Сегоднямы
расскажем вам о том, чем люди лечились в прежние времена. Ведь исцеляют нас не только травы! В народной медицине использовались и продукты животноводства, и даже насекомые. Некоторые из таких методов связаны с религи озными культами, которые были еще задолго до христианства. Но мы остановимся на тех, которые признаны эффективными.О
Ценныезапасы
В конце XIX столетия и даже в середине XX в кладовках у многих сельчан еще висели мешки из мо чевых пузырей животных. Они были набиты нутряным жиром с желчью. Запасались и другими продуктами животноводства. А вдруг в доме кто заболеет? Очень ценными считались, например, мази на основе нутряного жира, перетопленного
с окопником лекарственным, корой ивы или ка лины.
Желчь животных в наше время можно купить в аптеках. А когда-то люди добывали ее сами и приме няли
для лечения как внутреннее и наружное средство. Внутрь ее при нимали при печеночных, желудочных заболеваниях и при эпилепсии. В Забайкалье издавна лечили малярию медвежьей желчью. Северные наро ды делали компрессы из желчи оле ней, лисиц, медведей. С ней готовили и мази, добавляя рыбий жир, воск, мел. Белые пятна на теле (витилиго) лечили желчью молоденьких цыплят.
Печенью животных исцеляли ку риную слепоту (ослабление ночного зрения). В одних местностях для этого использовали печень черной курицы, в других – поросенка или теленка. Сейчас уже доказано, что та кой метод эффективен. Ведь в печени много витамина А, необходимого для хорошего зрения. А при упорной
диарее принимали высушенную и растертую в порошок кожицу, снятую с куриных желудков.
Русские, украинцы, белорусы, а также народы Прибалтики часто
использовали и шкуры животных. Больных ревматизмом, фурункуле зом, красной волчанкой закутывали в только что снятые шкурки. У неко торых народов был, например, такой способ лечения острого радикулита и некоторых заболеваний позвоночни ка. Больного оборачивали руном чер ного ягненка и давали ему полежать на полуденном солнце 3-4 часа. С за ячьими шкурками делали компрессы при гидрадените (сучьем вымени), если часто появлялись нарывы в паху или под мышками. Лечебный эффект связан с тем, что такой компресс со храняет
тепло, не пропускает воздух, и нарыв созревает быстрее. Иногда шкуры еще вымачивали в молоке.
Кости животных тоже не пропада ли. В народной медицине
россиян
когда-то была популярна растирка от ломоты в теле – костяное масло. Детям при рахите давали сожженные, а потом истолченные в порошок кости животных,
смешанные с медом.
Как видите, в хозяйстве ничего не пропадало.
МОЛОКО,
СМЕТАНА, СЛИВКИ
Там, где животноводство было основным занятием, люди испокон веков применяли молочные продукты для лечения многих недугов. Напри мер, в российской народной меди цине часто рекомендуется молоко в сочетании с целебными травами. Особенно от простудных заболева
ний, кашля, болей в горле.
Так, в Вятской, Рязанской, Нов городской губерниях в подобных случаях его употребляли с толокном. А в Орловской губернии
при легоч ных заболеваниях, в том числе и при туберкулезе, пили отвар овса на мо локе. Его смешивали с самыми раз ными ингредиентами. В зависимости от местности в молоко добавляли животные жиры, мед, перец, чеснок, соду, даже водку.
Теплое топленое молоко пили, что бы избавиться от простуды, особенно если болели дети. С ним же делали компрессы, примочки, которые по могали при различных повреждениях кожи, укусах насекомых.
Свежую сметану, а также сливки, смешанные с соком короставника и чистотела, применяли при гнойных высыпаниях, фурункулезе, золотухе. А при глазных заболеваниях при кладывали компрессы из кислого молока. Им промывали раны, язвы. Как свидетельствуют многочислен ные этнографические исследования, его использовали даже при укусах гадюки.
КУМЫС
И СЫВОРОТКА
Для лечения до сих пор использу ется не только коровье молоко. Жите ли гор при легочных болезнях приме няют овечье. В России, Белоруссии, Украине в таких Случаях пьют козье, а в некоторых местностях – кобылье молоко. Говорят, оно помогает даже при коклюше,
скарлатине и других се рьезных заболеваниях. Так, гуцулы в Карпатах раньше лечили астму кобы льем молоком, настоянным на арнике горной. Употребление кобыльего мо лока при заболеваниях дыхательных путей известно в практике многих на родов. А кисломолочный напиток из него – кумыс – признанное лекарство. Теперь уже известно, как много в нем белков, жиров, углеводов, витаминов. Это не только очень питательный, но и целебный продукт. Народы Сред ней Азии лечатся кумысом при ис тощении нервной системы,
болезнях легких и бронхов. Его пьют и в тех случаях, когда организму требуется легкоусвояемая пища. В Белоруссии кумысом лечили туберкулез. В 60-х годах XIX столетия там даже хотели открыть кумысолечебные санатории, однако такие попытки не увенчались успехом.
Еще один целебный кисломолоч ный продукт – сыворотка, которая остается после приготовления творо га. Сейчас ее можно купить в магази нах. Она очень полезна. Сыворотку из коровьего молока наши предки пили при желудочных заболеваниях, болях в поджелудочной железе. Ее смеши вали пополам с соком черной редьки.С ней делали компрессы
от уши бов и ванночки от отеков. А в Чер ниговской, Смоленской губерниях принимали ванны при радикулите, добавляя к 10 л сыворотки 0,5 кг соли. В Сибири при гнойных ранах исполь зовали такое средство, как «теплый грибок». На теплую сыворотку лили свежее, сладкое молоко, которое тут же скисало и превращалось в тягучую клейкую массу.
КОРОВЬЕ
СЛИВОЧНОЕ МАСЛО
Этот ценный продукт питания при менялся и для натираний. Масло слу жило основой для приготовления ма зей. При детском диатезе во многих российских губерниях использовали масло, которое взбивали из молока, перетопленного с сосновой живицей (пополам).
А при подозрении на ту беркулез готовили такую смесь.
Брали в равных количествах сли вочное масло, мед, водку, измельчен ные веточки лиственницы
и нутряное несоленое сало. Смесью заполняли бутыль, закупоривали ее очень тщательно, ставили в глиняный горшок с просом и томили в печи. Готовое сна добье принимали по 100-граммовой чарке на ночь.
В Карпатах был удивительный метод лечения сильных головных болей – «пущание масла». Голову обвязывали шерстяным платком, оставляя тщательно выбритое те мечко (место заросшего родничка). И на это место капали растопленное масло, подогретое до 45, затем его растирали. Кстати, метод, похожий на «пущание масла», есть и в баш кирской народной медицине. А в некоторых поселениях постоянные головные боли неизвестного про исхождения успешно
лечили рас топленным маслом, настоянным на тополиных почках.
МУРАВЬИНАЯ
АПТЕКА
К царству животных относится и класс насекомых. Среди них – маленькие муравьишки, которые приносят огромное облегчение при некоторых заболеваниях. Они помо гают избавиться, например, от рев матизма, простуды,
общей слабости.
Когда-то был очень популярен муравьиный спирт. Получали его так: банку с муравьями заливали водкой (пополам) и ставили на ночь в
теплую печь. Еще больные люди искали муравейники и давали себя кусать муравьям. Иногда на муравейнике оставляли свое нательное белье на несколько часов, потом отряхива ли его и носили 3 дня. Такое белье считалось лечебным, пропитанным муравьиной кислотой.
При болезнях горла делали ингаля ции. Муравьев бросали в деревянную дежку (кадку), заливали кипятком, бросали туда раскаленные камни и дышали над паром, накрывшись одеялом. После такой ингаляции ре комендовалось очень хорошо разо греться на печи.
В Сибири были очень популярны ванны из пропаренных муравейников. Осенью брали муравейник вместе с опавшими листьями и опускали в кипяток. Когда настой остывал до 40, в муравьиной ванне купали больного. Парализованные руки, ноги совето вали держать в мешке с муравьями целые сутки. Отдохнув двое суток, повторить. И так –
до полного вы здоровления.
Свежей жидкостью, отжатой из муравьиных яиц, лечили глаза. Рас тертые муравьиные яйца пополам с медом принимали по 1
ч. л. 3 раза в день, если отказывал двигательный аппарат
Во многих местностях раньше де лали так. Просто собирали в мешок целый муравейник, зашпаривали
кипятком, процеживали и полученный настой прикладывали к «болючим» местам.
Люди говорили, что из муравьиных яиц выделяется лечебное муравьи
ное масло. Причем по народным по верьям за ним надо было идти в ночь на Ивана Купалу и до 12 ночи разрыть муравейник, ибо только в эту ночь муравьи не прячут свои коконы.
Ученые подтвердили лечебное действие муравьиных коконов, об наружив в них муравьиную кислоту и целебные эфирные масла. Вот только разрушать муравейники мы с вами не будем. Их надо охранять! А мура вьиные лекарства можно купить и в аптеке.
ВСЕ
СНАДОБЬЯ – В ПРИРОДЕ
Царство животных дает нам очень много лекарств. К этому царству от носятся и черви. Вспомните хотя бы о пиявках! Метод трудотерапии давно признан официальной медициной. Пиявки помогают нам справиться с головными болями, головокружени ями, шумом
в ушах, болями при нарывах и пролежнях. Или, к примеру, змеи. Не зря символом медицины является змея и чаша с ее ядом. В древности у некоторых народов был культ змей, и они считались священными. Люди наделяли змей чудодейственными способностями приносить как добро, так и зло. С этими пресмыкающимися связано очень много легенд и суеверий.
Например, на Западе Украины было распространено такое пове рье. Если кто приютит у себя на зиму гадюку или ужа, тот станет богатым и счастливым. Этнографы засвиде тельствовали, что гуцулы-плотогоны считали особым счастьем заметить на плоту гадюку. А в деревнях Рязан ской губернии говорили, что если кто убьет гадюку, то обязательно
заболеет.
Еще говорили, что именно змеи научили человека различать лекар ственные растения, понимать язык цветов и трав. Даже кожа, которую сбрасывала
с себя гадюка, считалась магической вещью. Ее прикладывали к ранам, разным болячкам, ею лечили глаза.
Некоторые методы народной ме дицины в наше
время вызывают улыбку. Например, лечение малярии растертыми в порошок глазами рака. Или «пупок цапли от всякого яда», кротовая кровь с хлебом от эпи лепсии. Однако подобные рецепты свидетельствуют о том, что люди всегда настойчиво искали лекарства в природе.