Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Уважаемые подписчики, несколько дней ремонтировалась выделенка, и я не имел доступа в Интернет. Поэтому возобновляю рассылку с заметки об Эхнатоне, подготовленной в понедельник 1 сентября 2003 года. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ В ЭПОХУ ЭХНАТОНА Марс воссиял над Землей, две планеты рекордно сблизились – в среду 27 августа красная планета подошла к нам на расстояние 55 миллионов 758 тысяч километров. Говорят, такого не происходило несколько десятков тысяч лет. А я вспомнил Иммануила Великовского, который, анализируя изложенную в Торе историю исхода евреев из Египта под водительством Моисея и сопоставляя её с необычными событиями, происходившими на закате XVIII-го века до нашей эры в конце древнеегипетского Среднего Царства и описанными в «Речении Ипусера /Ипувера/» (Лейденский папирус № 344) и «Речении Неферти /Неферох/» (Эрмитажный папирус № 1116), допускал свершившуюся на глазах исторического человечества и связанную с Юпитером катастрофу в Солнечной Системе, когда планеты сбились с орбит, Венера и Марс чуть ли не сталкивались друг с другом и с Землей и Луной, и небо почти рушилось на людей. Обо всём этом рассказывается в широко известной книге Иммануила Великовского «Миры в столкновении» (1950), горячее обсуждение которой продолжается поныне. В те времена «казней египетских» и других природных катаклизмов невидимый единый Бог сущего явил свой лик избранным, и так возникло единобожие Моисея, утвердившееся в еврейском народе. А примерно в 1368-1351 годах до нашей эры, во времена фараона Аменхотепа IV («Амон доволен»), известного как Эхнатон («Угодный Атону»), единобожие попыталось утвердиться также в Древнем Египте. Прежнее верховное божество Амон, ассоциированное с планетой Юпитер и главенствующее над сонмом других богов, было заменено Эхнатоном на единого верховного бога Атона, олицетворенного слепящим Солнечным диском. Где-то в конце 1960-х годов Иммануил Великовский, с которым я переписывался, прислал мне свою книгу «Эдип и Эхнатон», поразившую меня. Какие индивидуальности, какие свершения, какие переклички! С тех пор я представлял великих египтян периода XVIII-ой династии наглядно, и умозаключения проницательного Иммануила Великовского, мне кажется, получают подтверждение с каждой новой археологической находкой. С утра смотрел часовую передачу на телеканале ТНТ «Завтрак с Дискавери» как раз о Эхнатоне, его жене Нефертити, сыне Тутанхамоне, дяде Аи и других персонажах грандиозной драмы, развернувшейся когда-то на берегах Нила. Особенно подробно и трогательно рассказано про любовь Тутанхамона и его юной жены Анхесенпаатен /Анхесенамен/, про роль Аи в преждевременной кончине молодого фараона, про отчаянные попытки шестнадцатилетней вдовы фараона выйти замуж за одного из сыновей знаменитого хеттского царя Суппилулуимы (индоевропейский народ хетты в те времена обитал на территории современной юго-восточной Турции) и в конце концов про воцарение Аи и про его женитьбу на Анхесенамен. Замечательна сама программа «Завтрак с Дискавери», которая затмевает почти все российские познавательные телепередачи, включая программы Николая Дроздова и Александра Гордона. Пожалуй, лишь Леонид Парфенов и Павел Любимцев способны работать на таком уровне. Все-таки Великовский на порядок интереснее Фоменко, больше заставляет задумываться о многомерности и целостности истории, о её поразительных корелляциях. Воистину, вся история – священна. Согласно реконструкции Иммануила Великовского, основанной на убедительном подборе археологических и исторических свидетельств, вот какие странные отношения имели место в семье фараона (у меня под рукой издание: Великовский Иммануил. Эдип и Эхнатон. Перевод с английского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 608 страниц; в этом издании – перевод двух книг: «Века в хаосе: От Исхода до фараона Эхнатона. Том 1» и собственно «Эдип и Эхнатон»). Древнеегипетское Новое Царство достигло пика могущества при отце Эхнатона – фараоне Аменхотепе III Великом (1405-1367 годы до нашей эры), этом «Людовике XIV Древнего Египта» (Blackman A.M. Luxor and Its Temples. London, 1923, p. 64), который был кровными и союзными узами связан с арийским царством Митанни на территории нынешнего Курдистана и отличался склонностью к «греческой любви» (гомосексуализм), а под конец царствования иногда велел изображать себя в женской одежде. Среди экономически вполне самодостаточной и потому политически влиятельной знати выделялся Иуао, женатый на Туа, и у них была дочь Ти /Тия/ и сын Аи. Кстати, до нас дошли портретные изображения почти всех действующих лиц, и я их смог сегодня внимательно рассмотреть крупным планом по телевизору в передаче «Завтрак с Дискавери». По-моему, Тия внешне чем-то напоминает Лилю Брик. Будучи девушкой сексапильной и властной, она сумела обратить на себя внимание Аменхотепа III и, выйдя за него замуж, взяла бразды в свои руки. У молодой фараоновой четы родился сын со следами патологий и родовой травмы, с гипертрофированными стопами и деформированным черепом. Его убрали с глаз подальше, отец хотел его умертвить, мать отправила его на Ближний Восток, ближе к Митанни. Поразительны совпадения в судьбах реального Эхнатона и мифического Эдипа, указанные Иммануилом Великовским и объясняемые им тем, что греки заимствовали у египтян с их Фивами реальную историю Эхнатона и превратили её в миф о царе Эдипе из города Фивы в греческой Беотии.. Когда Аменхотеп III скончался, то гонимый им его сын Эхнатон появился в Египте и с помощью матери стал фараоном под именем Аменхотеп IV. Вскоре он женился на дочери своего дяди Аи – прекрасной Нефертити, которая родила ему дочь Меритатен, затем дочь Мекетатен (умерла ребенком) и, наконец, героиню сегодняшней телепередачи дочь Анхесенпаатен. Однако мать Тия взяла своего сына Эхнатона себе в мужья и тем самым стала главной властью в семье и в стране, затмив и потом вытеснив свою племянницу Нефертити, что создало напряженность в отношениях с её отцом, то есть с братом царицы Аи. От своей матери Эхнатон родил сыновей прекрасного Саанехта и затем Тутанхамона и любимую младшую дочь Бекетатен. Эхнатон уничтожал надписи отца и вообще память о нем. Он считал своим отцом верховного бога, связанного с Солнцем: О ты, солнечный бог, чья власть другим недоступна… Ты только своей силой создаешь красоту формы, Ты пребываешь в моем сердце, Нет никого, кто знает тебя, Кроме твоего сына Эхнатона. Субъектность в Эхнатоне достигла такой же мощи, как и у титанов Возрождения. За полтора десятилетия он преобразовал Египет и потряс его духовные основы. Джеймс Брэстед в своём знаменитом двухтомнике «История Египта» (русский перевод 1915 года) называет Эхнатона «первым в мире идеалистом и первым в мире индивидуалистом», «первым пророком истории» и «самым замечательным из фараонов и первой личностью в человеческой истории». Кстати, поскольку Эхнатон в юности почти наверняка скрывался за Евфратом в арийском царстве Митанни, в котором господствовала одна из разновидностей религии вед, то интересно было бы проследить возможную связь его единобожия с общеиндоевропейским культом Великого Жертвоприношения. Семья Эхнатона в субъектизирующемся древнеегипетском обществе, бесспорно, превосходила по разнузданности семью Медичи в субъектизирующемся новоевропейском обществе. Кровосмешение представлялось чуть ли не нормой. Эхнатон сблизился со старшим сыном Саанехтом от Тии и правил с ним совместно, а когда его младшая дочь от Нефертити – Анхесенпаатен – достигла возраста Айши (десять лет), когда та стала женой пророка Мухаммеда, то Эхнатон вошел к ней и лишил девственности. В результате Анхесенпаатен забеременела и родила мертвого ребенка, и её отдали замуж за сводного брата Тутанхамона. А её старшую сестру Меритатен отдали замуж за другого брата – Саанехта - сына Эхнатона от Тии. После устранения Эхнатона (его не предала лишь любимая дочь Бекетатен) за власть в Египте боролись два малолетних брата, сыновья Эхнатона от Тии – Саанехт и Тутанхамон, за которыми стояли соответственно Тия и Аи, отец Нефертити, которую оттеснила тетка Тия. Могущественный Аи добился сначала гибели Саанехта, а затем свел в могилу Тутанхамона. Теперь, чтобы стать полноценным фараоном Египта, ему надо было жениться на молодой вдове Тутанхамона – на своей внучке шестнадцатилетней Анхесенпаатен. В телепередаче «Завтрак с Дискавери» подробно повествуется о настойчивых попытках этой весьма симпатичной дочери Нефертити выйти замуж не за своего дедушку, а за молодого хеттского царевича. Письма её хеттскому царю Суппилулуиму – эталон благородной женской субъектности. Хеттский принц был уже в пути, когда посланцы коварного фактического правителя Египта властного Аи выследили и убили его, и Анхесенпаатер все же досталась деду. Бедная девушка, мне её стало очень жалко, когда режиссер постоянно показывал её личико во время скорбного рассказа ведущего. Человеческая природа неизменна с момента Грехопадения, и «египетские страсти и казни» воспроизводятся в разных обществах человеческих по сей день. Но почему так выразительны и индивидуализированы портреты египтян на стенах древних гробниц, которым почти четыре тысячи лет? Ведь портрет – это свидетельство субъектности. В какой мере субъектность существовала в Древнем Египте, особенно в эпоху Нового Царства? Ясно, что и в Древнем и в Среднем Царстве немало свидетельств субъектности в произведениях искусства, но после катастроф, которые Иммануил Великовский увязывает с событиями Исхода евреев из Египта и со столкновениями небесных тел Солнечной Системы, - произошла настоящая субъектная мутация. Конечно, в древнеегипетском Новом Царстве, особенно в период поразительной XVIII династии, она отличалась масштабностью, хотя и не стала такой глобальной, как субъектная мутация в Европе на пороге Нового Времени. Почему? Ответ лежит на поверхности. Достаточно открыть любое исследование о социально-экономической структуре древнеегипетского общества, чтобы убедиться – в Древнем Египте постоянно флюктуировала «критическая масса» экономически самодостаточных людей. Они и являлись «заказчиками» субъектного искусства, потому что вели частную субъектную жизнь и во многом определяли внутреннюю и внешнюю политику страны не через политические партии, а, например, через организации храмового жречества. Так, уже в Среднем Царстве произошли существенные изменения в организации производства. «В источниках, - отмечает В.И. Кузищин, - мало сведений о громадных царских хозяйствах, доминировавших в эпоху Древнего Царства, что скорее всего говорит о падении их удельного веса в экономике. Однако вельможные и храмовые хозяйства сохраняют свое ведущее значение» (Кузищин В.И. История Древнего Египта // История Древнего Востока. Под редакцией В.И. Кузищина. Издание 2-ое, переработанное и дополненное. Москва: Высшая школа, 1988, стр. 42). По документам из архива одного из жрецов можно представить организацию среднего по своим размерам имения. Оно пользовалось известной самостоятельностью как по отношению к царскому, так и к крупному храмовому хозяйствам, что свидетельствует об устойчивом положении средних поместий. Во многих письменных документах и литературных произведениях Среднего и Нового Царств упоминаются небольшие хозяйства, обрабатываемые не только их владельцами, но и дополнительной рабочей силой, в том числе и рабами. В египетских поселениях выделяются отдельные зажиточные «дома», включающие целый коллектив родственников, «отроков», «воспитанников», «детей», которые были лишь условными обозначениями зависимых лиц «дома», а также рабов. Особенностью египетской экономики эпохи Среднего и Нового Царств было укрепление средних хозяйств, в которых известный простор получили отношения частной собственности, связи с рынком, применение рабского труда. Наряду со средними поместьями повышается удельный вес мелкого землевладения. Возделыванием крохотных участков традиционно занимались жители сельских поселений. Но количество мелких земледельцев в эпоху Среднего царства пополнилось за счет дробления многих царских хозяйств, централизованно обрабатываемых прежде рабочими отрядами. Теперь эти владения делятся на множество наделов, которые передаются в пользование земледельцам с обязательством уплаты налогов и выполнения повинностей. Аналогичный процесс происходит и во многих храмовых хозяйствах. Мелкие земледельцы, составляющие основной контингент непосредственных производителей, обозначались в документах Среднего и Нового царств термином «хемуу-нисут» — «царские люди». Причем так обозначались не только работники царских и храмовых владений, но и трудовое население вельможных и средних частных поместий. Ученые поясняют, что термин «царские люди» свидетельствует об освященной свыше деспотической власти фараона, считавшегося верховным собственником всех египетских земель. Другими словами, в древнеегипетском обществе, как и во многих других обществах древности (и обществах так называемого «азиатского способа производства»), включая отчасти архаичные общества Древней Греции и Древнего Рима, была обычно существенна этатистская составляющая, подавляющая субъектность. В древнеегипетском Среднем и Новом Царствах своеобразием отличались учет и распределение рабочей силы: все «царские люди» юного возраста переписывались писцами и распределялись не совсем по кастам, но по профессиям (земледельцы, пастухи, ремесленники, воины, торговцы и т. д.). После определения профессии «царские люди» направлялись в царские, храмовые, вельможные, средние и всякие другие хозяйства, в которых должны были работать пожизненно, хотя были возможны перераспределения рабочей силы. Причем эксплуатация «царских людей» допускалась двоякая: они или работали в централизованном хозяйстве и получали все довольствие с господских cкладов, или им выделялся земельный участок, с которого они кормились. Довольно распространенной практикой было и совмещение обоих типов экономической зависимости-привязки, когда выдачи со склада дополняли продукцию, получаемую с участка. Однако государственное распределение рабочей силы «царских людей» не отрицало необходимости использования рабского труда. Количество рабов в периоды Среднего и Нового Царств увеличилось по сравнению с эпохой Древнего Царства. При централизованном распределении «царских людей» в первую очередь учитывались интересы царских, храмовых и вельможных хозяйств, представителей царской администрации. В этих условиях устойчивое существование средних хозяйств возможно было лишь с использованием рабского труда, хотя в них были заняты и другие категории работников. Рабы требовались во многих средних хозяйствах, где применялись интенсивные методы хозяйствования, укреплялись товарные связи с рынком и частнособственнические отношения. Основными источниками рабов были успешные войны, во время которых в Египет пригонялись десятки тысяч пленников. Они и пополняли прежде всего царские, храмовые, вельможные поместья, но попадали и в средние хозяйства. Так, Сенусерт III после одного из походов подарил своему телохранителю сначала 60 «голов» (рабов), а затем ещё 100 «голов». О количестве обращаемых на рабском рынке рабов можно составить представление по одной из купчих того времени. В ней говорится: «Я приобрел 31 голову людей, 33 быка и 13 ослов». Развитие частного рабовладения - характерная черта общественных отношений Древнего Египта в эпоху Среднего и Нового царств. Изменения произошли в господствующем классе Египта. Можно говорить о расширении его состава. К нему относились египетская родовитая и служилая аристократия, высшее жречество, члены государственного аппарата. Но в своих низших звеньях он пополнялся за счет средних и мелких рабовладельцев, собственников частных владений глав «домов», существующих в сельских поселениях. Как видим, древнеегипетская субъектность, особенно в периоды Среднего и Нового царств, произрастала из достаточно мощного базиса и потому могла успешно противостоять десубъектизирующему государственному гнету, ограничивать произвол надстроечной обожествляемой власти фараона. Так, ещё в переходной от Древнего к Среднему царству период, когда централизованное государство распалось на номы, в последних сложились сильные номовые династии, с которым фараонам приходилось считаться. Свидетельствами сложных отношений между центральной властью фараонов и местными номархами служат сравнения царских усыпальниц и гробниц номархов. Например, за исключением величественного погребального сооружения Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри и грандиозного поминального храма-лабиринта Аменемхета III в Фаюме, усыпальницы многих правителей Среднего Царства представляют собой довольно скромные сооружения в виде небольших и невыразительных пирамид, сложенных из сырца. В то же время сохранились гробницы номархов, высеченные в скалах. Одними из лучших являются погребения, найденные в Бени-Хасане. Они представляют собой роскошные помещения, заполненные дорогими вещами, а их стены покрыты росписью, реалистически изображающей богатство и могущество погребенных. Сильные позиции самодостаточных местных (региональных) правителей были питательной средой для проявления сепаратизма, ослабляя в целом власть фараонов. В свою очередь, ослабление власти фараонов и его чиновничества способствовало проявлениям субъектности. В эпоху же Нового Царства египетская экономика позволяла получать много больше сельскохозяйственной и ремесленной продукции, чем в предшествующие времена. Страна располагала солидными запасами материальных ресурсов и внушительным экономическим потенциалом, на основе которого фараоны, с одной стороны, могли содержать огромную армию и проводить успешные завоевания, а с другой стороны – развернуть грандиозную строительную деятельность, возводить величественные храмы, строить крепости, дворцы, города и разнообразные сооружения. Фараоны XVIII династии создали материальные возможности для развития древнеегипетской субъектности, в чем я сегодня мог ещё раз убедиться, знакомясь благодаря телепередаче «Завтрак с Дискавери» с шедеврами искусства времен Эхнатона. Умножился и почти достиг «критической массы» низовой носитель субъектности - тогдашний «средний класс». Конечно, множество рабов сосредотачивалось в руках знати, придворных, высшего жречества, командного состава армии и чиновников центрального и номового аппарата управления, однако особенностью социальной жизни Нового Царства было появление и развитие «мелкого бизнеса» - слоя мелких рабовладельцев, собственников одного-трех рабов. Рабов могли приобретать зажиточные земледельцы, ремесленники и торговцы, и в сохранившихся египетских документах сообщается о распределении рабов среди рядовых воинов египетской армии. Развитие производительных сил сопровождалось изменением производственных отношений и соответственно ростом социально-политических противоречий между традиционными силами и новыми нарождающимися центрами влияния и субъектности. Исследователи указывают, что «между номовой знатью и фиванским жречеством, с одной стороны, и служилой знатью – с другой, намечается нарастание противоречий, которые в конце концов вылились в религиозную реформу Эхнатона» (Кузищин В.И. История Древнего Египта, стр. 53). Вообще удивительно единообразен механизм взрастания субъектности в различных человеческих обществах от древности до сегодняшнего дня, и однотипен механизм её заката. Утрачивается низовая экономическая самодостаточность – и начинается произвол верховой власти, улетучивается дух свободы, ржа и лжа поражают общество. Знакомая картина по нынешним российским временам! А в древнеегипетском Новом Царстве, пока завоевания были удачными и геополитические условия благоприятными, то и положение низовых самодостаточных производителей было достаточно прочным, и происходил взлет субъектности. Но когда верхи ошкуривались и развращались и соответственно ослабевала военная мощь Египта, то благосостояние общества ухудшалось, налоги и поборы увеличивались, и всё снова скатывалось к примитивному авторитаризму, к привычной серости и убогости бессубъектного прозябания. Важна золотая середина между самодержавием верхов и субъектностью низов, но благотворный и необходимый контроль общества над своими правителями возможен лишь тогда, когда возникает и поддерживается низовая «критическая масса» самодостаточных собственников.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||