Скурлатов В.И. Философско-политический дневник Правоверная трактовка современной космогонии
Правоверная трактовка современной космогонии
По первому Российскому историческому телеканалу «365 дней ТВ», который считаю
вершиной возможного, только что показали западный фильм о происхождении мира, концепция которого близка Правой Вере. Фильм короткий и потому, при всей перенасыщенности мыслями, лишь вскользь касается "вечных вопросов". Так, не поставлена точка в главном из них - о Космического Жертвоприношении (Богосаможертвоприношении). Мне показалось, в этом пункте авторы несколько недотягивают и уступают, например, более логичной и чёткой постановке проблемы в давнем трактате моего учителя Эвальда Васильевича Ильенкова
«Космология духа» (о судьбе этого прозрения – в воспоминаниях
профессора Сергея Николаевича Мареева Космология /Встреча с философом
Э. Ильенковым. Москва: Эребус, 1997, стр. 175-186/).
В фильме в основном осмысляется «сильный антропный принцип», который справедливо провозглашается стержневым для современного научного сообщества космологов и астрофизиков. Довольно компетентно излагаются философские воззрения Анаксагора и Демокрита, а также Платона, Аристотеля и Лейбница. Особенно много внимания уделяется истолкованию концепций «монады», «всеединства» и «Логоса».
«Логос» трактуется как Программа бытия сущего, которую
благодаря взаимосопряжению «микрокосмоса» (человека) и «макрокосмоса» (Вселенной) и «всеединству» бытия сущего способен «считывать» человек, прежде всего пророк. Этот важный аспект Правой Веры раскрыт в фильме неплохо, хотя можно было бы усилить аргументацию, обратившись к трудам Мартина Хайдеггера и Жака Деррида. Авторы фильма богословски-безупречно раскрывают первоисходность Программы через взаимоотношения трёх ипостасей Святой Троицы – Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого духа.
О Богосаможертвоприношении
тоже говорится, но не естественнонаучно, а теологически и потому несколько абстрактно. В частности, когда авторы фильма говорят о саможертвоприношении Бога-Отца, - они не акцентируют палаческо-хотарскую роль жертвоприносителя, которым выступает Сплот Правоверных в эсхатологическом миге своего теозиса-обожения. Тем самым пропадает вся суть арийско-ведических и семитско-авраамических откровений о Богочеловечестве. На мой взгляд, русская мысль благодаря экзистенциальному православному и коммунистическому опыту
больше подготовлена к Правой Вере, чем западная, о чём и свидетельствует, в частности, трактат Эвальда Ильенкова более чем полувековой давности.