Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ЛУКМАНОВ ЮНИС ХАЛИТОВИЧ О ШАНХАЕ В СРАВНЕНИИ С ПИТЕРОМ Интересуясь обстановкой в Питере накануне предстоящих 21 сентября выборов губернатора Санкт-Петербурга, обратил внимание на интересные размышления главы территориального управления Адмиралтейского района Юниса Халитовича Лукманова. Он побывал в Китайской Народной Республике, где подписал “Соглашение о сотрудничестве между территориальным управлением Адмиралтейского административного района Санкт-Петербурга Российской Федерации и Народным Правительством Чаннинского района г.Шанхая Китайской Народной Республики”. - В Китае есть чему поучиться? – говорит он. - Например, жилищно-коммунальное хозяйство. Там 75-80 процентов населения оплачивает услуги жилищно-коммунального хозяйства 100-процентно. Только небольшая доля китайского населения пользуется льготами, остальные считаются платежеспособными. У нас же 30-40 процентов бюджета опосредованно тратится на коммунальное хозяйство через льготы, через дотации монополистам. Льготы должны не на руки выдаваться, а накапливаться на лицевых счетах. И оплачиваться должна только оказанная услуга. Если услуга не оказана, то дотации накапливаются, причем дотации на ту жилплощадь, которую по санитарным нормам человек должен занимать. А за площадь сверх нормы обеспеченные люди пусть платят. Интересно, что в Шанхае почти нет личного автотранспорта. Имеют его только очень богатые люди. У моего коллеги, главы Чаннинского района, есть служебная машина, личной нет. Это не принято, не модно, не нужно. Хорошо работает общественный транспорт. Очень многие люди ездят на велосипедах. В Шанхае много строят - на порядок больше, чем в Санкт-Петербурге. Инвестиционная активность в этом городе гораздо выше, чем в нашем. Иностранных инвестиций вкладывается порядка 10 миллиардов долларов в год, а всего инвестиций - 25 - 30 миллиардов долларов. Шанхай привлекателен своей политической стабильностью, динамичным развитием. В основе работы с инвесторами лежат понятные, доступные правила, предусмотрены существенные льготы на виды деятельности, связанные с развитием гостиничного бизнеса, а также с развитием высокотехнологичных наукоемких производств. Нет никаких препятствий для этих видов деятельности. Когда я сказал, что в Адмиралтейском районе в Санкт-Петербургском университете аэрокосмического приборостроения трудятся чемпионы мира по программированию, китайские коллеги очень ревностно к этому отнеслись, потому что это их «конек», это их будущее, - так они считают. Шанхай сейчас самый развивающийся город мира. В 2010 году он будет принимать Всемирную выставку, а Пекин в 2008 году - Олимпиаду, и это придаст дополнительную динамику развитию страны. Кстати, о Шанхае говорят, что это не столица Китая, но и не второй город страны, - аналогично и с Петербургом, да? И еще сходство: Шанхай и Санкт-Петербург - морские города. - Сопоставимы ли районы Чаннинский и Адмиралтейский? – спрашивает журналистка Татьяна Просочкина. - Сопоставимы. Чаннинский район - тоже район исторический, но моложе Санкт-Петербурга, он основывался в 1840-1842 годах. Сначала это была рыбацкая деревушка, затем шло развитие, довелось пережить «опиумные войны» между китайским населением и европейцами. Теперь это район промышленно развитый, здесь находится аэропорт, много четырех-пятизвездных гостиниц, много учреждений образования и культуры, исторических и памятных мест. Население Чаннинского района – 600 тысяч человек, у нас -190 тысяч, но при этом в Адмиралтейском районе такой высокий уровень развития промышленности, что по сборам налогов мы всего лишь чуть-чуть отстаем. По объемам выпускаемой продукции отставание ощутимое. Это говорит о том, что у них налогов меньше. - У меня, - признается Юнис Халитович Лукманов, - сложилось впечатление, что китайцы любят нашу страну, относятся с уважением к исторически сложившимся отношениям между нашими государствами. Китай и Россия обречены, именно, обречены на дружбу. Многие китайцы старшего поколения знают русский язык, интересуются русской литературой. - Можно ли какой-то китайский опыт применить в Адмиралтейском районе? - Отношение к людям. В Китае люди вежливы друг к другу, уважают друг друга. Особенно уважительное отношение к старшим по возрасту. Безусловно, уровень дисциплины в Китае очень высокий. В основном, вопросы решаются с участием партийных органов, которые пользуются безграничным доверием населения. Если принимается, казалось бы, непопулярное решение, население все равно убеждено, что именно так необходимо. - В Шанхае, - продолжает Юнис Лукманов, - очень развита социальная сфера. Например, мы побывали в Социальном доме, - там вместе занимаются молодежь и ветераны - на одних и тех же тренажерах. Молодежь вносит определенную плату за тренажеры, ветераны занимаются бесплатно. В том же Доме порядка 160 кружков и для молодежи, и для ветеранов. Мы вот хотим сделать Дом молодежи в помещении бывшего кинотеатра «Рекорд», а я думаю теперь: почему он будет только для молодежи? Может быть, и ветеранов туда приглашать? Мы разделили Комитеты: Комитет по молодежи занимается одной темой, Комитет по социальной политике - другой, Комитет по спорту - третьей. А целесообразно ли так поступать? - Вы рассказывали, что побывали в старинной китайской деревне, где есть обычай: гости выпускают в реку золотую рыбку из своих рук и загадывают желание. Что Вы попросили у рыбки? - Чтобы в следующем году все получилось. - А как в Китае отмечают Новый год? - Отмечают католическое Рождество, Новый год по европейскому календарю, Восточный Новый год - он как праздник Весны. В канун Рождества Шанхай был великолепно украшен. Ночью зрелище фантастическое - море огней! Вот в Санкт-Петербурге сейчас тоже активно реализуется программа «Светлый город», к Новому году улицы украшены многочисленными гирляндами, но то, что мы увидели в Шанхае, - восхищает. - Каковы конкретные результаты поездки нашей делегации? - По заключенному соглашению мы стали районами-побратимами. Решили обменяться в 2003 году делегациями школьников, достигших успехов в изучении географии, иностранных языков, информатики (за счет внебюджетных источников). Искренняя дружба обычно начинается с дружбы детей, с культурных связей. Мы рады были видеть делегацию из Шанхая на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга. У грамотного и инициативного администратора, каким предстал глава Адмиралтейского района Питера, - широкий горизонт, перспективные задумки. - С кем еще установились побратимские связи у Адмиралтейского района? – спрашивает Татьяна Просочкина. - С Юрмалой, с Сортавалой. С Вахитовским районом города Казани. Казань сделала большой подарок к юбилею Санкт-Петербурга: в соответствии с Договором о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и городом Казанью закончены работы по ремонту и окраске лицевых и дворовых фасадов на Казанской улице. Общая площадь отремонтированных и окрашенных фасадов составляет 26811,37 кв. м. Эта улица по итогам конкурса благоустройства 2002 года была признана лучшей улицей города. В Вахитовском районе, кстати, накоплен большой опыт работы с аварийным фондом. Там пять лет назад проживало 160 000 человек, и многие жили в аварийном фонде. Расселение шло успешно, целыми кварталами, и на сегодня население Вахитовского района сократилось до 96 000 человек. Один из районов Риги хочет наладить с нами контакты – это Земгальское предместье Риги. Мы ознакомились с этими предложениями и, наверное, будем дружить. Завязываются взаимные отношения с Хайфой - морской столицей Израиля. К сожалению, из-за нестабильной политической ситуации в Израиле подписание договора откладывается. Когда Башня Мира появится на Сенной площади и станет символом дружбы, - может быть, мы подружимся и с каким-нибудь районом Парижа. Связи с различными странами должны развиваться. Тогда мы будем узнавать что-то новое для себя. Далее Юнис Лукманов рассказывает о своей непосредственной деятельности в Адмиралтейском районе, который первый в Питере не только по алфавиту. Он - наиболее развитый по промышленному потенциалу. Промышленность района — это «Адмиралтейские верфи», завод «Степан Разин», «Пет-мол», «ФОСП», «Первомайская заря», ЦКБ «Рубин», «Гознак», «Красный треугольник». - Правда, - говорит Юнис Лукманов, - у «Красного треугольника», равно как и у «Подъемтрансмаша», есть сегодня проблемы. Но представьте, все эти промышленные гиганты заработают в полную силу! В некоторых районах по одному-два крупных предприятия, а у нас — целое созвездие... Наш район - не только самый промышленный, но и самый культурный. Мариинский театр, Консерватория, Театр юного зрителя, Молодежный театр... Для всемирно известного театра «Санкт-Петербургъ-Опера» строится на Галерной улице новая площадка. В районе находятся три городских творческих союза: художников, композиторов, архитекторов. Медный всадник, Исаакиевский собор, Мариинский дворец, Николо-Богоявленский собор - все эти знаковые для Петербурга памятники истории и культуры расположены на территории Адмиралтейского района. А наука, вузы? ЛИИЖТ (ныне Университет путей сообщения), ЛИСИ (Архитектурно-строительный университет), Военмех (Технический университет)... Для строительного вуза мы учредили от района три стипендии: архитектору, строителю (специальность ПГС) и дорожнику (благоустройство и дороги). Будет еще стипендия для инженерно-экологического факультета. Курсовики, дипломы ребята станут писать на реальном, жизненно необходимом для района материале. А потом и работать к нам придут. Могу привести такие цифры. Мы в районе собираем налогов в 15 раз больше, чем тратим. Для примера – Московский район, по многим меркам промышленный, собирает налогов в 10 раз больше, чем тратит. Продолжается рост производства: в Адмиралтейском районе по разным отраслям промышленности он составляет 18 – 37 процентов. Воплощаются в жизнь инвестиционные проекты. Универмаг «Фрунзенский», введенный в строй после реконструкции осенью 2002 года, стал лучшим объектом торговли города. Юсуповский дворец на Фонтанке - лучший объект города: великолепный дворец Университета путей сообщения, прекрасный внутренний двор. ЦКБ «Рубин» принадлежит проект уникального торгово-развлекательного комплекса с аквапарком, торжественная церемония закладки которого состоялась на Звенигородской улице. Возможно, там будет и океанариум - мечта Игоря Дмитриевича Спасского, руководителя ЦКБ «Рубин» и идейного вдохновителя проекта. Мариинский театр - жемчужина нашего района, произведен отбор конкурсантов на проектирование второй сцены, выбран конкретный проект развития театра. - Что сделано в социальной сфере? - Особенно выделю «треугольник», который мы сформировали в 2002 году: выделили новое помещение районному Совету ветеранов, новое помещение общественной организации “Всероссийское общество инвалидов” Адмиралтейского района и открыли Центр садоводов Адмиралтейского района. Было радостно видеть, как люди были довольны, какая приятная атмосфера возникла в этих помещениях. Практически в каждой семье есть ветераны; к сожалению, в некоторых семьях есть инвалиды; много в нашем районе садоводов - и эти категории населения приоритетны для территориального управления. -У жителей существуют опасения: не остановятся ли работы по благоустройству после юбилея города? - А у меня опасения тоже существуют. Возможно, что федеральная составляющая, которая направляется сейчас на благоустройство дворов, ремонт фасадов, ремонт дорог, перекладку инженерных сетей, - уменьшится. Тогда городу придется искать внутренние резервы. Но уверен - этого не произойдет, и Президент будет с прежним вниманием относиться к проблемам своего родного города, столь богатого уникальными историческими памятниками. Не могу не привести рассказ Юниса Лукманова о своем жизненном пути. Приехал он в Ленинград в 1977 году, в Адмиралтейском административном районе закончил Ленинградский инженерно-строительный институт и на 4-5 курсах подметал дворы, подрабатывая дворником на 7-10-й Красноармейских. После службы в армии работал в «Главзапстрое». Начинал с мастера. В 1986 г. стал главным инженером Завода металлоконструкций. Впоследствии завод одним из первых предприятий в Ленинграде перешел на арендные отношения, получив статус опытно-экспериментального. Все газонаполнительные станции СССР изготавливались на этом предприятии. - Делали мы много заказов для промышленности всего Северо-Запада, - рассказывает Юнис Халитович. - Так что завод был, что называется, на виду. Может быть, это послужило тому, что на заре демократической перестройки коллеги выдвинули меня на должность первого заместителя председателя исполкома Фрунзенского райсовета. Далее в должности заместителя главы администрации территориального управления курировал я во Фрунзенском районе все хозяйственные вопросы. Без ложной скромности скажу, что в районе нам удалось сделать многие вещи впервые в городе. Например, построить первый в городе малоэтажный жилой комплекс на Бухарестской улице. Первые благоустроенные площади вокруг станций метро появились в Купчино. Я имею в виду комплекс «Балканский» близ станции метро «Купчино». Первый паркинг в новых экономических условиях был возведен также во Фрунзенском районе — кстати, под непосредственным руководством Владимира Анатольевича Яковлева. Бывший губернатор, скажу вам, хорошо знает эту тему. Как и любое строительство. Лучший авторынок на улице Фучика, первый в городе мелкооптовый магазин «Мегамарт», магазин «Плато» появились также во Фрунзенском районе. - Впечатляет, - реагирует журналист Юрий Владимиров из журнала «Петербургский строительный рынок». - Не случайно, наверное, вас «наверху» заметили и пригласили работать в администрацию города - советником губернатора. - Наверное, в этом есть своя логика. Да и с прежним губернатором по многим проектам был лично знаком. Но закончу про себя. За последние десять лет получил еще два высших образования. Закончил юридический факультет в 1995 году, а в 1996 году получил высшее экономическое образование. В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию. В позапрошлом году мне присвоили звание «Почетный строитель России». В администрации города работал советником губернатора по крупным инвестиционным проектам. В дальнейшем было принято решение о назначении меня на должность главы Адмиралтейского района. - В этой должности вы также стали вскоре известны как руководитель района, где активно реализуются крупные строительные проекты. - Да, сегодня в районе многое делается для развития города. Это прежде всего благоустройство Сенной площади, которая почти два десятка лет была закрыта для транспорта. Ныне здесь открыто трамвайное движение. В течение года площадь будет окончательно благоустроена. К 300 летию Санкт-Петербурга на ней построен крупнейший не только для Петербурга, но и для России торгово-коммерческий комплекс площадью 60 тысяч кв. м. (КЦ «Питер») Рядом создается еще один крупный торговый комплекс на 30 тысяч кв. м. (ЗАО «Советник») - сразу за вестибюлем станции метро. Сегодня здесь полным ходом идут работы и идет на глазах определенного рода соревнование между подрядчиками: фирмой «Ренессанс» и «УСС Спецстроем». Планирует построить в районе Сенной паркинг на 1200 автомобилей «Городское агентство по операциям с недвижимым имуществом». Серьезная инвестиционная активность на Сенной площади позволяет надеяться, что жилые дома вокруг Сенной площади, оставшиеся после строительства метро не в лучшем виде, будут поквартально расселяться, а площади приспосабливаться под магазины, бизнес-центры, гостиницы. Таким образом, Сенная площадь превращается в самую коммерческую площадь города. А вот если помечтать, то через благоустроенные Спасский переулок и улицу Ефимова можно выйти на пешеходно-прогулочную зону: Сенная площадь — Исаакиевская — площадь Декабристов — площадь Труда — Театральная площадь вкупе с Новой Голландией. Это на первый взгляд фантастический проект. Но я реалист, и этот проект, уверен, не сегодня-завтра состоится. - Чем объяснить упомянутую вами инвестиционную активность на Сенной? Льготными механизмами, западными кредитами? - Пожалуй, нет — ни то, ни другое. Мы ведь в отдельно взятом районе льготный механизм создать не можем. При этом, однако, хотелось бы, чтобы вопросы инвестиционной деятельности в городе были проработаны более четко. К примеру, у нас нет серьезного разделения по инвесторам: кто реально нужен городу? По гостиницам мы вроде бы определили приоритеты. А что делать с промышленностью? Причем, как мне представляется, эти вопросы нужно рассматривать не на НТК, а разрабатывать целевые программы по выводу предприятий из центра города, создавать льготные режимы. Главное, инвестор должен заранее знать о своих льготах. Несомненно, Санкт-Петербург сам по себе хорош для инвесторов, и они к нам идут, но, будь город поактивней в инвестиционной политике, мы могли бы уже сейчас привлечь гораздо большие средства. В том числе не только иностранных инвесторов, но и внутренних, российских. - Вам наверняка приходилось по этому поводу давать советы высокому руководству, когда работали в должности советника губернатора. К вам прислушивались? - Считаю, мне удалось продвинуть проблемы, связанные с контролем и координацией вопросов по развитию крупных проектов. Более того, в мою бытность советнитком увеличилось количество самих таких проектов. Большую роль сыграл юбилей 300-летия города. Надо признать, что Санкт-Петербург сегодня достаточно хорошо представлен на мировом уровне. Надеюсь, это также позволит улучшить инвестиционный механизм. - Какие объекты доведены к юбилею в Адмиралтейском районе? - У нас всего 23 крупных проекта. Мы в этом смысле вторые после Центрального района. Среди этих проектов есть и федеральные памятники: Консерватория, Музей религии, Музей связи, здание Сената и Синода (Госархив). Есть и важнейшие проекты городского значения. Так, Митрофаньевское шоссе прорезается до Фрунзенского района с выходом на Кубинскую улицу и далее — на Дунайский проспект. Новая транспортная артерия станет дублером Московского проспекта, что даст возможность при необходимости ремонтировать сам Московский проспект. Важнейший проект - прорезка Измайловского проспекта с выходом на Новоизмайловский. Это дает возможность создания еще одного дублера. Здесь и крупнейшая промышленная зона, которая требует выноса ряда предприятий, так как они мешают развитию территории. При этом автомобильное движение по набережной Обводного канала можно пустить под Измайловским проспектом. Но это очень дорого. Есть предложение «спрятать» Обводный канал в дорогу между Варшавским и Балтийским мостами. Получится самый широкий мост в Петербурге — шире, чем знаменитый Синий мост. Варшавский вокзал передан Министерством путей сообщения городу, и теперь приходится заниматься его перепрофилированием. Приняты постановления по крупнейшему инвестиционному проекту, связанному с четырьмя историческими комплексами вокруг Исаакиевской площади. Речь идет о доме А.Я.Лобанова-Ростовского (Адмиралтейский пр., 12, Исаакиевская пл., 2, Вознесенский пр., 1), здании Сената и Синода (пл.Декабристов, 1, 3, Английская наб., 2, Галерная ул., 1, 2, Конногвардейский бул., 1), здании Министерства государственных имуществ (Исаакиевская пл., 4, Большая Морская ул., 42, наб.р.Мойки, 87), Доме министра государственных имуществ(Исаакиевская пл., 13, Большая Морская ул., 44, наб.р.Мойки, 89). Эти объекты, относящиеся к федеральной собственности, переданы Правительством РФ Управлению делами Президента РФ и Министерству Культуры РФ. Таким образом, второй после реконструкции дворца в Стрельне крупнейший инвестиционный проект с участием Управления делами Президента РФ реализуется в нашем районе. Серьезный и самый болезненный проект - преобразование территории улиц Шкапина-Розенштейна. Только в границах этих улиц в неблагоприятных экологических условиях, если не сказать больше, проживает около 5 тысяч человек. Есть проект расселения этого жилья с использованием освободившихся территорий для других целей. Известный в городе застройщик, компания «ЛЭК», предлагает построить здесь торгово-развлекательный комплекс. Благо с транспортом в этих местах нет проблем. Но, к сожалению, рыночная стоимость расселенных территорий будет гораздо ниже, чем требуется для самого расселения граждан. Учитывая социально-экономическую значимость проекта, мы надеемся на помощь города. Достигнуты определенные договоренности с Комитетом по строительству, готовится полный пакет документов с экономическими выкладками, вплоть до расчетов ущерба, нанесенного здоровью проживающему населению. В районе находится парк исторического значения «Екатерингоф». Это первый парк города. Есть договоренности по поводу комплексной реконструкции всего паркового ансамбля. Открыт сад «Олимпия», где размещается музей Олимпийского движения. Важные юбилейные проекты — реконструкция Мариинского театра, Новая Голландия. Разумеется, не все проекты, среди них есть и очень серьезные, реализованы к юбилею. Но ведь развитие города 300-летием не заканчивается. - Хотелось бы еще раз вернуться к жилищным проблемам. Ведь, по сути, улучшение качества жизни петербуржцев — главная задача главы администрации района. - Вы правы, для района большая проблема — состояние жилищного фонда. Вот цифры, которыми я владею: 90% жилья дореволюционной постройки. Половина и более — без капитального ремонта. 40% населения не имеют ванн. 20% живут без горячей воды. И это в XXI в., во второй столице России! 51% населения проживает в коммунальных квартирах. 702 квартиры в аварийном состоянии. С учетом того, что ситуация с аварийным фондом обостряется, мы пошли по пути сплошного обследования жилого фонда. Пусть это будет горькая, но правда - то, что нужно знать для принятия правильных решений. - И какими, на Ваш взгляд, должны быть эти решения? - Первое — это интенсификация работы с аварийным жилым фондом. Мы в 2001 году отремонтировали 5,5 тыс. кв. м аварийных квартир, в 2002 году - более 8 тыс. кв. м. Считаю, что проблемы аварийного жилого фонда надо решать по всем направлениям. К сожалению, в центральных районах сегодня перекрыты возможности работать с инвестором пятьдесят на пятьдесят — наполовину расплачиваться с инвестором за отремонтированное жилье квартирами. Нам предложили всю аварийную площадь продавать через Фонд имуществ. За деньги. Но механизм продажи оказался чрезвычайно громоздким и неэффективным. Запущены также дворы. Если в 2001 году территориальное управление вместе с муниципальными образованиями благоустроило 32 двора, то в 2002 - 101 двор, а в 2003 году – ещё больше. - Хочется надеяться, что при Вашем деятельном участии процессы идут в нужном русле Вы ведь оптимист. - Совершенно верно, я оптимист. Уверен, что строительный комплекс останется в авангарде всех дальнейших экономических преобразований в России. Как известно, одно рабочее место в строительстве создает до 18 рабочих мест в других отраслях. Таким образом, развитие строительного комплекса является определяющим для экономики. Надеюсь, что в ближайшие пять лет в Петербурге значительно увеличится инвестиционная активность. В реконструкции жилого фонда, в реализации новых проектов, связанных с транспортной, гостиничной инфраструктурой, с развитием портовых мощностей. Сегодня Петербург на восьмом месте по привлекательности среди городов мира. Думаю, он должен быть в тройке (http://www.gov.spb.ru/gov/admin/terr/reg_admiral). Как видим, администрация города и его районов не сидит сложа руки, но тот же Шанхай, хотя принял старт модернизации с более низкого уровня, чем Ленинград два десятилетия назад, сегодня выходит на первое место в мире по инвестициям. А сохранившиеся с советских времен хайтековские производства в Питере продолжают душиться налогами и наездами. Поэтому и денег в Питере на коммунальные и социальные нужды несопоставимо меньше, чем в Шанхае.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||