Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
МИРОИЗАЦИЯ ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Юрий Васильевич Крупнов создал и обосновал концепцию развития России и мира, достойную вызовам наступившего Третьего Тысячелетия. Она излагается в ряде книг, которые одна за другой в этом году появляются на книжном прилавке. Последняя из этих книг – «Стать мировой державой». Сейчас продаются книги, написанные им совместно с ещё одним разработчиком нашей надпартийной платформы «Путь из тупика» Максимом Калашниковым, - «Гнев Орка» и «Оседлать молнию» (books.p-rossii.ru/index.php). В последней своей статье «Рефлексивные практики, инфраструктуры и государственность – основа реконструкции России» Юрий Крупнов заявляет, что основное дело в России на ближайшие десятилетия – восстановление и развитие страны как мировой державы, и это возможно в том случае, если мы примем идеологию реконструкции страны, представленную в разработанной и изданной фондом «Стратегия развития» аналитическом докладе «О стратегии российского развития» (Москва: «Русский путь», 2003) /http://www.kroupnov.ru/5/42_1.shtml/. По мнению Юрия Крупнова, необходимо взять на вооружение принципиально новые практики и системы их обеспечения, ибо все попытки выстраивания реконструкции страны вокруг сложившихся и отработанных практик обречены на провал. К сожалению, анализ ситуации в армии, дипломатии, образовании, базовых отраслях промышленности и в других, буквально всех, сферах деятельности однозначно показывает их тупиковое состояние. Устоявшиеся массовые практики, которые мы имеем в наличии в РФ сегодня, принципиально не могут быть перестроены (идеология «перестройки» конца 1980-х годов), не могут быть реформированы (идеология начала 1990-х годов), не могут быть модернизированы (идеология начала 2000-х годов). Существующие практики и сам тип подобных практик в лучшем случае может быть использован в качестве отдельных ресурсов для создания матрицы абсолютно новых практик. Какими же должны быть новые практики? Принципиальная посылка Юрия Крупнова - это должны быть практики, «вырастающие» из постановки и создания системы решения мировых проблем и организующие в совокупности эффекты мирового развития. Дело в том, что каждая современная страна так или иначе втянута в глобальные процессы, которые ныне определяют локальные ситуации, и соответственно нельзя плевать против мирового ветра, а надо использовать его в своих целях и интересах, - надо оседлать молнию мирового порыва. Ключевой типологической особенностью новых практик является их выраженная «субъектность», представленная в наличии протообщественных структур – инициаторов общественного мирового развития. Данная «субъектность» с технологической точки зрения определяется рефлексией - способностью обращать сознание на самого себя и на средства организации, воспроизводства и развития систем деятельности, которые и образуют практики (смотри сайт «Рефлексивные процессы и управление» - www.reflexion.ru ). Между прочим, это самое тяжелое для человека дело – рефлексировать, то есть осмыслять самого себя и тем самым выдерживать тяжесть собственной свободы, самостоятельно мыслить и принимать решения. Не менее могучей тенденцией, чем творческо-производительная субъектизация, является противоположная тенденция стандартно-потребительной объектизации, сопряженной со шкурным консумеризмом и конформизмом. Обе тенденции отличаются друг от друга, как правда и кривда, как любовь и блуд (= секс). Божественную творческую тенденцию можно назвать «мироизацией», а за сатанинской шкурной тенденцией закрепился термин «глобализация». Юрий Крупнов стремится выявить и развить такие новые практики, которые соответствуют именно плюсам «мироизации» и смягчают минусы «глобализации». Богоподобность человека – в его познании, мышлении, свободе. Новые практики, указывает Юрий Васильевич, будут отличаться конститутивным наличием в них рефлексии, рефлексивных пространств и рефлексивных процедур, их пронизанностью, образно выражаясь, рефлексивными «вакуолями». Только такие «умные» или «думающие» практики могут на деле составлять каркас и основу восстановления России как мировой державы. Поскольку новые практики возвышаются над существующими практиками, «снимая» их в смысле Гегеля, - их можно называть мета-практиками. Однако, поскольку принципиальным является именно рефлексивно-субъектная организация новых практик, их можно назвать рефлексивными или Р-практиками. Такое особое название служит задаче отличить новые типы практик для реконструкции России от практик вчерашнего отходящего в прошлое типа, тем более что в отечественном обществоведении проблематика рефлексии и её культивирования как основания новых практик солидно поставлена и исследована в работах В.А. Лефевра, Г.П. Щедровицкого, Н.Г. Алексеева, Ю.В. Громыко, В.Е. Лепского. Достижения российской общественной мысли в этом направлении подытожены в книге Сергея Юрьевича Степанова «Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций /Российская Академия Наук. Институт психологии; Институт рефлексивной психологии сотворчества. - Москва: Наука, 2000.-174 стр.)». В частности, рефлексивными практиками являются складывающиеся в настоящее время непривычные практики качества – например, институционального качества (типа ISO). Юрий Васильевич Крупнов рассмотрел соответствующую проблематику качества образования в статье «Управление качеством образования и образовательная аналитика» (spasem-shkolu.p-rossii.ru/8/249_1.shtml), а качества жизни - в статье «Качество жизни – сверхиндустриализация 21 века» (www.pereplet.ru/krupnov/14.html#14 ). Создание новых Р-практик, считает Юрий Крупнов, впервые позволит переориентировать и «поставить на службу человечеству» многочисленные ныне «пробуксовывающие» науки типа психологии и эргономики. Науки, как привычные, так и новые, станут в системе возникающих и формируемых Р-практик основой поддержки рефлексии в виде инфраструктур научно-методического обеспечения. Эффективность подобного подхода наглядно демонстрируют популярные сегодня «мыслительные танки» (think tank) или «фабрики мысли» типа РЭНД-корпорации и ей подобных, а также невиданный рост значения СМИ и медиа-систем в целом. Однако отечественные попытки создания подобных структур, по мнению Юрия Крупнова, оказываются малорезультативными в связи с их исходной оторванностью от задач создания принципиально новых Р-практик. Я бы добавил, что «надстроечное» нежизнеспособно без «базисного», а поскольку в современной России искусственно не решаются переназревшие проблемы базисной модернизации страны, то и Р-практики не могут быть востребованы государством. Не могут обеспечивающие инфраструктуры, несмотря на их гигантское значение, существовать в отрыве и безотносительно от формирования матрицы новых практик. Поскольку существующее российское государство бездействует или препятствует, а речь идет о судьбе нашего народа, заботу о модернизации и мироизации России должна взять на себя наиболее продвинутая часть общества. Естественно, полноценной структурой-сплавом государственности, реконструкции и самого существования страны является органическое единство мыслительно-научных, медиа и практико-административных структур и инфраструктур. Хороший пример – успешно модернизирующиеся страны Азии, а также США, как это показано в работе А.Л. Титовой «Формирование внешнеполитической модели США» (Москва: Дипломатическая академия МИД РФ, июнь 2003 года). Короче, опыт успешных Р-практик накоплен богатый в ведущих странах мира, и залог успеха – сопряженность «надстроечного» и «базисного», общественная и государственная востребованность новых Р-практик, взрастание соответствующих инфраструктур. Инфраструктуры, которые необходимы для обслуживания Р-практик, Юрий Крупнов предлагает называть Р-инфраструктурами. Да, рефлексия или мышление – очень трудное дело, фактически сверхчеловеческое, как я попытался показать в ряде заметок своего «Философско-политического дневника». Рефлексия, отмечает Юрий Крупнов, является абсолютно нетехнологизируемой и совершенно спонтанной способностью, «но из этого вовсе не следует, что невозможно или не нужно создавать специально организованные пространства или формы коммуникации, в которых рефлексия получает институализацию». Ясно, что Р-практики – пока удел немногих, не всем они по силам. Спонтанную способность к мышлению (рефлексии) следует культивировать с ранних лет, со школы. Мой подход известный – сопрягать обучение надстроечному мышлению (чувству свободы и достоинства) с выработкой инстинкта экономической самодостаточности как базиса субъектности. Юрий Васильевич Крупнов предлагает в качестве одного из возможных типов такой ведущей к финансово-экономической самодостаточности и соответственно к гражданско-политической субъектности Р-практики со своей Р-инфраструктурой - создание мировой сети лабораторий качества жизни (ЛКЖ), которые бы на местах помогали власти, бизнесу, интеллигенции, населению вырабатывать и принимать решения в пользу улучшения жизни на данном конкретном месте, давали бы просвет и обеспечивали бы пути из жизненных тупиков для стремящихся к субъектности сограждан. Вбирая в себя выстраданную традицию русского низового самоуправления, включая опыт крестьянских общин, рабочих артелей и казачьих станиц, переосмысляя поиски Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Льва Толстого, Николая Федорова, Сергея Булгакова и ряда других великих русских мыслителей, учитывая разнообразные социальные эксперименты прошлого века, ориентируясь на нарождающиеся и утверждающиеся в мире принципиально новые социальные практики и призывая к «опомещиванию» граждан ради достижения экономической самодостаточности, Юрий Крупнов выдвигает вполне посильную в условиях современной рассыпавшейся России задачу сплочения субъектных россиян. Именно сеть ЛКЖ, убежден он, «является современной формой перспективной общественной жизни в России и инфраструктурной основой новой государственности, поскольку только такая сеть окажется в состоянии полноценно включать жителей территории в решение наиболее острых мировых проблем на данном месте и, в целом, обеспечивать реконструкцию страны». Такое включение, по его мнению, возможно тогда, когда, с одной стороны, самые активные жители систематически обсуждают ситуацию, выявляют и формулируют главные для данного места мировые проблемы, определяют приоритеты и необходимые средства решения проблем, и, с другой стороны, когда сами эти обсуждения и полагание приоритетов и целей имеет комплексное инфраструктурное обеспечение системными кадрами, знаниями, аналитикой, экспертными системами, организационно-технологической и финансовой помощью, а также присвоением вырабатываемому решению необходимого статуса (поддержкой «сверху»). Такой план может показаться несколько утопичным, ибо на поддержку «сверху» трудно ныне рассчитывать, однако здоровый реализм подсказывает, что на любой ЛКЖ-площадочке можно благодаря собственной рефлексии и воле создать бастион финансово-экономической самодостаточности и противостоять наездам властей. Не будем говорить об этнических общинах, которые, несмотря на все препоны, сумели овладеть самодостаточными жизненными плацдармами. Я лучше приведу в пример деятельность Ивана Жабина в Оренбургской области, который сумел превратить спивающуюся и вымирающую деревушку Софиевку в образцовую ЛКЖ-площадку. Разумеется, необходимым условием достижения достойного качества жизни служит сплоченность двух-трех единомышленников, а это самая трудная проблема в современном российском обществе, в котором шкурность почти начисто выжгла способность к сплоченности и солидарности. Предпосылкой и основой новой российской государственности и превращения России в мировую державу Юрий Крупнов справедливо считает ЛКЖ-сеть, которую можно представить в виде множества рефлексивно-коммуникативных площадок, где активные и разнопрофессиональные граждане заняты не только обеспечением и поддержанием своей финансово-экономической самодостаточности и отражением наездов со стороны властей и разнообразных хищников, но и периодически обсуждают проблемы и вырабатывают решения и при этом обмениваются своими проблемами и решениями через медиа-системы в сети федерального и мирового масштаба, то есть в итоге локально осуществляют мировое развитие и принимают деятельное участие в мироизации (о мироизации как альтернативе глобализации рекомендую изучить работу Юрия Крупнова «Путь к себе» - www.pereplet.ru/text/krupnov23apr02.html). Наиболее ярким прообразом такой мироизационной социальной Р-практики является знаменитый ПОРТОС моего друга эсперантиста-пацифиста-интернетчика Юрия Давыдова (http://bknl-portos.narod.ru/) и Ассоциация «Народное землепользование», созданная моим знакомым экспертом ЮНЕСКО, кандидатом географических наук, депутатом демократического Моссовета Вячеславом Григорьевым (http://cherepkov-part.narod.ru/site/smi_3.htm). О них я уже много писал, обе ЛКЖ-площадки были зверски и безнаказанно разгромлены путинскими «полицаями», так что кошка наверху знает, чьё мясо ест, и вряд ли будет сквозь пальцы смотреть на то, как её «подданные» пытаются вырваться и тупика и стать самодостаточными. Тем не менее надо каждый день идти на бой, если хочешь достойной жизни и свободы, и, как ранние христиане, насаждать и отстаивать ростки новой субъектности, лелеять божью мироизацию вопреки бесовской глобализации. Каждая ЛКЖ и окружающие её общие или профильные кружки качества жизни (безопасность, здоровье, самообразование, взаимная финансовая поддержка – кредиты помощи, взаимопомощь и прочее) призваны стать узлами сети мирового качества жизни. Как предполагает Юрий Крупнов, в каждом кружке будет по 3-5-7 активистов, а вокруг каждой лаборатории – по 3-5-7 представителей кружков (совет руководителей кружков). Сеть ЛКЖ будет связана инфраструктурой научно-методического, аналитического, кадрового, финансового и организационного обеспечения. Фактически здесь уважаемый Юрий Васильевич предлагает такой Новый Интернационал или, в моей терминологии, Сплот Правоверных, который призван не только возродить Россию как мировую державу, но и направить мировое развитие в русло демократической гуманной мироизации, а не неолиберальной людоедской глобализации. Через предлагаемую им сеть будет определяться и воссоздаваться государственность в новом виде – как сетевая рефлексивная государственность 21-го века. Имело бы смысл в технологических целях обозначить новую государственность как Р-государственность. Эта идея – на острие мировой политической и социальной рефлексии. Впервые понятие «сетевого государства» было введено Мануэлем Кастеллсом (http://sociology.berkeley.edu/faculty/castells/ ), профессором социологии Университета Калифорнии в Беркли (США), испанцем по рождению - в работе The Rise of The Network Society (Vol. I, 2nd ed. The Information Age: Economy, Society and Culture, by Manuel Castells, Blackwell Publishers Due, Published July 2000). Эта книга является первым томом трёхтомной работы «Информационный век: экономика, общество и культура». Во втором томе - The Power of Identity, The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. II. – М. Кастеллсом достаточно интересно разбирается проблема идентификации и идентичности как ключевая проблема современного мира. Этот круг рефлексий изложен также в недавно переведённой на русский язык книге М. Кастеллса и П. Химанена «Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель» (перевод с английского А.Калинина, Ю.Подороги. Послесловие Б.Кагарлицкого. - Москва: Логос, 2002). Практически уже приступил к созданию «мирового сетевого государства» знаменитый Субкоманданте Маркос из джунглей Юкатана (Мексика), а также ряд энтузиастов в различных странах мира. Наверное, за «мировым сетевым государством» - будущее. Фактически все акции антиглобалистов организуются этим мироизационным Р-государством. Юрий Крупнов указывает, что «при правильной постановке дела и организации сеть местных лабораторий (кружков) качества жизни могла бы стать мощным общественным движением к мировому качеству жизни». Такое движение, говорит Юрий Крупнов, «можно определить как ПРОТОобщественное, то есть то, из которого вырастает новое развитое сверхобщество (термин А.А. Зиновьева) российско-советской традиции». Рефлексивная государственность (Р-государственность) образуется через организацию и реализацию ключевых программ и практик общественного воспроизводства и развития страны. Примерный состав таких практик представлен разработанными Юрием Крупновым и его единомышленниками программами общественного движения «Партия России» (смотри www.p-rossii.ru/programs.phtml ). Но полное своё назначение Р-государственность получает при принятии на себя субъектом государственности функции мирового развития (смотри shmr.paideia.ru/ и club.paideia.ru/index.html ). Это определяется тем, что государственность есть форма существования народа или группы братских и дружественных народов (российского суперэтноса) во Всемирной истории и, соответственно, принятием на себя через государственность всемирно-исторической миссии. Грандиозный план-проект мироизации Юрия Васильевича Крупнова воодушевляет и обнадеживает. Пожалуй, во всех странах мира имеются люди, осознавшие данную проблему и готовые её решать. Казалось бы, Россия больше других подготовлена своей историей и культурой на роль духовно-идеологического лидера мироизации. Однако не так всё просто в этом мире, ведь Дьявол не дремлет. И именно на Россию и наш русский народ обрушил он самый ярый заряд шкурного растления, соблазн Золотого Тельца. Рухнула тысячелетняя страна, погибли десятки миллионов русских душ. И вроде бы нет пути спасения – настолько сломлены и равнодушны нынешние россияне. Но не надо отчаиваться, будем продвигать свою надпартийную платформу «Путь из тупика» (www.put-iz-tupika.ru), вспомним слова Иисуса Христа: «Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Матфей 13:33-35).
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||