Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Уважаемые подписчики, не уверен, что до вас дошли мои заметки за вторник 16 сентября.
Досылаю:

Соединенные Штаты Европы выбирают между демократизацией и этатизацией

Поехал купаться на Лыткаринский песчаный карьер, ибо день выдался пригожий и
сравнительно солнечный, и вода прогрелась до 15 градусов, и я плавал непрерывно
не менее 20 минут. По дороге читал интересный материал Алексея Дунаева о Европейском
Союзе и его Конституции в последнем выпуске  еженедельника «Огонёк» (15-21 сентября
2003, № 34 /4813/, стр. 14-19). 

Над текстом Европейской Конституции полтора года трудилась международная рабочая
группа (Конвент) во главе с экс-президентом Франции Жискаром д’Эстеном, через
месяц эту Конституцию вынесут для окончательной доработки на межправительственную
конференцию, и в мае 2004 года её должны подписать страны-члены Евросоюза. У
объединенной Европы появятся свой президент, свое правительство и свой парламент.
Президента Европы будут избирать на 2,5 года, министр иностранных дел Европы
станет напрямую подчиняться главе европейского правительства, которое будет называться
Еврокомиссия, и все страны Европейского Союза будут обязаны следовать решениям
евровласти, заседающей в Брюсселе. Это значит, что европейские страны пожертвуют
частью своего суверенитета, делегировав многие властные полномочия в Брюссель,
причем права вето у стран уже не предусмотрено, решения будут приниматься квалифицированным
большинством Еврокомиссии. «Это уже не конфедерация, - говорит Алексей Дунаев.
– Это самая настоящая федерация. Соединенные Штаты Европы» (стр. 15).

Казалось бы, процесс этот прогрессивный, ибо Бог соединяет через любовь, а Дьявол
разделяет через соблазн. В идеале надо стремиться к Соединенным Штатам Мира и
к «мировому правительству» хотя бы в том формате, который в 1911 году предложил
великий русский патриот Петр Аркадьевич Столыпин для «Международного парламента»,
предвестника Лиги Наций и нынешней Организации Объединенных Наций.

По замыслу Петра Аркадьевича, «поскольку заботы каждого государства выражаются
в соблюдении интересов населения в пределах своей страны, то постольку заботой
Международного парламента являлось бы соблюдение интересов населения всего мира…
Возможно также, что и при существовании такой международной организации войны
между отдельными государствами явятся неизбежными, но все же явится какая-то
надежда на предотвращение тех военных столкновений, которые периодически происходят…
Каждому государству в отдельности приходится переживать трудности финансового
и экономического характера. Для разрешения этих проблем мог бы быть создан Международный
банк, акционерами которого состояли бы эмиссионные банки всех государств. Такой
Международный банк, капитал которого состоял бы из собранных вкладов всех государств,
мог бы финансировать или же открывать кредиты как для развития промышленности,
связанной с удовлетворением нужд населения, так и для благоустройства городов
и путей сообщения. При Международном банке мог бы быть создан экономический совет,
который, пользуясь данными статистического бюро при Международном парламенте,
в состоянии был бы оказывать своим советом большую помощь отдельным государствам
и предотвратить те экономические кризисы, которые неизбежны периодически то в
одном, то в другом государстве как в промышленности, так и в сельском хозяйстве»
(Петр Столыпин: Сборник /Составитель Лысцов Г.И. – Москва: Новатор, 1997, стр.
420).

Концентрация власти в Брюсселе – необходима для экономической и политической
и военной эффективности Европейского Союза, это бесспорно, только важно соблюсти
меру и не перегнуть палку. Централизация слишком субъектных – хорошо, а сверхцентрализация
десубъектизированных – плохо, потому что делает всю европейскую конструкцию слишком
жесткой и негибкой и плохо приспособленной к ответам на внутренние вызовы, которые
неизбежны, потому что всемирный субъектный порыв неизбежно будет порождать необходимость
в сохранении субъектности стран, регионов, народов, различных этнических, социальных
и конфессиональных групп, а также разнообразных низовых самоуправлений и сетевых
сообществ. 

Алексей Дунаев выделяет один из аспектов этой диалектической дилеммы – место
Бога в Конституции Европейского Союза. Мол, в тексте Европейской Конституции
нет упоминаний о Боге, что вызвало недовольство практически всех европейских
церквей. Но ведь принцип светскости и секуляризации (отделение церкви от государства)
есть одно из завоеваний субъектности, и пусть человек сам выбирает Бога и предпочтительную
конфессию. Это – азбука. А журналист начинает наводить тень на плетень и погружается
в долгие рассуждения о столкновении Традиции с Цивилизацией в нынешней Европе,
как будто не зная, что точку в спорах между церковью и государством поставило
ещё Просвещение.

В статье отмечается, что «вернее было бы назвать происходящее не централизацией
власти, а стандартизацией пространства – экономического, юридического и культурного»
(стр. 15). Но Алексей Дунаев подходит к явлению «культурной стандартизации» в
субъектной Европе с позиций тех споров о введении Закона Божьего в школах, которые
сотрясают наше десубъектизированное общество. Для русских, потерявших культурную
и национальную идентификацию и вообще смысл существования на земле, действительно
иногда кажется заманчивым ради сплочения рассыпавшегося народа прислониться к
Церкви, покаяться в Храме, реанимировать традиционное Православие и ввести уроки
православной культуры в учебные заведения. В Европе, в той же Франции, безоговорочно
пресекают попытки «традиционщиков», прибывших с недосубъектизированного исламского
Востока, приходить на школьные занятия в мусульманском хиджабе или еврейской
кипе. В нормальной стране даже не должен стоять вопрос о том, чтобы в порядке
исключения мусульманкам фотографироваться на паспорт в традиционном платке хиджабе,
ибо паспорт – это светский гражданский государственный документ, а если не хочешь
следовать государственному стандарту, то живи без паспорта, только без него далеко
не уедешь. Малейшее послабление – и конфликтов не оберешься. Точно также безоговорочно
нельзя государству делать 7 января выходным днем из-за того, что в этот день,
мол, православные празднуют Рождество. Тогда почему не сделать выходные в мусульманские
или буддийские или иудаистские праздники? Я понимаю, что деиндустриализаторы
и десубъектизаторы России сделали 7 января нерабочим днем сознательно не из-за
любви к Русской Православной Церкви, а прежде всего ради того, чтобы русский
народ две недели не просыхал и не работал. Но нормальная власть, заботящаяся
о субъектности и тем самым о процветании и трудовой самореализации своих граждан,
такой дезорганизации и дезинтеграции общества не допустит ни в коем случае. 

А Алексей Дунаев передергивает и переворачивает ситуацию с ног на голову. Мол,
«утвердить в Конституции Европы религиозные ценности можно только в ущерб ценностям
общечеловеческим» (стр. 18). Как раз наоборот – светскость Конституции гарантирует
свободу религиозных ценностей и, самое главное, свободу конфессионального самоопределения
человека как единственно возможного пути человека к Богу. А журналист уверяет:
«Европа выбирала между Богом и Человеком и выбрала Человека. В ущерб Традиции»
(стр. 18). Чушь эта - или от непонимания, или от иронии.

Более жизненная ситуация – со Святой Горой Афоном. «Тысячелетняя традиция, -
напоминает Алексей Дунаев, - запрещает женщинам заходить в знаменитые на весь
мир греческие мужские монастыри на Афоне. Греция в этом смысле – полная противоположность
Франции, православие в ней – практически государственная религия. До недавнего
времени в Греции даже невозможно было получить документ о рождении ребенка, не
предъявив свидетельства о его крещении. А попытка женщины проникнуть в Афон карается
тюремным заключением на срок от 2 месяцев до года. Ясно, что подобного варварства
Евросоюз терпеть не будет» (стр. 18). 

Опять мутит воду журналист. Европейская Конституция, довольно разумно составленная
под руководством Жискара д’Эстена, не имеет дела с детальной регламентацией жизненного
уклада тех или иных стран и сообществ, она решает стратегические задачи экономического
и правового сопряжения интересов разных стран и не преследует цели «культурной
стандартизации». Да такого нет и в США, где в каждом штате найдется немало местных
странных законов и порядков, хотя все штаты в то же время довольно строго следуют
американскому федеральному законодательству. Вообще сопряжение и совмещение федерального
и регионального уровней и в том числе федерального и регионального законодательства
– вечна юная забота законадательной, исполнительной и судебной властей, и полной
унификации и бесконфликтности здесь нет и не предвидится, и это нормально. Бесспорно
ненормальна и вредна унификация и та «культурная стандартизация», которой пугает
Алексей Дунаев. 

Но культуру, традицию, веру выбирает, слава Богу, не предписание чиновника, а
совесть человека. В каких-то отношениях культурная стандартизация полезна и прогрессивна,
а где-то она размывает культурную идентификацию, что вызывает сопротивление субъектного
человека. Приветствовать укрепление  Европейского Союза можно не как самоцель,
а лишь как средство возвышения субъектности входящих в него стран, народов, культур
и людей, но поскольку все явления в мире имеют и оборотную сторону, то надо следить
за тем, чтобы Европейский Союз не превращался в средство десубъектизации. Если
демократическая евромироизация возобладает над мондиалистской евроглобализацией,
то тогда Европейский Союз может стать прообразом Мирового Союза, о котором мечтал
Петр Аркадьевич Столыпин.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное