Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

МИРОИЗАЦИЯ ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 

Юрий Васильевич Крупнов создал и обосновал концепцию развития России и мира,
достойную вызовам наступившего Третьего Тысячелетия. Она излагается в ряде книг,
которые одна за другой в этом году появляются на книжном прилавке. Последняя
из этих книг – «Стать мировой державой». Сейчас продаются книги, написанные им
совместно с ещё одним разработчиком нашей надпартийной платформы «Путь из тупика»
 Максимом Калашниковым, - «Гнев Орка» и «Оседлать молнию» (books.p-rossii.ru/index.php).
В последней своей статье «Рефлексивные практики, инфраструктуры и государственность
– основа реконструкции России» Юрий Крупнов заявляет, что основное дело в России
на ближайшие десятилетия – восстановление и развитие страны как мировой державы,
и это возможно в том случае, если мы примем идеологию реконструкции страны, представленную
в разработанной и изданной фондом «Стратегия развития» аналитическом докладе
«О стратегии российского развития» (Москва: «Русский путь», 2003) /http://www.kroupnov.ru/5/42_1.shtml/.
 

По мнению Юрия Крупнова, необходимо взять на вооружение принципиально новые практики
и системы их обеспечения, ибо все попытки выстраивания реконструкции страны вокруг
сложившихся и отработанных практик обречены на провал. К сожалению, анализ ситуации
в армии, дипломатии, образовании, базовых отраслях промышленности и в других,
буквально всех, сферах деятельности однозначно показывает их тупиковое состояние.
Устоявшиеся массовые практики, которые мы имеем в наличии в РФ сегодня, принципиально
не могут быть перестроены (идеология «перестройки» конца 1980-х годов), не могут
быть реформированы (идеология начала 1990-х годов), не могут быть модернизированы
(идеология начала 2000-х годов). Существующие практики и сам тип подобных практик
в лучшем случае может быть использован в качестве отдельных ресурсов для создания
матрицы абсолютно новых практик.

Какими же должны быть новые практики? 

Принципиальная посылка Юрия Крупнова - это должны быть практики, «вырастающие»
из постановки и создания системы решения мировых проблем и организующие в совокупности
эффекты мирового развития. Дело в том, что каждая современная страна так или
иначе втянута в глобальные процессы, которые ныне определяют локальные ситуации,
и соответственно нельзя плевать против мирового ветра, а надо использовать его
в своих целях и интересах, - надо оседлать молнию мирового порыва.

Ключевой типологической особенностью новых практик является их выраженная «субъектность»,
представленная в наличии протообщественных структур – инициаторов общественного
мирового развития. Данная «субъектность» с технологической точки зрения определяется
рефлексией - способностью обращать сознание на самого себя и на средства организации,
 воспроизводства и развития систем деятельности, которые и образуют практики
(смотри сайт «Рефлексивные процессы и управление» -  www.reflexion.ru ). Между
прочим, это самое тяжелое для человека дело – рефлексировать, то есть осмыслять
самого себя и тем самым выдерживать тяжесть собственной свободы, самостоятельно
мыслить и принимать решения. Не менее могучей тенденцией, чем творческо-производительная
субъектизация, является противоположная тенденция стандартно-потребительной объектизации,
сопряженной со шкурным консумеризмом и конформизмом.

Обе тенденции отличаются друг от друга, как правда и кривда, как любовь и блуд
(= секс). Божественную творческую тенденцию можно назвать «мироизацией», а за
сатанинской шкурной тенденцией закрепился термин «глобализация». Юрий Крупнов
стремится выявить и развить такие новые практики, которые соответствуют именно
плюсам «мироизации» и смягчают минусы «глобализации».

Богоподобность человека – в его познании, мышлении, свободе. Новые практики,
указывает Юрий Васильевич, будут отличаться конститутивным наличием в них рефлексии,
рефлексивных пространств и рефлексивных процедур, их пронизанностью, образно
выражаясь, рефлексивными «вакуолями». Только такие «умные» или «думающие» практики
могут на деле составлять каркас и основу восстановления России как мировой державы.


Поскольку новые практики возвышаются над существующими практиками, «снимая» их
в смысле Гегеля, - их можно называть мета-практиками. Однако, поскольку принципиальным
является именно рефлексивно-субъектная организация новых практик, их можно назвать
 рефлексивными или Р-практиками. Такое особое название служит задаче отличить
новые типы практик для реконструкции России от практик вчерашнего отходящего
в прошлое типа, тем более что в отечественном обществоведении проблематика рефлексии
и её культивирования как основания новых практик солидно поставлена и исследована
в работах В.А. Лефевра, Г.П. Щедровицкого, Н.Г. Алексеева, Ю.В. Громыко, В.Е.
Лепского. Достижения российской общественной мысли в этом направлении подытожены
в книге Сергея Юрьевича Степанова «Рефлексивная практика творческого развития
человека и организаций /Российская Академия Наук. Институт психологии; Институт
рефлексивной психологии сотворчества. - Москва: Наука, 2000.-174 стр.)». 

В частности, рефлексивными практиками являются складывающиеся в настоящее время
непривычные практики качества – например, институционального качества (типа ISO).
Юрий Васильевич Крупнов рассмотрел соответствующую проблематику  качества образования
в статье «Управление качеством образования и образовательная аналитика» (spasem-shkolu.p-rossii.ru/8/249_1.shtml),
а качества жизни - в статье    «Качество жизни – сверхиндустриализация 21 века»
(www.pereplet.ru/krupnov/14.html#14 ). 

Создание новых Р-практик, считает Юрий Крупнов, впервые позволит переориентировать
и «поставить на службу человечеству» многочисленные ныне «пробуксовывающие» науки
типа психологии и эргономики. Науки, как привычные, так и новые, станут в системе
возникающих и формируемых Р-практик основой поддержки рефлексии в виде инфраструктур
научно-методического обеспечения.

Эффективность подобного подхода наглядно демонстрируют популярные сегодня «мыслительные
танки» (think tank) или «фабрики мысли» типа РЭНД-корпорации и ей подобных, а
также невиданный рост значения СМИ и медиа-систем в целом. Однако отечественные
попытки создания подобных структур, по мнению Юрия Крупнова, оказываются малорезультативными
в связи с их исходной оторванностью от задач создания принципиально новых Р-практик.
Я бы добавил, что «надстроечное» нежизнеспособно без «базисного», а поскольку
в современной России искусственно не решаются переназревшие проблемы базисной
модернизации страны, то и Р-практики не могут быть востребованы государством.
Не могут обеспечивающие инфраструктуры, несмотря на их гигантское значение, существовать
в отрыве и безотносительно от формирования матрицы новых практик. Поскольку существующее
российское государство бездействует или препятствует, а речь идет о судьбе нашего
народа, заботу о модернизации и мироизации России должна взять на себя наиболее
продвинутая часть общества.

Естественно, полноценной структурой-сплавом государственности, реконструкции
и самого существования страны является органическое единство мыслительно-научных,
медиа и практико-административных структур и инфраструктур. Хороший пример –
успешно модернизирующиеся страны Азии, а также США, как это показано в работе
А.Л. Титовой «Формирование внешнеполитической модели США» (Москва: Дипломатическая
академия МИД РФ, июнь 2003 года). Короче, опыт успешных Р-практик накоплен богатый
в ведущих странах мира, и залог успеха – сопряженность «надстроечного» и «базисного»,
общественная и государственная востребованность новых Р-практик, взрастание соответствующих
инфраструктур. Инфраструктуры, которые необходимы для обслуживания Р-практик,
Юрий Крупнов предлагает  называть Р-инфраструктурами. 

Да, рефлексия или мышление – очень трудное дело, фактически сверхчеловеческое,
как я попытался показать в ряде заметок своего «Философско-политического дневника».
Рефлексия, отмечает Юрий Крупнов, является абсолютно нетехнологизируемой и совершенно
спонтанной способностью, «но из этого вовсе не следует, что невозможно или не
нужно создавать специально организованные пространства или формы коммуникации,
в которых рефлексия получает институализацию». 

Ясно, что Р-практики – пока удел немногих, не всем они по силам. Спонтанную способность
к мышлению (рефлексии) следует культивировать с ранних лет, со школы. Мой подход
известный – сопрягать обучение надстроечному мышлению (чувству свободы и достоинства)
с выработкой инстинкта экономической самодостаточности как базиса субъектности.
Юрий Васильевич Крупнов предлагает в качестве одного  из возможных типов такой
ведущей к финансово-экономической самодостаточности и соответственно к гражданско-политической
субъектности Р-практики со своей Р-инфраструктурой - создание мировой сети лабораторий
качества жизни (ЛКЖ), которые бы на местах помогали власти, бизнесу, интеллигенции,
населению вырабатывать и принимать решения в пользу улучшения жизни на данном
конкретном месте, давали бы просвет и обеспечивали бы пути из жизненных тупиков
для стремящихся к субъектности сограждан. 

Вбирая в себя выстраданную традицию русского низового самоуправления, включая
опыт крестьянских общин, рабочих артелей и казачьих станиц, переосмысляя поиски
Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Льва Толстого, Николая Федорова, Сергея Булгакова
и ряда других великих русских мыслителей, учитывая разнообразные социальные эксперименты
прошлого века, ориентируясь на нарождающиеся и утверждающиеся в мире принципиально
новые социальные практики и призывая к «опомещиванию» граждан ради достижения
экономической самодостаточности, Юрий Крупнов выдвигает вполне посильную в условиях
современной рассыпавшейся России задачу сплочения субъектных россиян. Именно
сеть ЛКЖ, убежден он, «является современной формой перспективной общественной
жизни в России и инфраструктурной основой новой государственности, поскольку
только такая сеть окажется в состоянии полноценно включать жителей территории
в решение наиболее острых мировых проблем на данном месте и, в целом, обеспечивать
реконструкцию страны». 

Такое включение, по его мнению, возможно тогда, когда,  с одной стороны, самые
активные жители систематически обсуждают ситуацию, выявляют и формулируют главные
для данного места мировые проблемы, определяют приоритеты и необходимые средства
решения проблем, и, с другой стороны, когда сами эти обсуждения и полагание приоритетов
и целей имеет комплексное инфраструктурное обеспечение системными кадрами, знаниями,
аналитикой, экспертными системами, организационно-технологической и финансовой
помощью, а также присвоением вырабатываемому решению необходимого статуса (поддержкой
«сверху»).

Такой план может показаться несколько утопичным, ибо на поддержку «сверху» трудно
ныне рассчитывать, однако здоровый реализм подсказывает, что на любой ЛКЖ-площадочке
можно благодаря собственной рефлексии и воле создать бастион финансово-экономической
самодостаточности и противостоять наездам властей. Не будем говорить об этнических
общинах, которые, несмотря на все препоны, сумели овладеть самодостаточными жизненными
плацдармами. Я лучше приведу в пример деятельность Ивана Жабина в Оренбургской
области, который сумел превратить спивающуюся и вымирающую деревушку Софиевку
в образцовую ЛКЖ-площадку. Разумеется, необходимым условием достижения достойного
качества жизни служит сплоченность двух-трех единомышленников, а это самая трудная
проблема в современном российском обществе, в котором шкурность почти начисто
выжгла способность к сплоченности и солидарности.

Предпосылкой и основой новой российской государственности и превращения России
в мировую державу Юрий Крупнов справедливо считает ЛКЖ-сеть, которую можно представить
в виде множества рефлексивно-коммуникативных площадок, где активные и разнопрофессиональные
граждане заняты не только обеспечением и поддержанием своей финансово-экономической
самодостаточности и отражением наездов со стороны властей и разнообразных хищников,
но и периодически обсуждают проблемы и вырабатывают решения и при этом обмениваются
своими проблемами и решениями через медиа-системы в сети федерального и мирового
масштаба, то есть в итоге  локально осуществляют мировое развитие и принимают
деятельное участие в мироизации (о мироизации как альтернативе глобализации рекомендую
изучить работу Юрия Крупнова «Путь к себе» -  www.pereplet.ru/text/krupnov23apr02.html).
Наиболее ярким прообразом такой мироизационной социальной Р-практики является
знаменитый ПОРТОС моего друга эсперантиста-пацифиста-интернетчика Юрия Давыдова
(http://bknl-portos.narod.ru/) и Ассоциация «Народное землепользование», созданная
моим знакомым экспертом ЮНЕСКО, кандидатом географических наук, депутатом демократического
Моссовета Вячеславом Григорьевым (http://cherepkov-part.narod.ru/site/smi_3.htm).
О них я уже много писал, обе ЛКЖ-площадки были зверски и безнаказанно разгромлены
путинскими «полицаями», так что кошка наверху знает, чьё мясо ест, и вряд ли
будет сквозь пальцы смотреть на то, как её «подданные» пытаются вырваться и тупика
и стать самодостаточными. 

Тем не менее надо каждый день идти на бой, если хочешь достойной жизни и свободы,
и, как ранние христиане, насаждать и отстаивать ростки новой субъектности, лелеять
божью мироизацию вопреки бесовской глобализации. Каждая ЛКЖ и окружающие её общие
или профильные кружки качества жизни (безопасность, здоровье, самообразование,
 взаимная финансовая поддержка – кредиты помощи, взаимопомощь и прочее) призваны
стать узлами сети мирового качества жизни. Как предполагает Юрий Крупнов, в каждом
кружке будет по 3-5-7 активистов, а вокруг каждой лаборатории – по 3-5-7 представителей
кружков (совет руководителей кружков). Сеть ЛКЖ будет связана инфраструктурой
научно-методического, аналитического, кадрового, финансового и организационного
обеспечения. Фактически здесь уважаемый Юрий Васильевич предлагает такой Новый
Интернационал или, в моей терминологии, Сплот Правоверных, который призван не
только возродить Россию как мировую державу, но и направить мировое развитие
в русло демократической гуманной мироизации, а не неолиберальной людоедской глобализации.
Через предлагаемую им сеть будет определяться и воссоздаваться государственность
в новом  виде – как сетевая рефлексивная государственность 21-го века. Имело
бы смысл в технологических целях обозначить новую государственность как Р-государственность.


Эта идея – на острие мировой политической и социальной рефлексии. Впервые понятие
«сетевого государства» было введено Мануэлем Кастеллсом  (http://sociology.berkeley.edu/faculty/castells/
), профессором социологии Университета Калифорнии в Беркли (США), испанцем по
рождению - в работе The Rise of The Network Society (Vol. I, 2nd ed. The Information
Age: Economy, Society and Culture, by Manuel Castells, Blackwell Publishers Due,
Published July 2000). Эта книга является первым томом трёхтомной работы «Информационный
век: экономика, общество и культура». Во втором томе - The Power of Identity,
The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. II. – М. Кастеллсом достаточно
интересно разбирается проблема идентификации и идентичности как ключевая проблема
современного мира. Этот круг рефлексий изложен также в недавно переведённой на
русский язык книге М. Кастеллса и П. Химанена  «Информационное общество и государство
благосостояния: Финская модель» (перевод с английского А.Калинина, Ю.Подороги.
Послесловие Б.Кагарлицкого. - Москва: Логос, 2002). 

Практически уже приступил к созданию «мирового сетевого государства» знаменитый
Субкоманданте Маркос из джунглей Юкатана (Мексика), а также ряд энтузиастов в
различных странах мира. Наверное, за «мировым сетевым государством» - будущее.
Фактически все акции антиглобалистов организуются этим мироизационным Р-государством.
Юрий Крупнов указывает, что «при правильной постановке дела и организации сеть
местных лабораторий (кружков) качества жизни могла бы стать мощным общественным
движением к мировому качеству жизни». Такое движение, говорит Юрий Крупнов, «можно
определить как ПРОТОобщественное, то есть то, из которого вырастает новое развитое
сверхобщество (термин А.А. Зиновьева) российско-советской традиции». 

Рефлексивная государственность (Р-государственность) образуется через организацию
и реализацию ключевых программ и практик общественного воспроизводства и развития
страны. Примерный состав таких практик представлен разработанными Юрием Крупновым
и его единомышленниками программами общественного движения «Партия России» (смотри
www.p-rossii.ru/programs.phtml ). 

Но полное своё назначение Р-государственность получает при принятии на себя субъектом
государственности функции мирового развития (смотри shmr.paideia.ru/ и club.paideia.ru/index.html
). Это определяется тем, что государственность есть форма существования народа
или группы братских и дружественных народов (российского суперэтноса) во Всемирной
истории и, соответственно, принятием на себя через государственность всемирно-исторической
миссии.

Грандиозный план-проект мироизации Юрия Васильевича Крупнова воодушевляет и обнадеживает.
Пожалуй, во всех странах мира имеются люди, осознавшие данную проблему и готовые
её решать. Казалось бы, Россия больше других подготовлена своей историей и культурой
на роль духовно-идеологического лидера мироизации. Однако не так всё просто в
этом мире, ведь Дьявол не дремлет. И именно на Россию и наш русский народ обрушил
он самый ярый заряд шкурного растления, соблазн Золотого Тельца. Рухнула тысячелетняя
страна, погибли десятки миллионов русских душ. И вроде бы нет пути спасения –
настолько сломлены и равнодушны нынешние россияне. Но не надо отчаиваться, будем
продвигать свою надпартийную платформу «Путь из тупика» (www.put-iz-tupika.ru),
вспомним слова Иисуса Христа: 

«Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному,
которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян,
но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают
птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина,
взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Матфей 13:33-35).


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное