Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Re[2]: наш моральный и духовный апгрейд еще не готов...:)

того, что тянет нас назад, к нашим животным предкам, однако почти всё, что
привносит в нашу жизнь смысл, пока что основывается на этих самых эмоциях (в
том числе и творчество). А если они будут не нужны, достаточно ли будет
одного чистого разума? Вполне возможно, что да, но кто может себе
представить - как это будет?

Когда речь идет о загрузке/копировании/избавлении от тела в его теперешнем виде,
ситуаиця вообще не совсем ясна. Представляется, - возможно, ошибочно - что ВСЕ
наши устремление изначально порождены инстинктами, пусть теперь до некоторых
основ и трудно докопаться. Будет ли лишенному инстинктов разуму свойственно
вообще какое-либо целеполагание (неважно, является ли целью насолить ближнему
или узнать что-либо новое про окружающий мир, и то и то - цели, которые разум
ставит себе)? Почему же одни цели исчезнут, а другие нет? Или исчезнут все? Но
для чего он будет жить? Стремление к познанию? Однако имманентно ли оно разуму
или проистекло из инстинкта самосохранения? Конечно, если я интересуюсь строением
черных дыр, то полученные знания почти наверняка не будут способствовать моему
выживанию и процветанию в современном мне обществе, но все же -- особь, лучше
знающая окружающую среду, лучше к ней и приспособлена, и, упрощенно говоря, вот
это стремление получше узнать лес, в котором охотишься на саблезубых тигров,
и привело в конечном счете к развитию ботаники как науки, желание справиться
с саблезубым тигром и залечить оставленную им на моем теле рану привело к развитию
анатомии/биологии, а желание моего далекого предка научиться по звездам определять
направление пути привело к тому, что меня теперь интересуют черные дыры.
Получается так: для того чтобы люди могли жить в обществе, была создана культура
(вернее - различные сменяющие друг друга культуры), как гуманитарная технология,
механизм социальной регуляции. И далее уже культура, воздействуя на разумы, которые
ее создали, перевела часть инстинктов как бы в другой регистр, словно облагородив
их, развив в людях (не во всех) <<высшие>> инстинкты, которые теперь именуются
стремлением к творчеству, к познанию, чувством прекрасного (эстетика ведь также,
кажется, родилась из вполне <<низменных>> соображений). Высшие или низшие, биологические
или культурные, эти инстинкты и создают ВСЕ наши цели, все, ради чего мы живем.
Так для чего станет существовать лишенный оных разум? Теоретически, ничто не
мешает лишить пост-человека <<грубых>> биологических инстинктов, но оставить
<<высшие>>, культурные инстинкты. Но не сотрутся ли они, не исчезнут ли без <<подпитки>>
низшими, не превратится ли разум в некоего застывшего Будду без каких-либо устремлений?
То есть ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ВООБЩЕ -- не является ли оно инстинктивным, запрограммированным,
возникшим для того, чтобы каждый человек, создавая личную социальную стратегию,
находил свое место в обществе и процветал в нем? Ну а <<непрактическое>> целеполагание,
то есть стратегия и тактика проведения досуга, когда человек решает, чем занять
свободное время -- идти на рыбалку, изучать общую антропологию, собирать марки,
когда он становится гурманом, яхтсменом или альпинистом (то есть троатит время
и энергию на что-то, что уже никак на его статус или выживание не повлияет) --
является как бы <<облагороженной>> культурой частью того <<практического>> целеполагания.
Самый любопытный вопрос: коль скоро разум лишь инструмент выживания, случайно
возникший в процессе эволюции, лишь одна из ее тактик, то, возможно, лишенный
поддержки <<низших>> инстинктов, сорвавшийся с "якоря биологии", он не сможет
удержать в себе и высшие, постепенно утеряет стремление к познанию, к творчеству,
возможность ощущать прекрасное, все это как бы рассосется -- и что тогда станет
с разумом? Оставшийся без мотиваций, устремлений, чувств (какие чувства, если
нет физиологии?), состоящий лишь из самого себя, из своей структуры -- накопленных
знаний и воспоминаний, - что будет делать такое сознание? Растворится в самом
себе, лишенное данных извне смыслов существования и не способное само создать
для себя эти смыслы? Или теперь уже, спустя стольких лет эволюции, разум ценен
и сам по себе, и без помощи инстинктов сможет существовать достойно в том смысле,
что сам себе организует и цели и смыслы?
А инстинкт самосохранения? Почему многие предсказатели, лишая пост-разум агрессивности
и пр. "нехороших" устремлений, оставляют ему стремление остаться в живых? Но
если исчезнет и оно, то разум не захочет противостоять никакой внешней, разумной
или неразумной, силе и с полным равнодушием встретит свою смерть. А не размоются
ли вслед за прочим понятия добра и зла, не станет ли он, к примеру, с полным
равнодушием как лишать жизни других, так и не лишать их -- убивать или не убивать
исходя из каких-то своих нужд и не видя для себя никакой особой разницы между
этими деяниями?

Илья.

(http://www.transhumanism-russia.ru).

Ответить   Mon, 15 Jan 2007 18:30:20 +0200 (#629798)

 

Ответы:

Очень красивый, взволнованный, поэтический текст прислал нам N-I. Затрагавающий
один из наиболее волнующих вопросов трансгуманизма. Над ним ещё долго думать,
но готовы ли мы думать? Кто из поднимавших ранее этот вопрос (у нас на всех форумах
он бурно цвел и цветет), например, знает теории эмоций и - особенно - общепризнанную
теорию эмоцей Симонова? Кто разобрался в иерархии мотивационных структур?
Насколько я помню - никто. (Кроме меня, а я - случайно...)
А вот если познакомиться с этими основами, то становится понятно, что существует
возможность алгоритмизации эмоций и сложных мотивационных комплексов. А, значит:
1. Возможно создание искусственного интеллекта (машинного или усиленного человеческого)
без потери эмоций
2. Возможно полная алгоритмизация деятельности с потерий эмоций в ныне признанном
их значении и функционированию ИИ (любого) на "безэмоциональной основе", а вместо
этого - на "оптимизационном" механизме.
3. Пункты 1. и 2. по смыслу своему сближены. поскольку, возможно, все понятия
будут расширены.

Ой, и что эт оза "дааные извне смыслы существования"? Катехизис, что ли ? :-))


-----Original MessageFrom: "NI" <n-i@i*****.ua>
To: "rest.interesting.bessmertie" <valerijapri***@m*****.ru> (8095668)

виде,

ВСЕ

Но

вот

которые

биологические

<<подпитки>>

устремлений?

--

целеполагания.

а

у

и

я

и


(http://www.transhumanism-russia.ru).

Хотите узнать, что НА САМОМ ДЕЛЕ нас ждёт в будущем?
Заходите на сайт http://www.transhumanism-russia.ru

Ответить   Mon, 15 Jan 2007 21:46:49 +0300 (#629835)

 

-----Original MessageFrom: Валерия Удалова <valerijapri***@m*****.ru>
To: "rest.interesting.bessmertie" <artyuh***@m*****.ru> (5714305)

<...>

Разумеется.

вместо

А теперь объясните, как мы выберем, что именно нам оптимизировать - без привлечения
эмоций, врождённых инстинктов и прочего тяжкого наследия животных предков? :)

Разум - инструмент для решения задач. Он может ставить промежуточные задачи -
но просто не предназначен для выбора конечных целей.

Игорь.

Ответить   Mon, 15 Jan 2007 22:00:03 +0300 (#629841)

 

Логичные и во многом правильные рассуждения, конечно, но, зачем отказываться
от ВСЕГО биологического и культурного наследия вида хомо сапиенс? Я думаю,
что как раз стоит решать по каждому конкретному пункту отдельно: что мы
хотим взять с собой в Светлое Будущее, а что мы считаем правильней оставить
в историческом и эволюционном прошлом сапиенса. Конечно, как и все у нас,
все структуры и функции, в т.ч. и мозг и разум - продукты естественной
эволюции, ее результаты. Дальше, видимо, мы будем управлять своей эволюцией
и направлять ее уже основываясь на осознании и разумных решениях, выборе.
Даже это будет не столько биологическая (естественная, "слепая") эволюция,
сколько осознанная трансформация, телезис. Но совсем не нужно отказываться
от всего "прошлого", да это и невозможно. Много же в нашей эволюции
"достижений" (та же разумность!) и "удачных решений" от которых совсем нет
смысла отказываться, но, напротив, можно развивать и совершенствовать ту
базу, которую мы "унаследовали от "природы". Эволюция - обусловленный,
зависимый путь: the path dependency, - это важный принцип развертывания и
разворачивания, эволюции и дальнейшей трансформации. То, что мы имеем уже
сейчас - основа, базис для дальнейших изменений и улучшений; а от этого уже
можно и нужно идти дальше (the path dependency, зависимость пути).
Конечно, можно и нужно совершенствоваться, избавляться от ненужного,
вредного и нехорошего, но хорошее и полезное - можно сохранять и улучшать,
развивать. Не вижу оснований "лишать" будущий разум целеполагания, благих
стремлений, стремления БЫТЬ дальше (самосохраняться), и т.д. Вся наша
духовная сфера, так или иначе, продукт нашего эволюционного и исторического
развития, но это не основание полностью от всего отказываться сразу, зачем?
Тогда мы действительно будем не застрахованы от попадания в тупик и гибели.
Не считаю разумным, рациональным допускать такой сомнительный вариант
развития. Разум должен по мере продвижения решать все вопросы относительно
своего пути, корректировать его по необходимости, получать новую информацию,
осмыслять ее и принимать РАЗУМНЫЕ решения, вносить поправки. Инстинкты
животных и современного человека останутся животным, но разумность - уже
универсализированное, абстрагированное от конкретных эволюционных путей,
приобретение в эволюции материи. Такие универсальные сущности, скорее всего,
и останутся, либо не останется, в конце концов, ничего.

ПС. Недавно читал очень хорошую книгу в тему: "История одной случайности или
происхождение человека" Л.Б. Вишняцкий; Фрязино: Век 2, 2005. Хороший
научпоп, как минимум.

Best regards, Григорий
http://gora-torin.livejournal.com

Трансгуманистическая перспектива эволюции человека и разума. Хотите узнать
больше?
Заходите на сайт http://www.transhumanism-russia.ru

Original Message From: "NI" <n-i@i*****.ua>
To: "rest.interesting.bessmertie (8672649)" <grigori***@t*****.ru>
Sent: Monday, January 15, 2007 7:30 PM

Ответить   Mon, 15 Jan 2007 22:36:01 +0300 (#629853)