Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Уважаемые подписчики, несколько дней ремонтировалась выделенка, и я не имел доступа
в Интернет. Поэтому возобновляю рассылку с заметки об Эхнатоне, подготовленной
в понедельник 1 сентября 2003 года.


ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ В ЭПОХУ ЭХНАТОНА

Марс воссиял над Землей, две планеты рекордно сблизились – в среду 27 августа
красная планета подошла к нам на расстояние 55 миллионов 758 тысяч километров.
Говорят, такого не происходило несколько десятков тысяч лет. А я вспомнил Иммануила
Великовского, который, анализируя изложенную в Торе историю исхода евреев из
Египта под водительством Моисея и сопоставляя её с необычными  событиями,  происходившими
на закате XVIII-го века до нашей эры в конце древнеегипетского Среднего Царства
и описанными в «Речении Ипусера /Ипувера/» (Лейденский папирус № 344) и «Речении
Неферти /Неферох/» (Эрмитажный папирус № 1116), допускал свершившуюся на глазах
исторического человечества и связанную с Юпитером катастрофу в Солнечной Системе,
когда планеты сбились с орбит, Венера и Марс чуть ли не сталкивались друг с другом
и с Землей и Луной, и небо почти рушилось на людей. Обо всём этом рассказывается
в широко известной книге Иммануила Великовского «Миры в столкновении» (1950),
горячее обсуждение которой продолжается поныне. 

В те времена «казней египетских» и других природных катаклизмов невидимый единый
Бог сущего явил свой лик избранным, и так возникло единобожие Моисея, утвердившееся
в еврейском народе. А примерно в 1368-1351 годах до нашей эры, во времена фараона
Аменхотепа IV («Амон доволен»), известного как Эхнатон («Угодный Атону»), единобожие
попыталось утвердиться также в Древнем Египте. Прежнее верховное божество Амон,
ассоциированное с планетой Юпитер и главенствующее над сонмом других богов, было
заменено Эхнатоном на единого верховного бога Атона, олицетворенного  слепящим
Солнечным диском.

Где-то в конце 1960-х годов Иммануил Великовский, с которым я переписывался,
прислал мне свою книгу «Эдип и Эхнатон», поразившую меня. Какие индивидуальности,
какие свершения, какие переклички! С тех пор я представлял великих египтян периода
XVIII-ой династии наглядно, и умозаключения проницательного  Иммануила Великовского,
мне кажется, получают подтверждение с каждой новой археологической находкой.

С утра смотрел часовую передачу на телеканале ТНТ «Завтрак с Дискавери» как раз
о Эхнатоне, его жене Нефертити, сыне Тутанхамоне, дяде Аи и других персонажах
грандиозной драмы, развернувшейся когда-то на берегах Нила. Особенно подробно
и трогательно рассказано про любовь Тутанхамона и его юной жены Анхесенпаатен
/Анхесенамен/, про роль Аи в преждевременной кончине молодого фараона, про отчаянные
попытки шестнадцатилетней вдовы фараона выйти замуж за одного из сыновей знаменитого
хеттского царя Суппилулуимы (индоевропейский народ хетты в те времена обитал
на территории современной юго-восточной Турции) и в конце концов про воцарение
Аи и про его женитьбу на Анхесенамен. 

Замечательна сама программа «Завтрак с Дискавери», которая затмевает почти все
российские познавательные телепередачи, включая программы Николая Дроздова и
Александра Гордона. Пожалуй, лишь Леонид Парфенов и Павел Любимцев способны работать
на таком уровне.

Все-таки Великовский на порядок интереснее Фоменко, больше заставляет задумываться
о многомерности и целостности истории, о её поразительных корелляциях. Воистину,
вся история – священна.

Согласно реконструкции Иммануила Великовского, основанной на убедительном подборе
археологических и исторических свидетельств, вот какие странные отношения имели
место в семье фараона (у меня под рукой издание: Великовский Иммануил. Эдип и
Эхнатон. Перевод с английского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 608 страниц; в
этом издании – перевод двух книг:  «Века в хаосе: От Исхода до фараона Эхнатона.
Том 1» и собственно «Эдип и Эхнатон»).

Древнеегипетское Новое Царство достигло пика могущества при отце Эхнатона – фараоне
Аменхотепе III Великом (1405-1367 годы до нашей эры), этом «Людовике XIV Древнего
Египта» (Blackman A.M. Luxor and Its Temples. London, 1923, p. 64), который был
кровными и союзными узами связан с арийским царством Митанни на территории нынешнего
Курдистана и отличался склонностью к «греческой любви» (гомосексуализм), а под
конец царствования иногда велел изображать себя в женской одежде.

Среди экономически вполне самодостаточной и потому политически влиятельной знати
выделялся Иуао, женатый на Туа, и у них была дочь Ти /Тия/ и сын Аи. Кстати,
до нас дошли портретные изображения почти всех действующих лиц, и я их смог сегодня
внимательно рассмотреть крупным планом по телевизору в передаче «Завтрак с Дискавери».
По-моему, Тия внешне чем-то напоминает Лилю Брик. Будучи девушкой сексапильной
и властной, она сумела обратить на себя внимание Аменхотепа III и, выйдя за него
замуж, взяла бразды в свои руки.

У молодой фараоновой четы родился сын со следами патологий и родовой травмы,
с гипертрофированными стопами и деформированным черепом. Его убрали с глаз подальше,
отец хотел его умертвить, мать отправила его на Ближний Восток, ближе к Митанни.
Поразительны совпадения в судьбах реального Эхнатона и мифического Эдипа, указанные
Иммануилом Великовским и объясняемые им тем, что греки заимствовали у египтян
с их Фивами реальную историю Эхнатона и превратили её в миф о царе Эдипе из города
Фивы в греческой Беотии.. 

Когда Аменхотеп III скончался, то гонимый им его сын Эхнатон появился в Египте
и с помощью матери стал фараоном под именем Аменхотеп IV. Вскоре он женился на
дочери своего дяди Аи – прекрасной Нефертити, которая родила ему дочь Меритатен,
затем дочь Мекетатен (умерла ребенком) и, наконец, героиню сегодняшней телепередачи
дочь Анхесенпаатен.

Однако мать Тия взяла своего сына Эхнатона себе в мужья и тем самым стала главной
властью в семье и в стране, затмив и потом вытеснив свою племянницу Нефертити,
что создало напряженность в отношениях с её отцом, то есть с братом царицы Аи.
От своей матери Эхнатон родил сыновей прекрасного Саанехта и затем Тутанхамона
и любимую младшую дочь Бекетатен.

Эхнатон уничтожал надписи отца и вообще память о нем. Он считал своим отцом верховного
бога, связанного с Солнцем:

О ты, солнечный бог, чья власть другим недоступна…
Ты только своей силой создаешь красоту формы,
Ты пребываешь в моем сердце,
Нет никого, кто знает тебя,
Кроме твоего сына Эхнатона.

Субъектность в Эхнатоне достигла такой же мощи, как и у титанов Возрождения.
За полтора десятилетия он преобразовал Египет и потряс его духовные основы. Джеймс
Брэстед в своём знаменитом двухтомнике «История Египта» (русский перевод 1915
года) называет Эхнатона «первым в мире идеалистом и первым в мире индивидуалистом»,
«первым пророком истории» и «самым замечательным из фараонов и первой личностью
в человеческой истории».

Кстати, поскольку Эхнатон в юности почти наверняка скрывался за Евфратом в арийском
царстве Митанни, в котором господствовала одна из разновидностей религии вед,
то интересно было бы проследить возможную связь его единобожия с общеиндоевропейским
культом Великого Жертвоприношения.

Семья Эхнатона в субъектизирующемся древнеегипетском обществе, бесспорно, превосходила
по разнузданности семью Медичи в субъектизирующемся новоевропейском обществе.
Кровосмешение представлялось чуть ли не нормой. Эхнатон сблизился со старшим
сыном Саанехтом от Тии и правил с ним совместно, а  когда его младшая дочь от
Нефертити – Анхесенпаатен – достигла возраста Айши (десять лет), когда та стала
женой пророка Мухаммеда, то Эхнатон вошел к ней и лишил девственности. В результате
Анхесенпаатен забеременела и родила мертвого ребенка, и её отдали замуж за сводного
брата Тутанхамона. А её старшую сестру Меритатен отдали замуж за другого брата
– Саанехта - сына Эхнатона от Тии.

После устранения Эхнатона (его не предала лишь любимая дочь Бекетатен) за власть
в Египте боролись два малолетних брата, сыновья Эхнатона от Тии – Саанехт и Тутанхамон,
за которыми стояли соответственно Тия и Аи, отец Нефертити, которую оттеснила
тетка Тия. Могущественный Аи добился сначала гибели Саанехта, а затем свел в
могилу Тутанхамона. Теперь, чтобы стать полноценным фараоном Египта, ему надо
было жениться на молодой вдове Тутанхамона – на своей внучке шестнадцатилетней
Анхесенпаатен. В телепередаче «Завтрак с Дискавери» подробно повествуется о настойчивых
попытках этой весьма симпатичной дочери Нефертити выйти замуж не за своего дедушку,
а за молодого хеттского царевича. Письма её хеттскому царю Суппилулуиму – эталон
благородной женской субъектности.

Хеттский принц был уже в пути, когда посланцы коварного фактического правителя
Египта властного Аи выследили и убили его, и Анхесенпаатер все же досталась деду.

Бедная девушка, мне её стало очень жалко, когда режиссер постоянно показывал
её личико во время скорбного рассказа ведущего. Человеческая природа неизменна
с момента Грехопадения, и «египетские страсти и казни» воспроизводятся в разных
обществах человеческих по сей день.

Но почему так выразительны и индивидуализированы портреты египтян на стенах древних
гробниц, которым почти четыре тысячи лет? Ведь портрет – это свидетельство субъектности.
В какой мере субъектность существовала в Древнем Египте, особенно в эпоху Нового
Царства? Ясно, что и в Древнем и в Среднем  Царстве немало свидетельств субъектности
в произведениях искусства, но после катастроф, которые Иммануил Великовский увязывает
с событиями Исхода евреев из Египта и со столкновениями небесных тел Солнечной
Системы, - произошла настоящая субъектная мутация. Конечно, в древнеегипетском
Новом Царстве, особенно в период поразительной XVIII династии, она отличалась
масштабностью, хотя и не стала такой глобальной, как субъектная мутация в Европе
на пороге Нового Времени. Почему? Ответ лежит на поверхности.

Достаточно открыть любое исследование о социально-экономической структуре древнеегипетского
общества, чтобы убедиться – в Древнем Египте постоянно флюктуировала «критическая
масса» экономически самодостаточных людей. Они и являлись «заказчиками» субъектного
искусства, потому что вели частную субъектную жизнь и во многом определяли внутреннюю
и внешнюю политику страны не через политические партии, а, например, через  организации
храмового жречества. Так, уже в Среднем Царстве произошли существенные изменения
в организации производства. «В источниках, - отмечает В.И. Кузищин, - мало сведений
о громадных царских хозяйствах, доминировавших в эпоху Древнего Царства, что
скорее всего говорит о падении их удельного веса в экономике. Однако вельможные
и храмовые хозяйства сохраняют свое ведущее значение» (Кузищин В.И. История Древнего
Египта // История Древнего Востока. Под редакцией В.И. Кузищина. Издание 2-ое,
переработанное и дополненное. Москва: Высшая школа, 1988, стр. 42). 

По документам из архива одного из жрецов можно представить организацию среднего
по своим размерам имения. Оно пользовалось известной самостоятельностью как по
отношению к царскому, так и к крупному храмовому хозяйствам, что свидетельствует
об устойчивом положении средних поместий. Во многих письменных документах и литературных
произведениях Среднего и Нового Царств упоминаются небольшие хозяйства, обрабатываемые
не только их владельцами, но и дополнительной рабочей силой, в том числе и рабами.


В египетских поселениях выделяются отдельные зажиточные «дома», включающие целый
коллектив родственников, «отроков», «воспитанников», «детей», которые были лишь
условными обозначениями зависимых лиц «дома», а также рабов. 

Особенностью египетской экономики эпохи Среднего и Нового Царств было укрепление
средних хозяйств, в которых известный простор получили отношения частной собственности,
связи с рынком, применение рабского труда. 

Наряду со средними поместьями повышается удельный вес мелкого землевладения.
Возделыванием крохотных участков традиционно занимались жители сельских поселений.
Но количество мелких земледельцев в эпоху Среднего царства пополнилось за счет
дробления многих царских хозяйств, централизованно обрабатываемых прежде рабочими
отрядами. Теперь эти владения делятся на множество наделов, которые передаются
в пользование земледельцам с обязательством уплаты налогов и выполнения повинностей.
Аналогичный процесс происходит и во многих храмовых хозяйствах. 

Мелкие земледельцы, составляющие основной контингент непосредственных производителей,
обозначались в документах Среднего и Нового царств термином «хемуу-нисут» — «царские
люди». Причем так обозначались не только работники царских и храмовых владений,
но и трудовое население вельможных и средних частных поместий. Ученые поясняют,
что термин «царские люди» свидетельствует об освященной свыше деспотической власти
фараона, считавшегося верховным собственником всех египетских земель. Другими
словами, в древнеегипетском обществе, как и во многих других обществах древности
(и обществах так называемого «азиатского способа производства»), включая отчасти
архаичные общества Древней Греции и Древнего Рима, была обычно существенна этатистская
составляющая, подавляющая субъектность. 

В древнеегипетском Среднем и Новом Царствах своеобразием отличались учет и распределение
рабочей силы: все «царские люди»  юного возраста переписывались писцами и распределялись
не совсем по кастам, но по профессиям (земледельцы, пастухи, ремесленники, воины,
торговцы и т. д.). После определения профессии «царские люди» направлялись в
царские, храмовые, вельможные, средние и всякие другие хозяйства, в которых должны
были работать пожизненно, хотя были возможны перераспределения рабочей силы.
Причем эксплуатация «царских людей» допускалась двоякая: они или работали в централизованном
хозяйстве и получали все довольствие с господских cкладов, или им выделялся земельный
участок, с которого они кормились. Довольно распространенной практикой было и
совмещение обоих типов экономической зависимости-привязки, когда выдачи со склада
дополняли продукцию, получаемую с участка. 

Однако государственное распределение рабочей силы «царских людей» не отрицало
необходимости использования рабского труда. Количество рабов в периоды Среднего
и Нового Царств увеличилось по сравнению с эпохой Древнего Царства. При централизованном
распределении «царских людей» в первую очередь учитывались интересы царских,
храмовых и вельможных хозяйств, представителей царской администрации. В этих
условиях устойчивое существование средних хозяйств возможно было лишь с использованием
рабского  труда, хотя в них были заняты и другие категории работников. Рабы требовались
во многих средних хозяйствах, где применялись интенсивные методы хозяйствования,
укреплялись товарные связи с рынком и частнособственнические отношения. 

Основными источниками рабов были успешные войны, во время которых в Египет пригонялись
десятки тысяч пленников. Они и  пополняли прежде всего царские, храмовые, вельможные
поместья, но попадали и в средние хозяйства. Так, Сенусерт III после одного из
походов подарил своему телохранителю сначала 60 «голов» (рабов), а затем ещё
100 «голов». О количестве обращаемых  на рабском рынке рабов можно составить
представление по одной из купчих того времени. В ней говорится: «Я приобрел 31
голову людей, 33 быка и 13 ослов». 

Развитие частного рабовладения - характерная черта общественных отношений Древнего
Египта в эпоху Среднего и Нового царств. 

Изменения произошли в господствующем классе Египта. Можно говорить о расширении
его состава. К нему относились египетская родовитая и служилая аристократия,
высшее жречество, члены государственного аппарата. Но в своих низших звеньях
он пополнялся за счет средних и мелких рабовладельцев, собственников частных
владений глав «домов», существующих в сельских поселениях.  

Как видим, древнеегипетская субъектность, особенно в периоды Среднего и Нового
царств, произрастала из достаточно мощного базиса и потому могла успешно противостоять
десубъектизирующему государственному гнету, ограничивать произвол надстроечной
обожествляемой власти фараона.

Так, ещё в переходной от Древнего к Среднему царству период, когда централизованное
государство распалось на номы, в последних сложились сильные номовые династии,
с которым фараонам приходилось считаться. Свидетельствами сложных отношений между
центральной властью фараонов и местными номархами служат сравнения царских усыпальниц
и гробниц номархов. Например, за исключением величественного погребального сооружения
Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри и грандиозного поминального храма-лабиринта Аменемхета
III в Фаюме, усыпальницы многих правителей Среднего Царства представляют собой
довольно скромные сооружения в виде небольших и невыразительных пирамид, сложенных
из сырца. В то же время сохранились гробницы номархов, высеченные в скалах. Одними
из лучших являются погребения, найденные в Бени-Хасане. Они представляют собой
роскошные помещения, заполненные дорогими вещами, а их стены покрыты росписью,
реалистически изображающей богатство и могущество погребенных.

Сильные позиции самодостаточных местных (региональных) правителей были питательной
средой для проявления сепаратизма, ослабляя в целом власть фараонов. В свою очередь,
ослабление власти фараонов и его чиновничества способствовало проявлениям субъектности.

В эпоху же Нового Царства египетская экономика позволяла получать много больше
сельскохозяйственной и ремесленной продукции, чем в предшествующие времена. Страна
располагала солидными запасами материальных ресурсов и внушительным экономическим
потенциалом, на основе которого фараоны, с одной стороны, могли содержать огромную
армию и проводить успешные завоевания, а с другой стороны – развернуть грандиозную
строительную деятельность, возводить величественные храмы, строить крепости,
дворцы, города и разнообразные сооружения. Фараоны XVIII династии создали материальные
возможности для развития древнеегипетской субъектности, в чем я сегодня мог ещё
раз убедиться, знакомясь благодаря телепередаче «Завтрак с Дискавери» с шедеврами
искусства времен Эхнатона.

Умножился и почти достиг «критической массы» низовой носитель субъектности -
тогдашний «средний класс». Конечно, множество рабов сосредотачивалось в руках
знати, придворных, высшего жречества, командного состава армии и чиновников центрального
и номового аппарата управления, однако особенностью социальной жизни Нового Царства
было появление и развитие «мелкого бизнеса» - слоя мелких рабовладельцев, собственников
одного-трех рабов. Рабов могли приобретать зажиточные земледельцы, ремесленники
и торговцы, и в сохранившихся египетских документах сообщается о распределении
рабов среди рядовых воинов египетской армии.

Развитие производительных сил сопровождалось изменением производственных отношений
и соответственно ростом социально-политических противоречий между традиционными
силами и новыми нарождающимися центрами влияния и субъектности.  Исследователи
указывают, что «между номовой знатью и фиванским жречеством, с одной стороны,
и служилой знатью – с другой, намечается нарастание противоречий, которые в конце
концов вылились в религиозную реформу Эхнатона» (Кузищин В.И. История Древнего
Египта, стр. 53).

Вообще удивительно единообразен механизм взрастания субъектности в различных
человеческих обществах от древности до сегодняшнего дня, и однотипен механизм
её заката. Утрачивается низовая экономическая самодостаточность – и начинается
произвол верховой власти, улетучивается дух свободы, ржа и лжа поражают общество.
Знакомая картина по нынешним российским временам! 

А в древнеегипетском Новом Царстве, пока завоевания были удачными и геополитические
условия благоприятными, то и положение низовых самодостаточных производителей
было достаточно прочным, и происходил взлет субъектности. Но когда верхи ошкуривались
и развращались и соответственно ослабевала военная мощь Египта, то благосостояние
общества ухудшалось, налоги и поборы увеличивались, и всё снова скатывалось к
примитивному авторитаризму, к привычной серости и убогости бессубъектного прозябания.
Важна золотая середина между самодержавием верхов и субъектностью низов, но благотворный
и необходимый контроль общества над своими правителями возможен лишь тогда, когда
возникает и поддерживается низовая «критическая масса» самодостаточных собственников.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное