Партия и нация: сходства и отличия
Вчера присутствовал при зачатии очередного «национально-патриотического» предвыборного
блока, который решили создать несколько зарегистрированных в Министерстве юстиции
РФ политических партий. Я предложил не строить иллюзий и идти на выборы не как
межпартийный, а как надпартийный блок под названием «Путь из тупика». Лидеры
– не идиоты, и прекрасно понимают, что шансов пройти 5-процентный барьер у них
нет. И денег на раскрутку нет. В принципе они могут принять мое предложение,
но при условии, если мне удастся до субботы привлечь в головную тройку одного
яркого деятеля. Я этому авторитетному и незапятнанному политику вчера звонил
до полуночи, но так и не мог дозвониться. Если у меня не получится сегодня с
ним договориться – значит, сработает закон подлости.
Опыт партийного строительства и партийной деятельности в постсоветской России
позволяет сделать некоторые значимые обобщения и верифицировать существующие
концепции происхождения и социальной сущности политических объединений. Главный
мой тезис – любое низовое социально-политическое объединение, прежде всего политическая
партия, является формой реализации субъектности и потому в качестве предпосылки
предполагает наличие некоторой «критической массы» экономически-самодостаточных
граждан. Жизненный интерес самодостаточного хозяина – сохранить и закрепить свой
социальный статус, обезопасить себя от наезда «своих» и «чужих» хищников. Такой
социально-территориальной более или менее безопасной нишей жизнедеятельности
самодостаточных хозяев в широком смысле является нация (= национальное государство),
а оптимальным плацдармом для отстаивания своих базисных и надстроечных интересов
в окружающем социуме и прежде всего в собственной стране является политическая
партия. Причем сознательно-целеустремленное группирование субъектных людей в
особую профессиональную, конфессиональную или политическую общность (партию)
предшествует бессознательно-стихийному базисно-надстроечному становлению нации
на данной территории из разнородных населяющих данную территорию этносов и субэтносов.
Дизраэли и Ленин говорили о нескольких (минимум двух) «нациях» в каждом современном
классовом национальном государстве, но лучше говорить о нескольких «партиях»,
чтобы не создавать терминологической путаницы.
Однако партии и нации сначала появились и ярко проявились там же, где полтысячелетия
назад произошел «субъектный взрыв» - в Западной Европе. Возникшие нации Нового
Времени и формирующие их партии могуче воздействовали на ещё несубъектизированную
периферию остального мира и индуцировали там квазинации и квазипартии, которые
неизбежно подражали развитым самобытным образцам и в этом обезьянничанье часто
представали как гротеск и даже фантом. Россия, в которой до сих пор так и не
возникло «критической массы» низовых самодостаточных хозяев, – классика такого
западнизма-обезьянничанья.
При отсутствии базиса «среднего класса» для становления нормальных наций и партий
«классического» мелкобуржуазного типа – на сателлитных «постсоветских пространствах»
(а также в других бедных немодернизирующихся странах), находящихся в поле индукции-притяжения
богатых и процветающих модернизированных обществ, имеем «надстроечные» имитации
наций и партий, всевозможные умозрительные псевдонациональные и псевдопартийные
патологии-идеологии. Особенно это заметно на «партийных» собраниях, как вчера,
а также в Интернет-тусовках. То и дело сталкиваешься с такими вывертами, что
диву даешься.
Наткнулся в Интернете, например, на такой пассаж некоего «Голота» (характерно,
что Интернет-тусовщики, догадываясь о своей неполноценности, обычно используют
не подлинную подпись, а подпольный ник). «Вот выступает, - комментирует он мою
заметку «Почему блюдо Глазьева для меня несъедобно», - ещё один «Советник вождя»
по вопросам «чистоты рядов» и общепитовской санитарии: «Заказал борщ, гуляш и
компот. В борще увидел две-три разваренные мухи, отставил в сторону. Принялся
за гуляш с макаронами… – вытянул разваренную мышку… Для самодостаточного человека
двухпартийность (естественное следствие многопартийности) или сосуществование
«партии власти» и «партии оппозиции» – некоторая защита от существующей власти,
которая всегда вольно или невольно склонна к злоупотреблению властью и тем самым
к ущемлению прав человека». Казалось бы, я достаточно ясно и здраво высказал
свою политическую позицию, но патологизированное сознание умудрилось воспринять
её по-своему: «Скурлатову явно хочется приготовить «комплексный обед» по рецепту
М.А. Суслова, — чтоб в нашем зверинце не осталось мышей для кота и мух – на пропитанье
воробьям; — чтобы все кормились стерильной баландой из общего корыта и ходили
строем по командам единственно верного учения» (http://www.contr-tv.ru/discuss/308/).
Увы, такое искаженное ложно-стереотипное восприятие действительности, индуцированное
постоянным общением с телеящиком, типично в современной десубъектизированной
России – в огороде бузина, в Киеве дядька, а когда смотрит в книгу, то постоянно
видит фигу. А на выборах – в полной растерянности и обычно голосует так, как
подсказывает власть.
Рецепт нашего излечения универсален, как для всех бедных и потому больных обществ,
- становление «критической массы» низовых самодостаточных хозяев. Недостаточно
высокого образования, которое обычно идет во вред сознанию бедного человека,
и недостаточно иметь под рукой компьютер для самовыражения, и недостаточно даже
получать высокую зарплату из рук хозяина-работодателя. Необходимое условие обретения
права на свою нацию и свою партию – быть самодостаточным или стремящимся к самодостаточности
хозяином и тем самым осознавать свой базисный жизненный интерес и соответственно
осознанно выбирать свою форму надстройки.