ethics: частное мнение (и трюизмы): об относительности эволюционной (видоспецифи
Доброго времени!
В социальном смысле реально то, что мы считаем реальным (т.н. "теорема
Томаса").
Есть абсолютные (для нас) понятия, если мы выбираем соответствующую систему
координат, находимся в определенном дискурсе. Конечно, в физическом (и любом
др. не_человеческом) смысле наши человеческие оценки относительны, и даже
просто бессмысленны. Конечно так. У пчелы (камня, собаки, и т.д.) свой
взгляд, своя перспектива. Но мы (пока что) люди, а соответственно этические
понятия для нас не так уж относительны, и этические споры имеют смысл (для
нашей конкретной экзистенции). Поэтому, в социальной перспективе, тотальный
релятивизм мне представляется мало оправданным, непродуктивным. Все видят
мир, в известном смысле, по разному, но есть видоспецифические человеческие
универсалии, которые, в приведенном понимании, абсолютны. Так что
относительность понятий относительна. Этология (ethology) человека, биология
человека, биологические (физиологические и эволюционно-экологические) основы
поведения - не относительны для нас. Этика уходит корнями в этологию вида, и
является (культурно подтвержденной: язык: религия и философия) работающей
системой для обеспечения выживания. Отклонения от видоспецифической нормы не
страшны сами по себе, а именно тем, что могут быть вредны для жизни (личной
и социальной). В пределах этого понимания возможны безопасные поиски в
этических вопросах - поиск оптимума для социальной жизни, общежития. Но
корни - именно такие, биологические. Мы постепенно абстрагируемся от нашей
исходной природы и, вероятно, от нее откажемся, но я надеюсь, что не ради
сомнительного пути, который имеет все шансы окончиться фиаско.
Этические дискуссии и поиски полезны для оптимизации и улучшения нашей жизни
(всех и каждого в отдельности), но оценивать этику "объективно", с позиций
физических законов, природной необходимости, или с "позиции камня" - просто
не валидно (социально, в выбранном дискурсе). А с позиции камня - всё равно
и всё не имеет значения; т.е. все "относительно" к природе конкретного
объекта-субъекта. Т.е. полный релятивизм. Эта позиция соответствует наивному
моральному позитивизму социологии XIX века, но она явно не верна (для
социума) чисто прагматически. На мой взгляд он, моральный позитивизм, -
слишком груб для разумных людей, а для камня и это лишнее...
Я думаю, что рационально быть прагматиками в том смысле, что считать верным
(для нас) то, что (для нас) полезно, и хорошо "работает". Иначе мы просто
заблудимся. Без "ориентиров" осмысленный путь представляется мне
невозможным. Мой критерий правильности - работающая полезность (системы
ценностей и пр.) Идти без цели, наугад (вслепую точнее, без ориентиров) -
мне кажется не имеет смысла. А смысла ("объективно", в природе) нет. Смысл и
смыслы важны и имеют значения только для нас, а не для камней. Поэтому
неразумно искать "объективные" смыслы и/или объявлять фикцией любые. Они
фиктивны для камней,
естественно, все - равно фиктивны. Но для нас, социума, - это отнюдь не
фикция, а социальная реальность.
Итак, "теорему Томаса" можно переформулировать: абсолютно, в социальном
смысле, то, что мы считаем абсолютным.
Перспектива может быть любой и в этом понимании она релятивна, но в
конкретной
социальной жизни - выбранная перспектива абсолютна на период ее выбора.
ИМХО.
ПС. Это общие соображения. Конкретно по вопросу. Я услышал достаточно для
моего вывода и оценки, что награждение обсуждаемого писателя, по меньшей
мере, сомнительно. Поэтому, я хочу чтобы остальные знали, что касаемо
меня, - то я бы этого не делал, и соответственно, я не хочу нести моральную
ответственность за это решение. Это вне моей актуальной компетенции, но
потенциально - я против награды. Думаю, что это важно обозначить: я к этому
решению не имею никакого позитивного отношения.
ППС. Главное базовое методологическое упущение социологического морального
релятивизма -
отрицание социальной реальности как реальности надфизического (и
надбиологического) уровня, т.е. не тождественной своей основе - физической
реальности. Это понятная ошибка, так как в социальной реальности нет ничего
того, что нельзя бы было редуцировать до физической. Но это именно редукция,
потеря смысла. Социальная реальность - не сводится к своей основе без этой
смысловой потери. В определенных аналитических целях эта редукция уместна и
продуктивна, но этой редукцией можно оправдать всё, как и всё обессмыслить
(объявив "с научной позиции" это фикцией).
В этих случаях это и есть прямое обессмысливание, профанация нашей жизни.
Есть ли смысл в природе?.. Смотря где (у кого))? На Марсе и в пр. физической
природе -
его действительно нет, без сомнений. Но в социальной ("человеческой")
природе - он есть
(=его можно создать), а если нет, то самое логичное решение - пойти убить
сибя апстену, или пуститься (напоследок)
во "все тяжкие" - опуститься до примитивного гедонизма.
Best regards, Григорий
http://gora-torin.livejournal.com
Трансгуманистическая перспектива эволюции человека и разума. Хотите узнать
больше?
Заходите на сайт http://www.transhumanism-russia.ru
Original Message From: "Danila Medvedev" <danila.medved***@m*****.ru>
To: "rest.interesting.bessmertie (8672649)" <grigori***@t*****.ru>
Sent: Wednesday, January 17, 2007 6:45 PM
Subject: Анализ позиции Виталия в споре о Ю. Никитине
> Привет всем! Прокомментирую немного этот спор.
>
> Нет такой вещи как "духовная грязь". Её просто не существует. То есть в
> реальном мире, сколько бы вы не искали, вы никогда не найдёте чего-то
> такого, на что можно было бы показать пальцем и сказать: "Это - духовная
> грязь". Духовная грязь - это фикция, выдумка, причём очень опасная. Можно
> абсолютно любого человека обвинить в том, что он весь в "духовной грязи",
> причём не существует возможности это утверждение опровергнуть. Не больше,
> чем опровергнуть утверждение, что вы весь "в невидимых эманациях кристалов
> с планеты Крипс", "в дыхании садовых эльфов", в "паутине лжи бога
> Кри-ма-ксу" или "в кармических следах древнего проклятья".
>
> Но если мы перестанем рассматривать подобные фикции как что-то реальное,
> имеющее прямой аналог в физическом мире, то все рассуждения Виталия,
> отцитированные ниже, становятся бессмысленными.
>
> Вообще, советую всем читать про язык E-prime.
> http://en.wikipedia.org/wiki/E-Prime_language
> Отказавшись от суждений о сущности и ухода в нематериальный мир (где
> бывает духовная слепота...), можно любой глупый спор превратить в
> торжество здравого смысла.
>
>> На чествование ЮН не поеду.Считаю его позором руководства
>> ртд. Человек
>> ещё в имморталистефашиствующего и гомофобного толка банальный
>> коммерсант от
>> литераьтуры , трансгуманизм прилепившиий к своим людоненавистническим
>> идеям
>> .. Ницшеанец низкого толка и с дипломом РТД...., какая- то слепота
>> навалилась
>> духовная на троицу умных энергичных людей. Выберусь на семинар и
>> демонстративно
>> уйду на время рассказа о чествовании. Даже пиар трансгуманизма через
>> этого пользователя
>> взлелеянных человечеством идей грязен и в конце концов закончится
>> необходимостью
>> отмываться от его грязи духовной ,что он пропитан...
>> Попытайся убедить их напоследок. Разбор романа попытки
>> помочь
>> ЮН разобраться в корнях гомофобства,
>> гомоцида,. фашизма.
>
> Конвертируем написанный выше текст в утверждения о фактах. Получаем:
>
>> На чествование Юрия Никитина Виталий Нещадименко не поедет. Виталий
>> испытываетнегативные эмоции (неловкость, стеснение, отвращение, гнев),
>> думая об этом.
>>Писатель Юрий Никитин в книге "Иммортист" использовал идеи
>> трансгуманизма.
>> Юрий Никитин будет иметь диплом РТД.
>>Виталий Нещадименко приедет на семинар. Он встанет и выйдет на время
>> рассказа онаграждении Юрия Никитина. Целью этого поступка будет попытка
>> невербальновыразить своё эмоциональное отношение к награждению писателя.
>
>
> Из текста выкинуты слова, не имеющие прямой связи с реальностью:
> - позор
> - банальный
> - низкого толка
> - слепота духовная
> - грязен
> - отмываться от грязи духовной
>
> Выкинуты слова, являющиеся утверждениями о сущности (противоречит
> принципам E-prime):
> - фашиствующий
> - гомофобный
> - коммерсант
> - людоненавистнический
> - Ницшеанец
>
> Итак, если мы выкинем весь "мусор" из первоначального сообщения Виталия,
> то останется только некое фактическое описание его эмоционального
> состояния и отношения к награждению. Видя это, мы можем только попытаться
> пожалеть и успокоить Виталия. ;-)
>
> --
> С уважением,
> Данила Медведев mailto:danila.medved***@m*****.ru
>
> Трансгуманизм - какое НА САМОМ ДЕЛЕ нас ждёт будущее
> http://www.transhumanism-russia.ru/
>
> --
> Конференция сайтов Научного Иммортализма (http://www.bessmertie.ru) и
> Трансгуманизма (http://www.transhumanism-russia.ru).
>
> http://subscribe.ru/feedback