Re[3]: Transetica vs bioetica. 2
Здравствуйте.
> -----Original Message> From: Igor Artyuhov [mailto:artyuh***@m*****.ru]
> Sent: Monday, January 15, 2007 9:51 PM
> To: rest.interesting.bessmertie (8324125)
> Subject: Re[2]: Transetica vs bioetica. 2
>
> -----Original Message> From: "NI" <n-i@i*****.ua>
> To: "rest.interesting.bessmertie" <artyuh***@m*****.ru> (5714305)
> Date: Mon, 15 Jan 2007 00:24:06 +0200
> Subject: Re: Transetica vs bioetica. 2
>
> >
> > А в чем самое принципиальное несовпадение между биоэтикой и ТГ?
>
> Нет никакого "принципиального несовпадения". И быть не может,
> поскольку биоэтика
> - это не _позиция_ по определённым вопросам, а сама
> постановка этих вопросов.
>
> Из Википедии:
>
> >>>
> В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг
> этических проблем во взаимодействии врача и пациента.
> Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической
> медицине как порождение прогресса биологической науки и
> медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в
> медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.
>
> В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию
> социальных, экологических, медицинских и социально-правовых
> проблем, касающихся не только человека, но и любых живых
> организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. В
> этом смысле биоэтика имеет философскую направленность,
> оценивает результаты развития новых технологий и идей в
> медицине и биологии в целом.
> <<<
>
> В рамках этой проблематики могут существовать (и существуют)
> разные, в т. ч., противоположные позиции по тем или иным проблемам.
>
> Другое дело, что биоэтиками сами себя часто называют
> недоучки, не разбирающиеся ни в биологии, ни в этике, но
> видящие хорошую возможность поскандалить, а заодно и себя
> показать. Некоторым из них удаётся даже стать советником
> Президента США :). Но называть их биоэтиками - значит идти у
> них же на поводу.
>
> Настоящие же биоэтики - в большинстве своём люди совершенно
> адекватные, готовые выслушать чужое мнение, даже и столь
> непривычное, как наше, и отнестись к нему с уважением.
>
> > А то я как-то слабовато в этих вопросах... :)
>
> Как показывает настоящая дискуссия - не вы один :).
Для начала хочу предложить всем статью:
http://www.civitas.ru/news.php?code=1618 под красноречивым названием "Вести
с гражданских полей".
А потом вернуться к тематике, обозначенной, собственно, в теме письма.
Итак, мы выяснили :), что биоэтика сама по себе не есть зло. :)
Я согласен с тем, что сама постановка вопроса буквально - "Transetica vs
bioetica" некорректна, и речь стОит вести немного о другом, о том, что
существует опасность того, что ТГ-идеи будут испытывать давление со стороны
неких, скажем так, сил, которые эти идеи не воспринимают, либо стремяться не
дать им доступа в сознание людей из каких-то своих корпоративных, либо
узкособственнических интересов (не говоря уж об элементарном консерватизме и
инертности общественного мнения). А уж знамя во имя этого можно поднять
любое, в том числе и биоэтическое, просто это наиболее удобно. Возьмём, к
примеру, всё то же любимое многими клонирование. Клонировать человека
недопустимо, верно? Хм, ну, вероятно, да, потому что сейчас существует
огромное количество не до конца выясненных вопросов морально-этическго
характера. Клонированиt человека означает ИСКУССТВЕННОЕ создание другой
человеческой личности. Имеем ли мы на это право сейчас (да и будем иметь ли
в дальнейшем?). Не уверен, что есть однозначный ответ по поводу будущего, но
сейчас - вряд ли.
Однако почему недопустимо клонирование животных в целях науки или
выращивание человеческих органов из клеток человека для него самого, если
это позволит ему заменить неизлечимо больной орган на здоровый? Кому от
этого плохо? Тем не менее, находятся те, кто говорит о недопустимости этого
(и т.п.). Почему они это делают - другой вопрос, тем не менее, опасность
существует. Впрочем, как и всегда.
Далее:
> Совершенно очевидно, что трансгуманизм начинает ревизию
> существующих этических представлений с самого понятия
> Человек, смещая его в сторону информационных объектов,
> понимая человека как сумму его воспоминаний, размещаемых в
> мозге и теле (предположительно, в будущем как тело, так и
> мозг Человека будут создаваться, в том числе, и
> искусственно). В ходе этого процесса атрибутами (в частности,
> правами Человека) наделяются такие объекты как глубоко
> замороженное тело (мозг), и эти атрибуты отнимаются у таких
> объектов как человеческий эмбрион, тело с уничтоженными
> высшими отделами мозга.
Вы, вероятно, согласны?
Другая цитата:
> очевидно, что традиционная этика в целом подошла к "пределу
> исчерпаемости", когда она сможет долго просуществовать без изменений.
...
> сейчас, когда
> NBIC-конвергенция переходит из разряда фантастики в
> реальность, разрыв между комлексами составляет несколько
> десятилетий как минимум.
...
> Нет, на самом деле,
> этика начинает "самодивергенцию во спасение", фрагментарную
> диссоциацию, поскольку она не может "воспринять и переварить"
> целостно и комплексно все те изменения, которые несёт
> научно-техническое развитие.
> Из-за тенденции к запаздыванию
> же можно прогнозировать, что в дальнейшем разделённые
> элементы морально-этического комплекса начнут интеграцию,
> т.е. воссоединение в рамках новой этики, однако наука и
> техника к тому времени достигнут поистине немыслимых высот.
> Лично я вижу судьбу "трансэтики" в том, что она и будет этим
> послеинтеграционным вариантом "отсталой" морально-этической
> системы. Именно поэтому мы должны занятся разработкой
> "трансэтики", причём именно сейчас - это позволит сократить
> отставание во много раз, если не ликвидировать его в
> принципе. Я уверен, что трансгуманизм способен позволить
> данный прорыв, так почему бы не воспользоваться этим?
Действительность такова, что очень многие идеи, разумность которых у вас не
вызывает сомнений, попросту не воспринимаются огромной частью нашего
общества и это вполне естественно. Но ведь это, в свою очередь, формирует то
самое "общественное мнение", которое оказывает давление на проведение всех
этих идей в жизнь, что, в свою очередь, сказывается не только на скорости
движения вперёд, но и непосредственно на жизни всё тех же членов общества,
хотя они, быть может, об этом даже и не задумываются. Приведу всё тот же
хрестоматийный пример: предположим, что технологии пресловутого клонирования
достигли уровня, вполне позволяющего выращивать органы пациента из его же
клеток, однако на подобную процедуру наложен запрет. Таким образом, больной,
который мог стать здоровым, таковым не стал. Во имя какой такой
гуманистической идеи, спрашивается? Кстати, чтобы не быть голословным -
некоторое время назад по телевизору видел похожий репортаж. Точных деталей
не помню, к сожалению, но в общих чертах речь шла о том, что в Индии врачи
лечили парализованных пациентов инъекциями стволовых клеток (кажется, в
позвоночник, прошу прощения, если допустил неточность). Смысл же в том, что
подобный метод запрещён в большинстве (если не во всех) "развитых" стран.
Да, я понимаю, конечно, что всегда есть риск, однако разве нет у пациента
права выбирать в данном случае (а они, как минимум, начинали самостоятельно
вставать с инвалидной коляски)? Разумеется, нужен контроль, тщательные
исследования и проч., но любой запрет или ограничение должны быть
аргументированы в не меньшей степени, чем разрешение на применение новых
(потенциально рискованных) способах лечения. Однако если тех, кто
"запрещает" (или желающих/требующих запретить) достаточно, то тех, кто
требует аргументации запретов гораздо меньше.
Ещё цитата:
> -----Original Message> From: Валерия Удалова [mailto:valerijapri***@m*****.ru]
> Sent: Monday, January 15, 2007 9:53 AM
> To: rest.interesting.bessmertie (8324125)
> Subject: Re: Transetica vs bioetica. 2
>
...
> НАМ СЕЙЧАС НЕ НУЖЕН МАНИФЕСТ ТРАНСУГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ.
...
> У нас есть Манифест, определены задачи РТД, идёт активная
> работа по многим направлениям, зарождается структура,
> соотвествующая росту организации.
Имеется в виду документ, опубликованный на сайте:
http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/10/8/?
Да, но, может быть, всё-таки, есть смысл его несколько расширить и
конкретизировать? С учётом обсуждаемого вопроса?
С наилучшими пожеланиями, SY Srgg.
icq # 29894257
> Игорь.
>
> --
> Конференция сайтов Научного Иммортализма
> (http://www.bessmertie.ru) и Трансгуманизма
> (http://www.transhumanism-russia.ru).
>
>