НАЦИОГЕНЕЗ ПОЛОН ЗАГАДОК
Прикоснусь к весьма сложной теме – рождение и суть наций. Ведь нация – не этнос.
Если этнос – это как бы арифметика, то нация – это высшая математика. Этнос –
прежде всего «естественен» или «природен», а нация – прежде всего «искусственна»
и «технична», поскольку есть порождение интересов стремящихся к субъектности
людей. Этносы существуют по крайней мере со времен строительства Вавилонской
башни и последующего «вавилонского смешения языков», а нации появились только
после субъектного прорыва Нового Времени и рождаются, флюктуируют, мутируют и
исчезают на наших глазах. Причем этносы рождаются, скрещиваются и селекционируются
подобно сортам или породам окультуренных (домашних) животных и растений, в то
время как нации, образно говоря, как бы выковываются на кузне, или выводятся
в пробирке («генная инженерия»), или иногда возникают «по индукции» в поле воздействия
других наций. Историческо-природная селекция может порождать этносы-химеры, а
генетическо-социальная инженерия может порождать нации-дауны.
Часами мы с Львом Николаевичем Гумилевым бродили в 1970-е и в 1980-е годы по
Новогиреево, когда он приезжал в Москву, и обсуждали проблемы этно- и нациогенеза.
Из пока неразгаданных природных факторов, оказывающих колоссальное воздействие
на этно- и нациогенез, Лев Николаевич выделял «пассионарность». Она – как характер
у человека, который не поддается искусственно-технической модификации, а задан
свыше. Над проблемой характера или «спектра душ» до сих пор размышляют мыслители
– Иммануил Кант, Артур Шопенгауэр, Мартин Хайдеггер. Проблема пассионарности
– не менее сложна. Пока ясно одно – пассионарность или витальность или «воля
к самоутверждению» у одних популяций больше, у других меньше, а у третьих вообще
улетучивается. Поскольку субъектная нация обычно возникает на почве того или
иного субстратно-природного этноса или той или иной этноприродной популяции,
то фактор пассионарности существенно влияет на судьбу не только этносов, но и
наций.
Сопоставляя китайских тайпинцев и галицийских украинцев позапрошлого века, я
в работе «О нации» http://panlog.com:8881/natz.html попытался расклассифицировать
различные роды и виды тех этносоциальных образований, которые можно назвать нацией.
За исходную или классическую принята модель нации, родившаяся в протестантской
Европе и затем перенесенная в Северную Америку (уоспы «Мэйфлауэра») и Южную Африку
(голландскоязычные буры-африкаанеры). Разумеется, самое серьезное внимание было
уделено мной концепции Дизраэли-Ленина о нескольких нациях в одной стране и на
одном этнопопуляционном субстрате. И вводились понятия контрнации, нации-дауна
и тому подобных продуктов социальных инноваций и генно-социального инжиниринга.
Особенно интересно происходят процессы искусственного нациогенеза в нынешней
распавшейся, депассионаризированной и десубъектизируемой России. Ясно, что нормальной
жизнеспособной нации в России нет и не может быть до тех пор, пока не сложится,
как четыреста-триста лет назад в протестантской и затем в остальной Европе, «критическая
масса» финансово-экономически самодостаточных и потому граждански-политически
субъектных людей, чему всячески препятствует захватившая власть сомоса. В отсутствие
нормальной русской нации, нациогенез в России виртуализируется «по индукции»
в глобальном поле национального самоутверждения, борьбы за рынки и тому подобного.
Соответственно делаются судорожные попытки создать новорусскую нацию на матрице
той или иной заказанной властями «национальной идеи». Появляются национальные
фантомы, и в русских этносоциальных популяциях, особенно среди подрастающих поколений,
возникают всяческие псевдонациональные уродцы, обычно те или иные «нации-дауны».
Типичный пример – пропутинское молодежное движение «Идущие вместе» со всеми сопутствующими
слоганами «Оле-оле-оле-оле, Россия – вперед!» или «Я свободный человек в свободной
стране!» и тому подобных патологий.
Вот у меня под рукой роскошная Независимая информационно-аналитическая газета
Армянской диаспоры стран СНГ «Ноев Ковчег» за август 2003 года № 07 (65). За
армян и за других кавказцев можно не беспокоиться – у них имеется «базис» современного
нациогенеза, потому что сформировалась «критическая масса» экономически-самодостаточного
и потому политически-субъектного армянского «среднего класса». Но в этой интересной
газете – на первой полосе красноречивые результаты опроса среди 1503 респондентов
из Москвы и 1343 респондентов из Подмосковья по вопросу «какова тройка самых
великих русских всех времен». «С небольшими процентными отличиями, - пишет Александр
Малютин, - первая тройка у 18-24-летних и 25-40-летних совпадает: Петр I, Пушкин,
Путин. У 41-55-летних Путина сменяет Сталин. Первая тройка граждан старше 55
лет лишается Пушкина, зато приобретает Ленина: Петр I, Сталин, Ленин… «Женская»
же тройка полностью соответствует последовательности, выстроенной 18-40-летними:
Петр I, Пушкин, Путин».
С точки зрения нормального здравомыслящего историка, способного дистанцироваться
от сиюминутного пиара, включение Путина в тройку самых великих россиян – это
симптом распада и растления нынешних русских поколений, которые без боя и шкурно
сдали и отдали чужакам великую страну, созданную десятками поколений их славных
предков. Десять лет назад они считали самым великим из русских - ничтожного
национал-предателя Ельцина, которого ставили даже выше Петра Великого, а сегодня
унижают и Петра I, и Пушкина, сопоставляя с ними совершенно бесславного, если
сказать мягко, ельцинского преемника временщика Путина, которого часто знающие
его люди зовут просто «лилипутин». Это ли не свидетельство духовной «болезни
Дауна», заразившей миллионы и миллионы наших бедных соотечественников!
В то же время происходит низовой нациогенез, инициируемый субъектными или стремящимися
обрести субъектность русскими по происхождению и по культуре людьми. Здесь –
моя среда, я варюсь в ней, я знаю ситуацию. Конечно, преобладает тупиковая «надстроечность»,
но постепенно набирает обороты и «базисный» подход к конструированию и самоутверждению
современной русской нации. С радостью наблюдаю, что все больше моих союзников
и окружающих понимают приоритет экономической самодостаточности в нациогенезе
и вместе со мной осознают первейшую необходимость для возрождения России – формирование
«критической массы» этнически-русских самодостаточных хозяев. «Надстроечный»
русский национализм остается пока бессильным, потому что нет «базисной почвы»
для рождения нации. Русский национализм слаб, потому что русской нации пока нет.
И наша надпартийная платформа «Путь из тупика» (www.put-iz-tupika.ru) - это
путь русской национально-освободительной борьбы, который в сходных с нами условиях
до нас прошел китайский Гоминдан и Индийский Национальный Конгресс.
Правда, остается болезненный вопрос – а не обречены ли мы, поскольку иссякла
русская пассинарность-самоотверженность, и русские души выжжены шкурничеством,
и нынешняя русская молодежь страдает болезнью Дауна. Очень мало я вижу вокруг
русских пассионариев. Так что автоматизма русского выживания - нет.
Ибо, как сказал Гете в период рождения германской нации, «Лишь тот достоин жизни
и свободы, кто каждый день идёт за них на бой».