высеклись самосознание и политика (всю эту ситуацию подробно
описал Платон в диалоге «Политик» 268е-275с http://philosophy.allru.net/perv127.html
или Сочинения, Том 4, стр. 18-25). Я также предложил схему вполне реализуемого
эксперимента по замеру пиков «нейтринного моря» Вселенной, чтобы определить,
в каком времени – «прямом» или «обратном» по сравнению с «экваторным» - мы сейчас
живем (дело в том, что соблюдается так называемая СРТ-симметрия Вселенной, то
есть сопряжены заряд, четность и направление времени, и если фотон не отличается
от преобразующегося из него при повороте времени «антифотона», то нейтрино –
отличается). 

Постараюсь отыскать журнал «Природа», а также какую-нибудь из своих рукописей
по этому вопросу (один мой друг сказал, что у него сохранились какие-то мои древние
бумаги), и разместить на своем сайте, который, о счастье!, только что мне восстановили.
 

Полвека назад жили ещё люди дореволюционной закваски, которых интересовали мои
изыскания. Это сейчас я чувствую себя вещающим в пустоту, а тогда находил собеседников,
настроенных на ту же космологическо-эсхатологическую волну, как и я. Одним из
них был писатель, академик и мыслитель Леонид Максимович Леонов (1899-1994).
Он в 1960-х годах работал над глубинным своим романом «Пирамида», и в разгар
работы в 1960-е и даже в 1970-е годы обращался ко мне за справками, названивал
домой и интересовался тем или иным интеллектуальным нюансом. В воскресенье, разбирая
залежь старых газет, бумаг и записок, случайно наткнулся на следующее его письмо
ко мне: 

«Депутат Верховного Совета СССР
Л.М. Леонов
Москва, ул. Горького, 54, кв. 44

Москва М-452 Чонгарский бульвар 15 кв. 19 
В.И.Скурлатову

Уважаемый Валерий Иванович,

Я прочел Вашу статью и она мне понравилась, хотя я по темноте своей не все в
ней понял.

Стремясь реализовать её, я сегодня, хотя и без Вашего согласия, разговаривал
о ней с редактором журнала «Наука и жизнь», нок сожалению он сказал, что покамест
журнал будет воздерживаться от публикации работ на темы этого круга.

Мне ничего не остается другого, как вернуть её Вам по прочтении, что я и делаю
с благодарностью.

Жму руку
Ваш Леонид Леонов
5.11.1967».

Какую из моих статей читал Леонид Максимович – про Время или про Панком – я сейчас
не помню. Наверное, все же какой-то текст по космологии, поскольку впоследствии
мы с ним говорили именно о сопряженности современной космологии с традиционной
эсхатологией. Почти сорок лет прошло – остались те же вопросы, но тогдашние ответы
на них обогатились благодаря достижениям современной компьютерологии, как я и
постарался показать в прошлом году в цикле заметок по «прикладной эсхатологии»
и Правой Вере.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное