Путь из тупика и Дорожная карта
Социально-политический тупик – это всегда самовоспроизводящийся «порочный круг»
бедности и подавления. Люди чувствуют, что они загнаны в угол, что подавляются
их жизненные потребности и богоподобное достоинство, и перед подавляющей их стеной
они обычно теряют ресурсы, обедняются. Способ потерь сил и времени зависит от
степени пассионарности людей. Если у них, как у нынешних русских, дефицит пассионарности,
то они покоряются стене душой, а если у них профицит пассионарности, как у нынешних
палестинцев, то они пробивают стену головой. В обоих случаях общим является доминирующая
«надстроечность» упований на преодоление стены. Ведь бедный человек, не обремененный
приземленной заботой о своей собственности, склонен воспарять в «надстройку»
и руководствоваться умозрительными представлениями или надеждами на чудо, в то
время как богатый человек, укорененный своей собственностью в земные интересы,
склонен под их реальным весом учитывать «базис» и мыслить «базисно». Ясно, что
зараженная иллюзиями «надстроечность» не дает выхода из тупика, а лишь усугубляет
«порочный круг» нищеты и рабства.
Как показывает исторический опыт Нового Времени, или времени субъектизации низовой
предприимчивости, путь из тупика может и должен быть прежде всего «базисным»
- через обретение экономической самодостаточности тех, кто стремится к жизненному
просвету и к человеческому достоинству, через формирование низовой «критической
массы» таких самодостаточных людей. В результате совершается также «надстроечное»
самоопределение «третьего сословия» (= «мелкая буржуазия», «средний класс») и
возникают современная нация и национальное демократическое государство и вообще
система жизненных ценностей, адекватная современному миру. Вытесняется рабская
психология с одной стороны и шахидский энтузиазм с другой, создаются предпосылки
социального и межнационального мира и Гражданского Общества, а стимулируемый
патологизированной надстройкой «порочный круг» бедности и подавления остается
в прошлом.
Из многочисленных исторических примеров приведу два недавних – преодоление межрасовой
и вообще межэтнической розни в США благодаря реализации общенациональной «программы
аффирмативных действий» и преодоление социального и межэтнического конфликта
в трехконфессиональной Малайзии благодаря проводимой сверху постиндустриальной
модернизации страны. Не будем скатываться к примитивному слогану типа «бизнес
– лучшее лекарство от тупика». Бизнес бизнесу рознь. В США и в Малайзии, да и
в других странах, успешно осуществляющих постиндустриальную модернизацию, общим
является сознательное адресное поощрение со стороны общества и государства низового
предпринимательства социальных и этнических групп, ранее загнанных в угол и страдающих
от дискриминации.
Издержек «базисного» пути из тупика практически нет, поскольку ранее доминирующие
группы просто делятся возможностями с ранее подавляемыми. Так на наших глазах
американские уоспы поделились с афроамериканцами и испаноязычными, а американские
мужчины – с американскими женщинами. Не считать же издержками несколько гипертрофированные
«политкорректность» или пресловутый «харассмент», доходящие иногда действительно
до анекдота. Это – издержки бесспорно прогрессивного процесса, а люди отнюдь
не ангелы и всегда найдут себе на свою голову новые проблемы. Важно зафиксировать
неотвратимую тенденцию – субъектный порыв Нового Времени. С учетом его и следует
предлагать пути из того или иного конкретного социально-политического тупика
типа нынешнего российского или палестинского.
Я сравниваю наш «Путь из тупика» для России и отстаиваемую американцами «Дорожную
карту» для Палестины и нахожу между этими двумя «надпартийными» платформами много
общего. Обе программы – в русле субъектизации обездоленных. Только наша программа
– принципиально базисна и потому недостаточно надстроечна (из-за естественной
нашей ненависти к доминирующим ныне в России иллюзорным надстроечным воспарениям
при уважении к адекватной государственническо-духовной надстройке), а американская
– недостаточно базисна, с некоторым перебором надстроечности. Впрочем, критиковать
других легко, но по моему убеждению, «Дорожная карта» вполне прилична и приемлема
для обеих сторон. Я бы только не ставил такие жесткие условия для Израиля типа
ликвидации еврейских поселений на Западном берегу или в Хевроне, а оставил бы
ситуацию как она есть, но взамен четче бы обозначил перспективу экономического
симбиоза Израиля и Палестины и возможностей экономической и политической самореализации
наиболее предприимчивых палестинцев в рамках этого симбиоза.
Короче, как мне показалось и как я ранее постоянно предлагал на форуме www.civitas.ru,
путь из палестинско-израильского тупика лежит через адресное формирование «критической
массы» экономически самодостаточных и потому политически субъектных палестинцев,
тесно связанной экономически и политически с Израилем не в виде какой-то «пятой
колонны», а через взаимный интерес и взаимовыгоду. Опыт американской «программы
аффирмативных действий» и малайзийского межконфессионально-межэтнического симбиоза
подсказывал конкретные методы пасификации палестино-израильского конфликта –
льготное кредитование низового палестинского предпринимательства, квоты для палестинцев
в учебных заведениях Европы, США и Израиля и так далее. И – уход от безумий «надстроечности»,
от споров о принадлежности земель и святынь, не говоря о конфессиональных различиях.
С позиций Правой Веры – мы все ходим под одним Богом начала, который является
Человеком конца, и распри между истинными верующими иудеями, мусульманами, христианами,
буддистами, индуистами, даоистами и так далее просто богопротивны. Богоугодна
– субъектизация, сопряженная с модернизацией и мироизацией (воспользуюсь здесь
термином Юрия Крупнова «мироизация», чтобы не употреблять скомпроментированный
термин «глобализация»)!
И главное – в палестинском руководстве есть здравомыслящие люди, с которыми можно
иметь дело. Так, вынужденный уйти в отставку премьер-министр Палестинской национальной
автономии Махмуд Аббас, ранее бывший Генеральным Секретарем Центрального Совета
Организации освобождения Палестины, представляется почти идеальной фигурой с
палестинской стороны для реализации «Дорожной карты». Почему же сорвался миротворческий
процесс, поддержанный всем мировым сообществом?
Вот тут мы и подступаем к болевой точке, от которой страдаем и в России. Первопричина
– не в кознях зловредной закулисы или израильского лидера Ариэля Шарона (хотя
он, конечно, для палестинцев отнюдь не сахар и вообще слишком «надстроечен»,
вспомним его воспарение на Храмовую гору), а в «надстроечности» традиционалистски-настроенных
лидеров палестинских радикалов. «Порочный круг» бедности и подавления весьма
инерционен – он импринтиговался (= запечатлелся) в душах бедных палестинцев,
проникнутых надстроечным чувством пассионарного отмщения и ещё не преобразованных
базисным интересом субъектного порыва. Соответственно они переоценивают свои
возможности, в том числе результативность шахидского террора, и строят нереальные
планы некоего чудесного «сбрасывания Израиля в море» и тому подобной дребедени.
Они увековечивают тупик. Да, Израилю придется нелегко, если тупик сохранится,
но вряд ли израильтяне сломаются и поддадутся шантажу. Все-таки у современных
евреев ещё сохраняется пассионарность, и она не улетучилась со времен «шестидневной
войны» в июне 1967 года или выстрела пассионарного Игаля Амира в израильского
премьера-миротворца Ицхака Рабина 4 ноября 1999, года, так что отбрасывание
«Дорожной карты» - это блокирование пути из палестино-израильского тупика на
долгий период.
Аналогично – восприятие нашей надпартийной платформы «Путь из тупика» в России.
Конечно, наши маргинально-люмпенские националистические и неолиберальствующие
«надстроечники», для которых «порочный круг» российской бедности и подавления
является доказательством исконно русского менталитета и чуть ли не жертвенной
богоизбранности русского народа, слышать не хотят ни о каком «базисном» варианте
модернизации-мироизации России. Мол, общемировое 2х2=4 для России не указ. За
укрепление и развитие российского «среднего класса» выступают вроде бы все политические
фигуранты, однако абстрактно, без указания конкретных мер, требующих творческого
подхода и прежде всего политической воли. В предвыборных программах всех без
исключения зарегистрированных партий – сплошное «надстроечное» пустозвонство,
благие пожелания и демагогические призывы. Причем эта тупиковая «надстроечность»
навязывается депассинаризованному обществу, которое, в свою очередь, отличается
ничтожным волевым тонусом и потому благосклонно воспринимает ни к чему не обязывающее
балабольство и склонно или к безобидному хэппенингу типа «голосуй против всех»,
ибо «а нам всё равно», или к полному неучастию в политике и в выборах. Когда
же мы предлагаем реальные шаги, не требующие, кстати, ни копейки бюджетных средств,
- на нас кидаются маргиналы не менее злобно, чем палестинские радикалы – на реалистического
Махмуда Аббаса.
Я понимаю, почему «порочный круг» русской бедности и подавления русской воли
к жизни выгоден для базисных интересов «силовиков» и «олигархов», но яростное
неприятие предлагаемых нами разумных шагов из тупика (www.put-iz-tupika.ru) со
стороны очень многих общественных деятелей, не говоря о люмпен-интеллигентах,
объясняю инерцией традиционалистской «надстроечности» и депассионарным отсутствие
воли к «базисному» самоутверждению. Всё, что предлагается ныне «надстроечного»
(изменение Конституции, реформа образования и воспитания, пожизненное президентство
Путина, укрупнение субъектов Федерации, вхождение в Европейский Союз или в НАТО,
введение суда присяжных, смертная казнь за коррупцию или наркоманию и тому подобное)
– это в нынешних российских условиях «тупиково» и просто вредно, а главнейшей
нерешенной «базисной» задачей продолжает оставаться формирование «критической
массы» экономически-самодостаточных граждан как предусловие постиндустриальной
модернизации России и выхода её из усугубляющейся деградации.